Рабочая программа дополнительных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему
Рабочая программа дополнительных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnye_9_set.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительных платных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку» разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Новоникольской СОШ;
- Образовательная программа МБОУ Новоникольской СОШ;
- Учебный план Хоботовского филиала МБОУ Новоникольской СОШ на 2016-2017 учебный год.
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.
Цели и задачи изучения курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.
3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.
4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.
5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.
Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением. Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-14. При подготовке к выполнению задания 2 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 3,6 связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задания 4-5 направлены на формирование орфографического навыка написания морфем; задания 7-14 связаны с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис».
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.) и тему, связанную с анализом текста(15.2 и 15.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений:
понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),
проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;
продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;
способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;
умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст;
умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.
Содержание
Введение(3 ч.)
Структура экзаменационной работы. Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков
Подготовка к написанию изложения (19 ч)
Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Исключение как прием сжатия текста
Редактирование текста. Обобщение как прием сжатия.
Упрощение как прием сжатия текста.
Сочетание упрощения и исключения.
Сочетание исключения и обобщения.
Сочетание упрощения, исключения и обобщения.
Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения
Написание изложения. Работа над ошибками
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (24 ч)
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.)
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.)
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)
Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – (15 ч)
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
Корректировка текста.
Контроль знаний(4 ч)
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Резервные часы(3 ч.)
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Вводные занятия | 3 |
2 | Подготовка к написанию изложения | 19 |
3 | Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом | 24 |
4 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 15 |
5 | Контроль знаний | 4 |
6 | Резервные часы | 3 |
Всего | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Дата проведения занятий | |
Планируемая | Фактическая | |||
Вводные занятия | 3 | |||
1 | Структура экзаменационной работы | 1 | ||
2-3 | Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков | 2 | ||
Подготовка к написанию изложения | 19 | |||
4-5 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 2 | ||
6 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 | ||
7-8 | Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. | 2 | ||
9 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста | 1 | ||
10 | Исключение как прием сжатия текста | 1 | ||
11 | Редактирование текста. Обобщение как прием сжатия. | 1 | ||
12 | Упрощение как прием сжатия текста. | 1 | ||
13-14 | Сочетание упрощения и исключения. | 2 | ||
15-16 | Сочетание исключения и обобщения. | 2 | ||
17-18 | Сочетание упрощения , исключения и обобщения. | 2 | ||
19 | Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения | |||
20-21 | Контрольно-зачетное изложение | 2 | ||
22 | Работа над ошибками | 1 | ||
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом | 24 | |||
23-24 | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.) | 2 | ||
25-26 | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.) | 2 | ||
27-28 | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.) | 2 | ||
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.) | ||||
29-30 | Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.) | 2 | ||
31-32 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.) | 2 | ||
33-34 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.) | 2 | ||
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.) | ||||
35-36 | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.) | 2 | ||
37-38 | Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.) | 2 | ||
39-40 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.) | 2 | ||
41-42 | Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.) | 2 | ||
43-44 | Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.) | 2 | ||
45-46 | Контрольная работа в виде компьютерного тестирования. | 2 | ||
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 15 | |||
47-48 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | 2 | ||
49-50 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | 2 | ||
51-52 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | 2 | ||
53-54 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1) | 2 | ||
55 | Работа над ошибками | 1 | ||
56-57 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2) | 2 | ||
58 | Работа над ошибками | 1 | ||
59-60 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.3) | 2 | ||
61 | Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 1 | ||
Контроль знаний | ||||
62-65 | Репетиционный экзамен в формате ОГЭ | 4 | ||
66-68 | Резервные часы | 3 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя:
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010.
7. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2011.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
- Интерактивная приставка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:
1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.
2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных занятий со слабоуспевающими детьми
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем курса, требование к уровню подготовки, календарно-тематическое планирование, литературу....
Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"
Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"...
Рабочая программа индивидуальных занятий "Решение олимпиадных заданий по русскому языку"
Цель данной программы: развитие творческого потенциала школьников, создание условий для реализации их творческого потенциала через подготовку и участие школьников в олимпиадах по русскому языку....
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...
Рабочая программа дополнительных занятий на платной основе по английскому языку для 4-5 классов "Разговорный английский"
Программа создана для закрепление лексической стороны речи и совершенствования навыков устной диалогической и монологической речи....
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык»
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык».Отличительными особенностями программы кружка являются:&bull...