Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась в условиях ФГОС. В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познавательную деятельность обучающихся.
Что же такое школьный учебник биологии для пятиклассника в условиях внедрения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolz._shkolnogo_uchebnika_v_5_klasse.docx (17.63 КБ) | 17.63 КБ |
urok_biologiya-_nauka_o_zhivoy_prirode.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Колягина Г.Б.
МБОУ «СОШ 47»
Г. Новокузнецк, Россия
Е - mail: Galya-Kolyagina@yandex.ru
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась в условиях ФГОС. В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познавательную деятельность обучающихся.
Что же такое школьный учебник биологии для пятиклассника в условиях внедрения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения? Какие же новые задачи ставят все эти изменения перед современным учителем, и как ему в решении этих задач может и должен помочь учебник? Учебник – краткий свод биологических научных сведений, он определяет объём изучаемого материала, уровень и структуру базовых знаний школьников, является методическим пособием по формированию универсальных учебных умений. С помощью универсальных учебных действий учащиеся получают большие возможности на уроках биологии - «умение учиться», а именно результативно мыслить и работать с информацией, общаться, взаимодействовать с людьми, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, отвечать за свой выбор. Учебник уже не является главным источником информации, но он является навигатором в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым помощником учителю в реализации многочисленных задач современного образования особенно на начальных этапах развития самостоятельной деятельности, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Умение работать с ним – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе. Особенно важно многократное использование учебника в школьном курсе биологии в пятом классе.
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В начальной школе учителя закладывают элементы работы с учебником. Задача учителя работающего в 5 классе – продолжить формировать навык работы с учебником, который помогал бы и был практически использован учеником в системе биологических знаний. В настоящее время, когда учитель имеет возможность выбора учебника, необходимо найти такой учебник и эффективные приёмы работы с ним, которые обеспечат формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Хорошим помощником учителя в учебном процессе является учебно – методический комплекс Пасечника В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл., М.:Дрофа. Например, в введении учебника размещена памятка, как составить план к тексту параграфа, предметный указатель, все перечисленное облегчает работу ученику по добыванию познавательного материала, повышает эффективность урока. Составление плана к тексту параграфа развивает мыслительную деятельность, умение выражать точно последовательно свои мысли, развивает монологическую речь, умение слушать и др. Данный вид деятельности повышает уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.
Систематическая работа с текстом создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии. Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе, которые помогают формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные умения. Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня - это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы; составление схем и таблиц по тексту учебника; работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его - это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в основную школу. Учащиеся выбирают из текста нужные сведения и составляют ответ на вопрос с учётом основного содержания изучаемого материала в соответствии с поставленными целями урока.
В работе с учебником широко использую разные приёмы составления схем, таблиц для усвоения биологических знаний и овладения умениями в процессе организации познавательной деятельности. Сначала предлагаю готовые схемы и таблицы, выполненные учителем. В дальнейшем работа с таблицами усложняется, (увеличивается число граф), при этом учащиеся учатся делать краткие записи. Организация учебной деятельности по составлению схем особенно необходима при изучении вопросов классификации растений и животных, процессов жизнедеятельности, происходящих в клетке, организме, взаимосвязей в экосистеме и др. Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний, учит проводить отбор нужных сведений, позволяет определить место каждой систематической категории в системе органического мира и установить родственные связи между ними.
Большое значение имеет организация работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации в учебнике биологии составляют небольшую часть, но в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Как правило, у школьников вызывают затруднения рисунки, на которых отображены процессы жизнедеятельности, оплодотворение, размножение и развитие. Усложнением поисковой работы с рисунками могут служить задания на нахождение ответов на вопросы в качестве самостоятельного источника знаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что для пятиклассников основным источником получения знаний и формирования универсальных учебных действий остаётся учебник, несмотря на современные носители информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией.
Предлагаю ознакомиться с возможностями использования учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе в плане конспекта урока.
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по биологии
Тема: Биология - наука о живой природе
Учитель: Колягина Галина Борисовна, МБОУ « СОШ №47», г. Новокузнецк
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.
Задачи:
Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающая: развивать общеучебные компетенции:
Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).
Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).
Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).
Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).
Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.
Методы: Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)
Дополнительные: частично – поисковый.
Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.
Средства обучения:
1.Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
2. Рабочая тетрадь к учебнику;
4.Оценочный лист.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока: (см. технологическую карту).
Этап урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные) | Формы организации урока |
I.Актуализация знаний Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов. | 1)Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание: «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». (Н.И. Пирогов) Задание на экране 2) Выделите естественные тела живой природы: 1.Живая природа; 2. Неживая природа. А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва. Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары открывает правильные ответы:
3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы. 4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь. Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. | Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке. 2.Осуществляют поиск информации в учебнике. 3.Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. Учащиеся по очереди объявляют ответы. Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение. Ответ: Биология Учащиеся делают отметки в оценочных листах (приложение № 1) | Л: оценивают ситуации К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог П: выбирают основания для классификации объектов К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог | Фронтальная В парах |
II.Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним | Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним | Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (см. приложение № 2), задают вопросы учителю. | К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы | Фронтальная |
III.Изучение нового материала 1.Целепологание 2.Биологические дисциплины 3.Введение и отработка понятий «биология», «биосфера», «экология». 4.Значение биологических знаний в жизни человека. | 5) Вопросы: 1.Что такое биология? 2. Назовите тему урока. 3.Сформулируйте цель урока. Объяснение учителя «биологические дисциплины» рисунок 1 на с.6 учебника 6) Выполните задание №1 с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения. 7) Прочитайте текст на с.7., составьте план, используя инструкцию «Требования к составлению плана параграфа» на с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7 8).Рассмотрите рис 3,с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний….. Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. | Биология – это наука о жизни. Биология – наука о живой природе Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни. Рассматривают рисунок 1 на с.6, слушают учителя Читают текст, выписывают понятия в тетрадь Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2, с.7 готовят рассказ Выдвигают предположения, Приводят факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта. Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1) | Р: определяют цели деятельности К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника П: учатся считывать информацию со схемы; П:осуществляют поиск информации; П: осуществляют поиск информации; составляют простой план К: готовят устный рассказ; Р: работают по инструкции П: выдвигают гипотезы и их обосновывают; К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Фронтальная В группах
В парах Индивидуальная Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника |
IV.Закрепление | Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни. Объясни: Экология – это…, Биосфера - это …. Биология – это… Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников | Учащиеся выполняют упражнение. Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1) | П: мысленное воспроизведение понятий К: оформляют свои мысли в устной форме; Л: подводят итоги своей деятельности | Фронталь- ная |
V. Рефлексия | Учитель просит высказать свои ощущения Я узнал… Я научился…. Мне понравилось… Я затруднялся ….. Мое настроение… Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет) | Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты своей деятельности с целью урока | Л: подводят итоги своей деятельности: что получи - лось? Что не получилось? Р:Что еще следует повторить? Адекватно воспринимают оценки и отметки | Индивидуа-льная |
VI. Задание на дом | В учебнике изучить статью «Как работать с учебником» и § 1 «Биология— наука о живой природе». Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5 | Записывают домашнее задание, задают вопросы | К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы | Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...
Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)
В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами....
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)
В данной презентации представлены современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...
Презентация "Использование методов формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка"
Универсальные учебные действия – обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, которые могут использоваться при изучении других предметов. Почему обучение эти...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»
В данной работе даётся краткая характеристика УУД и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...
Методическая разработка «Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов на уроках русского языка »
Теоритические сведения и практическая работа по формированию УУД на уроках русского языка...