Педагогический проект
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский
Рассмотрено на заседании педсовета МБОУ СОШ № 2 г. Советский пр. № 1 от 11.09.2013 г. | Согласовано на заседании Управляющего совета МБОУ СОШ № 2 пр. № 2 от 24.04.2013 г. | Утверждено приказом директора МБОУ СОШ № 2 г. Советский от 11.09.2013 г. № 95 |
СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ФГОС
Руководитель проекта:
Котикова Л.Ф., директор МБОУ СОШ № 2 г. Советский
Разработчики проекта:
Магжанова И.В., заместитель директора МБОУ СОШ № 2 г. Советский по УВР
Дунаева Н.А., заместитель директора МБОУ СОШ № 2 г. Советский по УВР
Усманова И.В., методист МБОУ СОШ № 2 г. Советский
2013 г.
Содержание
Стр. | |
Информационная карта проекта | 3 |
1. Актуальность проекта | 4 |
2. Анализ состояния проблемы | 5 |
3. Цели и задачи | 6 |
4. Этапы реализации проекта | 6 |
5. Механизм реализации проекта | 7 |
6. Принципы организации работы по реализации проекта | 8 |
7. Ресурсы, необходимые для реализации проекта | 9 |
8. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации проекта | 10 |
9. Заключение | 11 |
10. Список литературы | 12 |
Приложения | |
Приложение 1. SWOT-анализ педагогических кадров | 13 |
Приложение 2. План мероприятий («Дорожная карта») по развитию кадрового потенциала в образовательном учреждении при переходе к ФГОС | 16 |
Приложение 3. Алгоритм действий администрации школы по системной организации развития кадрового потенциала в образовательном учреждении при переходе к ФГОС | 18 |
Приложение 4. Комплект материалов для стартовой диагностики | 19 |
Приложение 5. Опрос по итогам методической работы в учебном году | 21 |
Информационная карта проекта
Наименование проекта | Системная организация развития кадрового потенциала в образовательном учреждении при переходе к ФГОС |
Разработчики проекта | Магжанова И.В., заместитель директора МБОУ СОШ № 2 г. Советский по УВР Дунаева Н.А., заместитель директора МБОУ СОШ № 2 г. Советский по УВР Усманова И.В., методист МБОУ СОШ № 2 г. Советский |
Руководитель проекта | Котикова Л.Ф., директор МБОУ СОШ № 2 г. Советский |
На кого направлен проект | Педагоги МБОУ СОШ № 2 г. Советский Администрацию образовательной организации, обеспечивающую условия для повышения квалификации педагогических работников в условиях обновления содержания образования. |
Направленность проекта | Создание кадровых условий при введении ФГОС общего образования |
Цель проекта | Формирование профессиональной готовности педагогов к введению ФГОС путем создания индивидуальной траектории повышения их квалификации в условиях общеобразовательного учреждения |
Задачи проекта |
|
Сроки реализации проекта | январь 2013 г.- июнь 2015 г. |
Этапы реализации проекта | 1 этап Организационный - январь 2013 г. – июнь 2013 г. 2 этап Технологический - сентябрь 2013 г. - апрель 2015 г. 3 этап Рефлексивно – обобщающий - май – июнь 2015 г. |
Ожидаемые результаты | Увеличение количества педагогов, принимающих участие в конкурсах педагогического мастерства различных уровней. Увеличение количества педагогов, транслирующих свой опыт на различном уровне Увеличение количества проведенных открытых мероприятий и мастер-классов Повышение эффективности проведенных мероприятий Аттестация педагогов на более высокие квалификационные категории Увеличение количества педагогов, включенных в проектную и исследовательскую деятельность Повышение результативность образовательного процесса |
1. Актуальность проекта
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования, определённых в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", является развитие учительского потенциала (1).
«Данные последних международных исследований убедительно свидетельствуют о том, что качество работы учителя является главным, решающим фактором, определяющим успешность образовательной системы и прирост качества образовательных результатов учащихся» (5).
Создание кадровых условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени, является особенно актуальным в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее - ФГОС) (2,3).
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Современный учитель - это:
- учитель, добивающийся высокой результативности в обучении;
- учитель, создающий условия для развития у учащихся способности к самореализации;
- учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике;
- активный участник различных форумов, конкурсов, умеющий построить свой образовательный маршрут на современном уровне и создать подобные индивидуальные образовательные маршруты для своих учеников;
- учитель, свободно ориентирующийся в потоке информации, умеющий находить нужное, и способный научить этому школьников.
