Опыт работы
материал на тему

Суслина Эльвина Эриковна

Описание опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

      «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты

 преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь».  (В.Ключевский)      

      Целью своей индивидуальной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор,  создание условий для активизации познавательно - творческих способностей учащихся.  

  Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
  • Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
  • Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
  • Создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;
  • Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
  • Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

В своей практике имею опыт участия в семинарах разного уровня, сотрудничаю с образовательным сайтом nsportal.ru, имею разработки по русскому языку и литературе,которые размещаю на на своем персональном сайте, участвую в организации образовательного процесса и разрабатываю уроки с требованиями ФГОС.

Работаю с детьми разных возрастных категорий и  разных уровней подготовленности. В 2015-2017 учебном году преподаю русский язык и литературу в 5,6,7,8 и 9 классах. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации.  Русский язык веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, а  литературу – по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Каждой программе соответствуют свои учебники.

С 2015 по 2017 гг. мною разработаны рабочие программы:

1. "Рабочая программа по русскому языку для 5,6,7,8,9 классов";

2."Рабочая программа по литературе для 5,6,7,8,9 классов".

Чтобы максимально приблизиться к переходу  на ФГОС,   рабочие программы составлены  на основе примерных программ, соответсвующих ФГОС. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов. Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы. Я понимаю,  что  процесс обучения должен происходить по- иному; готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе  совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в  размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает  у школьников способность к рефлексии,  позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.

    Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает   изучение и внедрение в образовательный процесс  передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:

  • проблемное обучение;
  • технология уровневой дифференциации;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • групповые технологии;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • современные компьютерные технологии;
  • проектная технология

      Выбор образовательных технологий   зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.

      Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать  не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь  отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Но современные дети разучились говорить. Им трудно отвечать у доски, они не умеют грамотно вести диалог, а монологическая речь превращается в сплошные заикания. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому,  что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это и ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую  жизнь  входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.

На уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся.

Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» дети сами придумывают сказки и издают свои книжки-малышки, во всех классах после экскурсии на природу пишем сочинение-эссе или стихи (в кабинете есть сменный стенд с детскими работами), учащиеся сами составляют тесты или контрольные работы для одноклассников, выпускаем детский журнал после изучения какой-либо темы по русскому языку или литературе. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.

    Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации  я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:

1.    Определение и уточнение  целей обучения.

2.    Изучение исходного уровня мотивации.

3.    Определение ведущих мотивов учебной деятельности.

4.    Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.

5.    Анализ динамики мотивации и ее причин.

6.    Формирование положительных мотивов обучения.

7.    Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.

     Анализируя результаты исследования, стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление  кроссвордов, синквейнов,  инсценировки эпизодов, выполнение проектов. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие  ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.                                                                                                                                                                                                                                          

    Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.                                                                                                                                 Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.      

       Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного  подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует  качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт,  избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается  дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.

    Таковы, пожалуй, основные составляющие моей  деятельности как учителя русского    языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо  регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которому занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.    

Методическая разработка урока по литературе

   Тема урока: Семейные ценности в рассказе А.И.Куприна  «Куст сирени».

Цели:

знакомство с фактами жизни и творчества А.И.Куприна;

анализ рассказа «Куст сирени», выявление нравственных проблем рассказа;

обращение к нравственным семейным ценностям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  учебник литературы,  текст рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»,  памятки «Синквейн»;  ИКТ (презентация),  запись романса С.В. Рахманинова «Сирень».

Ход урока

«Человек пришёл в мир для… счастья»

А.И.Куприн

Организационный момент: приветствие

Мотивация на учебную деятельность

 Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна, творчество которого долгое время оставалось в тени.  Проанализировав рассказ «Куст сирени», мы попытаемся выявить основную проблематику произведения.

III. Изучение нового материала

1.Знакомство с краткой биографией А.И.Куприна  (рассказ учащегося).

