Урок "Преобразующая сила песен, рождённых на родной земле"
учебно-методический материал по музыке (6 класс) по теме
Учебное занятие для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_zanyatie_preobrazuyushchaya_sila_pesen_rozhdennykh_na_rodnoy_zemle.doc | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Преобразующая сила песен, рожденных на родной земле
Учебное занятие для 6 класса
Мне дальних берегов не нужно,
Но если к ним я ухожу,
То возвращаюсь, потому что
Родной земле принадлежу.
- Здравствуйте, ребята. Все вы нарядные и красивые! Спасибо вам, что сегодня мы будем вместе работать на уроке музыки.
- А чем занимаются ученики на уроке музыки? (Слушают музыку, поют песни).
- Есть ли у вас любимые песни?
- А для чего людям нужны музыка и песня? (Музыка и песня могут развеселить, успокоить, помочь человеку в трудную минуту. А могут взволновать и даже заставить заплакать. Вот какой преобразующей силой обладает музыка и песня).
Тема - Сегодня на уроке мы будем говорить о преобразующей силе песен, рожденных на родной земле.
- А как рождается песня? (Поэт сочиняет стихи, композитор – музыку. Так и получаются песня).
- Нужно ли знать песни, рожденные на нашей родной земле? На нашей малой Родине?
(Конечно, нужно ведь их сочиняют наши земляки).
- Правильно. И сегодня мы познакомимся с творчеством наших земляков:
- Это поэт Анна Назаренко
- Композитор Сергей Климов
- Поэт и композитор Сергей Стрельников
В результате творчества этих людей родилось много песен.
Анна Назаренко родилась и выросла в селе Сидорово, училась в Сидоровской школе. Первыми ее стихами были стихи для школьной стенгазеты и посвящения учителям. Прошло много лет, прежде чем стихи Анны Александровны стали всеобщим достоянием.
(Обратить внимание ребят на страницу в музыкально-поэтическом дневнике, посвященную Анне Назаренко).
Сейчас Анна Назаренко является членом Союза писателей России. Она пишет стихи о любви, о природе, о людях Кузбасса, о родном крае. Послушайте стихотворение, которое называется «Родной земле принадлежу» и подумайте какие слова или строчки в этом стихотворении являются ключевыми.
Как только свет звезды растает,
Я в даль рассветную гляжу,
И сердце греет мысль простая –
Своей земле принадлежу.
Надежды ль голосу внимая,
Удачу ль выстрадав, скажу:
Судьбу как данность принимаю
И только ей принадлежу.
Мне дальних берегов не нужно,
Но если к ним я ухожу,
То возвращаюсь, потому что
Родной земле принадлежу.
- Ребята, как вы думаете, какие слова или строчки из стихотворения можно назвать ключевыми? (Родной земле принадлежу)
- А как вы понимаете эти слова? Что вкладывает поэтесса в эти слова, что чувствует, как относится к своей земле? (Значит, поэтесса любит эту землю, свой родной край, людей, которые здесь живут).
- Анна Александровна Назаренко выпустила 4 сборника стихотворений. Некоторые из них положены на музыку новокузнецкими композиторами. Таким образом родилось около 10 песен. Одна из них о войне и называется «Вдовий плач». Но сначала появилось стихотворение «Вдовий плач». Анна Назаренко написала его потому, что ее сердце переполняла боль и страдание за свой народ. Среди этого народа ваши прабабушки и прадедушки. Многих из них уже нет в живых. Но память о них и о тех событиях хранится в ваших сердцах. Анна Назаренко не воевала, да ее еще и на свете не было, когда шла ВОВ. Но она знает о трагедии тех лет, потому что это была трагедия для ее мамы, бабушки, для всех людей, живущих на нашей земле. Несмотря на то, что военных действий на территории Кузбасса не было, наши земляки внесли огромный вклад в победу над фашистской Германией. Мужчины ушли на фронт, а женщины, старики и дети трудились на заводах и полях. Все, от мала до велика, встали на защиту Родины. Поэтому и победили. Не все солдаты вернулись домой, так как погибли на фронте. Многие женщины остались вдовами.