Все выше перечисленные качества формируют модель современного учителя, который обеспечивает качество реализации ФГОС и, как результат, готовность ребенка жить в динамично меняющемся современном обществе.
Профессиональная готовность педагогов к введению ФГОС предполагает сформированность 3-х компонентов:
- мотивационный (педагоги мотивированы на введение стандартов);
- когнитивный (педагоги обладают достаточными знаниями для осуществления профессиональной деятельности);
- технологический (педагоги владеют приемами, техниками, технологиями, средствами, адекватными новым целям образования).
Существующая в настоящее время система повышения квалификации не обеспечивает педагогическим работникам в полной мере то содержание, которое необходимо для адаптации к профессиональной деятельности и последующего развития мастерства. Она направлена, как правило, на информирование и, значительно реже, на формирование умений и развитие профессионально важных качеств педагогов. Традиционные формы переподготовки и повышения квалификации работников образования (курсы, семинары) не позволяют выстраивать долгосрочную, системную работу с учителем.
В сложившейся ситуации необходимо создание системы обучения педагогических кадров, которая «должна рассматриваться не только как обучение и развитие, а должна стать планируемым и ориентированным на цели организации процессом, нести системный характер» (4).
Необходимо отметить, что системный подход к обучению педагогических работников имеет безусловные преимущества перед разовыми мероприятиями, которые способны обеспечить только временный эффект. Более длительный результат может дать только системный подход к развитию педагогов, рассчитанный на определенный период и являющийся индивидуальным для каждого педагога.
Применение системного подхода к управлению развитием кадрового потенциала позволит значительно сэкономить человеческие и временные ресурсы, повысить эффективность деятельности образовательного учреждения.
2. Анализ состояния проблемы
Педагогический коллектив школы в настоящее время состоит из 74 педагогов. 70 учителей имеют высшее педагогическое образование, 4 - средне – специальное.
Уровень квалификации педагогического коллектива достаточно высок:
- 12 учителей (16 %) имеют высшую квалификационную категорию;
- 37 учителей (50 %) – первую квалификационную категорию;
- 7 учителей (9 %) – вторую квалификационную категорию;
- 8 учителей (11 %) прошли аттестационные процедуры на соответствие занимаемой должности.
Основу коллектива школы (77 %) составляют педагоги со стажем работы свыше 10 лет.
Эти данные показывают, что большинство учителей школы находятся в оптимальном возрастном и профессиональном периоде жизнедеятельности, что дает свои положительные результаты при переходе на новые образовательные стандарты.
В образовательной среде школы созданы условия для профессионального развития и самореализации педагогов.
Педагоги проходят обязательные предметные курсы повышения квалификации раз в пять лет. С 2011 –2012 учебного года 17 педагогов прошли курсовую подготовку по вопросам введения ФГОС второго поколения, что составило 55 % от общего числа педагогов, работающих в классах, перешедших на обучение по новым ФГОС. Причин, по которым не все педагоги, работающие в инновационном режиме, прошли повышение квалификации, несколько:
- школа работает в одну смену и затруднена взаимозамена педагогов;
- высокая учебная нагрузка отдельных педагогов;
- тематика курсов повышения квалификации представлена не для всех образовательных областей;
- недостаточное финансирование выездных курсов повышения квалификации.
Анализ желаемого и действительного состояния дел выявил разрывы:
- между долей педагогов, имеющих стаж работы более 10 лет (77 %) и молодых педагогов, способных работать в новых условиях (8 %). Медленное обновление педагогического состава, подготовка выпускников педагогических ВУЗов, не отвечающая времени, диктует необходимость строить методическую работу, активно внедряющую системно-деятельностный подход, переходя от традиционных форм, содержания, технологий к инновационным;
- между преимущественно коллективными формами организации методической работы в школе и необходимостью обеспечения индивидуальной траектории развития каждого педагога и его непрерывного сопровождения;
- между стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий и недостаточным владением ими педагогами;
- между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения. По данным диагностики доля педагогов, способных активно внедрять ФГОС второго поколения, составляет 19 %. Доля педагогов, пассивно участвующих в методической работе школы, составляет около 33%.
Перед методической службой школы стоит задача создать условия для «…оказания постоянной научно-теоретической, методической, и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной программы ОО…», «…проведение комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций» (6). На современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического сопровождения педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос.
3. Цели и задачи
3.1. Целью нашего проекта является: формирование профессиональной готовности педагогов к введению ФГОС путем создания индивидуальной траектории повышения их квалификации в условиях общеобразовательного учреждения.
