Урок по ОДНКНР "Береги землю как мать родную"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Цель: расширение представлений обучающихся о современной экологической картине мира, родной земли.
Планируемые результаты в ходе урока: понимание необходимости бережного и целесообразного отношения к природе.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ОДНКНР в 5 классе
Тема урока: Береги землю – мать родную.
Цель: расширение представлений обучающихся о современной экологической картине мира, родной земли.
Планируемые результаты в ходе урока: понимание необходимости бережного и целесообразного отношения к природе.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал.
1.Оргмомент
- Добрый день, ребята, сегодня мы с вами вновь на уроке ОДНКНР будем открывать для себя что-то новое, приходить к определенным выводам. Как обычно у вас на столе ручка и тетрадь.
2.Введение в тему урока
- Вчера 17.09.2017 г. в России отмечался День леса, а с 21 сентября весь мир будет участвовать в акции Всемирная неделя без мусора, надеюсь, мы с вами не останемся в стороне и примем в ней участие.
- Как вы думаете, почему сейчас ученые так много внимания уделяют экологии, охране природы? (работа с иллюстрациями, Приложение 1). (Ответы ребят: Год экологии в России, загрязнения, участившийся режим « черного неба» в соседнем Красноярске, рост онкологических заболеваний, сокращение популяций животных, птиц, рыб, растений и т.п.)
- Молодцы, ребята, еще вопрос: «А природа нашей малой родины заслуживает, чтобы её также оберегали и защищали»? (Ответы ребят: Конечно, да, ее тоже нужно защищать).
3. Целеполагание и самоопределение к деятельности
- Сегодня я предлагаю вам посмотреть один из популярных интернет-роликов, содержание которого созвучно с нашей темой урока сегодня [4]. (Ребята просматривают ролик).
- Теперь подумайте и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы ребят: О защите природы, о разрушительной деятельности людей во имя комфорта, прогресса, о безответственности ко всему живому, об экологии и т.п.)
- Чтобы записать тему урока, соберите из букв тему нашего урока и запишите себе в тетрадь. (Ребята отгадывают и записывают: «Береги землю – мать родную»).
-Подскажите, какие дополнительные смыслы содержатся в теме нашего урока? Чтобы ответить на этот сложный вопрос, попробуем выделить корни у каждого слова (ребята выделяют : -берег- -земл-, -мать-, -род-) и подумаем, какая семантика заключена в общем названии нашей темы (ребята отвечают: оберегать, защищать самое близкое, родное для каждого из нас).
-По вашему мнению, каковы цели нашей встречи сегодня? (Ребята предлагают варианты, обсуждают и намечают цели урока):
1.Осознать, что природа живет по своим законам, она живая.
2.Природу необходимо защищать так, как мы бы защитили своих близких.
4. Открытие новых знаний. Проблемное задание
- Предлагаю вспомнить, как древние люди относились к природе? (Приложение 2).
-Кто может рассказать о том, как хакасы относились к родной земле, природе? (Ответы ребят: С почтением и уважением, жертвоприношения, культ березы, места силы).
-Попробуйте в парах найти общее в мировоззрении древних славян и хакасов по отношению к родной земле в предлагаемом материале (Ответы ребят: она живая, помогает человеку, нужно любить животных, птиц, рыб, если к ней хорошо относиться, но может и наказать людей за их безответственные поступки, жадность, лень).
-Хорошо, молодцы, а теперь давайте вернемся в курс литературы 5 класса и вспомним два очень важных термина, которые обозначают одушевление природы, почитание животных, правильно, это латинские слова АНИМИЗМ, АНИМАЛИЗМ. Давайте не будем забывать, что у всего живого, по мнению наших предков, есть душа.
5. Физминутка
Физминутку проводит подготовленный ученик, игра «Живое/неживое» (хлопок/отсутствие хлопка).
6. Практика. Работа в парах
-Предлагаю поработать в парах еще раз. Природу необходимо защищать, а как? Расскажите нам о своих вариантах решения проблемы. (Ответы ребят: не мусорить, переходить на альтернативные виды энергии, создавать заповедники).
-Отлично, поговорим о заповедниках. Кстати, слово «заповедник» близко по звучанию и смыслу со словом «заповедь». Как вы думаете, что в них общего? (Не нарушать, соблюдать, сохранять в первоначальном смысле, запрет на что - либо).
-Молодцы, а теперь просмотрите небольщой ролик «Заповедники России», выпишите их названия, а ниже вспомните заповедные места Хакасии, может быть, вы их уже не раз посещали. Записи ребят: Россия: «Беловежская пуща», Кабардино-Балкарский заповедник, Хакасия: «Казановка», «Хакасский», «Сундуки», «Оглахты») [2].
7. Рефлексия
-А как мы можем участвовать в охране природы, каким образом мы можем ее защитить как мать, как самого близкого нам человека? Ведь от нас с вами зависит, как мирно жить в гармонии с природой. (Ответы ребят: Не убивать животных, не рвать цветов, не мусорить, не сжигать листву, правильно утилизировать мусор и т.п.) Этим правилам должны следовать все жители Земли.
-Вы хорошо сегодня потрудились, надеюсь, что каждый из вас будет следовать этим правилам всю жизнь и главное, научит, объяснит другим, что каждому по силам сохранять цветущий мир вокруг. Возьмите эти зеленые листики и приклейте их на наше дерево на доске. Это и будет наш символ зеленой, чистой России, наша березка.
8. Домашнее задание.
- Ребята, запишите домашнее задание на выбор:
1.Создать презентацию – путешествие в любой заповедник, который вам понравился.
2. Сочинить экологическую сказку.
3. Нарисовать плакат на тему: «Бережное отношение к природе - общечеловеческая
ценность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земля – наш дом родной!
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.Цели: Воспитать бережное отношение к окружающей природе, повысить интерес к решению острых экологических проблем, усилить желание принять участие в актив...
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...
Игра-путешествие "Земля-наш дом родной" - 5 класс
Данное мероприятие можно использовать для повторения и обобщени основных тем за курс Природоведение 5 класс, обучающихся по программе Плешакова А.а., Сонина Н.И.:1.Формирование и закрепление определён...
Изобразительное искусство, урок в 3 классе, Тема: « Пейзаж родной земли».
Тема: « Пейзаж родной земли».Цель: Формирование у учеников представления о пейзаже как произведении искусства, способном, так же как и другие жанры,выразить мысли и чувства художника...
Экологический ринг: «Земля - наш дом родной!»
экологический ринг с учащимися старших клаасов...
Урок "Преобразующая сила песен, рождённых на родной земле"
Учебное занятие для 6 класса...
Презентация к уроку ИЗО в 4 классе "Пейзаж родной земли"
Презентация к уроку по программе Б.М. Неменского в 4 классе 1 четверти "Пейзаж родной земли"...