Эссе на тему Я УЧИТЕЛЬ"
статья по теме

Чернышова Надежда Станиславовна

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он - совершенный учитель».

Л.Н.Толсто

Я - УЧИТЕЛЬ

 

Кем я хотела быть в детстве? Кем только не хотела!

Когда маленькой девчонкой сидела рядом с отцом в кабине  трактора перед  огромным стеклом, мечтала, что «буду ездить в больших автобусах и проводить экскурсии».

Когда в школьные годы с упоением читала книги, точно знала, что должна стать библиотекарем или продавцом в книжном магазине.
Главное – «жить среди книг».

Когда смотрела передачи «Спокойной ночи», «В гостях у сказки», слушала красивую речь любимого телевизионного диктора Валентины Леонтьевой,  для себя решила, что «я хочу быть как она».

Когда училась в старших классах, пыталась принять практичное решение: «надо поступать в серьёзный вуз».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnoe_zadanie_esse.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он - совершенный учитель».

Л.Н.Толсто

Я - УЧИТЕЛЬ

Кем я хотела быть в детстве? Кем только не хотела!

Когда маленькой девчонкой сидела рядом с отцом в кабине  трактора перед  огромным стеклом, мечтала, что «буду ездить в больших автобусах и проводить экскурсии».

Когда в школьные годы с упоением читала книги, точно знала, что должна стать библиотекарем или продавцом в книжном магазине.
Главное – «жить среди книг».

Когда смотрела передачи «Спокойной ночи», «В гостях у сказки», слушала красивую речь любимого телевизионного диктора Валентины Леонтьевой,  для себя решила, что «я хочу быть как она».

Когда училась в старших классах, пыталась принять практичное решение: «надо поступать в серьёзный вуз».

Вот и наступил в жизни такой момент, когда требуется остановиться, замереть и подумать: кто я? на верном ли пути? зачем делаю то, что делаю? А что моё? И тут мудрый мамин то ли совет, то ли вопрос: «Доченька, а может, в педагогический?».

Ну, конечно, школа. Конечно, учитель…  Бесспорно, математика!  Это показалось таким естественным. Как же раньше я этого не поняла?! И, как будто щелчок, всё стало на свои места. Все мои мечты и желания, словно цветные стёклышки в калейдоскопе, сложились в удивительный узор.

Проходя практику в пионерском лагере, в школе, я каждый раз убеждалась в правильности своего выбора. Как-то, будучи студенткой четвёртого курса, в силу сложившихся обстоятельств,  провела  урок в начальном  классе за свою родственницу, в совершенно незнакомом классе. И тогда я окончательно поняла, что это – моё, что я – могу!

Я – учитель математики. Размышляя сейчас над тем, чего же во мне больше, «учителя» или «математики», понимаю, что это соотношение имеет свойство изменяться. Когда в роли учителя я перешагнула порог школы, то во мне было много «математики» и мало «учителя».

И вот тогда я стала растить в себе «учителя». Искать пути, методы, приёмы, чтобы достучаться до каждого. Я вновь и вновь перечитывала Коменского Я. А., Макаренко А.С., Сухомлинского В. А., изучала опыт педагогов-новаторов,  читала журнал «Математика в школе», доставшийся мне в наследство от моего учителя и наставника.  И всё больше склонялась к выводу, что не могу взять чей-то опыт  в готовом виде и сделать его частью своего. Но могу и обязана, пропустив через себя всю мощь их теорий, поисков и находок, найти свой путь.

Называться учителем и быть им, на мой взгляд, не одно и то же …

Я – учитель-транслятор знаний. Некий старейшина  племени,  передающий опыт предыдущих поколений следующим.

Я – учитель-доктор. Диагностирую пробелы, назначаю консультации, купирую приступы лени,  прививаю культуру интеллектуального труда.

Я – учитель-лицедей. Каждый урок – маленький спектакль с точно выписанным сценарием, продуманной режиссурой, не всегда благодарными зрителями и всегда долгим послевкусием.