3.2. Задачи:
- Проведение анализа готовности педагогических кадров школы к введению ФГОС;
- Определение порядка действий администрации по формированию профессиональной готовности педагогов к введению ФГОС;
- Обеспечение адресного (индивидуального) методическое сопровождение педагогов;
- Организация работы методической службы на основе системно-деятельностного подхода.
4. Этапы реализации проекта
Этап | Сроки | Содержание деятельности | Ожидаемые результаты |
1этап Организационный | январь 2013 г. – июнь 2013 г. | Диагностика уровня профессиональной готовности педагогов к введению ФГОС (оценка профессиональных затруднений учителей, связанных с обновлением образования, оценка адаптации педагогов к введению ФГОС, диагностика потребностей в повышении квалификации) (Приложение 4) | Определение "зоны ближайшего развития" педагога в соответствии с уровнем его профессиональной готовности к введению ФГОС. |
Разработка инновационного проекта «Управление профессиональным ростом педагогов в рамках общеобразовательного учреждения» | Написание инновационного проекта | ||
2 этап Технологический этап | сентябрь 2013 г. - апрель 2015 г. | Реализация алгоритма действий администрации школы по системной организации развития кадрового потенциала | Формирование индивидуальной траектории повышения квалификации педагогов |
Реализация плана методической работы школы. Отработка методов, приемов, управленческих подходов в рамках реализации проекта. | Формирование профессиональной готовности педагогов к введению ФГОС | ||
Распространение передового педагогического опыта по проблемам введения ФГОС | Обобщение опыта работы педагогов-новаторов | ||
Промежуточная диагностика уровня профессиональной готовности педагогов к введению ФГОС (Приложение 5) | Текущая корректировка индивидуальной траектории повышения квалификации педагогов | ||
3 этап – Рефлексивно – обобщающий этап. | Май – июнь 2015 г. | Анализ реализации инновационного проекта. Определение перспектив дальнейшего развития методической службы в школе, соответствующих критериям оценки качества образования, методологии обновления содержания, целей и структуры образования. | Проблемно-ориентированный анализ реализации проекта. Корректировка системы методической работы в школе. |
5. Механизм реализации проекта
В основе механизма реализации проекта лежит организация методической работы в школе на основе алгоритма системной организации развития кадрового потенциала в образовательном учреждении при переходе к ФГОС (Приложение 3).
Алгоритм деятельности состоит из последовательности отдельных шагов (действий):
- Проведение Советом по введению ФГОС общего образования школы SWOT-анализа педагогических кадров (Приложение 1). В SWOT-анализе сопоставляются современное состояние педагогических кадров школы, с учетом сильных и слабых сторон, с желаемыми действиями администрации, способствующими развитию кадрового потенциала.
- На основании SWOT-анализа формируются мероприятия, необходимые для системной организации развития кадрового потенциала в условиях введения ФГОС. Продуктом деятельности на данном этапе является план мероприятий («Дорожная карта») по развитию кадрового потенциала в образовательном учреждении при переходе к ФГОС (Приложение 2).
Дорожная карта определяет последовательность действий администрации, направленных на формирование профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС.
Для удобства пользования данной Дорожной картой мероприятия, отражённые в ней, представлены в виде алгоритма системной организации развития кадрового потенциала в условиях введения ФГОС, предполагающие цикличность действий участников проекта в течение учебного года.
- Совет по введению ФГОС общего образования на основании анализа методической работы за предыдущий учебный год, результатов диагностики готовности педагогов к введению ФГОС формулирует задачи для методической службы на текущий учебный год.
- Методическая служба школы разрабатывает план методической работы, включающий в себя различные виды и формы методической работы, в том числе индивидуальные и коллективные.
- Исходя из плана методической работы, формируется Чек-лист (Приложение 6), содержащий все планируемые мероприятия в текущем учебном году.
- Чек-лист предлагается каждому педагогу для составления плана самообразования. В нем особым шрифтом выделяются мероприятия, которые рекомендуется обязательно пройти педагогу с учетом выявленных затруднений при организации образовательного процесса.
При этом за педагогом остается право самостоятельно выбрать спектр мероприятий, представленных в плане методической работы, которые наиболее актуальны для него.
- В течение учебного года организуются и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов. Каждый отдельный педагог посещает только те мероприятия, которые вошли в его индивидуальный план. По итогам полугодия проводится рубежная диагностика, по результатам которой возможна корректировка планов самообразования в течение учебного года. Для тех педагогов, уровень которых не достиг желаемого результата, появляется возможность на более осознанном уровне повторно включиться в цикл.
