Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Красносумова Марина Николаевна
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных познавательных результатов. Достижение воспитательных и образовательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.docx223.04 КБ

Предварительный просмотр:

E:\марина\001.jpg

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных познавательных результатов.

Достижение воспитательных и образовательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. 

Ценностные установки:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Системой контроля являются мониторинги, тесты, анкеты, защиты творческих работ, степень участия в индивидуальной и коллективной деятельности, качество устных выступлений, участие в акциях, презентациях, исследованиях. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

Ценностные установки:

Чувства привязанности к тем местам, где человек родился, любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

  • Уважительное отношение к языку своего народа;
  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи, умеют составлять генеалогическое древо семьи и описать свою родословную, знают историю образования своего села, образовательного учреждения, района и области.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Знают военную историю своих земляков, биографии крупных военноначальников, их роль в Великой отечественной войне.

У учащихся накоплен личный опыт участия в инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

В результате прохождения программного материала учащиеся основной школы должны:

6-й класс

ЗНАТЬ:

  • как должен относиться к окружающим тебя людям?
  • почему нужно вести здоровый образ жизни?
  • кто есть культурный человек?
  • первоначальные знания о генеалогическом древе семьи;
  • С чего начать составление родословной?
  • назвать объекты культурного наследия в твоем городе;
  • основная роль учителя в школе;
  • Города-герои, дни воинской славы.
  • главные боевые сражения Великой отечественной войны, имена полководцев; самые высокие награды войны;

УМЕТЬ:

  • строить свои отношения с одноклассниками;
  • составить рассказ о своей семье, описать быт своей семьи;
  •  объяснить значение слов: род, очаг, семья.
  •  взять интервью у родственников;
  •  встретиться с местными жителями и узнать о местных традициях, обычаях
  • сделать визитную карточку одного из участников ВОВ;

7-й класс

ЗНАТЬ:

  • сведения об истории возникновения своего горда, происхождение названия деревень;
  • Исторические памятники, прославленные люди;
  • Символика российского государства. Что означают символы?
  • Что относится к духовной культуре русского народа?
  • Возникновение славянской письменности, культы славян, праздники.
  • Яркие представители меценатства в России и родном городе

УМЕТЬ:

  • найти на географической карте свою область, район, город;
  • рассказать об истории возникновения города (презентация);
  • работать со справочной литературой и находить нужные сведения;
  • выступить перед аудиторией по нужной тематике;
  • использовать накопленный материал в школьном музее по истории своего города;

8-й класс

ЗНАТЬ:

  • формы работы с архивами, в интернете для запроса по истории своего края;
  • Памятные героические и трудовые подвиги своего региона;
  • Чем богат и интересен родной язык? Какие меры приняты государством по сохранению родного языка?
  • как написать исследовательскую работу?
  • Имена участников войны, наиболее отличившихся в годы войны и их краткую биографию фронтовой жизни;

УМЕТЬ:

  • дать общую характеристику своему городу, области;
  • рассказать легенду об историческом возникновении города;
  • подготовить выступление на тему «Слово лечит - слово калечит»;
  • собрать сведения о детях войны и представить в виде реферата;

9-й класс

ЗНАТЬ и УМЕТЬ

  • составить и защитить проект по заданной теме;
  • написать реферат, исследовательскую работу;
  • выполнить коллективную творческую работу по истории  родного края;
  • создать музейную экспозицию;
  • выполнить презентацию;
  • принять участие в итоговой конференции

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6 класс - 9 часов

«С чего начинается Родина?»

  1. Я и я (2 часа)- формирование гражданского отношения к себе, членам своей семьи, другим людям. Мое окружение. Как я к ним отношусь? Что для меня в жизни главное. Здоровый образ жизни. Культура поведения.
  2. Я и моя семья (2 часа) - формирование знаний о прошлом своих предков, побуждение интереса к своим родовым корням. Методические основы составления родословной. Знакомство с генеалогическим древом знаменитостей (Сталин, Жуков, Суриков).
  3. Я и культура (1 час) - формирование потребностей к изучению русской народной культуры, сохранению культурной самобытности каждого народа. Объекты культурного наследия моего города, района, области.
  4. Я и школа (2 часа) - формирование гражданского отношения к школе, работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. Роль учителя в школе. Летопись школы.
  5. Я и мое Отечество (2 часа) - формирование у молодых граждан страны высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности служить Родине. Листаем великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Поэты, писатели и художники о войне. Самые значимые битвы войны. Награды войны. Книга памяти. Вклад моей семьи в дело Великой победы.

