Выступление на педсовете «ИКТ, как одно из условий развития и коррекции обучающихся с умственной отсталостью» 2018-19 уч.год
статья

Выступление на педсовете в ноябре 2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете                                                                «ИКТ, как одно из условий развития и коррекции обучающихся с умственной отсталостью»

       «Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами, как один из инструментов познания окружающего мира. Причем инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.»                                                       А.В. Могилев, доктор пед. наук (Слайд 2)

 В настоящее время трудно жить без компьютера, он стремительно завоёвывает позиции не только в школьном обучении, но и в повседневной жизни. Использование компьютерных технологий в обучении школьников с выраженным интеллектуальным недоразвитием ещё не носит систематического характера, но актуальность этой проблемы возрастает с каждым днём.                                  

        В проекте «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» говорится, что  «Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: … необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения».                                          

В свете этого выдвигаются определенные требования к педагогам.                               Педагог должен:                                                                                                                        - иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;                                                                                                    - обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как информационная компетентность;                                                                                                - знать принципы организации информационно-образовательной среды;                                - состав и особенности учебно-методических комплексов и  дидактических материалов, в том числе на электронных носителях. (Слайд 3)

      Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества обучения. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья  информационные технологии  приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия. (Слайд 4)

Содержание компьютерного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида не может быть механически перенесено из массовой школы, так как специальное (коррекционное) обучение помимо общепедагогических задач имеет специфические коррекционные задачи, которые необходимо учитывать при использовании компьютера. И, наконец, методы компьютерного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида должны соответствовать особенностям познавательной деятельности, состояния психического и соматического здоровья аномальных детей.

       Вопрос применения компьютерных технологий в обучающих и коррекционных целях до сих пор не получил широкой научной и методической разработки, обеспечивающей педагогов специальных (коррекционных) учреждений эффективными методиками реализации информационных технологий. Безусловно, грамотно разработанные программно – методические комплексы, учитывающие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, при правильном их применении помогли бы на качественно ином уровне решать многие проблемы специального образования. Как показывает практика, многие программы при наличии творческой и методически грамотной адаптации можно использовать в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребёнка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, даёт ему веру в свои силы.

        Необходимость использования ИКТ  в коррекционной школе  VIII вида неоспорима. Я назову основные задачи в коррекционном обучении :

Задачи ИКТ в коррекционном обучении:      (Слайд 5)                                                                                                        – развитие психических функций учащегося: мышления, внимания, памяти, воображения, воли и т.д.; 
– знакомство с информационными процессами в современном обществе; 
– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач; 
– формирование коммуникативных способностей; 
– развитие творческих способностей; 
– индивидуализация обучения; 
– использование компьютера как средства познания. 

Включение компьютерных технологий  не только в учебный, но и в воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной  работу учащихся.
Компьютерные технологии способствуют развитию  личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
При дидактически правильном подходе компьютер активизирует мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения и воспитания в условиях класса, обеспечения каждому ребенку необходимых темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

       Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ, появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации  процесса воспитания. При использовании ИКТ  легче осуществлять личностно-ориентированный подход, появилась возможность рациональнее организовать весь воспитательный процесс. Психологи отметили, что у детей  с интеллектуальным недоразвитием  информация экрана, монитора, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается намного лучше, чем книжная. Это важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса в СКОУ VIII вида. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Ученики коррекционной школы в основном имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить занятия, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.                                 Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала, можно назвать создание мультимедийных презентаций.                                                                      В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д. Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать, то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.

Использование информационных технологий в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения, так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе Power Point или Movie Maker

Презентации – это бесспорно наиболее приемлемым способом использования компьютера в обучении детей с ОВЗ.

Электронная презентация – это электронные диафильмы, логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления, используемая на занятии педагогом и требующая его комментариев и дополнений. Она может включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь педагог имеет возможность учесть специфику конкретного класса, темы занятия.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объём материала, используемые методические приёмы в зависимости от целей занятия, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок  или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретное занятие в конкретном классе.

Мультимедийная презентация может создать любой педагог, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Презентации можно активно использовать и для представления ученических проектов.

Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении занятия-презентации принадлежит воспитателю. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.  

Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся, минимизация необходимости использования мела на доске,  ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на занятиях трудно переоценить.

Методическая сила мультимедиа  состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.   Внеклассные занятия, проводимые с  использованием мультимедиа в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся с ограниченными возможностями здоровья при восприятии новой информации.

Использование  презентаций, по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении учебных, внеурочных занятий в школах.

            Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIIIвида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру: все задания должны носить игровой, занимательный характер, не должны превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме того, все задания должны удовлетворять возрастным индивидуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. В работе на компьютере должны соблюдаться санитарно – гигиенические нормы и правила.

Постоянное использование ТСО вызывает у детей переутомление и снижение эффективности работы детей.

С учётом санитарно – гигиенических требований к занятию и особенностей состояния школьников с интеллектуальным недоразвитием, лишь часть занятия может быть организована в виде мультимедиа – презентации – около 15 минут.

Использование ИКТ во внеурочной  деятельности позволяет оптимизировать воспитательный процесс и имеет ряд достоинств:

Достоинства ИКТ     (Слайд 6)

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.

Таким образом, использование современных ИКТ обогащает учебно-воспитательный процесс в С(К)ОУ VIII вида, позволяет организовывать коррекционное образование на высоком профессиональном уровне, сделать обучение более эффективным, способствует активизации познавательной деятельности, повышению уровня развития социальной активности детей с ОВЗ, успешной социализации детей в обществе.                                                                       

  Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся  школы, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практической деятельности педагога.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Образование должно приносить радость познания,радость общения. Любой ребенок-личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес в учению. Воспитание познавател...

Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система о...

Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"

В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о  формах и методах работы на уроке....