Данный алгоритм отвечает всем принципам системной организации:
- Массовость;
- Последовательность;
- Периодичность;
- Цикличность.
Предложенный алгоритм работы с педагогами по повышению профессионального мастерства отличается цикличностью, которая является основой системности. Именно это позволяет в практике работы администрации школы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы педагогов, в формах, позволяющих в большей степени учитывать динамику роста педагога.
6. Принципы организации работы по реализации проекта
6.1. Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским)
Реализация данного принципа предполагает:
- изучение профессиональных затруднений, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
- актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
- определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
- составление индивидуальной программы профессионального роста педагога;
- систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.
6.2. Принцип стимулирования творческого роста педагогов
Реализация данного принципа предполагает:
- систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов;
- оказание помощи педагогу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;
- определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;
- разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;
- поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
6.3. Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы
Реализация данного принципа предусматривает:
- изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;
- определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
- возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.
6.4. Принцип непрерывности и преемственности
Этот принцип означает:
- обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в школе;
- координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;
- сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
- учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста;
- выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.
7. Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Положительным аспектом данного проекта с точки зрения оценки необходимых ресурсов является минимум затрат, привлекаемых дополнительно. В школе имеются внутренние ресурсы (кадровые, информационно-методические, материально-технические, финансовые), необходимые для реализации достижения поставленной цели. Внешними ресурсами в рамках реализации проекта являются возможность использования имеющихся педагогических наработок в данном направлении, привлечение научных руководителей для работы с коллективом педагогов, привлечение социальных партнёров, участие в выездных курсах повышения квалификации, сетевом взаимодействии.
7.1. Кадровые ресурсы:
Директор: осуществляет общее руководство и контроль за реализацией проекта.
Заместитель директора по УВР:
- определяет приоритетные направления работы по повышению квалификации педагогов;
- осуществляет корректировку составляющих элементов проекта;
- анализирует и обобщает результаты реализации проекта;
- организует и проводит мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов;
- внедряет новые эффективные способы работы с педагогическим коллективом;
- определяет критерии эффективности реализации проекта;
- осуществляет взаимосвязи со структурами, участвующими в реализации проекта.
Методист:
- готовит методические рекомендации для работы по проекту;
- организует и проводит мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов;
- разрабатывает новые педагогические формы, способы и методы работы по реализации проекта;
- обобщает передовой педагогический опыт;
- диагностирует затруднения педагогов и планирует работы по их устранению.
Педагоги:
- обобщают и систематизируют материалы и результаты собственной педагогической деятельности через анализ и самоанализ;
- транслируют свой педагогический опыт среди педагогов;
- апробируют и внедряют в педагогическую практику инновации.
7.2. Информационно-методические ресурсы:
- наличие методического банка, в котором накоплен и систематизирован положительный опыт работы педагогов школы по внедрению ФГОС, методические разработки по формированию УУД, нормативно-правовая база и т.д.;
- общешкольный план методической работы, позволяющий определить контингент участников курсов и периодичность обучения;
- электронные образовательные ресурсы, для расширения возможностей педагогов при проведении учебных и внеучебных занятий;
- организация психологического сопровождения реализации проекта для организации психологической адаптации к изменяющимся условиям, анализа ситуации по результатам анкетирования.
7.3. Материально-технические ресурсы:
- библиотечный фонд, медиатека, позволяющие создать банк информационно-справочного материала;
- наличие кабинетов, оснащённых ИКТ, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс;
- автоматизированные рабочие места учителей, позволяющие расширить возможности педагога при организации и проведении учебных и внеучебных занятий;
- наличие интернет соединения для организации дистанционных курсов повышения квалификации, он-лайн консультаций, вебинаров и др.