Я – учитель-эквилибрист. Все время  балансирую на грани между стремлением сохранить традиции и необходимостью инноваций, между вдохновенным творчеством (своим и учеников) и достижением обязательных результатов обучения,   между индивидуальным подходом и  стандартами образования.

Я – учитель-строитель. Закладываю фундамент развития каждого ребенка и государства в целом, налаживаю коммуникации между всеми участниками процесса обучения.  Прорубаю окна в неведомое и открываю двери в будущее. Из маленьких кирпичиков складываю здание научного познания.

Что же даёт право быть учителем, давать знания детям, советы родителям? Наивно было бы считать, что учитель обладает этим правом, зная больше других. Особенно сейчас, в век информационных технологий. Важно не только как много ты знаешь, но и как можешь научить другого добывать знания, заинтересовать, увлечь своим предметом. Важно, как можешь обозначить нравственные ориентиры для своих учеников.

Учителю необходимо быть очень требовательным, прежде всего,  к себе. Н. К.  Рерих писал: «Самое лучшее, что можно сделать для усовершенствования мира – это усовершенствовать себя». И только когда эта планка высока, у тебя есть право  учить, советовать, оказывать влияние. А ещё есть возможность учиться у своих учеников - оптимизму, мобильности, открытости.

Я  согласна со словами  А. Г. Асмолова: «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить». А это невозможно без искренности – неподдельной, ежечасной, необременительной. Никакие знания методик не заменят честности и открытости учителя, умения понимать своих учеников не только с полуслова, но и с полувзгляда.

Я не только «даю знания», я  живу рядом со своими учениками вот уже на протяжении трех лет. Именно поэтому для меня важна чуткость, умение понимать проблемы неполных, неблагополучных семей. Родители моих учеников знают, что позвонить мне они могут в любое время суток. И я знаю, что если раздаётся телефонный звонок, значит, у кого-то беда, нужна моя помощь. Мы обязательно спасём мальчишку, который увлёкся  интернет играми. Найдём  телефон, который в силу своей не внимательности девочка оставила в классе. У них обязательно всё будет хорошо – надо только немножко помочь.

Возможно, в новом учебном году среди моих учеников появятся дети с ограниченными способностями здоровья.  Ведь в нашем селе построили санаторий «Тамбовский Артек» для детей с ОВЗ. Что мы увидим в глазах этих детей – боль, страх, недоверие или стремление  радоваться каждому новому дню? То, как они  вольются в новые коллективы,   во многом зависит  от нас, учителей.

Самое прекрасное в школе – дети, в глазах которых искрится желание продвигаться вперёд, преодолевая трудности и неудачи, радуясь успехам и победам. Чему я хочу и чему могу научить своих детей? Может быть, красоте? Ведь математика – самая красивая наука. В ней  прекрасно все: стройность логических умозаключений, строгость алгебраических формул, изящество  доказательств, геометрическая выразительность, богатство приложений. А невозможные объекты Эшера? А фракталы?  А замечательные свойства и философичность ленты Мёбиуса? И пусть кому-то из детей трудно даются математические преобразования, решение уравнений и дифференцирование, но если они смогли удивиться необычному приему счета, получить эстетическое удовольствие от выполненного построения, то встреча с математикой прошла для них не зря.

Я хочу научить мысли. Это не многовариантную геометрическую задачу мы исследуем, а учимся понимать, что любое явление нужно рассматривать с разных сторон, что необходимо предвидеть и прогнозировать разные направления вектора развития ситуации, что, получив некий результат, нельзя останавливаться, а нужно продолжать исследование дальше. Логика и критичность, внимание и наблюдательность, сравнение и выбор лучшего требуются не только на уроках математики.

Я хочу научить познанию. Роджер Бэкон говорил, что «тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Богатство идей, универсальность методов, умение анализировать ситуацию, делать невероятные предположения, умение определять границы своего незнания – вот что дает математика. А геометрия – это вообще единственный школьный предмет, демонстрирующий аксиоматическое построение научной теории.