7 класс - 9 часов

«Я - родом из России»

  1. Моя родная сторона (2 час) - формирование любви к родному краю, к своей малой родине. Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны.
  2. Становление российской государственности (2 час) - воспитание чувства гордости за свою страну, развитие интереса к истории государства. Кто мы? Откуда? Символика российского государства. (флаг, Гимн, герб).
  3. Православие в России (2 час) формирование представлений о христианстве на Руси, о духовной культуре русского народа. Появление первых христиан. Значение принятия христианства. О Крещении на Руси. Что такое Библия. Иконопись на Руси. Русские иконописцы. Православные праздники.
  4. Возникновение и развитие науки в России (1 час) - побуждение к осознанию причастности к жизни народа, более глубокое проникновение в познание действительности. Просвещение. Образование. Становление славянской письменности. Культы славян. Язычество. История возникновения книги в России. Русские толковые словари.
  5. Великие защитники, подвижники земли русской (2 час) - воспитание чувства гордости за русский народ, проникновение в исторические и национальные особенности русских корней. Сергий Радонежский, А. Невский, П. Третьяков, С. Мамонтов - создатели и меценаты.

8 класс - 9 часов

«Люблю тебя, мой край родной»

  1. Моя родная сторона (2 час) - развитие навыков поисково-исследовательской работы, формирование познавательной активности по изучению истории родного края. Улицы моего города.
  2. Россия – Родина моя (3 час) - воспитание любви к своей Родине, формирование патриотических и гражданских качеств. Наша родина – Россия, наш язык – русский. Традиционная народная культура русского народа. Календарные обряды и обрядовая поэзия. От истоков народной культуры к осмыслению духовной жизни своего народа.
  3. Защитники Отечества (4 час) – Изучение военной истории краеведческими средствами, воспитание на биографиях замечательных военных начальников и героев войны. Полководцы и герои Великой Отечественной войны. Продолжить изучение биографий земляков. Дети войны. Уроки мужества. Уроки памяти.

9 класс – 9 часов

«Я патриот и гражданин своей страны»

        1.Моя родная сторона (4 часа) - Завершение курса обучения по формированию потребностей к изучению родного края, стремлению внести свой вклад в развитие региона, воспитанию патриотических чувств и качеств школьников, духовно-нравственное воспитание.

       2. Любить и знать свое Отечество (5 часов) - помочь осмыслить и осознать молодому поколению подвиг народа в Великой Отечественной войне и локальных войнах, понять и воспринять события прошлых лет, формировать глубинные патриотические чувства привязанности к своим предкам, к отеческим ценностям, пропагандировать героические подвиги своих земляков.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Занятия предусмотрены теоретические и практические.

Теоретические занятия включают в себя:

  • Беседы;
  • Уроки мужества и памяти;
  • Сообщения;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Литературно – музыкальные композиции;
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала;
  • Экскурсии
  • Поездки по родному краю, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, районе, области, стране
  • Заочные экскурсии и путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, семейных газет
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.

Тематическое планирование

6-й класс «С чего начинается Родина?» - 9 часов

№ занятия

Тема

Всего

Теория

Практика

«Я и я»

2

1

1

1

Введение в тему. Кто меня окружает, и как я к ним отношусь? (Семья, родные, друзья, одноклассники). Моя культура поведения.

1

1

-

2

Здоровый образ жизни. Что это значит? Посещение спортивного зала, интервью у учителя физкультуры.

1

-

1

«Я и моя семья»

2

1

1

3

Методические основы составления родословной. Знакомство с генеалогическим древом знаменитостей.

