Рабочая программа по ОПК 5-9 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по ОПК 5-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-9_klass.docx | 46.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Туапсинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Туапсе
МО Туапсинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ____ августа 2017года протокол № 1
Председатель ___________ Г.В.Тарасенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Основам православной культуры и истории христианства
Ступень обучения основная школа
Количество часов 170 часов (1 час в неделю)
Уровень базовый
Составитель: Шмулянская Оксана Игоревна
Программа разработана на основе программы Основы православной культуры и история христианства: программа культурологического курса для общеобразовательных школ: основная школа: 5-9 классы / А.В.Бородина. – Изд.3-е, перераб. – М.: МОФ «ОПК»,2016. – 24 с. (Серия «История религиозной культуры»)
Данная программа полностью соответствует Федеральному государственному стандарту (второго поколения) для 5 – 9-х классов и является частью Программы историко - культурологического курса «История религиозной культуры» для 1 – 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы современного образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное развитие и воспитание.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Оптимальным для светского образования средством достижения осознанного усвоения учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной.
Огромный интерес к религиозному содержанию со стороны педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса обусловлен рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к национальной культуре и истории, наблюдающиеся с 90-хгг. ХХ в.
Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта.
Особое значение данная область знаний приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди учащихся светских школ подавляющее большинство - верующие дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демократической стране.
Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта использования Программы позволил определиться с содержанием и концепцией курса.
Цель учебного курса «Основы православной культуры» - совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса.
Задачи курса:
- организация систематического изучения основ православной культуры;
- организация изучения истории христианства;
- духовно-нравственное развитие и воспитание школьников;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- приобщение школьников к духовным основам и истории русского (государственного) языка;
- обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- приобщение к художественно-эстетическим традициям России;
- ознакомление с православными святынями мира; формирование представлений о единстве православной культуры народов мира;
10)создание условий для реализации прав школьников на убеждения;
11) формирование целостного восприятия мира;
12) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
13) формирование культуры общения;
14) предупреждение возможных тупиков личностного развития;
15) воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
16) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений н основе традиций культуры Отечества;
17) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
18) воспитание патриотизма; формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
19) формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения;
20) обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;
21) оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре;
22) укрепление православных основ семьи;
23) формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
24) воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
25) творческое ( интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
26) формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.
Место Программы учебного курса в системе общего образования, в учебном плане
Программа учебного курса «Основы православной культуры и история христианства» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребёнка. Курс является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития школьников.
Программа рассчитана на 34 урока по каждому разделу, по 1 часу в школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания, основные идеалы и ценности, составляющие воспитательную основу курса
Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания обусловлено особенностями данного курса как курс светского, историко-культурологического, но религиозного содержания. Такие особенности определяются Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.
Программа курса «Основы православной культуры» позволяет приобщать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Патриотизм-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- Труди творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- Природа – родная земля, планета Земля, экологическое сознание;
- Человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Результаты освоения учебного курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих характеристик ученика:
- сознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
- обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
- уважительно относящийся к святыням;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих значений и нравственный смысл из общих значений и универсальных учебных действий;
- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексико;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
- знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской православной Церкви в контексте отечественной истории;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- нравственная личность, воспитания на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Успешность преподавания курса в немалой степени зависит от материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. Никаких особых условий для преподавания курса не требуется: стандартной организации образовательного процесса для основной школы вполне достаточно, важно, чтобы образовательный процесс был обеспечен учебными пособиями для учащихся, пособиями для учителей и комплектами демонстрационных материалов.
Кроме этого, создан мультимедиацикл, включающий:
- серию передач по теме «Основы православной культуры», которые интересны как для педагогов, так и для родителей, (мультимедиацикл доступен и распространяется бесплатно на сайтах: http://www.fondopk.ru и http://www.orthodoxopk.ru ( сайт Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» и сайт А.В. Бородиной);
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
- педагог должен любить детей воспитанников, основные закономерности интеллектуального и психологического развития школьников;
- учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
- используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
- теоритические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 класс
РАЗДЕЛ 5. «Основы духовности языка» - 34 часа
Тема 1. «ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» – 4 ч.
