Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 223.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных познавательных результатов.
Достижение воспитательных и образовательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Ценностные установки:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Системой контроля являются мониторинги, тесты, анкеты, защиты творческих работ, степень участия в индивидуальной и коллективной деятельности, качество устных выступлений, участие в акциях, презентациях, исследованиях. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Ценностные установки:
Чувства привязанности к тем местам, где человек родился, любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
- Уважительное отношение к языку своего народа;
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи, умеют составлять генеалогическое древо семьи и описать свою родословную, знают историю образования своего села, образовательного учреждения, района и области.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Знают военную историю своих земляков, биографии крупных военноначальников, их роль в Великой отечественной войне.
У учащихся накоплен личный опыт участия в инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
В результате прохождения программного материала учащиеся основной школы должны:
6-й класс
ЗНАТЬ:
- как должен относиться к окружающим тебя людям?
- почему нужно вести здоровый образ жизни?
- кто есть культурный человек?
- первоначальные знания о генеалогическом древе семьи;
- С чего начать составление родословной?
- назвать объекты культурного наследия в твоем городе;
- основная роль учителя в школе;
- Города-герои, дни воинской славы.
- главные боевые сражения Великой отечественной войны, имена полководцев; самые высокие награды войны;
УМЕТЬ:
- строить свои отношения с одноклассниками;
- составить рассказ о своей семье, описать быт своей семьи;
- объяснить значение слов: род, очаг, семья.
- взять интервью у родственников;
- встретиться с местными жителями и узнать о местных традициях, обычаях
- сделать визитную карточку одного из участников ВОВ;
7-й класс
ЗНАТЬ:
- сведения об истории возникновения своего горда, происхождение названия деревень;
- Исторические памятники, прославленные люди;
- Символика российского государства. Что означают символы?
- Что относится к духовной культуре русского народа?
- Возникновение славянской письменности, культы славян, праздники.
- Яркие представители меценатства в России и родном городе
УМЕТЬ:
- найти на географической карте свою область, район, город;
- рассказать об истории возникновения города (презентация);
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения;
- выступить перед аудиторией по нужной тематике;
- использовать накопленный материал в школьном музее по истории своего города;
8-й класс
ЗНАТЬ:
- формы работы с архивами, в интернете для запроса по истории своего края;
- Памятные героические и трудовые подвиги своего региона;
- Чем богат и интересен родной язык? Какие меры приняты государством по сохранению родного языка?
- как написать исследовательскую работу?
- Имена участников войны, наиболее отличившихся в годы войны и их краткую биографию фронтовой жизни;
УМЕТЬ:
- дать общую характеристику своему городу, области;
- рассказать легенду об историческом возникновении города;
- подготовить выступление на тему «Слово лечит - слово калечит»;
- собрать сведения о детях войны и представить в виде реферата;
9-й класс
ЗНАТЬ и УМЕТЬ
- составить и защитить проект по заданной теме;
- написать реферат, исследовательскую работу;
- выполнить коллективную творческую работу по истории родного края;
- создать музейную экспозицию;
- выполнить презентацию;
- принять участие в итоговой конференции
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 класс - 9 часов
«С чего начинается Родина?»
- Я и я (2 часа)- формирование гражданского отношения к себе, членам своей семьи, другим людям. Мое окружение. Как я к ним отношусь? Что для меня в жизни главное. Здоровый образ жизни. Культура поведения.
- Я и моя семья (2 часа) - формирование знаний о прошлом своих предков, побуждение интереса к своим родовым корням. Методические основы составления родословной. Знакомство с генеалогическим древом знаменитостей (Сталин, Жуков, Суриков).
- Я и культура (1 час) - формирование потребностей к изучению русской народной культуры, сохранению культурной самобытности каждого народа. Объекты культурного наследия моего города, района, области.
- Я и школа (2 часа) - формирование гражданского отношения к школе, работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. Роль учителя в школе. Летопись школы.
- Я и мое Отечество (2 часа) - формирование у молодых граждан страны высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности служить Родине. Листаем великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Поэты, писатели и художники о войне. Самые значимые битвы войны. Награды войны. Книга памяти. Вклад моей семьи в дело Великой победы.
