ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья на тему
Дистанционное обучение (далее ДО) — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дистанционное обучение | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты акцентируют внимание современной школы на всестороннем развитии личности каждого обучающегося, обучении и психолого-педагогическом сопровождении категорий детей с разными образовательными возможностями и потребностями. Под такой формулировкой понимается удовлетворение образовательных потребностей школьников, которые:
- в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе;
- в определенный период не могут посещать школу из-за спортивных соревнований;
- имеют выдающиеся способности в обучении в разных предметных областях и нуждаются в углубленном уровне освоения основной образовательной программы.
На практике школа часто сталкиваются с тем, что традиционных ресурсов для эффективного обучения указанных категорий обучающихся просто не достаточно. Тогда возникает закономерная проблема организации обучения таких детей. Помочь в решении проблемы может дистанционное обучение.
Дистанционное обучение (далее ДО) — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения по различным причинам.
Дистанционное обучение является следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирает в себя лучшие черты других форм и представляет собой перспективную, синтетическую, гуманистическую, интегральную форма получения образования.
Объект исследования: Дистанционное обучение.
Предмет исследования: Этапы работы по организации ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.
Цель исследования: Планирование внедрения ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.
Задачи исследования:
- Изучить нормативную базу по теме дипломного проекта;
- Изучить существующий опыт по организации ДО в образовательных организациях Санкт-Петербурга;
- Оценить возможности внедрения технологий ДО в ГБОУ гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
- Разработать дорожную карту внедрения технологий ДО в гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
- Продумать внутрифирменную систему повышения квалификации по теме «Организация дистанционного обучения в образовательной организации».
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, анкетирование.
1.1 Особенности дистанционного обучения
В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии. В литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет обучение, дистанционные образовательные технологии. Эти технологии используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.
Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования дают следующие определения:
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и обучающиеся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное образование — образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
С понятием «дистанционное обучения» тесно связано понятие "дистанционные образовательные технологии". Федеральный закон от 01.07.2002 № 110819-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дают следующее определение этому понятию:
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Под "опосредованным взаимодействием" в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии.
Также необходимо упомянуть о некоторых терминах, активно использующихся в зарубежной литературе:
Computer-basedTraining (CBT) — использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании;
ElectronicLearning (E-learning) — электронное обучение или интернет-обучение, т. е. предоставление доступа к компьютерным обучающим программам через глобальную сеть;
DistanceCommunication (дистанционная коммуникация) — применение коммуникационных технологий для реализации таких функций, как организация встреч, дискуссионных групп и т. д., в условиях удаленного нахождения собеседников;
Interaction (интерактивность) — взаимодействие, обмен информацией, идеями, мнениями между студентами и преподавателями, обычно происходящий с целью поддержки обучения;
Multimedia (мультимедиа) — системы, поддерживающие интерактивное использование текста, аудио, видео и графики, преобразованных в цифровой формат.
Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения:
• высокой динамичностью, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;
• большим объемом самостоятельной деятельности обучающихся;
• использованием всевозможных форм учебно-методического обеспечения;
• уровнем мотивации потребителей образовательных услуг;
• комфортностью условий организации углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;
• наличием интерактивной коммуникации.
Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты
• гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
• модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;
• параллельность означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. обучение без отрыва от производства;
• охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями;
• экономичность предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;
• технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;
• социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося;
• интернациональность предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы;
• новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.
В данном дипломном проекте используются следующие аббревиатуры:
• ИКТ — информационные и коммуникационные технологии;
• ДО — дистанционное обучение;
• СДО — системы дистанционного обучения;
• ДОТ — дистанционные образовательные технологии;
• ГОС — государственные образовательные стандарты;
• ЭУМК — электронный учебно-методический комплекс;
• ОИС — образовательная информационная среда.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации.
Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации имеет следующую структуру:
• нормативные акты федерального уровня,
• нормативные акты регионального уровня
• нормативные акты локального уровня (внутришкольная документация).
Законодательная база организации дистанционного обучения федерального уровня:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти».
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
Законодательная база организации дистанционного обучения регионального уровня:
• Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453 (ред. от 23.03.2016) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»
Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения на уровне образовательной организации:
• «Положение о реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения»;
• Приказ «О внедрении дистанционного обучения и утверждении дорожной карты внедрения дистанционного обучения»;
• Приказ «О назначении лица, ответственного за организацию ДО»;
• Приказ «О назначении учителей дистанционного обучения»;
• Дорожная карта внедрения дистанционного обучения.
• Договор об освоении образовательной программы в дистанционной форме.
Положение «О реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий» должно содержать следующие разделы:
• Общие положения;
• Организация образовательного процесса с использованием ДО;
• Права и обязанности участников образовательного процесса;
• Организация текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;
• Должностная инструкция ответственного за ДО в ОО;
• Должностная инструкция учителя ДО.
1.3. Варианты организации дистанционного обучения в образовательных организациях Санкт - Петербурга
Практическая реализация дистанционного обучения в ОО Санкт-Петербурга организована средствами самых различных ИКТ-технологий: от применения обычной электронной почты и блога до комплексной системой типа Moodle. Ниже приведены примеры различных вариантов организации ДО в ОО СПб, изученные в ходе подготовки данного дипломного проекта.
1.3.1. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ гимназии №528 Невского района Санкт – Петербурга.
ГБОУ гимназия № 528 представила электронное приложение к образовательной программе – инновационный продукт «Контент». Это авторский вариант по реализации дистанционного обучения. Непосредственно платформа дистанционного сопровождения образовательной программы охватывает учебные предметы с 1 по 11 класс и предназначена для обучающихся разных категорий на всех ступенях обучения (в начальной, основной и средней школе). Загрузка учебных программ идет из АИСУ «ПАРАГРАФ» для обеспечения целостности данных в рамках информационной системы гимназии. «Контент» имеет 2 электронных приложения: «Школьный ГЛОНАСС» (база конкурсов и олимпиад) и «Конструктор тестов», с помощью которого можно создавать тесты по разным предметам, получить детальную статистику о допущенных ошибках и общий коэффициент освоения изученного материала.
Ссылка на официальный сайт ГБОУ гимназия № 528 - http://school528.spb.ru/main/index.php.
Ссылка на инновационный продукт - http://do.school528.spb.ru/
Взаимодействие ученика и учителя происходит с помощью электронной почты и сайта (страницы) преподавателя.
Предложенный продукт позволяет:
• сформировать единое содержательное пространство образовательной организации и механизмы управления им для повышения качества обучения;
• обеспечить сопровождение основной образовательной программы гимназии средствами дистанционных образовательных технологий;
• осуществить переход к модели непрерывного образования базовой категории обучающихся с качественным методическим сопровождением с использованием электронных образовательных ресурсов;
• активизировать самостоятельную работу обучающихся и расширить её спектр в урочное и внеурочное время;
• создать комфортные условия для освоения материала программы обучающимся разных групп здоровья, ученикам, обучающимся на дому или пропустившим занятия по каким-либо причинам;
• предоставить возможность углубленного изучения предметов для одарённых детей в соответствии с принципами развивающего обучения;
• повысить степень удовлетворенности учеников и родителей образовательным процессом в ОУ.
«Контент» - мощный, инновационный универсальный и очень технологичный продукт.
1.3.2. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №683 Приморского района Санкт – Петербурга.
В ГБОУ школе № 683 Приморского района СПб внедрение дистанционного обучения реализовано на платформе системы Moodle с декабря 2009 г.
Основная цель организации ДОв школе № 683 — расширение образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.
В Moodle одновременно может работать множество пользователей (их число ограничивается только мощностью сервера). Для подключения к Moodle нового рабочего места не требуется дополнительных затрат - достаточно просто подключить новый компьютер к сети (локальной или Интернет).
На сегодняшний день Moodle - уникальная система, являющаяся в полном смысле оболочкой для подключения учебных курсов различных производителей, полноценной интеграции учебных курсов в учебно-воспитательный процесс.
Ссылка на страницу Дистанционного обучения ГБОУ школы № 683 Приморского района СПб (официальный сайт): http://school683.ru/distancionnoe-obuchenie/.
1.3.3. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №258 Колпинского района Санкт – Петербурга.
ГБОУ школа № 258 Санкт-Петербурга с 01.09.2015 года является экспериментальной площадкой Санкт-Петербурга по теме: «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении различных категорий обучающихся».
Проект опытно-экспериментальной работы школы предполагает разработку и апробацию дистанционных элективных курсов при реализации основных образовательных программ основного и среднего общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку по химии и физике, а также развитие форм дистанционной поддержки обучающихся 4-5 классов.
Развитию идей использования дистанционных образовательных технологий в педагогической практике нашей школы способствуют:
• система «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов, основанная на каскадном принципе образования;
• разработка нормативно-правовой базы образовательного учреждения;
• формирование развитие ИКТ-компетентности педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) школы;
• информационная поддержка участников образовательного процесса посредством официального сайта школы;
• качество используемых материалов учебных курсов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Ссылка на страницу Дистанционного обучения ГБОУ школы № 258Колпинского района СПб (официальный сайт):
http://www.258spb.edusite.ru/p69aa1.html.
Таким образом, дистанционное обучение позволяет организовать взаимодействие учителя и обучающихся на расстоянии с целью реализации основной образовательной программы. Образовательный процесс, организованный с использованием дистанционного обучения позволит удовлетворить образовательные потребности школьников, которые:
- в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе;
- в определенный период не могут посещать школу из-за спортивных соревнований;
- имеют выдающиеся способности в обучении в разных предметных областях и нуждаются в углубленном уровне освоения основной образовательной программы.
В настоящий момент более 25 образовательных организаций Санкт-Петербурга успешно реализуют дистанционное обучение детей и взрослых по очень широкому спектру направлений. В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 04.08.2014 № 3364-р «Об утверждении Положения о региональной инновационной площадке» и решением Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга от 16.05.2014 экспериментальными площадками по внедрению дистанционного обучения признаны 22 образовательные организации города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.
В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....
Оценка возможности организации дистанционного обучения в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга
Внедрение дистанционного обучения в образовательную организацию — процесс длительный и сложный. На начальном этапе важно оценить востребованность дистанционного обучения в образователь...
ПОЛОЖЕНИЕ (ПРОЕКТ) О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГБОУ ГИМНАЗИИ № 49 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Проект положения «О порядке организации дистанционного обучения в ГБОУ гимназии № 49 приморского района» Санкт-Петербурга» регулирует применение технологий дистанционного...
Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге
Информатизация образования является неотъемлемой составляющей формирования информационного общества в Российской Федерации, важным направлением развития всей системы российского образования. В ра...
Статья "Дистанционное обучение как форма организации процесса обучения".
Современная система образования определяет новые цели и задачи, которые должны привести к модернизации процесса обучения. Основной целью организации взаимоотношений между учеником и учителем является ...
Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)
Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»
Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...