Я хочу научить общению. Это не задачу с параметром мы решили несколькими способами, а осознали, что на любую проблему может быть несколько точек зрения, что обсуждение методов решения и выбор наилучшего из них – это и есть умение договариваться, это и есть толерантность. Математика – это один из языков описания действительности, и, овладев этим языком, мы усиливаем способность к эффективной коммуникации.

Я хочу научить ответственности. Доведенное до конца решение, устранение малейших вычислительных недочетов, аккуратность в построении чертежа помогают в развитии самодисциплины. Математика – наука строгая и объективная. Умения логически и критически мыслить, искать подвох в представленной информации, аргументировать свою точку зрения и не принимать на веру чужую формируют, в том числе, человека с четкими нравственными принципами и установками. Такой человек, скорее всего не пойдет на поводу у сомнительных политических партий, не станет жертвой интернет-мошенников и организаторов финансовых пирамид, его не заманят в секты и террористические организации.

Я хочу научить доброте. Решая вместе какую-нибудь заковыристую задачку, мы учимся слышать каждого, а анализируя чье-то решение, признаем за другим человеком право на ошибку.

Я люблю рукодельничать, и последнее время увлекаюсь шитьем лоскутных одеял. Удивительно, как  много педагогического смысла можно вложить в каждое изделие.

Вокруг нас так много злобы, мир просто сошел с ума. Религиозные распри, войны, санкции… Может быть, пора вернуть добро хотя бы в школу? Мне кажется, для этого в школу надо вернуть ребенка. Складывается такое ощущение, что школа наша существует для Инструкции, Отчета, Результатов ЕГЭ, Репутации учебного заведения, Ремонта…

А ведь главное действующее лицо в школе – это Ученик. Вот этот конкретный ученик, со своими достоинствами и недостатками, с феноменальной памятью или заиканием, с невероятными математическими способностями или абсолютной функциональной неграмотностью, дисциплинированный или непослушный.

… Я сажусь к столу и начинаю подбирать к каждому лоскутку ткани пряжу своего особенного цвета и фактуры (индивидуальный и личностно ориентированный подход), обвязываю лоскутки крючком (инновационное использование традиционных методов), скрепляю их белой ниткой (объединение разных элементов в единое целое) –  и новое одеяло готово! Чем не модель воспитательной системы!

Я работаю в школе 3 года. Технологии развиваются с необычайной скоростью; количество информации, обрушившейся на головы детей, возросло в разы; сами дети изменились: они стали более открытыми, более любознательными, не боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение, они по-другому  воспринимают и перерабатывают информацию. Конечно, и мы меняемся вслед за временем и за детьми. Но, все-таки, в школе должно быть что-то незыблемое, что обеспечивает комфорт, уют и защиту.

Помните, каким уютным было старенькое бабушкино лоскутное одеяло?  И пока такое одеяло есть у каждого учителя, нашему образованию ничего не грозит. Потому что это – Любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-эссе на тему: «Памятник Учителю – необходимость…».

Сегодня непристижно быть учителем... Почему? Много причин, но главная - это сформированное общественное мнение, которое характеризует учителя не лучшим образом! С этим надо что - то делать!!! Надо пок...

эссе на тему: "Я учитель, а это значит..."

Я педагог, а это значит... А что это значит? Что стоит за этим выражением «моя профессия - педагог»? Этот и многие другие вопросы, ответы на которые я попыталась дать в своём лирическом монологе...

Эссе на тему "Я - учитель"

В работе представленны мои рассуждения на тему "Я - учитель"...

Эссе на тему «Я - учитель»

Что для меня значит быть учителем? Профессиональный успех учителя – это прежде всего успешность его учеников, постоянное движение вперед, совершенствование и личностный рост. Этому не просто было...

Эссе на тему "я- учитель". Учитель года- 2019

Одно из конкурсных испытаний конкурса "Учитель года- 2019"...

Эссе на тему "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2019"

Творческая работа, где я описываю, почему я выбрал профессию учителя, чем она меня привлекла, какие  планы имею на будущее....

Эссе на тему "Я - Учитель!", конкурсный материал участника конкурса "Учитель года 2020 г."

Участие в конкурсе "Учитель года 2020 г". Эссе натему : "Я - Учитель!...