Представление собственного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему
Информационная карта собственного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.rar | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного опыта | |||
I. Общие сведения | |||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес | Должность | Стаж работы в должности |
Агишева Татьяна Алексеевна | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Акчеевская средняя общеобразовательная школа» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия | Учитель изобразительного искусства и технологии | 20 |
II. Сущностные характеристики опыта | |||
Тема инновационного опыта |
| ||
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса | Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, вызывает огромный интерес к изобразительному искусству. На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, увлекает детей. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные занятия не утомляют учащихся, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии: - личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации); - коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря); - игровые (оригинальность сюжета, мотивация); - педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха). | ||
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта | Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивать зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Школьный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Применяя на занятиях различные техники рисования, я пришла к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у учащихся, сформируют желание к рисованию. Просмотрев и изучив материал из интернета, методическую литературу, я окончательно убедилась, что применение на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть барьер страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Идея моего опыта – развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционной техники рисования. Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:
| ||
3. Теоретическая база опыта | Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Оно способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников: - Е. Н.Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности школьников»; - А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»; - О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски»; - Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками»; - К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка». | ||
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения | Сущность моего опыта заключается в том, что процесс воспитания школьников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому. В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов. Приобретая соответствующий опыт рисования и, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы и беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить ребенка творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать чувство уверенности. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя работа создает ребенку эмоционально-комфортное состояние и развивает творческие способности. | ||
5. Анализ результативности
| Когда ребенок научился создавать вещи своими руками, познал загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс учит детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития ученика во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Проанализировав, я увидела, что у учащихся появился интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они стали по-новому всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Каждый рисунок кажется произведением искусств. Ребята уверенно чувствуют себя при выборе темы, композиции, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя настоящими художниками. | ||
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта | Эту работу могут провести учителя, родители и другие участники образовательного процесса. Ее организация не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты. Трудности при применении данного опыта могут заключаться в: -планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - подборе оборудования и материалов; - применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей; - разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей. | ||
7. Адресные рекомендации по использованию опыта | Я считаю, что данный педагогический опыт могут использовать педагогические работники общеобразовательных учреждений, преподающие не только изобразительное искусство, но и другие предметы, так как идеология введения ФГОС ОО базируется на творческом подходе. Также этой информацией могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов. Опыт может быть использован как частично, с применением на отдельных этапах урока, так и комплексно – при изучении тем и разделов курса. | ||
8. Наглядное приложение: конспект открытого урока / занятия, видеозапись урока Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми. | Рабочие программы, видеозапись урока, разработки занятий, презентации к урокам. Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на сайте - http://akcheln.schoolrm.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Представление собственного педагогического опыта
Материал для аттестации учителя...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...