РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» для учащихся 7 классов
рабочая программа (7 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
для учащихся 7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fchk_rp_2017-2018.docx | 60.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
для учащихся 7 классов
Разработчик программы: Байгазина Эльза Зуфаровна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории |
Содержание программы:
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………………………………………………
3. Содержание учебного курса…………………………………………
4. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности
обучающихся………………………………………………………………………
5 . Приложения к программе ………………………………………………………………
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 7 классов составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- Устава МБОУ «Школа № 5» утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2014 г.
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 5» «Отличная школа», утвержденной приказом директора школы № 439 от 31.08.2017 г.
- Положением МБОУ «Школа № 5» «О рабочей программе по учебному предмету в рамках реализации ФГОС второго поколения» № 450 от 31.08.2017 г.
– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;
– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Рабочая программа является локальным нормативным документом и адресована учащимся с разноуровневой подготовкой 7-х классов МБОУ СОШ №5, продолжающих осваивать курс русского языка и литературы, и предполагает предоставление равных, но разнообразных возможностей освоения программы.
Программой учитывается направленность Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом
Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».
Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование читательской деятельности школьников,
умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 35 часов, изучается в 7 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
Срок реализации программы- 1 год.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение культурной компетентности
- Повышение читательской компетентности
- Изменение отношения к чтению
- Рост читательской активности
- Развитие мотивации к чтению
- Воспитание уважения к книге
2. Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
- отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
- выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
- объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
- обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
- Аргументировать свою точку зрения
- Задавать вопрос
- Составлять план текста
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Учащийся должен:
1.ответить на контрольные вопросы;
2. задать вопрос к тексту;
3. интерпретировать текст или эпиграф;
4.выделить и определить основную идею текста;
5.отразить в графической схеме логические и смысловые связи фрагментов текста ;
6. составить план, продолжение развития сюжета
7. просмотреть текст с целью нахождения информации;
8. воспроизвести содержание текста с опорой на план;
9. составить алгоритм действий или сводную таблицу;
10. продолжить обсуждение прочитанного в парах
11. применить знания на практике и др.
Система оценки достижений учащихся 7 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Основной формой организации учебного процесса в рамках настоящей программы является урок продолжительностью 40 минут. Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
3.Содержание учебного курса
Место курса «Формирование читательской компетентности» в базисном учебном плане
Данная программа рассчитана на 35 часов в 7 классе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем:
- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух текстов разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
Содержание тем учебного курса
№ | Тема: | Часы: | |
1. | Поиск информации и понимание текста | 11 | |
1.1. | Определение главной темы и общей цели или назначения текста | 1 | |
1.2. | Различение темы и подтемы специального текста | 1 | |
1.3. | Выделение главной и второстепенной информации текста | 1 | |
1.4. | Поиск информации, явно заданной в тексте | 1 | |
1.5. | Выстраивание последовательности описываемых событий | 1 | |
1.6. | Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов | 1 | |
1.7. | Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию | 2 | |
1.8. | Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте | 1 | |
1.9. | Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов | 1 | |
1.10. | Проверочная работа по формировнию читательской грамотности №1 | 1 | |
2. | Преобразование и интерпретация информации | 11 | |
2.1. | Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов | 2 | |
2.2. | Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно | 2 | |
2.3. | Установление связей, не высказанных в тексте напрямую | 1 | |
2.4. | Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции | 2 | |
2.5. | Сопоставление разнхе точек зрения и разных источников информации по заданной теме | 1 | |
2.6. | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | 2 | |
2.7. | Проверочная работа по формировнию читательской грамотности №2 | 1 | |
3. | Критический анализ и оценка информации | 12 | |
3.1. | Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире | 2 | |
3.2. | Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения | 2 | |
3.3. | Обнаружение недостоверности получаемой информации | 1 | |
3.4. | Нахождение путей восполнения пробелов в информации | 1 | |
3.5. | Решение на основе текста учебно-практических задач | 1 | |
3.6. | Диагностика читательской грамотности. Контрольная работа | 1 | |
3.7. | Анализ ошибок, допущенных в работе | 1 | |
3.8. | Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа | 1 | |
3.9. | Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов | 3 | |
Всего: | 35 |
Список рекомендуемой литературы:
- Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
- Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.
- Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
- Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
- Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/
- Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
- Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.
- Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.
- Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.
- Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2007, стр. 7.
- Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.
- Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л. Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf
- Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
- Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html
- Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.
- Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим доступа:http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/formirovanie-chitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-i-starshego
Технические средства обучения
- Компьютер
Примеры работ при использовании компьютера:
- редактирование (взаиморедактирование);
- создание текста, его коллективное обсуждение;
- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности;
- различные виды анализа текста
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Приложение
Анализ текста
Задание. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской области. Более 11 столетий стоит он на реке Оке. Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие здесь 15 веков назад. Муром — город многочисленных легенд и преданий. Это родина самого известного и загадочного русского богатыря — Ильи Муромца. Знаменитые Муромские дремучие леса с Соловьём-разбойником, Муромская дорожка и три сосны. Край былинный и сказочный.
