Конспект занятия "Живая и неживая природа"
план-конспект по природоведению на тему
Обобщить знания детей о природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Живая и неживая природа". | 451.75 КБ |
конспект занятия "Времена года" | 909.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Конспект занятия
«Живая и неживая природа»
(2-ой год обучения)
Разработала: Вырьева В.Н.
педагог дополнительного образования
творческое объединение «Мир вокруг нас»
2017 год
Тема: «Живая и неживая природа»
Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб.№10
Время проведения: 10.30 ч. (35 мин.)
Количество учащихся: 12 человек
Возраст учащихся: 6-7 лет
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое» .
Педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Цель: дифференциация живой и неживой природы.
Задачи:
- научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком;
- сформировать представление о неразрывной связи человека с природой, т.е. человек часть природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: плакат «Природа», иллюстрации «Живая и неживая природа», карандаши цветные, альбом, карандаш простой, карточки «Живая и неживая природа».
Ход занятия
I Организационный момент
Педагог читает стихотворение.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром.
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Весёлый звон ручья
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
(Л. Дайнеко)
II Основная часть
Теоретическая часть
Педагог: Вы знакомы со словом природа? А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Педагог: А что нельзя назвать природой? (это то, что сделано руками человека)
Педагог: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделала руками человека)
Педагог: А вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек только их приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.
Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» – это все то, что сделано руками человека.
Педагог: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».
Вертолёт похож на стрекозу
Подводная лодка – на кита.
(Дети продолжают этот ряд)
Педагог: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Живая природа – это то, что движения, растет, развивается, умирает и размножается. Педагог раздает детям картинки. Дети берут по одной картинке и рассказывают по очереди, что на ней изображено. Если природа, то поясняют какая (живая, неживая). Если «неприрода», то почему они так думают (потому что создано руками человека).
Игра «Живая и неживая природа»
Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте (кролик, липа, мышь, берёза).
Педагог: А какой природе относится человек? (Ответы детей).
Педагог: Да! Правильно! Молодцы! Человек – часть живой природы и одновременно существо мыслящее. Докажите, что человек – часть живой природы? Как он связан с живой и неживой природой?
Дети: человек движется, растет, развивается, умирает и размножается. А поскольку человек – часть природы, то без природы и он обречен на гибель. Если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, различные материалы и даже воздух, человек не смог бы выжить.
Педагог: Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На земле он всех умней, Потому и всех сильней. Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.
Человеку надо бережно относиться к природе.
Практическая работа:
Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами выполним практические задания.
Физкульминутка:
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.
III Заключительная часть
Педагог:
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащий,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьев лиц?
Когда поймешь, ты наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец.
(С. Кирсанов)
Выполнение
Педагог: На этом мы с вами закончим. Что мы сегодня узнали нового? Понравились ли вам тема, которую мы сегодня прошли. Мне тоже. Молодцы!
Рефлексия:
Педагог: А сейчас мы с вами нарисуем рисунки на тему «Живая и неживая природа».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Конспект занятия
(2-ой год обучения)
Разработала:
Вырьева Виктория Николаевна
педагог дополнительного образования
г.Ярцево
2017 год
Тема занятия: «Времена года»
Место проведения: МБУДО ЦДТ, кааб.№10
Количество детей: 12 учащихся
Возраст детей: 6-7 лет
Время проведения: 10ч.30 мин.(35 мин.)
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».
Педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированная, здоровьесберегающие.
Цель занятия:
- Формирование у детей элементарной системы знаний;
- Формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней.
Задачи занятия:
- активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений);
- закрепить умение описывать предмет по его основным признакам;
- закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц;
- воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.
Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; презентация «Времена года», мультимедийный проектор, доска, «ковер-самолет» (красочное покрывало), иллюстрации перелетных и зимующих птиц, снежинки из салфеток на каждого ребёнка, колпак, палочка, «чудесный мешочек» с овощами и фруктами.
Ход занятия:
I.Организационная часть.
Дети рассаживаются за столы. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Педагог:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
II. Основная часть.
Теоретическая часть.
Педагог: - Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.
- Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте – ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).
Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Звучит музыка П.И. Чайковского.
1 остановка: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весна.)
Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.
Педагог:
- Какая весна в нашем краю?
(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).
- Что хорошего вы знаете о весне?
(природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)
- Назовите весенние месяцы?
(март, апрель, май)
- Кто весну на крыльях приносит?
(птицы.)
- Как называются эти птицы?
(перелетные.)
- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?
(зимующие)
Физкультминутка:
Птички прыгают, летают ( прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели.
И на место сели. (улетают», садятся)
Педагог: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Педагог: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза.
Звучит музыка П.И. Чайковского.
2 остановка: Весна пройдет, а за нею …
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (лето).
Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доску.
Педагог: - Какое лето в нашем краю?
(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).
- Что хорошего несет с собой лето?
(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)
Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.
Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».
Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время педагог надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.
Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д. На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.
Педагог: Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза.
Звучит музыка П.И. Чайковского.
3 остановка: Прошло лето, а за ним…
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью).
Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.
Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
Педагог: - Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи. Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.
(Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах, остальные дополняют).
Педагог: - Чем вам осень нравится?
(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)
- Чем осень может огорчить?
(пасмурной, дождливой погодой)
Педагог: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза.
Звучит музыка П.И. Чайковского.
4 остановка: Прошла осень, а за нею …
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой).
Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску.
Педагог: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Дети кладут снежинку на ладошку и дуют на нее. У кого дальше улетит снежинка.
Педагог: - Какие ваши любимые развлечения зимой?
(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)
- Какая зима в нашем краю?
(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).
Физкутминутка: «Зима»
Вечер приближается, (разводят руки в стороны),
Вьюга начинается. (качают над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз, (с усилием сжимают кулаки)
Щиплет щеки, щиплет нос. (пальцами слегка щиплют щеки и нос)
Руки стали замерзать, (трут ладони)
Надо их отогревать. (дышат на ладони).
Педагог: Ребята, давайте побеседуем о любимом времени года, вот мое любимое время года – весна, которая следует за зимой. Весной появляются самые нежные и прекрасные цветы – подснежники и вся природа оживает и «просыпается». Придумайте об этом цветке красивое предложение. (Ответы детей)
Педагог: Спасибо, ребята. А сейчас мы с вами посмотрим на ваши развлечения и игры, в разные времена года.
Проекция слайд – шоу с фотографиями детей и их занятиями в каждое из времён года.
Практическая работа:
Педагог: Ребята, мы с вами познакомились с временами года. Для закрепления материала, выполните, пожалуйста, практические задания на тему «Времена года».
III. Заключительная часть.
Игра в кругу с мячом (обратная связь):
Педагог: - Куда мы с вами сегодня путешествовали?
- Перечислите последовательность времён года.
- Что вам понравилось, запомнилось?
- В чём возникали трудности?
- Как вы с ними справились?
Педагог: - Молодцы, хорошо поработали.
- Мне понравилось наше занятие, а вам?
- Спасибо за работу. До следующей встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....
Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"
Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...
Конспект занятия "Что такое природоведение? Живая и неживая природа"
Разработка конспекта занятия, презентации и видеоматериала по теме "Что такое природоведение? Живая и неживая природа"...
Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"
Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...
Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»
Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...