Использование языковых игр в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка
статья на тему
Предмет «Английский язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста: игровую, познавательную, художественную, эстетическую.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование языковых игр
в процессе формирования универсальных учебных действий
на уроках английского языка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые программы по английскому языку закрепляют линию на раннее обучение, что положительно сказывается на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволяет достичь более высоких личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Предмет «Английский язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста: игровую, познавательную, художественную, эстетическую.
Для организации уроков в классах начальной ступени обучения я выбрала различные игровые формы обучения. Известно, что игра всегда являлась и является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.
Учебная игра – это особым образом организованная обучающая деятельность (имеющая чаще всего развлекательную форму), предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее решения. В процессе учебной игры могут быть реализованы одна или несколько обучающих задач, причем деятельность по формированию иноязычных навыков и умений может носить как выраженный характер, так и латентный характер. Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию коммуникативных умений и навыков в рамках одной или нескольких учебных тем)
- мотивационно – побудительную (мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность; оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность и т. д.
- ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);
- компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни).
В процессе подготовки сценария и содержания уроков ставила для себя следующие задачи:
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Предлагаю вашему вниманию некоторые методические разработки, применяемые мной на уроках английского языка в начальной школе.
Игра «Кто быстрее?»
Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита.
Ход игры: учащиеся уже знакомы со всеми буквами английского алфавита.
Учитель раскладывает на столе буквы английского алфавита обратной стороной. Учащиеся подбегают к столу и вытягивают какую-либо букву. Задача играющего – назвать слова, начинающиеся с той буквы, которую он вытянул.
Например:
Aa – America, apple
Bb – ball, ballon
Ожидаемые результаты: формирование УУД:
личностных
- действие смыслообразования (интерес, мотивация)
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
коммуникативных
формирование вербальных способов коммуникации
регулятивных
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Игра “ Переводчик”
Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры: учащиеся становятся в круг, пряча за спиной по одной или несколько игрушек. В центре круга ведущий и “переводчик”. Ведущий, указывая на кого-либо из играющих, обращается к переводчику: has he /She got two kittens? Переводчик, обращаясь к ведущему, сообщает: Yes, I have got two kittens (или No, I haven’t ).
Переводчик обращаясь к ведущему, сообщает:Yes, she has got two kittens или No, she hasn’t got two kittens.
Ожидаемые результаты:
Личностные
- действие смыслообразования
(интерес, мотивация)
-формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
Познавательные
- построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем
Коммуникативные
-формирование вербальных способов коммуникации
Регулятивные
-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Игра «Озвучивание картинки».
Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
Ожидаемые результаты:
Личностные
- действие смыслообразования (интерес, мотивация)
-формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
Познавательные
-построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем
Коммуникативные
-формирование вербальных способов коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка
Регулятивные
-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Игра «Самый интересный рассказ».
Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков монологической речи.
Ход игры: образуются две команды. Каждой дается задание составить рассказ на определенную тему («В зоопарке», «Спортивные игры», и т.д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок.
Ожидаемые результаты:
Личностные
- действие смыслообразования (интерес, мотивация)
-формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Познавательные
-построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем
Коммуникативные
-формирование вербальных способов коммуникации, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка
Регулятивные
-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Игра «Испорченный телефон»
Цель: развитие лексического навыка.
Ход игры: играющие садятся в кружок. Каждый получает номер. Ведущий шепчет игроку под номером 1 на ухо какое - нибудь сообщение. Игрок под номером 1 передает шепотом то, что услышал, игроку под номером 2. Так сообщение передается по кругу, пока в игру не вступит участник, сидящий справа от ведущего. Этот последний игрок громко повторяет то, что он услышал. Почти наверняка это будет не то сообщение, с которого началась игра.
Ожидаемые результаты:
Личностные
- действие смыслообразования (интерес, мотивация)
-формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Познавательные
-поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные
-формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
- формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос
Регулятивные
-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Советую моим коллегам попробовать включить в урок данные разработки и вы увидите как использование игровых приемов на уроках иностранного языка способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.
Литература:
- Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. – М.,1988.- 144с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 7-е изд., стер.- Мн.: Выш. шк., 2001.
- Обучение иностранным языкам в школе и в вузе. – СПб.: «Каро», 2001.-240 с.
- Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., 1981.-112 с.
- Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М.: 1981.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.- 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значитель...