Методический семинар для конкурса "Учитель года города Ростова-на-Дону - 2018"
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Учитель года города Ростова-на-Дону-2018»
Номинация «Учитель года»
Рогова Дарья Валерьевна,
учитель физики МБОУ г.Ростова-на-Дону «Школа №49»
Методический семинар
Использование ИКТ при обучении физике в школе
Одной из основных задач школы сегодня – подготовить выпускников к освоению образовательных программ на уровне, достаточном для успешного прохождения государственной итоговой аттестации.
К сожалению, в процессе организации подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ педагог сталкивается со многими трудностями:
- нехватка аудиторного фонда;
- невозможность провести консультацию в одно время для всех учащихся;
- разная скорость усвоения материала;
- неудобства, связанные с большим количеством методической литературы и заданий на бумажных носителях (их проверка, к тому же, занимает очень много времени).
По своему основному образованию я – физик, и моя специализация проходила на кафедре теоретической и вычислительной физики. А вот программу профессиональной переподготовки я окончила, получив дополнительную квалификацию «Преподаватель физики и информатики». Наверное, именно поэтому, для решения возникшей проблемы я решила привлечь информационно-коммуникативные технологии.
Во всем мире набирает популярность такое направление в образовании, как e-learning. У этого термина много определений, самое краткое и емкое, пожалуй, дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Я обратила внимание на то, что такой современный подход увлекает ребят куда больше традиционного.
Разумеется, электронная педагогика не является концептуально новой, а базируется на концепциях классики, таких как
- Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский);
- Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер);
- Концепция функционального материализма (В. Оконь);
- Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль);
- Кибернетическая концепция обучения (С. И. Архангельский, Е. И. Машбиц);
- Ассоциативная теория обучения (Дж. Локк и Я. А. Коменский);
- Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);
- Управленческая модель обучения (В. А. Якунин и др.).
Электронная педагогика дополняет указанный список теоретическими подходами, известными, как, например, коннективизм, где обучение можно рассматривать как процесс создания сети, узлами которой являются внешние сущности, т.е. люди, организации, библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации.
Проблему огромного количество бумажных пособий я решила с помощью сайта Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru. Функция «Отложить задание» позволила сразу же отказаться от распечаток и ксерокопий: я просто отправляла ссылку на отобранные задания ученикам.
Следующим шагом я ввела практику консультаций посредством skype. Мы с ребятами организуем видеоконференции в удобное для нас время, при этом каждый находится дома. Для эффективной работы мы используем виртуальные доски (idroo.com) и сервисы Google Apps, позволяющие работать с документами и изображениями в реальном времени. Например, с помощью сервиса Google Docs можно проработать текст физической задачи в режиме онлайн – я прошу ученика выделить цветом ключевые слова, необходимые для составления краткой записи условия задачи, а я и все другие участники видят изменения, происходящие с текстом в режиме реального времени (рис. 1). Аналогично организуется работа и с сервисом Google Drawing, с помощью которого ребята в режиме онлайн создают иллюстрации (например, изображают силы, действующие на тело), и мы сразу же это обсуждаем (рис. 2). Такие консультации решили проблему пропущенных занятий и создали условия, близкие к очной встрече.
Одним из способов научиться решать задачи по физике является разбор готовых решений. Поэтому я стала рекомендовать ребятам пользоваться сайтами, построенными по принципу краудсорсинга. Например, znanja.com и новый сайт Биржа знаний http://birzn.ru. К слову сказать, я являюсь руководителем направления физики на этом сайте и координирую действия студентов физического факультета Южного федерального университета. Вместе мы наполняем сайт качественным образовательным контентом, своевременно реагируя на запросы школьников. Кратко описать суть взаимодействий пользователей на сайте можно так – кто-то задает вопрос, кто-то на него отвечает. Я заметила, что использование таких сервисов формирует у ребят способность к критической оценке информации – ведь готовые решения требуют зачастую не только осмысления, но и уточнения.