По старинной легенде в 13 веке жил в этих местах Змий-оборотень. Много горя он принёс муромчанам. В то время в городе правил князь Пётр. Раздобыл он сказочный меч-кладенец и сразил страшного врага. Но ядовитые капли крови дракона попали на князя, и Пётр заболел смертельной болезнью. Спасла его от тяжёлого недуга простая крестьянка Февронья. Но с одним условием: князь должен был жениться на ней. Пётр обвенчался со своей спасительницей. А кичливые и завистливые бояре не признали княгиню и выгнали Февронью из Мурома. Но и князь ушёл в изгнанье вслед за своей супругой.
Начались в городе междоусобицы и беспорядки. Не смогли муромчане без правителя и попросили князя с княгиней вернуться в Муром.
Пётр и Февронья прожили долгую жизнь в любви и согласии, a умерли в один день и час. Завещали супруги положить их в одну каменную гробницу. Но муромчане ослушались, а наутро супруги оказались вместе. Их опять разъединили, но чудо повторилось. Так и оставили влюблённых рядом.
Русская церковь причислила Петра и Февронью к лику святых как покровителей супружеской любви и семейного счастья. В 2003 г. муромчане приложили объявить день святых Петра и Февроньи, 8 июля, русским праздником влюблённых.
Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история. При въезде в город стоят три сосны и былинный камень в память о славном богатыре — защитнике русской земли. Златоглавые церкви и белокаменные монастыри сохраняют дух вечности и святости. В Муроме четыре действующих монастыря. Самому старинному более 900 лет. Муром — былинный русский город, хранитель русской старины.
Задание 1
Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как
- Илья Муромец победил Соловья-разбойника
- бояре выгнали из города Февронью
- во всём городе Муроме ощущается древняя русская история
- происходили в Муроме чудеса после смерти Петра и Февроньи
Задание 2
Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
- князь Пётр освободил муромчан от козней Соловья- разбойника
- Илья Муромец победил Змия-оборотня
- Февронья была знатного рода, но кичливые бояре не хотели видеть её княгиней
- Муром — былинный русский город, хранитель русской старины
Задание 3
Прочитав текст, вы узнали, что
- Пётр и Февронья любили друг друга и умерли в один день и час
- Муромом правили бояре, поэтому они и выгнали из города Февронью
- символом дня влюбленных, который с 2003 года отмечается в России, является ромашка
- Муром — древний русский город, расположенный недалеко от Москвы на берегу реки Волги
Задание 4
Из текста понятно, что
- Илья Муромец родился, умер и похоронен в Муроме
- Муромчане и в наше время чтят память святых Петра и Февроньи
- Муром сегодня — большой современный красивый город с древней историей
- кичливые бояре были строго наказаны князем Петром после того, как он вернулся в город
Задание 5
Прочитав текст, вы поняли, что Муром — былинный русский город, хранитель русской старины, потому что
- Муром — город многочисленных легенд и преданий.
Б. Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история
- Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие здесь 15 веков назад.
Г. Златоглавые церкви и белокаменные монастыри Мурома сохраняют дух вечности и святости.
1) А, Б 2) А, Б, Г 3) В, Г 4) А, В
Задание 6
Если вы захотите побольше узнать об истории жизни святых Петра и Февронии, то какую книгу вам следует взять в библиотеке?
1) Энциклопедический словарь
- Краткий справочник-путеводитель по городам России
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
4) Былины об Илье Муромце
Задание 7
Чтобы пересказать текст на уроке и ничего не упустить, составьте план. Для этого расположите пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
- Муром — былинный русский город, хранитель русской старины.
Б. Петр и Февронья — покровители супружеской любви и семейного счастья.
- Болезнь князя Петра и его спасение.
Г. Жизнь Петра и Февронии и их завещание.
Д. Муром — родина самого известного и загадочного русского богатыря.
Е. Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской области.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответы: 1 – 3 2 – 4 3 – 1 4 – 2 5 – 2 6 – 3 7: 1-Е 2- Д 3- В 4- Г 5- Б 6- А
7.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Е | Д | В | Г | Б | А |
Задание 8. Определить стиль и тип текста. Объяснить свой выбор. (Публицистический, повествование с элементами описания)
Задание 9. Какие части речи чаще всего употребляются в тексте? (Существительные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
5 – 6 класс, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Физическая культура» для учащихся специальной медицинской группы 1-4 классы.
Программа адресована учащимся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе 1-4 классы...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для учащихся 6-9 классов
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для учащихся 5 – 9 классов_2023 год
Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.При создании программы п...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...