Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познавательную деятельность обучающихся.
Что же такое школьный учебник биологии для пятиклассника в условиях внедрения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения? Какие же новые задачи ставят все эти изменения перед современным учителем, и как ему в решении этих задач может и должен помочь учебник?
Учебник – краткий свод биологических научных сведений, он определяет объём изучаемого материала, уровень и структуру базовых знаний школьников, является методическим пособием по формированию универсальных учебных умений. Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась в условиях ФГОС.
С помощью универсальных учебных действий учащиеся получают большие возможности на уроках биологии - «умение учиться», а именно результативно мыслить и работать с информацией, общаться, взаимодействовать с людьми, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, отвечать за свой выбор. Учебник уже не является главным источником информации, но он является навигатором в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым помощником учителю в реализации многочисленных задач современного образования особенно на начальных этапах развития самостоятельной деятельности, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Умение работать с ним – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе. Особенно важно многократное использование учебника в школьном курсе биологии в пятом классе.
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В начальной школе учителя закладывают элементы работы с учебником. Задача учителя работающего в 5 классе – продолжить формировать навык работы с учебником, который помогал бы и был практически использован учеником в системе биологических знаний. В настоящее время, когда учитель имеет возможность выбора учебника, необходимо найти такой учебник и эффективные приёмы работы с ним, которые обеспечат формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Хорошим помощником учителя в учебном процессе является учебно – методический комплекс Пасечника В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл., М.:Дрофа. Систематическая работа с текстом создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии. Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе, которые помогают формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные умения. Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня - это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы; составление схем и таблиц по тексту учебника; работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его - это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в основную школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_12.docx | 101.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочный лист к уроку приложение 1
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания | Баллы | Критерии оценки |
Задание № 1 | 3 балла – все правильно | |
2 балла ответ с незначительными ошибками | ||
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 2 | 3 балла – все правильно | |
2 балла – ответ с незначительными ошибками | ||
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 3 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – ответ с незначительными ошибками | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 4 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 5 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 6 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 7 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 8 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Итого | Максимальный балл – 18. | |
Оценка за работу на уроке | 16 – 18 баллов – оценка 5. | |
Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку) | 13 – 15 баллов – оценка 4. | |
8 – 12 баллов – оценка 3. | ||
Меньше 8 баллов – оценка 2. | ||
Приложение 2
Как работать с текстом
- Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание
- Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить.
Это поможет вам лучше понять текст параграфа.
- Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.
- Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план (см.с.18)
- Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами
- Кратко перескажите параграф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...
Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)
В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами....
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)
В данной презентации представлены современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...
Презентация "Использование методов формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка"
Универсальные учебные действия – обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, которые могут использоваться при изучении других предметов. Почему обучение эти...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»
В данной работе даётся краткая характеристика УУД и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...
Методическая разработка «Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов на уроках русского языка »
Теоритические сведения и практическая работа по формированию УУД на уроках русского языка...