Эссе для конкурса "Учитель года города Ростова-на-Дону - 2018"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Рогова Дарья Валерьевна
Эссе «Я – учитель»
Конкурс «Учитель года города Ростова-на-Дону – 2018»
Номинация «Учитель года»
Мы ничему не учимся у того, кто говорит: делай, как я. Единственными нашими учителями являются те,
кто говорят «делай со мной».
Жиль Делез
Путь от детских фантазий на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту» до реальной профессиональной деятельности, порой, бывает тернист и запутан. Наверное, ответ на вопрос «Почему я стал учителем?» у многих из нас будет начинаться со слов «В школе у меня была учительница, которую я очень любил». Так и у меня была учительница, только была она дома – моя мама. Женственная и по-детски наивная, начитанная в силу особенностей специальности – филология – и просто так, в силу уровня общей культуры, она стала моей первой любимой учительницей. Родители – важные авторитеты в жизни каждого ребенка, и я – не исключение. Впервые попав в школу с мамой, я сразу полюбила ту особенную жизнь – дни, полные открытий, общения, радости и интересных трудностей. Я видела ее среди других детей, других учителей, и все казалось по-волшебному новым. Придя в школу уже в роли ученицы, я поняла: с учителем начальных классов мне очень повезло – тогда я сказала себе, что тоже буду учителем. Здорово, когда ребята любят своих наставников, хотя учителей никогда не любят «просто так». Здесь нет ничего общего с безусловной любовью матерей, ведь учителей всегда любят «за что-то»: за их доброту, красоту, ум и эрудированность. А, значит, чтобы «заслужить» их любовь, надо стараться – тянуться к этой, кажется, недостижимой планке.
В школьном саду многократно сменились картины опадающей листвы, снежных шапок на смущенно-нагих каштанах, цветущей ароматной липы. Старшеклассники, передающие эстафету первого сентября нам, первоклашкам, стали приходить в гости к школьным учителям, ведя за руку своих малышей, а фантазии на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту» менялись со скоростью света. Открыв в себе непреодолимую тягу к изучению дисциплин естественнонаучного цикла, желание стать учителем – в то время профессия далеко не самая престижная – логично сменилось стремлением стать ученым. И, хотя, что-то внутри подсказывало оставаться верной своей цели, после окончания школы я выбрала физический факультет университета. Но время все ставит на свои места. Несмотря на отличные оценки по всем университетским дисциплинам и почетный документ в яркой красной обложке, ученым, как оказалось, стать не хотелось, зато, перешагнув порог школы три года назад, я сразу поняла – я любила школу, когда была ученицей, и полюбила ее вновь, став учителем.
Вопреки бытующему на протяжении многих десятилетий мнению, что учитель – это идеал, образец для подражания, я, пожалуй, буду придерживаться позиции, что учитель – это, прежде всего, просто человек, и все, что он может и должен делать – быть хорошим другом, понимать потребности своих учеников – культурные и образовательные – и жить с ними одними целями, оставаясь на шаг впереди.
История российского образования до 1920 года – ни что иное, как сюжет об элитарности знания. Доступ к нему имели только те, кто «мог себе позволить», но не всегда «хотел» (вспомнить хотя бы «Недоросль» Фонвизина). С приходом к власти советов образование стало массовым, хотя сразу и не слишком доступным, но эти шаги позволили в середине двадцатого века стать нам мировой державой, заслуженно первой заявившей о себе в космосе. Современники той эпохи говорят в один голос: учитель был несомненным авторитетом, источником знания и воспитания, и это было более, чем адекватно действительности с ее стабильностью и гарантиями. История наших девяностых свела многие из этих достижений к нулю – деревянные рамы окон научно-исследовательских институтов рассохлись, мы как будто остановились на минуточку, шнурки завязать, но история не терпит остановок – пока мы были на месте, нынешние IT-державы ушли далеко вперед. Однако ситуация не такая плачевная, как может показаться на первый взгляд: такие тесты, как PISA, говорят о том, что уровень компетенций российских школьников не так уж и плох, а, значит, нужно просто не останавливаться.
