Конспект занятия "Живая и неживая природа"
план-конспект по природоведению на тему

Вырьева Виктория Николаевна

 

Обобщить знания детей о природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Конспект занятия

«Живая и неживая природа»

(2-ой год обучения)

Разработала: Вырьева В.Н.

педагог дополнительного образования

творческое объединение «Мир вокруг нас»

2017 год

Тема: «Живая и неживая природа»

Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб.№10

Время проведения: 10.30 ч.  (35 мин.)

Количество учащихся: 12 человек

Возраст учащихся: 6-7 лет

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое» .

Педагогические технологии:  игровые, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Цель: дифференциация живой и неживой природы.

Задачи:

  • научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком;
  • сформировать представление о неразрывной связи человека с природой, т.е. человек часть природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: плакат «Природа», иллюстрации «Живая и неживая природа», карандаши цветные, альбом,  карандаш простой, карточки «Живая и неживая природа».

 Ход занятия

I  Организационный момент

Педагог читает стихотворение.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром.

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Весёлый звон ручья

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

                                            (Л. Дайнеко)

II Основная часть

Теоретическая часть

Педагог:  Вы знакомы со словом природа? А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения  о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Педагог: А что нельзя назвать природой? (это то,  что сделано руками человека)

Педагог: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделала руками человека)

Педагог: А вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек только их приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» – это все то, что сделано руками человека.

Педагог: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Вертолёт похож на стрекозу

Подводная лодка – на кита.

(Дети продолжают этот ряд)

Педагог: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Живая природа – это то, что движения, растет, развивается, умирает и размножается. Педагог раздает детям картинки. Дети берут по одной картинке и рассказывают по очереди, что на ней изображено. Если природа, то поясняют какая (живая, неживая). Если «неприрода», то почему они так думают (потому что создано руками человека).

Игра «Живая и неживая природа»

       Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте (кролик, липа, мышь, берёза).

Педагог: А какой природе относится человек? (Ответы детей).

Педагог: Да! Правильно! Молодцы! Человек – часть живой природы и одновременно существо мыслящее. Докажите, что человек – часть живой  природы? Как он связан с живой и неживой природой?

Дети: человек движется, растет, развивается, умирает и размножается. А поскольку человек – часть природы, то без природы и он обречен на гибель. Если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, различные материалы и даже воздух, человек не смог бы выжить.

Педагог: Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На земле он всех умней, Потому и всех сильней. Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

Практическая работа:

Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами выполним практические задания.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\15.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\img11.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\i.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\konkurs-jivaya-i-nejivaya-priroda-dlya-detey-18376-large.jpg

Физкульминутка:

Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.

III Заключительная часть

Педагог: 

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащий,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьев лиц?

Когда поймешь, ты наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец.

                               (С. Кирсанов)

Выполнение

Педагог: На этом мы с вами закончим. Что мы сегодня узнали нового? Понравились ли вам тема, которую мы сегодня прошли. Мне тоже. Молодцы!

Рефлексия:

Педагог: А сейчас мы с вами нарисуем рисунки на тему «Живая и неживая природа».

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Конспект занятия

 

(2-ой год обучения)

Разработала:

Вырьева Виктория Николаевна

педагог дополнительного образования

г.Ярцево

2017 год

Тема занятия: «Времена года»

Место проведения: МБУДО ЦДТ, кааб.№10

Количество детей: 12 учащихся

Возраст детей: 6-7 лет

Время проведения: 10ч.30 мин.(35 мин.)

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Педагогические технологии:  игровые, личностно-ориентированная, здоровьесберегающие.

Цель занятия:

  • Формирование у детей элементарной системы знаний;
  • Формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней.

Задачи занятия:

  • активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений);
  • закрепить умение описывать предмет по его основным признакам;
  • закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц;
  • воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; презентация «Времена года», мультимедийный проектор, доска,  «ковер-самолет» (красочное покрывало), иллюстрации перелетных и зимующих птиц,  снежинки из салфеток на каждого ребёнка, колпак, палочка, «чудесный мешочек» с овощами и фруктами.

Ход занятия:

I.Организационная  часть.

Дети рассаживаются за столы. Звучит музыка  П.И. Чайковского «Времена года».