Наверное, стихотворение «Вдовий плач» так и осталось бы только стихотворением, если бы его не прочитал известный в г. Новокузнецке композитор Сергей Климов. Он написал музыку и стихотворение обрело новую жизнь – стало песней.
Сейчас вы услышите эту очень красивую и трогательную песню о великом подвиге народа. Песня «Вдовий плач» прозвучит в исполнении новокузнецкой вокалистки Натальи Климовой. Во время слушания напишите в музыкально-поэтическом дневнике какие чувства у вас вызывает эта песня.
Слушание песни «Вдовий плач»
- Ребята, какие чувства вызвала у вас эта песня? Чьи записи можно прочитать? (Читаю).
- Я вижу, что песня «Вдовий плач» затронула ваши души и сердца, и это хорошо. Композитор П. И. Чайковский говорил: «Где сердце не затронуто, - не может быть музыки».
- А сердце может затронуть только красивая и правдивая музыка.
- Мы живем в мирное время. Война закончилась 65 лет назад. Наше сердце должно хранить память о войне, но оно не должно болеть. Его обязательно нужно наполнять добротой.
- А сейчас мы познакомимся с творчеством еще одного поэта. Это Сергей Стрельников, член Союза писателей России. Но он не только поэт, а еще и композитор.
- Сергей Николаевич пишет музыку не только на свои стихи, но и на стихи других поэтов. На стихи Анны Назаренко им написано 6 песен. Одну из них мы сегодня послушаем. Песня называется «Доброта».
Во время слушания напишите в музыкально-поэтическом дневнике какие чувства у вас вызывает эта песня.
Слушание песни «Доброта» (я пою)
- Ребята, о чем поется в песне? (о доброте)
- Ребята, какие чувства вызвала у вас эта песня? Прочтите что вы записали. (Читаем).
- Как удается музыке наполнять наши сердца радостью и добротой? (Потому что музыка красивая и добрая).
-Мы вместе убедились в том, что песня имеет преобразующую силу.
- В музыкально-поэтическом дневнике есть слова песни. Давайте попробуем спеть ее, наполнив слова добрыми чувствами.
Не случайно я выбрала эту песню. Думаю, что она очень актуальна в наши дни. Ведь в мире, к сожалению, есть зло. Мне бы хотелось, чтобы в ваших душах было много-много доброты. И если все люди будут добрыми, на земле не будет войн и будет меньше слёз.
- Поэтому закончить занятие мне хочется стихотворением Анны Назаренко
Влетела мысль проворною синицей,
Но я её не сразу поняла,
Что надо очень-очень торопиться
Любить и делать добрые дела.
Мгновенье каждое – невозвратимо.
Вот миг прошёл, а вот уже и час,
И надо о любви сказать любимым
Не завтра, не сегодня, а сейчас.
Уметь мечтать, с зарёю породниться
И каждую травинку приласкать.
Уметь прощать, уметь не рассердиться,
Уметь из будней праздник извлекать.
- Ребята, у нас на доске замечательные слова писателя Михаила Шолохова: «Человек должен украшать землю». Как вы думаете, люди, с творчеством которых мы сегодня познакомились, украшают нашу землю? И каждый человек должен украшать свою Родину, если не творчеством, то добрыми делами и поступками.
- Я уверена, что песни, звучащие на уроке оставят добрый след в вашей душе. В этом и есть преобразующая сила песен, рожденных на родной земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по ступенькам родного края. конкурс знатоков родной земли
конкурсная программа, посвященная Подмосковью...
"Родная земля"
Позновательно-игровая программа "Родная земля" знакомит учеников с особенностями фольклорных праздников в татарском и русском народном творчестве....
"Родная земля"
Позновательно-игровая программа "Родная земля" знакомит учеников с особенностями фольклорных праздников в татарском и русском народном творчестве....
Урок «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
«Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)(Урок русского языка в 6 классе)...
Песни, рождённые на Афганской земле
Внеклассное мероприятие могут использовать классные руководители в старшем звене ко Дню Героя Отечества (9 декабря) или на День Защитника Отечества (23 февраля)...
Презентация "Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли."
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 4 классе по программе под редакцией Б.Неменского....
ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина «Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения А.Г. Мехедова о малой родине).
Модуль «Литературная Брянщина»Класс:7ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина«Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения ...