Сценарий обучающих игр, способствующих развитию интеллектуальной одаренности на уроках
материал на тему
Предварительный просмотр:
Сценарии обучающих игр, способствующих развитию
интеллектуальной одаренности на уроках
(В роли ведущих целесообразно использовать одаренных учащихся)
Сундук мудрости
Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.
Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.
Симпозиум
Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т. д. (по дополнению учащихся). Затем каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший учебный текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.
В гостях у сказки
Нам дан учебный текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и внимательно. За дело! Можно кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность придуманного, юмор и необычность сюжета. Всем спасибо!
«Изюминка»
Познакомимся с новым учебным материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам запомнилась. Можно кратко записывать. Теперь послушаем участников игры. Что нового они узнали из данного материала?
Необычный доклад
Читается текст. Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Начинаем! Ведущий, кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие?
Миниатюра
Давайте распределимся на группы по 3—4 человека. Сейчас мы прочитаем учебный материал, а затем каждая группа изобразит существо текста какой-либо миниатюрой. Это может быть сценка, песня, балет, пантомима. Остальные должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, используя сюжет и смысл прочитанного текста. Читаем внимательно текст! Начали! Теперь обсудите в ваших группах прочитанный текст, выделите в нем главное и придумайте, как это можно изобразить. Оценим по пятибалльной шкале каждую миниатюру, учитывая артистичность, находчивость и оригинальность изучаемого текста. Ведущий, руководите! Затем не забудьте поздравить победителей!
Совет добровольных обществ
Как известно, у каждого из нас есть какое-то хобби (т. е. любимое увлечение). Давайте представим, что все мы — общество охотников, рыболовов или автомобилистов. В общем, выбирайте, какое у нас будет общество. Теперь прочитаем заданный нам учебный текст как бы глазами выбранного вами специалиста. Теперь по очереди задаем ему вопросы по тексту, исходя из того, что мы являемся членами этого общества. То есть задаем вопросы по тексту, но специальные термины текста использовать нельзя, можно использовать только термины нашего общества, нашего общего дела. Кто задает вопросы с нарушением правил — выбывает из игры. Старайтесь придумать как можно больше вопросов по существу текста, используя тематику общества, к которому мы относимся. Выигрывает тот, кто останется. Начали! Ведущий определяет победителей.
Обнаружение ошибки
Давайте прочитаем учебный текст как можно внимательнее, но в темпе. Мы надеемся, что все поняли содержание и главную мысль прочитанного текста. Теперь вам будет предложен этот же текст, но с измененным в определенных пределах содержанием. Ваша задача — найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. После самостоятельной работы каждого мы все вместе обсудим текст. Приступим к просмотру вновь предложенного текста. Начали! Помечайте у себя на листочке ошибки, сделанные в тексте. Теперь обсудим исправления. Посмотрим, кто сколько нашел неточностей в тексте и как они были исправлены. Начнем с того, кого укажет ведущий. Начали! Мы обсудим текст, если не все неточности замечены играющими, получены недостаточно точные и полные ответы: нужно еще раз просмотреть начальный учебный текст и пометить у себя на листочке упущения. Начали! Ведущий определяет лучших, самых точных и оригинальных игроков.
Назойливый игрок
Известно, что мелкие подробности учебного материала нужны для прочного усвоения и долговременного запоминания. Сейчас мы прочитаем текст в темпе, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее, тот и выиграл в этом интеллектуальном состязании. Читаем текст, чтобы составить вопросы. Начали! Текст прочитан, теперь переходим к вопросам. Целесообразно, чтобы вопросы охватили весь учебный материал, все его нюансы. Запишите, пожалуйста! А теперь вы по очереди будете задавать свои вопросы всем обучаемым, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, кого попросит ведущий. Затем определим самого назойливого игрока. Итак, ваши вопросы! Ведущий определяет победителя.