Недаром идеи Льва Выготского, которого даже современники считали гением (что не часто бывает) пользуются популярностью и сегодня, нашли свое отражение в российской и зарубежной педагогике. Если внимательно изучить идеологию ФГОС, то провозглашаемый деятельностный подход и личностно-ориентированное образование можно принять как удачную интерпретацию прагматической педагогики Джона Дьюи (который, к слову, после визита в СССР был в восторге от нашей системы образования). И все бы было гладко, если бы проверенные временем системы «не споткнулись» на пороге формирования информационного общества. Поколение нынешних учеников выросло вместе с ним, они живут параллельно в реальном мире и мире виртуальном, тогда как поколение учителей – цифровые иммигранты. Поэтому учителю важно и необходимо быть современным, адекватно реагировать на изменяющиеся реалии действительности. Я стараюсь быть «полезным» и «понятным» учителем, чтобы сказать – «Делай со мной». Только через совместную деятельность можно научить детей быть творцом своей жизни.
Выдающийся российский историк Василий Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Когда ребята спрашивают меня, сколько лет я училась, чтобы стать учителем физики, я честно отвечаю – всю жизнь. Так сложилось, что еще до школы я часто приходила с папой-инженером в научно-исследовательский институт физики Ростовского государственного университета. Именно тогда я влюбилась в саму идею познания природы, описания ее и моделирования здесь и сейчас. И позже эта любовь только росла и становилась сильнее. Но еще важнее, на мой взгляд, любить тех, кому преподаешь. Иначе и быть не может - ведь лучшее, что может случиться с человеком в жизни – это люди. А в школе людей много – разных. Я очень люблю детей. Люблю, когда они делают открытия – свои собственные, маленькие и побольше, люблю, когда им удается обрадоваться этому. Я понимаю их, когда они злятся – я тоже злюсь, и чувствую, когда злятся на меня. С этим непросто справляться в любом возрасте. Заглядывая в глубинные причины злости и агрессии, я стараюсь научить их становиться счастливее разными способами: не унижая других. Я люблю их, поэтому хочу, чтобы они становились лучше. То есть, более счастливыми. По моему скромному мнению, образованные люди всегда более счастливые. Я люблю их и тогда, когда они разочарованы, ведь в этом много энергии для изменений. Я стараюсь напомнить им, что нужно всего лишь понять, почему так произошло, а дальше – сделать иначе. Ведь они точно могут иначе, я в них уверена. Я люблю их, потому что они – люди. А люди – лучшее, что может случиться с человеком в жизни.
Сегодняшняя быстроменяющаяся действительность ставит перед педагогом разные цели: с одной стороны, быть авторитетом, лидером, источником правильной и актуальной информации, а с другой – поддерживающим соратником, помогающим ориентироваться в разных источниках знания, верным другом, который может научить учиться всю жизнь и пользоваться новыми навыками, чтобы стать образованным, а, значит, счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Освобождение города Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков".
Классный час о событии 14 февраля-освобождения города Ростова-на-Дону от фашистких захватчиков...
Экологическое образование и воспитание в МБОУ ДОД Детском эколого-биологическом центре города Ростова-на-Дону
О деятельности МБОУ ДОД Детского эколого-биологического центра города Ростова-на-Дону, направленной на формирование у учащихся экологической культуры и активной жизненной позиции в вопросах охраны окр...
Классный час на тему: "14 февраля - годовщина освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"
Материал по освобождению города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков...
УЧАСТИЕ ДЕЛЕГАЦИИ МБОУ ЛИЦЕЯ №57 ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ В III ОТКРЫТОМ ПОЛЕВОМ ЛАГЕРЕ «БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Работа посвящена работе лагеря "Будущее России"...
Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности
Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...
Методический семинар для конкурса "Учитель года города Ростова-на-Дону - 2018"
Презентация методического семинара...