Дополнительная общеобразовательная программа "Семья - территория счастья"
рабочая программа на тему
Семейное воспитание детей в условиях Центра - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в Центры из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Навыки построения взаимоотношений в семье | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково
«Рекомендовано к утверждению» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Педагогический совет ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково Протокол заседания №____ «_____» __________ 2017г. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково __________Е.В.Абрамова | Директор ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково ______________ Т.А.Бузаева Приказ №_____от «_____» __________________ 2017г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ СЧАСТЬЯ»
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации программы: 10 часов
Разработал: воспитатель Колесова Елена Анатольевна
Балаково
2017
Паспорт программы.
Наименование программы | «Семья – территория счастья» |
Разработчик программы | Воспитатель Колесова Елена Анатольевна |
Цели и задачи программы | Цель: формирование положительного опыта семейной жизни. Задачи: сформировать у детей основные понятия об этике семейных отношений развить у воспитанников мотивации к приобщению к положительным традициям национальной культуры и русской семьи воспитать нравственные основы при подготовки к будущей семейной жизни. |
Сроки реализации программы | 10 часов |
Исполнители программы | Воспитатель Колесова Е.А |
Ожидаемые конечные результаты программы | Представления: -о семье, как основном институте общества. -о важности и роли семьи в жизни человека. Умения: - воспитывать в себе чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям. - воспитывать в себе чувство ответственности за сохранность семьи и воспитание детей. -создавать красоту и уют в доме. |
Организация контроля реализации программы | Административный контроль. Итоговый контроль: тестирование, открытое занятие. |
Пояснительная записка.
Семейное воспитание детей в условиях Центра - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в Центры из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
Новизной программы является то, что по сравнению с другими доступными автору программами, работа по семейному воспитанию будет способствовать овладению ребёнком комплексом социальных ролей, и навыками построения взаимоотношений в семье. Программа «Семья – территория счастья» рассчитана на детей 7 -16 лет, именно этот период является значимым в развитии детей, и получением им навыков для успешной адаптации в социуме. По уровню направленности дополнительных образовательных программ данная программа является социально-педагогической.
Назначение программы: Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социализированности ребенка в этом учреждении и за его пределами. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье.
Актуальность программы: Анализ работы с воспитанниками Центра показывает, что дети хотят получить знания о доме, семье, своих корнях, семейных отношениях, о семейных традициях. В Центре воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. Есть дети, которые воспитывались в семье, но их родители умерли. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди. Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой Центр, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи.
Цель: формирование положительного опыта семейной жизни.
Задачи:
Образовательная: сформировать у детей основные понятия об этике семейных отношений
Развивающая: развить у воспитанников мотивации к приобщению к положительным традициям национальной культуры и русской семьи
Воспитательная: воспитать нравственные основы при подготовки к будущей семейной жизни.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных Центром целей и задач по воспитанию полноценной, развитой личности, подготовленной к будущей семейной жизни.
Отличительной особенностью программы является то, что она основана на принципе преемственности, последовательности и систематичности обучения. Т.е направлена на закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование, формирует целостное мировоззрение. А так же адаптирована под разный возраст детей.
Возраст детей, участвующих в программе, 7-14 лет.
Срок реализации – 10 часов по 1 часу в неделю
Формы занятий – коллективные.
Формы подведения итогов – тестирование, итоговое занятие.
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование тем занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Входная диагностика | 1 | - | 1 |
2. | «Мы выбираем – нас выбирают» беседа | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | «Легко ли быть родителем» беседа | 0.5 | 0.5 | 1 |
4. | «Конфликты в семье» деловая игра | - | 1 | 1 |
5. | «Как создать уют в доме» практикум | - | 1 | 1 |
6. | «Брак и семья» беседа | 0.5 | 0.5 | 1 |
7. | «Семейные праздники» беседа | - | 1 | 1 |
8. | «Экономика семьи» семейный час | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | «Семья – территория счастья» Открытое занятие | 0.5 | 0.5 | 1 |
10. | Выходная диагностика | 1 | - | 1 |
| Итого | 4,5 | 5,5 | 10 |
Содержание программы.
Тема1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2.«Мы выбираем – нас выбирают». Понятие приёмной семьи. Возможность узнать больше о приёмной семье, обо всех её особенностях и отличиях от других форм устройства. Адекватно определить собственные потребности.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Работа в группах.
-Рефлексия.
Тема3. «Легко ли быть родителем». Беседа. Осознание ролевых позиций матери и отца из положительного семейного опыта на примере героев кинофильмов, книг и жизненного опыта, подкрепляя позитивным настроем на будущее.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Проблемная ситуация «Отцы и дети».
-Индивидуальная работа.
-Рефлексия.
Тема 4. «Конфликты в семье». Беседа. Каждая семья основана на своих внутренних законах. Что будет, если преступить этот закон. Как можно разрешить конфликт в семье.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Проблемная ситуация «Конфликт».