Назначение языка.
Священное Писание о языке.
Происхождение языков.
Религия и языки.
Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК – ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» – 6 ч.
Сила и красота русского языка.
Русский язык в поэзии.
Священное Писание в нашей речи.
Формы духовной мудрости в речи.
Крылатые выражения из Старого и Нового Заветов.
Духовная русская лексика.
Тема 3.«ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» – 6 ч.
История русского языка и происхождение духовной лексики.
Греческий язык как язык – посредник.
А.С.Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка.
Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл.
История создания славянской письменности.
Назначение славянской азбуки.
Тема 4.«ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» – 18 ч.
Церковнославянская азбука.
Азбука и алфавит.
Назначение церковнославянского языка.
Современный русский алфавит.
Правила чтения по-церковнославянски.
Понятие о Псалтири и псалмах.
Надстрочные знаки.
Титла.
Читаем по-церковнославянски и переводим.
Прописные буквы в церковнославянском языке.
Евангельские притчи.
Символ веры.
Молитвы на церковнославянском языке.
Обозначение чисел в церковнославянском языке.
Обозначение чисел второго десятка.
Обозначение десятков, сотен, тысяч.
Чтение по-церковнославянски.
Главные православные праздники.
6 класс
РАЗДЕЛ 6. «Основы православной культуры» 34 часа
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.
Роль Православия в жизни российского общества
Возникновение Православной церкви.
Понятие религиозного чуда.
Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
Крещение Руси.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч.
Библия: история создания.
Книги Ветхого и Нового Заветов.
Канон.
Сотворение мира и человека.
Всемирный потоп.
Заповеди Божии.
Книги Нового Завета.
Содержание Евангелия.
Тема 3. «ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ» -7 ч.
Храм как явление общественной жизни россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов.
Особенности строительства храмов.
Внутреннее устроение храма.
Благодатный Огонь над Гробом Господним.
Новый Иерусалим.
Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» - 10 ч.
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры.
Церковное искусство.
Иконопись на Руси.
Русские иконописцы.
Разнообразие Богородичных икон.
Иконография Богородичных икон.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
Фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства.
Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» - 3 ч.
Что такое «агиография»?
Житие Сергия Радонежского.
Житие Серафима Саровского.
Учебно-методическое обеспечение раздела 6
- Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для учащихся 6 класса.- Изд.7-е. – М., 2015.
- Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для учителей.- Изд.4-е. – М., 2016.
Электронные пособия.
1.Видеоприложение к пособию « Основы православия»
2.Псков, Изборск, Печоры, Пушкиногорье. Видеоэкскурсии.
3.Фильм « Полианна»-2эк.
7 класс
РАЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» - 34 часа
Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч.
Россия в мировой истории.
О субъективном понимании истины.
Грех, страсть. Антихрист.
Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» - 5 ч.
Политическое устройство Римской империи во II-I. Вв. до Р.Х.
Древняя Палестина накануне Рождества Христова.
Кризис верований.
Ожидание Мессии.
Хранение веры израильтянами.
Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» - 3 ч.
Святая земля в период новой эры.
Историчность евангельских событий.
Отсчёт новой эры от Рождества Христова.
Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» - 6 ч.
Рождение Христа и первые христиане.
Спасение для всех и для каждого.
Вселенский характер учения Христа.
Язык Благовестия.
Притча о блудном сыне.
Апостольская миссия.
Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» - 2 ч.
Рождение церкви.
Начало гонений на христиан.
Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» - 11 ч.
Деяния Двенадцати Апостолов.
Условия распространения Евангелия.
Деяния святого Апостола Петра.
Труды Апостолов от 70-ти.
Жизнь Божией Матери поле вознесения Иисуса Христа.
Апостольский собор.
Книги Нового Завета.
Гонения на церковь.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Апологеты.
Судебная и научная апологетика.
Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» - 1 ч.
Константинополь – первая христианская столица.
Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» - 2 ч.
Основы христианской этики и эстетики.
Возникновение христианской символики.
ИТОГОВЫЙ УРОК
Истоки и особенности христианского церковного искусства.
Учебно-методическое обеспечение раздела 7
- Бородина А.В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие для учащихся 7 класса.- Изд.2-е. – М., 2014.
8 класс
РАЗДЕЛ 8. «ХРИСТИАНСТВО В IV – XI вв.» - 34 часа
Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 3 ч.
Христианство в период гонений.
Отношение христиан к правителям.
Причины гонений на христиан.
Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» - 28 ч.
От гонений к государственной религии.
Начало Византийской культуры.
Обретение Креста Господня.
Источники православного вероучения.
Канон Священного Писания в Православной Церкви.
Признаки Вселенских Соборов.
Первые Символы веры.
Лжеучения и ереси.
Первый Вселенский Собор.
Второй Вселенский Собор.
Третий Вселенский Собор.
Четвёртый Вселенский Собор.
Пятый Вселенский Собор.
Шестой Вселенский Собор.
Седьмой Вселенский Собор.
Торжество Православия
Армяно-Григорианская Церковь.
Писатели и отцы Церкви.
Василий Великий.
Григорий Богослов.
Иоанн Златоуст.
Распространение христианства в Грузии.
Святая равноапостольная Нина.
Возникновение монашества.
Основные разновидности монашества.
Монашество и монастыри на Афоне.
Монашество на Западе.
Значение эпохи Вселенских Соборов.
Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» - 2 ч.
Объективные предпосылки отделения Римской Церкви.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную.
ИТОГОВЫЙ УРОК – 1 ч.
Вселенские Соборы.
Учебно-методическое обеспечение раздела 8
- Бородина А.В. Основы православной культуры: Христианство: IV – XI вв. Учебное пособие для 8 класса.– М., 2014.
9 класс
РАЗДЕЛ 9. «ХРИСТИАНСТВО В XI - XXI вв.» - 34 часа
Тема 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» — 9 ч.
Византия – важнейший исторический центр развития христианства
Становление иконописных традиций.
Особенности Византийской цивилизации.
Закат Византийской империи.
Третий расцвет Византийской культуры.
Феофан Грек.
Религиозные споры.
Унии и стояние в вере.
Исихазм.
Тема 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ
ЦЕРКВИ ДО ПРОТЕСТАНТИЗМА» - 4 ч.
Крестовые походы и их последствия.
Развитие религиозной мысли в Западной Европе.
Идеи гуманизма в западной культуре.
Католическое церковное искусство.
Тема 3. «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРАДИЦИЯ» - 5 ч.
Множество различных независимых христианских движений.
Отказ от латыни.
Мормоны и пятидесятники.
Идеология. Цели.
Тоталитарные секты.
Тема 4. «КАТОЛИЦИЗМ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ» - 5 ч.
Кризис Римско-католической церкви.
Борьба с гугенотами.
Римский Папа Иоанн Павел II.
Влияние на образование, здравоохранение.
Особенности латинского вероучения.
Тема 5. «ПРАВОСЛАВИЕ: СВЯТАЯ РУСЬ – ПРЕЕМНИЦА ВИЗАНТИИ» - 10 ч.
Первые христианские храмы на территории России.
Крещение Руси в 986 – 988 гг.
Отношения Русской Церкви с Римско-католической.
Установление Патриаршества на Руси.
Церковь греческого обряда на территории России.
Реформы Патриарха Никона.
Положение Русской Церкви после Октябрьской революции.
Святые мученики Православной Церкви XXв.
Русская Зарубежная Церковь.
Возрождение церковной жизни в России концу XX века.
ИТОГОВЫЙ УРОК – 1 ч.
Православие в России в XXI веке.
Учебно-методическое обеспечение раздела 9
- Бородина А.В. Основы православной культуры: Христианство: XI - XXI вв. Учебное пособие для 9 класса.– М., 2016.
- Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь – справочник. – Изд.3-е. – М., 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...