7 класс - 9 часов
«Я - родом из России»
- Моя родная сторона (2 час) - формирование любви к родному краю, к своей малой родине. Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны.
- Становление российской государственности (2 час) - воспитание чувства гордости за свою страну, развитие интереса к истории государства. Кто мы? Откуда? Символика российского государства. (флаг, Гимн, герб).
- Православие в России (2 час) формирование представлений о христианстве на Руси, о духовной культуре русского народа. Появление первых христиан. Значение принятия христианства. О Крещении на Руси. Что такое Библия. Иконопись на Руси. Русские иконописцы. Православные праздники.
- Возникновение и развитие науки в России (1 час) - побуждение к осознанию причастности к жизни народа, более глубокое проникновение в познание действительности. Просвещение. Образование. Становление славянской письменности. Культы славян. Язычество. История возникновения книги в России. Русские толковые словари.
- Великие защитники, подвижники земли русской (2 час) - воспитание чувства гордости за русский народ, проникновение в исторические и национальные особенности русских корней. Сергий Радонежский, А. Невский, П. Третьяков, С. Мамонтов - создатели и меценаты.
8 класс - 9 часов
«Люблю тебя, мой край родной»
- Моя родная сторона (2 час) - развитие навыков поисково-исследовательской работы, формирование познавательной активности по изучению истории родного края. Улицы моего города.
- Россия – Родина моя (3 час) - воспитание любви к своей Родине, формирование патриотических и гражданских качеств. Наша родина – Россия, наш язык – русский. Традиционная народная культура русского народа. Календарные обряды и обрядовая поэзия. От истоков народной культуры к осмыслению духовной жизни своего народа.
- Защитники Отечества (4 час) – Изучение военной истории краеведческими средствами, воспитание на биографиях замечательных военных начальников и героев войны. Полководцы и герои Великой Отечественной войны. Продолжить изучение биографий земляков. Дети войны. Уроки мужества. Уроки памяти.
9 класс – 9 часов
«Я патриот и гражданин своей страны»
1.Моя родная сторона (4 часа) - Завершение курса обучения по формированию потребностей к изучению родного края, стремлению внести свой вклад в развитие региона, воспитанию патриотических чувств и качеств школьников, духовно-нравственное воспитание.
2. Любить и знать свое Отечество (5 часов) - помочь осмыслить и осознать молодому поколению подвиг народа в Великой Отечественной войне и локальных войнах, понять и воспринять события прошлых лет, формировать глубинные патриотические чувства привязанности к своим предкам, к отеческим ценностям, пропагандировать героические подвиги своих земляков.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Занятия предусмотрены теоретические и практические.
Теоретические занятия включают в себя:
- Беседы;
- Уроки мужества и памяти;
- Сообщения;
- Встречи с интересными людьми;
- Литературно – музыкальные композиции;
- Просмотр и обсуждение видеоматериала;
- Экскурсии
- Поездки по родному краю, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия:
- Творческие конкурсы
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, районе, области, стране
- Заочные экскурсии и путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, семейных газет
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Тематическое планирование
6-й класс «С чего начинается Родина?» - 9 часов
№ занятия | Тема | Всего | Теория | Практика |
«Я и я» | 2 | 1 | 1 | |
1 | Введение в тему. Кто меня окружает, и как я к ним отношусь? (Семья, родные, друзья, одноклассники). Моя культура поведения. | 1 | 1 | - |
2 | Здоровый образ жизни. Что это значит? Посещение спортивного зала, интервью у учителя физкультуры. | 1 | - | 1 |
«Я и моя семья» | 2 | 1 | 1 | |
3 | Методические основы составления родословной. Знакомство с генеалогическим древом знаменитостей. | 1 | 1 | - |