-Работа в группах.
-Рефлексия.
Тема 5. «Как создать уют в доме». Практическая работа. Поддерживать порядок в доме проще, чем его наводить. Практические занятия о том, как создать уют и содержать свои вещи в порядке.
-Вводное слово.
-Предъявление нового материала.
-Практическая работа.
-Рефлексия.
Тема 6. «Брак и семья».Беседа. Рано или поздно, человек сталкивается с понятиями: «брак», «регистрация»,«свадьба». Что входит в «семейный кодекс»? Чтобы Вы, поменяли в нём?
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Работа в группах.
-Индивидуальная работа.
-Рефлексия.
Тема 7. «Семейные праздники». Беседа. Осознании семейных ценностей, в осмыслении и укреплении ценностей семейных межпоколенных связей. Дети обучаются использовать накопленный социальный опыт предыдущих поколений в собственной жизни. Традиции нашей группы- семьи.
-Вводное слово.
-Предъявление нового материала.
-Презентация «Фотоальбом».
-Работа в группах. Создание альбома «Традиции группы- семьи».
-Рефлексия.
Тема 8. «Экономика семьи». Практическое занятие. Что такое семейный бюджет. Как спланировать и распределить деньги так, чтобы хватило от «зарплаты до зарплаты». Научиться простым житейским мудростям.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Практическое занятие «Шоппинг». Распределить семейный бюджет и сделать покупки для семьи.
-Рефлексия.
Тема 9. «Семья – территория счастья». Открытое занятие.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
- Игра «Портрет». Составление портрета «счастье» по технике синквейн.
-Игра «Найди ошибку». Найти ошибку в выражениях известных людей о счастье.
-Работа в группах.
-Рефлексия.
Тема10. Выходная диагностика.
Оценка эффективности реализации программы.
Критерий | Показатель | Индикатор | Диагностический инструмент |
Критерий освоения образовательной программы | 1.Теоритическая подготовка по освоенному материалу. | 1. Соответствие теоретических знаний воспитанника программным требованиям. | 1. Тестирование. |
2.Практическая подготовка. | 2.Соответствие практическим умений и навыков воспитанника программным требованиям. | 2. Практическая работа. | |
3. Общеучебные умения и навыки. | 3. Умение планировать свою деятельность, самостоятельность, сформированность, коммуникативные навыки. Рефлексивные навыки. | 3.Наблюдение. |
Группа критериев личностного развития воспитанника.
1.Нравственная воспитанность. | Отношение к другим людям, тактичность, отзывчивость. | Проявление данных качеств. | Педагогическое наблюдение за поведением. Экспертная оценка. |
2.Социализированность. | Готовность помочь, проявление инициативы. | Проявление данных качеств. | Анкета социализированности по Рожкову М.И |
Ожидаемые результаты.
-Расширят знания о семье, как основном институте общества.
-Сформируют убеждения о важности и роли семьи в жизни человека.
-Научатся воспитывать в себе чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
-Научатся воспитывать в себе чувство ответственности за сохранность семьи и воспитание детей.
-Научатся создавать красоту и уют в доме.
Методическое обеспечение реализации программы.
Форма занятий | Приёмы и методы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Теоретические и практические занятия. | Беседа с элементами игрового тренинга, деловая игра, практическая работа, метод проблемно-развивающего обучения, продуктивный метод | Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование. | Тестирование, открытое занятие. |
Список рекомендуемой литературы для педагога.
1.ГринбергС.Н.,СавельеваЕ.В. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги- С-Пб, Речь, 2007. – 338с
2.Егоров В.В Как построить семейную жизнь и воспитать детей-М.:Амрита,2012.-160с
3.КлюеваН.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению- Ярославль, «Академия развития», 1997г.-340с
4. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых-М.:АмритаРусь 2007г.-176с
5.Шереметьева Г. Сила материнской любви- 4-е изд.-М.:Амрита,2013г-240с
6.Шереметьева Г.Род, семья и судьба человека-М.:Свет,2016-368с
Список рекомендуемой литературы для детей.
1.Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых-М.:АмритаРусь 2007г.-176с
2.Олкотт Л. Маленькие женщины- Литрес,2012г.-340с
3.Рерих Н.К. Мудрость в сказках и наставлениях-М.:Амрита,2014г.-320с
4. Санаев П. Похороните меня за плинтусом –АСТ Астрель ВКТ, 2010г.-288с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская комната - территория счастья!
Детская комната - это особый мир, в котором маленький человек проводит большую часть своего времени.Дети быстро растут и изменяются. Вместе с ними должно меняться и их жилое пространство.То, что...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная программа "Территория дизайна"
Рабочая программа...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего»
Данная программа формирует навыки исследовательской работы, учит выдвигать гипотезы, ставить опыты, сопоставлять результаты. Благодаря синтезу и анализу, полученных исследований обучающиеся самостояте...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...