1

1

-

4

Поиск и исследование семейных фотографий. Фотогалерея семьи.

1

-

1

«Я и культура»

1

1

-

5

Культурное наследие. Объекты культурного наследия моего города.

1

-

-

«Я и школа»

2

2

-

6

Презентация « Учитель - слово-то какое!». О роли учителя в школе.

1

1

-

7

Страницы летописи школьной жизни.

1

1

-

«Я и мое Отечество»

2

1

1

8

Отечество. Что вкладываем мы в это понятие? Листаем Великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Самые значимые битвы войны. Презентация

1

1

-

9

Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом

1

-

1

Всего

9

6

3

7-й класс «Я - родом из России» - 9 часов

№ занятия

Тема

Всего

Теория

Практика

«Моя родная сторона»

2

1

1

1

Введение. История возникновения Рославля. Историко-архитектурные памятники города. Заочное путешествие. Презентация.

1

1

-

2

Мой населенный пункт. Общие сведения. Мой пункт на карте района, области, страны.

1

-

1

«Становление российской государственности»

2

2

-

3

Россия - государство. Истоки возникновения.

1

1

-

4

История российской символики.

1

1

-

«Православие в России»

2

1

1

5

Значение принятия христианства. О Крещении на Руси. Обряд Крещения

1

1

-

6

Православные праздники.

1

-

1

«Возникновение и развитие науки в России»

2

1

1

7

Истоки родного языка. Становление славянской письменности. Первая славянская азбука Болгарские просветители Кирилл (Константин) и Мефодий. Русские толковые словари.

1

1

-

8

Конкурс плакатов и устных сообщений «От А до Я» (рождение алфавита), «От камня до бумаги» (орудия письма).

1

-

1

«Великие защитники, подвижники земли русской»

1

1

-

9

Великие защитники и подвижники земли русской

1

1

-

Всего

9

6

3

8 класс «Люблю тебя, мой край родной» - 9 часов

№ занятия

Тема

Всего

Теория

Практика

«Моя родная сторона»

2

1

1

1

Улицы моего города.

1

1

-

2

Рассказы о своей улице, ее отличительные особенности, образцовые дворы, значимые люди.

1

-

1

«Россия – Родина моя»

3

2

1

1

Наша родина - Россия, наш язык - русский. Государственные меры по сохранению русского языка. Русская народная культура. Традиции.

1

1

-

2

Народный календарь. (Зимний. Весенний. Летний). Обряды. Семейные. Семейно-бытовые. Обрядовая поэзия. Сказки. Загадки. Стихи. Песни. Былины

1

1

-

3

Творческая работа « От истоков народной культуры - к духовному осмыслению жизни»

1

-

1

«Защитники Отечества»

4

3

1

1

Рославль  в годы Великой Отечественной войны.

1

1

-

2

Урок мужества «Дети войны»

1

1

-

3

Видеофильм с последующим обсуждением «Россия - мое Отечество»

1

-

1

4

Урок мужества «Время выбрало нас» (О воинах-афганцах)

1

1

-

Всего

9

6

3

9-й класс «Я патриот и гражданин своей страны» - 9 часов

№ занятия

Тема

Всего

Теория

Практика

«Моя родная сторона»

4

2

2

1

Моя малая родина в истории России. Генеалогическое древо семьи. Подготовительная работа к оформлению родословной.

1

1

-

2

Защита проектов по теме «Моя семья»

1

-

1

3

Выбор темы для рефератов и исследований. Образование групп по темам. Рекомендации для работы.

1

1

-

4

Коллективная работа по составлению летописи родного края на основе местного краеведческого материала.

1

-

1

«Любить и знать свое Отечество»

5

4

1

1

Особенности военного времени для жителей города, фронтовые дороги земляков.

1

1

-

2

Час памяти и мужества. Презентация «Герои СССР, Герои России в нашем городе».

1

1

-

3

Значимые военноначальники и командующие фронтами

1

1

-

4

Подготовка к конференции «Вся правда о войне»

1

-

1

5

Конференция

1

1

-

Всего

9

6

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...