4 | Поиск и исследование семейных фотографий. Фотогалерея семьи. | 1 | - | 1 |
«Я и культура» | 1 | 1 | - | |
5 | Культурное наследие. Объекты культурного наследия моего города. | 1 | - | - |
«Я и школа» | 2 | 2 | - | |
6 | Презентация « Учитель - слово-то какое!». О роли учителя в школе. | 1 | 1 | - |
7 | Страницы летописи школьной жизни. | 1 | 1 | - |
«Я и мое Отечество» | 2 | 1 | 1 | |
8 | Отечество. Что вкладываем мы в это понятие? Листаем Великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Самые значимые битвы войны. Презентация | 1 | 1 | - |
9 | Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом | 1 | - | 1 |
Всего | 9 | 6 | 3 |
7-й класс «Я - родом из России» - 9 часов
№ занятия | Тема | Всего | Теория | Практика |
«Моя родная сторона» | 2 | 1 | 1 | |
1 | Введение. История возникновения Рославля. Историко-архитектурные памятники города. Заочное путешествие. Презентация. | 1 | 1 | - |
2 | Мой населенный пункт. Общие сведения. Мой пункт на карте района, области, страны. | 1 | - | 1 |
«Становление российской государственности» | 2 | 2 | - | |
3 | Россия - государство. Истоки возникновения. | 1 | 1 | - |
4 | История российской символики. | 1 | 1 | - |
«Православие в России» | 2 | 1 | 1 | |
5 | Значение принятия христианства. О Крещении на Руси. Обряд Крещения | 1 | 1 | - |
6 | Православные праздники. | 1 | - | 1 |
«Возникновение и развитие науки в России» | 2 | 1 | 1 | |
7 | Истоки родного языка. Становление славянской письменности. Первая славянская азбука Болгарские просветители Кирилл (Константин) и Мефодий. Русские толковые словари. | 1 | 1 | - |
8 | Конкурс плакатов и устных сообщений «От А до Я» (рождение алфавита), «От камня до бумаги» (орудия письма). | 1 | - | 1 |
«Великие защитники, подвижники земли русской» | 1 | 1 | - | |
9 | Великие защитники и подвижники земли русской | 1 | 1 | - |
Всего | 9 | 6 | 3 |
8 класс «Люблю тебя, мой край родной» - 9 часов
№ занятия | Тема | Всего | Теория | Практика |
«Моя родная сторона» | 2 | 1 | 1 | |
1 | Улицы моего города. | 1 | 1 | - |
2 | Рассказы о своей улице, ее отличительные особенности, образцовые дворы, значимые люди. | 1 | - | 1 |
«Россия – Родина моя» | 3 | 2 | 1 | |
1 | Наша родина - Россия, наш язык - русский. Государственные меры по сохранению русского языка. Русская народная культура. Традиции. | 1 | 1 | - |
2 | Народный календарь. (Зимний. Весенний. Летний). Обряды. Семейные. Семейно-бытовые. Обрядовая поэзия. Сказки. Загадки. Стихи. Песни. Былины | 1 | 1 | - |
3 | Творческая работа « От истоков народной культуры - к духовному осмыслению жизни» | 1 | - | 1 |
«Защитники Отечества» | 4 | 3 | 1 | |
1 | Рославль в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | - |
2 | Урок мужества «Дети войны» | 1 | 1 | - |
3 | Видеофильм с последующим обсуждением «Россия - мое Отечество» | 1 | - | 1 |
4 | Урок мужества «Время выбрало нас» (О воинах-афганцах) | 1 | 1 | - |
Всего | 9 | 6 | 3 |
9-й класс «Я патриот и гражданин своей страны» - 9 часов
№ занятия | Тема | Всего | Теория | Практика |
«Моя родная сторона» | 4 | 2 | 2 | |
1 | Моя малая родина в истории России. Генеалогическое древо семьи. Подготовительная работа к оформлению родословной. | 1 | 1 | - |
2 | Защита проектов по теме «Моя семья» | 1 | - | 1 |
3 | Выбор темы для рефератов и исследований. Образование групп по темам. Рекомендации для работы. | 1 | 1 | - |
4 | Коллективная работа по составлению летописи родного края на основе местного краеведческого материала. | 1 | - | 1 |
«Любить и знать свое Отечество» | 5 | 4 | 1 | |
1 | Особенности военного времени для жителей города, фронтовые дороги земляков. | 1 | 1 | - |
2 | Час памяти и мужества. Презентация «Герои СССР, Герои России в нашем городе». | 1 | 1 | - |
3 | Значимые военноначальники и командующие фронтами | 1 | 1 | - |
4 | Подготовка к конференции «Вся правда о войне» | 1 | - | 1 |
5 | Конференция | 1 | 1 | - |
Всего | 9 | 6 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...