7.4. Финансовые ресурсы:
- бюджетные средства, запланированные на повышение квалификации педагогов, пополнения материально-технической базы;
- внебюджетные средства (платные образовательные услуги, спонсорская, благотворительная помощь);
8. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации проекта
Эффективность реализации проекта определяется системой целевых индикаторов и показателей. Она позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям деятельности. Результаты реализации проекта оцениваются по следующим направлениям:
Целевые показатели | Индикаторы | Методы изучения |
1 | 2 | 3 |
Эффективность реализации методической работы в школе | Оценка эффективности методической работы педагогами | Анкетирование педагогов (Приложение 5) |
Реализация полного цикла алгоритма действий администрации школы по системной организации развития кадрового потенциала. Доля педагогов школы, вовлеченных в реализацию проекта | Промежуточный анализ реализации проекта | |
Динамика формирования компетентностей педагогов | Диагностическая карта (Приложение 8) | |
Повышение уровня профессиональной готовности педагогов к введению ФГОС | Увеличение количества педагогов, принимающих участие в конкурсах педагогического мастерства различных уровней. | Количественный анализ |
Увеличение количества педагогов, транслирующих свой опыт на различном уровне | Количественный анализ | |
Увеличение количества проведенных открытых мероприятий и мастер-классов | Количественный анализ | |
Повышение эффективности проведенных мероприятий | Карта оценки эффективности компетентностно-ориентированного урока Карта оценки эффективности внеурочного занятия | |
Аттестация педагогов на более высокие квалификационные категории | Анализ аттестации педагогических кадров | |
Количество педагогов, включенных в проектную и исследовательскую деятельность | Количественный анализ |
9. Заключение
Тема проекта в настоящее время является актуальной для современной системы образования, что подтверждается основными документами государственной политики в сфере образования: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО.
Продукты, созданные в результате работы над проектом:
- SWOT-анализ педагогических кадров, в котором настоящее состояние педагогических кадров сопоставляется с желаемыми действиями администрации школы, направленными на развитие кадрового потенциала;
- План мероприятий («Дорожная карта») по развитию кадрового потенциала в образовательном учреждении при переходе к ФГОС, в котором отражены желаемые действия администрации и мероприятия, необходимые для системной организации развития кадрового потенциала в условиях введения ФГОС ООО;
- Алгоритм системной организации развития кадрового потенциала в образовательном учреждении при переходе к ФГОС, определяющий последовательность действий администрации, направленных на развитие профессиональной компетенции педагогов;
- Чек-лист, который содержит перечень тем и форм методических мероприятий для составления плана самообразования на учебный год.
Представленный алгоритм является примером системно-деятельностного подхода к организации методической работы, так как:
- педагог является субъектом выстраивания индивидуальной траектории повышения квалификации,
- педагог приобретает педагогический опыт в результате активного включения в реализацию индивидуального плана повышения квалификации;
- повышение квалификации педагога осуществляется непрерывно, т.к реализация представленного алгоритма возможна ежегодно на более высоком для педагога уровне (принцип "Спирали");
- в рамках реализации методической работы в школе педагогу создается возможность овладения необходимыми педагогическими компетентностями на максимальном для него уровне (определяемом "зоной ближайшего развития") и обеспечить при этом его "вхождение" в процесс введения ФГОС;
- обеспечивается вариативность выбора организационных форм и направленности методической работы в школе;
- реализация ситуации успеха для всех педагогов в их индивидуальном развитии;
- максимально ориентирована на реализацию творческих возможностей педагогов.
Системно-деятельностный подход призван обеспечить устойчивые результаты для отдельно взятого педагога школы в рамках реализации данного проекта.
При возникновении риска недостижения планируемых результатов цикличность действий по алгоритму позволит внести корректировки в индивидуальную программу повышения квалификации педагога и реализовать её в новом режиме.
Трансляция данного опыта возможна в любом ОУ как при реализации введения ФГОС, так и при внедрении любых других инновационных проектов с опорой преимущественно на собственные ресурсы.
10. Список литературы
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 г. Пр-271);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №189);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373);
- Ильенко Л.П. «Новые модели методической службы в общеобразовательном учреждении», М: Аркти, 2000 г.;
- Барбер М., Муршед М. Как добиться высокого качества образования в школах. Вопросы образования, 2008.
