Современные информационные технологии как средство воздействия на качество образования
статья на тему

Салахова Елена Александровна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 на тему: «Современные информационные технологии как средство воздействия на качество образования».

Салахова Елена Александровна

 (2107000235@edu.tatar.ru)

МБОУ «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республика Татарстан» (МБОУ «Надеждинская ООШ»)

Аннотация.


Кто он сегодня — современный преподаватель? Источник информации, носитель инноваций, консультант, модератор, наблюдатель, ресурс , справочник, советник, тот кто учит других или постоянно учится сам? Какой он — современный преподаватель? Творческий, самокритичный ,предприимчивый, стрессоустойчивый,  владеющий информацией, психолог?

Данный доклад раскрывает мысль о том, как современные информационные технологии воздействуют на качество образования.

На основании Закона «Об образовании» и « Концепции модернизации российского образования » основным направлением федеральной и региональной политики в сфере образования является:

  • формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций.

     В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель внедряет в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии:

                               технологии компетентностно-ориентированного обучения;

Данные технологии  придают обучению естественный характер, делают школу для ребёнка  местом, которое комфортно для них в  общественной жизни, а учебную деятельность – как средство развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

Успехи в обучении и воспитании детей зависит от множества  факторов. Я считаю,что каждый фактор является важным.  Одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя как роль учителя, так и воспитателя.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Необходимо, чтобы среди учителей, оказались люди, которые  подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми.

Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты и педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Технология обучения - новое  направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса для того, чтобы достичь конкретный результат при обеспечении комфортных условий участникам.

Педагогической технологией называют совокупность и систему функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

В нашей школе большое внимание уделяется внедрению и совершенствованию следующих образовательных технологий:

  • технология проектного и исследовательского обучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология проблемного обучения на основе деятельностного подхода;
  • технология дидактической игры.
  • технология развития критического мышления и т.д.

 Все технологии можно разделить на традиционные и личностно-ориентированные.

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, учебный процесс организован чётко, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.

Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века.

В настоящее время общество  изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы  граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий, которые предполагают  использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать творческий потенциал учащихся.

Учителю необходимо:

  • необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
  • использовать в ходе урока дидактического материал, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
  • поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока.
  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

       Среди  направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются

 - обучение в сотрудничестве,

 - метод проектов и исследований,

 - игровые технологии,

 -  дифференцированный подход к обучению,

 - технология развивающего и проблемного обучения,

 - технология критического мышления,

 - здоровьесберегающие технологии,

 - информационно-коммуникативные технологии.

Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

В своей работе, я при планировании игры дидактическую цель превращаю в игровую задачу, учебная деятельность подчиняю правилам игры, учебный материал использую как средства для игры, в учебную деятельность ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом.

Я считаю, что  Интернет-технологии  важны для работы на уроке.  Они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать, как  для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и, к тому же, иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке. Но на современном этапе далеко не все школы могут “похвастаться” наличием полностью компьютеризированных классов (особенно в начальной школе). Часто кабинеты начальных классов оборудуются по остаточному принципу.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

В своей работе с учащимися я также использую Интернет- ресурсы. На уроках мы выполняем проекты в виде презентации, в виде буклетов и т.д. Дети намного быстрее усваивают информацию именно в такой форме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные информационно-коммуникативные технологии как средство воздействия на качество иноязычного образования»

Материал содержит краткие рекомендации возможности использования ИКТ на уроках английского языка в старшем звене....

«Новые информационные технологии как средство, обеспечивающее современное качество образования»

В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» четко сформулирован социальный заказ к образованию: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...

История образования налогов в России. Применения современных информационных технологий для улучшения качества предоставления государственных услуг налогоплательщикам.

24 ноября 2018 года в МБОУ СОШ №3 прошел день встречи с заместителем начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы номер 1 по ЯНАО Алексеенк...

Статья "Информационная компетентность современного учителя технологии как средство повышения качества знаний школьников"

В статье описано, как  ИКТ технологии являются эффективным средством индивидуализации обучения, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познаватель...

« Современные информационные технологии как средство развития познавательной активности учащихся» Спортивная игра « Чебурашки»

В ДДТ « Современник» я веду спортивную секцию  по дополнительной общеобразовательной программе «Общая физическая подготовка» с элементами спортивных дисциплин.Ведущи...

Информационные технологии как средство повышения качества образования в современной школе.

Данныя статья о важности компьютерных технологий в современной школе....