Применение информационно-коммуникативных технологий так увлекло и меня, и моих учеников, что 3 года назад я создала группу изучающих физику в школе 49 в соцсети «Вконтакте» (рис. 3). Ее я использую как для публикации актуальных учебных материалов, демонстрационных версий грядущих контрольных работ, так и для знакомства учеников с информацией, выходящей за пределы школьной программы – для расширения кругозора. Я заметила, какой интерес вывала моя группа! Среди участников уже не только мои ученики, но и их друзья и даже родители! Сегодня наша группа – поле для творчества. Ребята публикуют там видео домашних экспериментов, свои находки из области занимательной физики, а некоторые старшеклассники ведут специальные рубрики – «Физика в спорте», «Физика для домохозяек» и «Подготовка к ЕГЭ». Проблемные задания я часто маскирую под опросы в группе (рис.4), и очень много ребят с удовольствием решают такие задачи. Согласитесь, всем приятно, когда их мнение интересно.
Кроме того, наша группа «Вконтакте» - отличная арена для публикации актуальных видеоуроков. Иногда мы с ребятами на очных встречах записываем видео решения сложных задач, чтобы те, кто не смог присутствовать, не упустили важный материал.
ИКТ мы используем и для творчества тоже. С некоторыми ребятами, интересующимися компьютерной графикой, мы создали несколько анимаций по физике с использованием программы Macromedia Flash (рис. 5). На моем сайте представлено методическое пособие, разработанное мною специально для школьников, представляющее собой вводный курс по использованию этой программы для создания интерактивных анимаций. Так мне удалось расширить кругозор учащихся и вызвать интерес к программированию.
На уроках мы тоже используем все прелести современного технологического прогресса. Например, ребята с удовольствием строят графики, необходимые для выполнения лабораторной работы в программе Excel (рис. 6), а камеру мобильного телефона мы используем для определения скоростей тел. Так я знакомлю их с актуальными методами обработки информации при выполнении физического эксперимента.
Простые физические опыты ребята с удовольствием делают дома. А чтобы этот процесс был осмысленным, я предлагаю им выполнять проекты на сайте Globallab. Следуя четкой инструкции, они формируют навык физического эксперимента и узнают о культуре оформления результатов исследования, знакомятся с проектной деятельностью.
Невозможно было не заметить, как возрос интерес учеников к моему предмету и это, разумеется, принесло свои плоды. Мои ученики – победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, Универсиады школьников по физике в Южном федеральном университете. Не могло это не сказаться на результатах ЕГЭ и ОГЭ. У моих учащихся в минувшем году они выше, чем средние по Ростову.
Часть представленного сегодня опыта я предложила учителям города на методическом семинаре, который я проводила 28 февраля 2017, а также на молодежном педагогическом форуме «Учитель – вчера, сегодня, завтра», проходившем в марте в пос.Лазаревское Краснодарского края в марте 2017 года.
Я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Сейчас я работаю над созданием собственного массового онлайн-курса по подгjтовке к ГИА по физике на платформе Moodle.
Однако, применяя ИКТ на уроках и во внеурочное время, необходимо помнить о санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых ко времени работы школьников за компьютерами.
Мне приятно, что у нас с ребятами выходит очень эффективный тандем – я помогаю учиться им, и при этом учусь сама, что позволяет мне с уверенностью сказать, что заявленные вступающим в силу профессиональным стандартом педагога требования к его информационно-коммуникативным компетенциям, мне по плечу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Освобождение города Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков".
Классный час о событии 14 февраля-освобождения города Ростова-на-Дону от фашистких захватчиков...
Экологическое образование и воспитание в МБОУ ДОД Детском эколого-биологическом центре города Ростова-на-Дону
О деятельности МБОУ ДОД Детского эколого-биологического центра города Ростова-на-Дону, направленной на формирование у учащихся экологической культуры и активной жизненной позиции в вопросах охраны окр...
Классный час на тему: "14 февраля - годовщина освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"
Материал по освобождению города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков...
УЧАСТИЕ ДЕЛЕГАЦИИ МБОУ ЛИЦЕЯ №57 ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ В III ОТКРЫТОМ ПОЛЕВОМ ЛАГЕРЕ «БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Работа посвящена работе лагеря "Будущее России"...
Эссе для конкурса "Учитель года города Ростова-на-Дону - 2018"
Заочный этап. Эссе "Я - учитель"...
Методический семинар для конкурса "Учитель года города Ростова-на-Дону - 2018"
Презентация методического семинара...
Методическая разработка на тему "Особенности развития города Ростова-на-Дону в пореформенный период"
Рассматривается особенности развития города Ростова-на-Дону в пореформенный период. Выявлена динамика численности населения, этноконфессиональный и сословный состав, а также проанализированы особеннос...