Родился 27 августа 1870 года в маленьком городке Наровчате,  в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Писатель не знал своего отца, потому что отец скончался через год после рождения сына, от холеры. Мать его происходила из древнего княжеского рода Куланчаковых. После смерти мужа она переехала во вдовий дом в Москву. Лишь благодаря этому детские годы Куприна прошли рядом с  матерью, которую он  буквально боготворил. И действительно было чем восхищаться.  Его мать обладала твердым  характером. Была гордой княжной, обладала превосходным вкусом и тонкой наблюдательностью. К сожалению, материальные трудности вынудили ее отдать молодого писателя в Московский сиротский пансион, когда ему было 6 лет. С 10  лет  Александр Куприн получает военное образование . Это учеба в военной гимназии, в юнкерском училище, откуда он вышел  в чине поручика. Именно здесь в училище Куприн почувствовал тягу к литературе, первыми его попытками были стихотворения,  которые так и остались неопубликованными. Первым произведением Александра Куприна, которое увидел мир, был рассказ «Последний дебют» опубликованный в журнале «Русский сатирический листок» в 1889 году.   4 года службы,  путешествия по стране, смена  профессий  - всё это отразилось в  творчестве писателя.

2.  Беседа  с учащимися

  О чём рассказ «Куст сирени»? (о любви, о взаимопонимании, о семейном счастье)

Что такое счастье, любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве.  

У А.И.Куприна  это история молодой семьи, в которой…

3.  Инсценирование отрывка из рассказа

4. Анализ рассказа

- Почему  рассказ называется «Куст  сирени»?   (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию.

Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение)

- Почему именно сирень выбирает автор?

Чтобы раскрыть замысел автора, понять значимость этого рассказа я предлагаю вам поработать по группам. У каждой группы свой ряд вопросов. Вы должны вместе обсудить их, после чего одному участнику будет представлено слово.

Вопросы 1 группе:

-На сколько частей можно разделить произведение? Дайте название этим частям.

-Назовите основные эпизоды.

-История закончена. Почему же А.Куприн продолжает повествование?

Вопросы 2 группе:

-О чём говорят имена Вера и Алмазов?

-Случайно ли автор наделяет своих героев такой фамилией?

-Как относится автор к своим героям?

Вопросы 3 группе:

-Какова роль детали?

-Найдите детали, раскрывающие внутреннее состояние героев.

-Почему в рассказе нет описания героев?

Вопросы 4 группе:

-Какую роль сыграли второстепенные герои в судьбе молодой семьи?

-Каким А.Куприн изобразил оценщика?

-Как  отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

Вопросы 5 группе:

-О чём вам говорит  словосочетание  «куст сирени»? Какие ассоциации у вас возникают?  

-«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ?

-Дайте характеристику Вере и Николаю.

Вопросы 6 группе:

-Объясните смысл эпиграфа к уроку: «Человек пришёл в мир для… счастья»

-Какие проблемы поднимает А.Куприн в рассказе?

-Чему учит рассказ «Куст сирени»?

5.  Выводы: 

     А.И.Куприн утверждает, что человек пришёл в мир для счастья. Что нужно сделать самому человеку для того, чтобы быть счастливым? Какой вывод вы сделаете после обсуждения рассказа?

(За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками).

Творческое задание

Перед вами  слова - Вера, Алмазов, куст сирени, счастье.

Попробуем написать синквейн на предложенные темы. Правила написания синквейна (памятка) у каждого на столах.

А  погрузиться в мир поэзии вам поможет романс Сергея Рахманинова «Сирень» на стихи Екатерины Бекетовой,  кстати, время создания романса совпало с женитьбой С. Рахманинова 29 апреля 1902 года. В тот апрель 1902 года он написал 11 романсов!

Звучит романс С.Рахманинова «Сирень». Учащиеся сочиняют синквейн.

Прослушивание синквейнов.

Выводы по уроку.  Домашнее задание:

1 вариант: После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2 вариант: Творческий пересказ от лица Алмазова.                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»

Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...