Рабочая программа дополнительных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Иванова Светлана Николаевна.

Рабочая программа дополнительных  занятий ««На пути  к ОГЭ по русскому языку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon platnye_9_set.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительных платных занятий ««На пути  к ОГЭ по русскому языку» разработана в соответствии с  нормативно-правовой базой:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  2. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Новоникольской СОШ;
  3. Образовательная программа МБОУ Новоникольской  СОШ;
  4. Учебный  план Хоботовского  филиала МБОУ Новоникольской СОШ на 2016-2017 учебный год.

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. 

Цели и задачи изучения курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

      Задачи курса:

 1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

 2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

 3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

 4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.

 5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

 6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

 7. Опробовать разработанные КИМы  для сдачи ОГЭ.

Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

                 Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению  особое внимание уделяется формированию  следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.                                                                                             Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-14. При подготовке к выполнению задания 2 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 3,6  связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задания 4-5 направлены на формирование  орфографического навыка написания морфем; задания 7-14 связаны  с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис».  

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

      Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.) и тему, связанную с анализом текста(15.2 и 15.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования  следующих умений:

 понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),

 проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

 продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;      

 способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;

умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;   умение композиционно оформлять текст;

умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

 Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

Содержание

Введение(3 ч.)

Структура экзаменационной работы. Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков

 Подготовка к написанию изложения (19 ч)

Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,          формулирования.

 Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

 Исключение как прием сжатия текста

Редактирование текста. Обобщение как прием сжатия.

Упрощение как прием сжатия текста.

Сочетание упрощения  и исключения.

Сочетание исключения и обобщения.

Сочетание упрощения, исключения и обобщения.

Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения

 Написание изложения.     Работа над ошибками

   Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (24 ч)      

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)

 Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)

 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – (15 ч)

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

Корректировка текста.

Контроль знаний(4 ч)

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

     Резервные часы(3 ч.)

        

        

        Учебно-тематический план

п\п

Наименование  разделов

Количество часов

1

Вводные занятия

3

2

Подготовка к написанию изложения

19

3

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом

24

4

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

15

5

Контроль знаний

4

6

Резервные часы

3

Всего

68

        

                

Календарно-тематическое планирование

        

№ п\п

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

Вводные  занятия

3

1

Структура экзаменационной работы

1

2-3

Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков

2

Подготовка к написанию изложения

19

4-5

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

2

6

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

7-8

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

2

9

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста

1

10

Исключение как прием сжатия текста

1

11

Редактирование текста. Обобщение как прием сжатия.

1

12

Упрощение как прием сжатия текста.

1

13-14

Сочетание упрощения  и исключения.

2

15-16

Сочетание исключения и обобщения.

2

17-18

Сочетание упрощения , исключения и обобщения.

2

19

Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения

20-21

Контрольно-зачетное изложение

2

22

Работа над ошибками

1

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом

24

23-24

 Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

2

25-26

 Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

2

27-28

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)

2

 Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

29-30

 Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

2

31-32

 Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)

2

33-34

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

2

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

35-36

 Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)

2

37-38

 Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

2

39-40

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

2

41-42

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

2

43-44

Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)

2

45-46

 Контрольная работа в виде компьютерного тестирования.

2

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

15

47-48

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

2

49-50

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

2

51-52

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

2

53-54

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(Задание  15.1)

2

55

Работа над ошибками

1

56-57

 Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.2)

2

58

Работа над ошибками

1

59-60

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.3)

2

61

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

Контроль знаний

62-65

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

4

66-68

Резервные часы

3

        

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 Литература для учителя:

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010.

7. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2011.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная приставка.

        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:

1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.

2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные  типы заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных занятий со слабоуспевающими детьми

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем курса, требование к уровню подготовки, календарно-тематическое планирование, литературу....

Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"

Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"...

Рабочая программа индивидуальных занятий "Решение олимпиадных заданий по русскому языку"

Цель данной программы: развитие творческого потенциала школьников, создание условий для реализации их творческого потенциала через подготовку и участие  школьников в олимпиадах по русскому языку....

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс

Рабочая программа  дополнительных  занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...

Рабочая программа дополнительных занятий на платной основе по английскому языку для 4-5 классов "Разговорный английский"

Программа создана для закрепление лексической стороны речи и совершенствования навыков устной диалогической и монологической речи....

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык»

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык».Отличительными особенностями программы кружка являются:&bull...