РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» для учащихся 7 классов
рабочая программа (7 класс) на тему

Байгазина Эльза Зуфаровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

для учащихся 7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fchk_rp_2017-2018.docx60.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

для учащихся 7 классов

Разработчик программы:

Байгазина Эльза Зуфаровна, учитель русского языка и литературы,  первой квалификационной категории

                                                   

                                            Содержание программы:

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………………………………………………

3. Содержание учебного курса…………………………………………

4. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности

обучающихся………………………………………………………………………

5 . Приложения к программе ………………………………………………………………

     

1.Пояснительная записка.

 Рабочая программа по  предмету «Формирование читательской компетентности» для 7 классов  составлена на основе:

- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом  Министерства  образования и науки  РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;

- Устава  МБОУ «Школа № 5» утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2014 г.

- Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 5» «Отличная школа»,     утвержденной  приказом директора школы № 439 от 31.08.2017    г.

- Положением МБОУ «Школа № 5»  «О рабочей программе  по учебному предмету в рамках реализации ФГОС второго поколения» № 450 от 31.08.2017 г.

–  основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом  Российской Федерации «Об образовании»;

– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

       Рабочая программа является локальным нормативным документом  и  адресована учащимся с разноуровневой подготовкой 7-х классов МБОУ СОШ №5, продолжающих осваивать  курс русского языка и литературы,  и предполагает предоставление равных, но разнообразных возможностей освоения программы.

Программой учитывается направленность Стандарта  на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

      Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста. 

      Новизна  реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения  учебных программ по всем предметам средней школы.

           В результате изучения всех без исключения предметов  обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

          Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют  навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».

Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

формирование читательской деятельности школьников,

умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты. 

Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

         Курс  рассчитан на 35 часов, изучается в 7 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).

Содержание курса включает следующее:

- поиск информации и понимание текста;

- преобразование и интерпретация текста;

- критический анализ и оценка информации.

         Срок реализации программы- 1 год.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Повышение культурной компетентности
  • Повышение читательской компетентности
  • Изменение отношения к чтению
  • Рост читательской активности
  • Развитие  мотивации к чтению
  • Воспитание уважения к книге

                   2. Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
  • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
  •  выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
  • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:

  • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
  • Аргументировать свою точку зрения
  • Задавать вопрос
  • Составлять план текста
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность   информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

 

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Учащийся  должен:

1.ответить на контрольные вопросы;

2. задать вопрос к тексту;

3. интерпретировать текст или эпиграф;

4.выделить и определить основную идею текста;

5.отразить в графической схеме логические и смысловые связи фрагментов текста ;

6. составить план, продолжение развития сюжета

7. просмотреть текст с целью нахождения информации;

8. воспроизвести содержание текста с опорой на план;

9. составить алгоритм действий или сводную таблицу;

10. продолжить обсуждение прочитанного в парах

11. применить знания на практике и др.

       Система оценки достижений учащихся 7 классов

 Система оценивания знаний учащихся проводится в форме  зачете/незачета 

   

        Виды контроля:

-практические, самостоятельные и контрольные работы.

Основной формой организации учебного процесса в рамках настоящей программы является урок продолжительностью 40 минут.  Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ  и сопоставление подобных текстов  и выявление в них общих и своеобразных черт.

Главным при изучении предмета остается работа с  текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.

Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.

             

3.Содержание учебного курса

Место курса «Формирование читательской компетентности» в базисном учебном  плане

          Данная программа рассчитана на 35 часов в 7 классе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучающихся    выражаются в следующем:

- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать  текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;

- определение  элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе   текста;

-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух  текстов разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

                                 

                Содержание тем учебного курса

Тема:

Часы:

1.

Поиск информации и понимание текста

11

1.1.

Определение главной темы и общей цели или назначения текста

1

1.2.

Различение темы и подтемы специального текста

1

1.3.

Выделение главной и второстепенной информации текста

1

1.4.

Поиск информации, явно заданной в тексте

1

1.5.

Выстраивание последовательности описываемых событий

1

1.6.

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов

1

1.7.

Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию

2

1.8.

Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

1

1.9.

Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов

1

1.10.

Проверочная работа по формировнию читательской грамотности №1

1

2.

Преобразование и интерпретация информации

11

2.1.

Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов

2

2.2.

Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно

2

2.3.

Установление связей, не высказанных в тексте напрямую

1

2.4.

Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции

2

2.5.

Сопоставление разнхе точек зрения и разных источников информации по заданной теме

1

2.6.

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

2

2.7.

Проверочная работа по формировнию читательской грамотности №2

1

3.

Критический анализ и оценка информации

12

3.1.

Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире

2

3.2.

Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения

2

3.3.

Обнаружение недостоверности получаемой информации

1

3.4.

Нахождение путей восполнения пробелов в информации

1

3.5.

Решение на основе текста учебно-практических задач

1

3.6.

Диагностика читательской грамотности. Контрольная работа

1

3.7.

Анализ ошибок, допущенных в работе

1

3.8.

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа

1

3.9.

Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов

3

Всего:

35

        Список рекомендуемой литературы:

  1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
  2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.
  3. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
  4. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
  5. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/
  6. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
  7. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.
  8. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.
  9. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.
  10. Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2007, стр. 7.
  11. Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.
  12. Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л. Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf
  13. Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37.
  14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
  15. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html
  16. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.
  17. Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим доступа:http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/formirovanie-chitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-i-starshego

Технические средства обучения

  • Компьютер

Примеры работ при использовании компьютера:

  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности;
  • различные виды анализа текста

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

                             

                                                                        Приложение

Анализ текста 

Задание. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской области.  Более 11 столетий стоит он на реке Оке. Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие здесь 15 веков назад. Муром — город многочисленных легенд и преданий. Это родина самого известного и загадочного русского богатыря — Ильи Муромца. Знаменитые Муромские дремучие  леса с Соловьём-разбойником, Муромская дорожка и три сосны. Край былинный и  сказочный.

По старинной легенде в 13 веке жил в этих местах Змий-оборотень. Много горя он принёс муромчанам. В то время в городе правил князь Пётр. Раздобыл он сказочный меч-кладенец и сразил страшного врага. Но ядовитые капли крови дракона попали на князя, и Пётр заболел смертельной болезнью. Спасла его от тяжёлого недуга простая крестьянка Февронья. Но с одним  условием: князь должен был жениться на ней. Пётр обвенчался со своей  спасительницей. А кичливые и завистливые бояре не признали княгиню  и выгнали Февронью из Мурома.  Но и князь ушёл в изгнанье вслед за  своей супругой.

Начались в городе междоусобицы и беспорядки. Не смогли муромчане без правителя и попросили князя с княгиней вернуться в Муром.

Пётр и Февронья прожили долгую жизнь в любви и согласии, a умерли в один день и час.  Завещали супруги положить их в одну каменную гробницу.  Но муромчане ослушались, а наутро супруги оказались вместе. Их опять  разъединили, но чудо повторилось. Так и оставили влюблённых  рядом.

Русская церковь причислила Петра и Февронью к лику святых как покровителей  супружеской любви и семейного счастья. В 2003 г. муромчане приложили объявить день святых Петра и Февроньи, 8 июля, русским праздником  влюблённых.

Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история. При въезде в  город стоят три сосны и былинный камень в память о славном богатыре  — защитнике русской земли. Златоглавые церкви и белокаменные  монастыри сохраняют дух вечности и святости. В Муроме четыре действующих монастыря. Самому старинному более 900 лет. Муром — былинный русский город, хранитель русской старины.

Задание 1

Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как

  1. Илья Муромец победил Соловья-разбойника
  2. бояре выгнали из города Февронью
  3. во всём городе Муроме ощущается древняя русская история
  4. происходили в Муроме чудеса после смерти Петра и Февроньи

Задание  2

Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

  1. князь Пётр освободил муромчан от козней Соловья- разбойника
  2. Илья Муромец победил Змия-оборотня
  3. Февронья была знатного рода, но кичливые бояре не хотели видеть её княгиней
  4. Муром — былинный русский город, хранитель русской старины

Задание  3

Прочитав текст, вы узнали, что

  1. Пётр и Февронья любили друг друга и умерли в один день и час
  2. Муромом правили бояре, поэтому они и выгнали из города Февронью
  3. символом дня влюбленных, который с 2003 года отмечается в России, является ромашка
  4. Муром — древний русский город, расположенный недалеко от Москвы на берегу реки Волги

Задание  4

Из текста понятно, что

  1. Илья Муромец родился, умер и похоронен в Муроме
  2. Муромчане и в наше время чтят память святых Петра и Февроньи
  3. Муром сегодня — большой современный красивый город с древней историей
  4. кичливые бояре были строго наказаны князем Петром после того, как он вернулся в город

Задание  5

Прочитав текст, вы поняли, что Муром — былинный русский город, хранитель русской старины, потому что

  1. Муром — город многочисленных легенд и преданий.

Б.  Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история

  1. Название городу оставили финно-угорские племена «мурома»,  жившие здесь 15 веков назад.

Г.  Златоглавые церкви и белокаменные монастыри Мурома  сохраняют дух вечности и святости.

1) А, Б        2)        А,        Б,        Г        3)        В,        Г        4)        А,        В

Задание  6

Если вы захотите побольше узнать об истории жизни святых  Петра и Февронии, то какую книгу вам следует взять в библиотеке?

     1)  Энциклопедический словарь

  1. Краткий справочник-путеводитель по городам России
  2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

     4)  Былины об Илье Муромце

Задание 7

Чтобы пересказать текст на уроке и ничего не упустить,  составьте  план. Для этого расположите пункты, обозначенные  буквами, в соответствующей очерёдности.

  1. Муром — былинный русский город, хранитель русской  старины.

Б. Петр и Февронья — покровители супружеской любви и семейного счастья.

  1. Болезнь князя Петра и его спасение.

Г. Жизнь Петра и Февронии и их завещание.

Д. Муром — родина самого известного и загадочного русского  богатыря.

Е. Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской  области.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности

1

2

3

4

5

6

Ответы:   1 – 3  2 – 4   3 – 1  4 – 2   5 – 2   6 – 3     7: 1-Е  2- Д   3-  В  4- Г   5- Б  6- А

7.

1

2

3

4

5

6

Е

Д

В

Г

Б

А

Задание 8. Определить стиль и тип  текста. Объяснить свой выбор. (Публицистический, повествование с элементами описания)

Задание 9. Какие части речи  чаще всего употребляются в тексте? (Существительные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Физическая культура» для учащихся специальной медицинской группы 1-4 классы.

Программа адресована учащимся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе 1-4 классы...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для учащихся 6-9 классов

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для учащихся 5 – 9 классов_2023 год

Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.При создании программы п...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...