Конспект урока "Живая и неживая природа" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Гнитиенко Валентина Викторовна

Конспекп составлени в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zhivaya_i_nezhivaya_priroda_5_klass.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока « Живая и неживая природа.»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных отличительных признаках живого организма от неживого.

Задачи:

Обучающая: сформировать у учащихся представление об основных отличительных признаках живого организма от неживого.

Воспитательная: создать условия, обеспечивающие воспитание стремления к осознанному и бережному отношению к природе.

Развивающая: развивать умения и навыки наблюдения за объектами природы, сравнивать их, обобщать материал, выбирать главное, делать выводы, развивать стремление к исследованию окружающего мира, формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты:

личностные результаты:  

  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке;
  • готовность к конструктивной совместной деятельности на уроке;
  • стремление к взаимопониманию и взаимопомощи

метапредметные:  

  • умение выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);  
  • умение устанавливать существенные признаки сравнения и обобщения объектов;
  • использовать вопросы как инструмент познания

предметные:  

  • характеризовать биологию как науку о живой природе;  
  • называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;  
  • иметь первоначальные представления о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
  • приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) учёных в развитие биологии;

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие, представление себя, поздравление с началом учебного года и началом изучения нового для них предмета – биологии – науки о живых организмах.

  1. Мотивирование на учебную деятельность.

Выслушать ожидания от предмета.

- Что мы будем изучать на уроках?

Зафиксировать первоначальные представления о биологии.

- Вспомните темы, связанные с биологией которые вы изучали в начальной школе на уроках природоведения.

      3. Постановка цели урока.

- Что сегодня нового мы узнаем на уроке? (Что изучает наука биология и чем живые организмы отличаются от тел неживой природы.)

 Термин биология (биос – жизнь, логос наука, с греч.)

Записывают термин. Биология – это система наук, изучающих жизнь.

4. Актуализация знаний. 

С уроков окружающий  вы помните, что все что нас окружает мы называем «объектами» или «телами».  Они могут быть «живыми» или «неживыми».  Для изучения отличительных особенностей живого предложите детям привести примеры живых организмов и объектов неживой природы. – фронтально, либо самостоятельно. Ошибки исправим в конце урока.

Почему вы отнесли те или иные объекты к живой природе? (они будут называть признаки) – в этот момент переходим к изучению признаков живых организмов.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Назовите ключевые признаки, отличающие велосипед и самокат, апельсин и лимон, ручка и карандаш. Акцентируйте внимание что признаки могут касаться как строения, так и выполняемых функций.

 Признаки живых организмов.

Общим признаком строения живых организмов является 1. Клеточное строение (демонстрация фото клеток)

Клетка – это структурная единица живого.

Знакомство с жизненными процессами организмов целесообразно начать с тех,  проявления которых хорошо знакомы детям.

 Питание

Для чего нужна пища человеку? Что происходит с питательными веществами в организме?

Чем питаются ваши домашние животные?

А растения? (демонстрация питания растений – схема) + на примере комнатного растения с жухлыми листьями.

Изучение питания целесообразно продолжить изучением выделения. Выделение.

Выделение у человека: пот, моча.

Выделение у растений (демонстрация слайда с картинкой растение в колбе)

Дыхание – предложить детям задержать дыхание, а затем оценить его роль в жизни человека.

Дыхание у животных – на примере рыбы дыхательные движения мультимедиа или видео. И сказать о значении  кислорода для выработки энергии!!!

Используя знания о питании, дыхании и выделении для изучения

 

Обмен веществ – это совокупность взаимосвязанных процессов получения (питания) необходимых для жизни веществ, их превращений (дыхание) в организме и удаления (выделение) ненужных остатков.

Следует добиться первоначального понимания этого понятия как совокупности взаимосвязанных процессов получения необходимых для жизни веществ, их превращений в организме и удаления ненужных остатков (на слайде динамическая схема или анимация).

 Движение. Способность живых организмов к движению начните с изучения движений человека. Проведите короткую физкультминутку на примере которой рассмотрите роль мышц в движении человека.

Приведите примеры движения животных по образцу: «название животного – способ движения»

Примеры движения растений на комнатных растениях – изменение направления роста растений в зависимости от расположения источника света. Передвиньте комнатные растения и предложите посмотреть как они изменят свое положение (понаблюдать) через неделю.

 При изучении раздражимости предложите вспомнить их реакции на различные раздражители: яркий свет – зажмуриться, горячий предмет – отдернуть руку.

Благодаря раздражимости организмы реагируют на изменения окружающей среды и тем самым приспосабливаются к ним

При изучении свойства размножения обратитесь к средствам визуализации, продемонстрируйте фотографии птиц насиживающих яйца, насекомых у кладки яиц, млекопитающих кормящих детенышей.

- Что объединяет эти картинки? На картинках изображены родители и их потомство. Вывод: размножение – это общее свойство живых организмов. Благодаря этому свойству живых организмов появился на свет каждый из нас. Для иллюстрации роста и развития организмов раздайте детям карточки с картинками на которых показаны стадии развития майского жука, лягушки, птицы, образование плодов и семян растений.

Вывод: способность к развитию – еще один признак живых организмов.

Способность организмов к росту можно рассмотреть в ходе эвристической беседы о том,  насколько изменился рост учащихся за разные периоды жизни -за лето, за год, за несколько лет.

Рост животных и растений – на примере анимации всходы семян, рост дерева, рост животного.

В завершении урока необходимо учащихся подвести к выводу о том, что каждый живой организм обладает всей совокупностью данных признаков. И это является общим свойством отличающих живую природу от неживой.

Биосфера. Границы биосферы. В.И. Вернадский (сформулировал современное определение понятия биосфера , А.Л. Чижевский (установил взаимосвязь циклов активности Солнца с явлениями происходящими в биосфере).

  1. Рефлексия.

Возвращаемся к схеме которую мы заполняли в начале урока и исправить ошибки с учетом приобретенных знаний. При исправлении обязательно нужно указать по каким признакам мы относим тот или иной объект к живой или неживой природе.

  1. Домашнее задание. Выучить признаки живых организмов в тетради.  

Учебник: стр 7. Текст и рис.3; стр 9 ответы на вопросы 1,2; стр.14,15,16 Отличие живого от неживого, до Моя лаборатория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Многообразие живых организмов. чем живое отличается от неживого. 6 класс

Конспект урока + презентацияМногообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого. Данный материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для 6 класса по теме "Многообразие ж...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...