Педагог: 

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

II. Основная часть.

Теоретическая часть.

Педагог: - Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

- Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте – ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза.  Звучит  музыка П.И. Чайковского.

1 остановка:    Зазвенели ручьи,

                          Прилетели грачи.

                          В дом свой – улей – пчела

                          Первый мёд принесла.

                          Кто скажет, кто знает,

                          Когда это бывает? (Весна.)

Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.

Педагог:

- Какая весна в нашем краю?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).

- Что хорошего вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)

- Назовите весенние месяцы?

(март, апрель, май)

- Кто весну на крыльях приносит?

(птицы.)

- Как называются эти птицы?

(перелетные.)

- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

(зимующие)

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают ( прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели.
И на место сели.  (улетают», садятся)

Педагог: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Педагог: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза.

Звучит музыка П.И. Чайковского.

2 остановка: Весна пройдет, а за нею …

                        Солнце печет,

                         Липа цветет,

                         Рожь колосится,

                         Золотится пшеница,

                         Кто скажет, кто знает,

                         Когда это бывает? (лето).

Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доску.

Педагог: - Какое лето в нашем краю?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

- Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)

Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».

        Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время педагог надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.

        Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д. На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.

Педагог: Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза.

Звучит музыка П.И. Чайковского.

3 остановка:   Прошло лето, а за ним…

                          Пусты поля,

                          Мокнет земля,

                          Дождь поливает,

                         Когда это бывает? (Осенью).

Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.

Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

Педагог: - Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи. Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.

(Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах, остальные дополняют).  

Педагог: - Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

- Чем осень может огорчить?

(пасмурной, дождливой погодой)

Педагог: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза.

Звучит музыка П.И. Чайковского.

4 остановка:   Прошла осень, а за нею …

                          Снег на полях,

                          Лёд на реках,

                          Вьюга гуляет –

                          Когда это бывает? (Зимой).

Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску.

Педагог: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Ветерок». 

Дети кладут снежинку на ладошку и дуют на нее. У кого дальше улетит снежинка.

Педагог: - Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

- Какая зима в нашем краю?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).

Физкутминутка: «Зима» 

 Вечер приближается, (разводят руки в стороны),

Вьюга начинается. (качают над головой руками из стороны в сторону).

 Крепчает мороз, (с усилием сжимают кулаки)

Щиплет щеки, щиплет нос. (пальцами слегка щиплют щеки и нос)

Руки стали замерзать, (трут ладони)

Надо их отогревать. (дышат на ладони).

Педагог: Ребята, давайте побеседуем о любимом времени года, вот мое любимое время года – весна, которая следует за зимой. Весной появляются самые нежные и прекрасные цветы – подснежники и вся природа оживает и «просыпается». Придумайте об этом цветке красивое предложение. (Ответы детей)

Педагог: Спасибо, ребята. А сейчас мы с вами посмотрим на ваши развлечения и игры, в разные времена года.

Проекция слайд – шоу с фотографиями детей и их занятиями в каждое из времён года.

Практическая работа:  

Педагог: Ребята, мы с вами познакомились с временами года. Для закрепления материала, выполните, пожалуйста, практические задания на тему «Времена года».


D:\Виктория\Творческое объединение Мир вокруг нас\3. Времена года\94629858_large_10007.jpgD:\Виктория\Творческое объединение Мир вокруг нас\3. Времена года\Времена года задание 1.jpeg


D:\Виктория\Творческое объединение Мир вокруг нас\3. Времена года\Vremena_goda_game.jpgD:\Виктория\Творческое объединение Мир вокруг нас\3. Времена года\Времена года задание 2.jpg


III. Заключительная часть.

Игра в кругу с мячом (обратная связь):

Педагог: - Куда мы с вами сегодня путешествовали?

- Перечислите последовательность времён года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- В чём возникали трудности?

- Как вы с ними справились?

Педагог: - Молодцы, хорошо поработали.

-  Мне понравилось наше занятие, а вам?

- Спасибо за работу. До следующей встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"

Урок  природоведения по теме  "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....

Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"

Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

Конспект занятия "Что такое природоведение? Живая и неживая природа"

Разработка конспекта занятия, презентации и видеоматериала по теме "Что такое природоведение? Живая и неживая природа"...

Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...

Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»

Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...