- http://school-sector.relarn.ru/wps/ «Педсовет по средам», Интернет-издание Школьного сектора ассоциации РЕЛАРН;
- www.maystro.ru/dmdocuments/DIAGNOZ%20IPPK.doc (Диагностические материалы)
- http://lib2.podelise.ru/docs/48/index-14104.html (Диагностические материалы)
Приложение 1
SWOT-анализ педагогических кадров
Характеристики педагогов на сегодняшний день | Желаемое состояние педагогических кадров при переходе на ФГОС | Деятельность администрации школ на сегодняшний день | Желаемое состояние администрации при переходе на ФГОС |
Сильные стороны | |||
1. Имеющийся опыт внедрения ФГОС НОО по созданию ООП НОО, написанию рабочих программ, организации внеурочной деятельности; ведущее за собой нормативно-методическую составляющую опыта введения ФГОС второго поколения. | 1. Трансляция и использование имеющегося опыта с минимизацией ошибок на ФГОС ООО. В результате чего появится возможность более рационального использования времени и человеческих ресурсов. | 1.Разработка пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих возможность внедрения выполнения образовательных стандартов, ведущее за собой нормативно-методическую составляющую опыта введения ФГОС второго поколения. Модернизация работы методической службы. | 1. Наличие нормативно-правовых документов, позволяющих качественно осуществлять учебно-воспитательный процесс. Трансляция и использование имеющегося опыта с минимизацией ошибок на ФГОС ООО. В результате чего появится возможность более рационального использования времени и человеческих ресурсов. Снижение роли контроля и директивного управления за счёт увеличения роли стимулирования и информационно-методического обеспечения педагогов, чтобы переход состоялся с минимизацией проблем и конфликтов, связанных с переходом на ФГОС. |
2. Наличие педагогов, создающих признанные в коллективе образцы педагогической деятельности (19 %); что позволяет создать в коллективе благоприятный творческий микроклимат. | 2. Трансляция опыта работы данных педагогов внутри педагогического коллектива; установка педагогического коллектива на использование имеющегося опыта, результатом чего будет увеличение количества творчески активных педагогов или повышение профессиональных компетенций. | 2. Существуют методы стимулирования ярких педагогов: фонд стимулирования деятельности (ФНД), обеспечение публичного признания, выдвижение и сопровождение в конкурсных и грантовых программах | 2.Анализ расстановки педагогических кадров. Внесение дополнительных критериев в адресное направление стимулирования педагогов, усовершенствование повышения уровня индивидуализации и обеспечения регулярности стимулирования на основе достижений (ФНД, руководство творческими группами, методическими объединениями, формирование кадрового резерва, наставничество, представление на отраслевые награды, и т.д.) |
3. Работа в творческих, рабочих группах, методических объединениях; позволяющих концентрировать педагогов по областям деятельности, с целью передачи опыта, решения проблемы, трансляции педагогического опыта, повышения квалификации. | 3.Активизация работы педагогов в творческих, рабочих группах, методических объединениях с целью более полного использования полученного педагогического опыта. | 3.Наличие методической службы в школе, позволяющей координировать работу творческих, рабочих групп, методических объединений и т.д., осуществлять анализ и планирование их деятельности. | 3.Переход от модели методической службы к модели методического сопровождения. |
4. Повышение квалификации педагогов, с целью развития компетенций и повышения квалификационной категории. | 4. Количественный рост педагогов, имеющих квалификационные категории. Обеспечение непрерывности повышения квалификации, ориентация на качественную составляющую повышения квалификации и более активное их использование в образовательном процессе. Самостоятельный поиск наиболее адаптированных форм повышения квалификации. | 4. Составление плана повышения квалификации, с учётом запросов школы, планирование финансового обеспечения повышения квалификации. Организация процесса ПК в рамках ОУ. | 4. Обеспечение сохранности и разнообразия форм повышения квалификации для каждого педагога, обеспечение обучения через погружение в новую деятельность, регулярное и систематическое привлечение финансовых средств для обеспечения ПК. |
5. Участие работе сетевых сообществ педагогов, для расширения возможностей получения новой информации в предметных областях и по поводу организации педагогической деятельности. | 5. Активизация работы педагогов в творческих группах, группах по интересам, возможность обмена опытом в более широких профессиональных кругах. | 5. Предоставление возможности участия в сетевых сообществах педагогов через укрепление материально-технической базы. Организация внеурочной деятельности на договорной основе, взаимодействия с социальными партнёрами. | 5. Создание цифрового представительства в сетевых сообществах через информационную поддержку, расширение социального партнёрства для реализации внеурочной деятельности на ступени ФГОС ООО. |
Слабые стороны | |||
1. Не все педагоги успевают быстро адаптироваться в динамично меняющейся системе образования, принять новые возросшие требования к процессу образования, воспринимать свою деятельность по обучению как услугу населению, в этой связи перестроить ее на качественно новом уровне. На сегодняшний день таких педагогов в школе около 27 % | 1.Своевременная адаптация к динамично меняющейся системе образования, перестроение деятельности на качественно новый уровень. Увеличение доли адаптирующихся учителей. | 1.Информационно методическое сопровождение в следующих формах: ознакомление с нормативно-правовой документацией, проведение практических и теоретических семинаров, педагогических и методических советов. Организация обмена опытом в рамках методобъединения, работы в сетевом взаимодействии, творческих групп и т.д. | 1.Организация психологической адаптации к постоянно меняющимся условиям, через привлечение психологических служб; снижение уровня стрессогенности происходящих изменений. Динамическое перераспределение критериев оценки деятельности педагогов. Усовершенствование методики работы с педагогическими кадрами, заключающееся в реорганизации форм работы. |
2. Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки, изменений технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности. | 2. Достаточный уровень обладания информацией и навыками для реализации новых образовательных задач. | 2. Ознакомление педагогов с новыми требованиями, передача опыта по их выполнению. Эпизодические требования к педагогам по разработке новых методических материалов | 2. Организация постоянного сопровождения (действующей службы, совет по введению, постоянно действующий семинар, координирующий совет, отдельные объединения, тематические педсоветы и т.д.) по введению ФГОС на адаптационный период. |
3. Привычка работать по шаблону, используя традиционные методы и приемы проведения учебных занятий. Приоритетная целевая установка педагога на достижение предметных результатов | 3. Проведение учебных занятий с учётом требований ФГОС (формируя УУД обучающихся, оценивая личностные и метапредметные достижения) | 3. Информирование новых требований к организации образовательного процесса. Организация передачи опыта через проведение обучающих семинаров, педагогических советов, взаимопосещения учебных занятий и т.д. | 3. Системная организация обмена опытом, разработка и тиражирование имеющихся методических рекомендаций по направлениям введения ФГОС. Использование новых форм работы с педагогами (переход от методической службы к методическому сопровождению, умению работать в группах, тренинговая работа с педколлективом) |
Приложение 2
План мероприятий («Дорожная карта») по развитию кадрового потенциала в образовательном учреждении при переходе к ФГОС
Примечание: В соответствии с алгоритмом деятельности цикл включает в себя 1 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Мотивационный блок | Планируемый результат и документальное подтверждение | Периодичность | Ответственные | |
Планируемый результат | Документальное подтверждение | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный блок | ||||||
1. | Организация деятельности Совета по введению ФГОС общего образования в части определения основных направлений повышения профессионального уровня педагогов | Установление персональных надбавок из фонда надбавок и доплат (ФНД) членам Совета по введению ФГОС общего образования | Формулировка основных направлений повышения профессионального уровня педагогов Промежуточный анализ реализации мероприятий, включенных в план методической работы | Положение о Совете по введению ФГОС общего образования План работы Совета по введению ФГОС общего образования Аналитическая справка | Сентябрь 1 раз в четверть | Директор Заместитель директора по УВР |
Оценочно-контрольный блок | ||||||
1. | Диагностика и анализ состояния кадрового потенциала | Предоставление информации учителям для их саморазвития | Оценка состояния по когнитивному, мотивационному, технологическому аспектам | Анализ состояния кадрового потенциала | август | Заместитель директора по УВР |
2. | Выявление образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов в условиях введения и действия ФГОС ООО | Предоставление информации учителям для их профессионального развития | Проведение мониторинга проявления профессиональной компетентности педагога Оценка и регулировка требований к компетенциям педагога | Результаты мониторинга проявления профессиональной компетентности педагога Изменения в Плане саморазвития педагога | 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие | Совет по введению ФГОС общего образования Педагоги |
Методический блок | ||||||
1. | Составление плана методической работы | Расширение спектра форм повышения квалификации | Структурирование деятельности по повышению квалификации педагогов | План методической работы | Сентябрь | Заместитель директора по УВР |
2. | Оказание методической помощи педагогам по устранению затруднений в педагогической деятельности | Создание информационно-методического пространства ОУ по введению ФГОС | Использование максимального опыта педагогов по внедрению ФГОС Разработка рекомендаций для педагогических работников | Методические рекомендации | в течение года | Заместитель директора по УВР, Методист |
3. | Составление плана саморазвития педагога по вопросам введения ФГОС ООО | Повышение самообразования педагогов | План саморазвития педагога по предложенному чек-листу | План саморазвития педагога | 1 раз в год | Педагоги |
3. | Корректировка плана методической работы в соответствии с запросами | Предоставление разнообразных форм мероприятий, направленных на повышение профессиональных компетентностей педагогов | Создание чек-листа Учет непрерывного образования педагогов (участие в реализации проектов, конкурсах, семинарах, сетевых сообществах и т.п.) | План-график, чек-лист Карта отслеживания результатов участия педагогов в реализации проектов, конкурсах, семинарах и т.п. | 1 раз в полугодие (январь, май) | Заместитель директора по УВР |
Приложение 3
Алгоритм действий администрации школы по системной организации развития кадрового потенциала
в образовательном учреждении при переходе к ФГОС
Приложение 4
Комплект материалов для стартовой диагностики
Примечание: Диагностические материалы взяты из интенет-источников
- www.maystro.ru/dmdocuments/DIAGNOZ%20IPPK.doc
- http://lib2.podelise.ru/docs/48/index-14104.html
1. Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств"
Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку".
1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.
6. Потребность в лидерстве.
7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
11. Потребность в риске.
12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Спасибо!
Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (пп. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
2. Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины (поставьте "галочку" напротив выбранных утверждений).
1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
3. Плохое здоровье, другие личные причины.
4. Большая учебная нагрузка.
5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.
6. Отсутствие материальных стимулов.
7. Чувство страха перед отрицательными результатами.
8. Отсутствие помощи.
9. Разногласия, конфликты в коллективе.
Спасибо!
Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
3. Анкета "Определение уровня новаторства учителей
в школьном коллективе"
Инструкция: Уважаемый педагог! К какой группе учителей, на ваш взгляд, вы относитесь? Поставьте "галочку" напротив выбранной группы.
Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.
Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не внедряете их вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как их успешно опробовали в условиях, близких к вашим.
Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью вашего педагогического коллектива, воспримите его и вы.
Группа D. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.
Группа Е. Вы последним осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем малочисленнее группы D и Е, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
Приложение 5
Опрос по итогам методической работы в учебном году
1. Анкета «Критерии готовности педагога к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги, просим вас заполнить анкету. Для этого оцените уровень владения вами каждым показателем с учетом следующих критериев: 0 - не владею; 1 - владею не в полной мере; 2 - владею в полной степени
Критерии | Самооценка педагога |
Когнитивный аспект | |
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе | |
Знание Национальной инициативы «Наша новая школа» | |
Знание ФГОС | |
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании | |
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС | |
Мотивационный аспект | |
Понимание значения ФГОС для современного образования | |
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС | |
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС | |
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем | |
Настойчивость в преодолении затруднений | |
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя | |
Технологический аспект | |
Умение составлять тематическое и поурочное планирование | |
Овладение содержанием новых программ и учебников | |
Умение ставить цели урока (конкретные, достижимые, диагностируемые) и включать! учащихся в процесс целеполагания | |
Умение создать ситуацию мотивации познавательной деятельности учащихся на уроке | |
Умение составлять компетентностно-ориентированные задания | |
Умение отбирать содержание учебного материала в соответствии с поставленными задачами и планируемыми результатами образования | |
Использование современных педагогических технологий | |
Умение провести анализ и самоанализ урока | |
Осуществление дифференцированного подхода к обучению | |
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке | |
Организация коллективной деятельности учащихся на уроке | |
Организация деятельности, направленной на формирование метапредметных универсальных способов деятельности | |
Учет и оценка результатов образования, в том числе предметных и метапредметных | |
Рефлексия деятельности учащихся на уроке | |
Организация самооценки и взаимооценки деятельности учащихся | |
Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся и организация работы по их устранению | |
Организация внеурочной работы по учебному предмету | |
Работа с одаренными детьми | |
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися | |
Обобщение и описание собственного педагогического опыта | |
Внедрение передового педагогического опыта коллег |
2. Оцените значимость методической работы в школе для Вашего профессионального роста в соответствии с критериями:
1 2 3 4 5
3. Каким педагогическим опытом Вы хотели бы поделиться с коллегами? В какой форме?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие в опросе!
Анализ результатов
Обработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:
- определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов);
- сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыков педагогов).
По итогам диагностики выявляется уровень готовности педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту.
Компонент профессиональной готовности | Максимальное количество баллов | Критерии оценки для определения уровня |
Когнитивный компонент | 10 | 10-8 баллов- высокий 7-5 баллов - достаточный 4-2 балла - низкий 1-0 баллов - критический |
Мотивационный аспект | 12 | 12-10 баллов - высокий 9-7 баллов - достаточный 6 - 4 - низкий 3 - 0 - критический |
Технологический аспект | 42 | 42 - 31 балл - высокий 30-21 баллов - достаточный 20-12 баллов - низкий 11-0 баллов - критический |
При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который определяется совпадением отметок учителя и эксперта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»
Тема проекта: « Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...
Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...
Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"
В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...
Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"
Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....