Составь программу обучения
Прочитаем учебный текст. Теперь необходимо представить, что вы составитель учебной программы по данному предмету. Программа должна отражать основное содержание, разделы, темы, трудности, которые могут встречаться при изучении этого материала, приемы, которые облегчат усвоение материала, какой-то личный опыт, приобретенный учащимися в жизни. Нужно составить наиболее удобную, рациональную и оптимальную программу, которой могли бы пользоваться остальные игроки. Не следует забывать о юморе и оригинальности при составлении тематики содержания. Итак, еще раз читаем текст, затем составляем программу и выносим ее на всеобщее обсуждение. Приступаем к составлению макета программы. Теперь переходим к обсуждению. В какой программе материал наиболее интересен, доступен, подробен, оригинален? Ведущий определяет победителя.
Занимательные истории
Ознакомьтесь, пожалуйста, с учебным текстом. Постарайтесь мысленно выделить в нем ключевые слова. А теперь на листочек в столбик выпишите эти слова. Пусть их будет 10, 20, сколько у вас получится. Начали! Столбики готовы. Теперь начинаем такой конкурс. Каждый попробует придумать забавную историю, в которой все эти слова последовательно, одно за другим, завязаны в какую-то осмысленную, может быть и невероятную историю.
История может не иметь никакого отношения к теме этого текста. Может быть, эта история будет прямой противоположностью тому учебному тексту, из которого взяты эти ключевые слова. Потом мы проведем конкурс, кто придумал самую занимательную и оригинальную историю на базе этих слов. Итак, на подготовку истории на основе выписанных вами ключевых слов отводится одна минута. Можете делать какие-то пометки на листочке, можете это делать в уме.
А теперь приступаем к конкурсу забавных и занимательных историй, которые у вас получились. Итак, начали! Ведущий последовательно предоставляет слово всем желающим. Итак, Фантастический запас исчерпан. Но, однако, вас ожидает следующий конкурс. Кто желает попробовать, не глядя в учебный текст, а пользуясь только своими ключевыми словами, т. е. вашим листочком, воспроизвести этот текст? Побеждает тот. кто пересказывает текст наиболее близко к оригиналу. Начали! Все оценивают способности выступающего. Слово всем желающим. Теперь оценим результаты. Кого считает ведущий победителем и почему? Спасибо!
В проблемном поле
Прочитаем учебный текст. Разделимся на пары. Ведущий задает проблему (или тему). Оппонент слева в каждой паре должен по заданному учебному материалу дать решение этой проблемы, а вы его оппонент справа, постарайтесь выдвинуть контраргументы, не возбраняется прийти к общему мнению. Затем ведущий задает новую проблему. Оппоненты меняются ролями, т. е. оппонент справа в каждой паре объявляет решение вновь заданной проблемы по учебному материалу и отстаивает его. а оппонент слева не соглашается. Прочитаем еще раз учебный материал. Ведущий, ваша формулировка проблемы. Приступаем к обсуждению по парам. Ведущий — ваша новая проблема. Меняемся ролями. Приступаем к обсуждению.
Ведущий определяет, какая пара у нас наиболее активно обсуждала поставленные проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников
В современной педагогике достаточно полно исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части диагностики и развития одаренных д...
Программа республиканского семинара «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей»
Знакомство с инновационной практикой работы школы, обеспечивающей условия для выявления и развития одаренных детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок ...
Развитие интеллектуальной одаренности в процессе изучения математики
Развитие интеллектуальной одаренности в процессе изучения математики...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА
В работе отражены вопросы организации работы с одарёнными детьми в учреждении общего среднего образования на уроках и во внеклассной работе. Раскрыты этапы организации исследовате...
Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (статья)
Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Интерес к ней был высок во в...
«Создание системы деятельности педагогов, направленной на развитие интеллектуальной одаренности обучающихся»
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жи...
Система педагогического опыта по работе с одаренными обучающимися как средство развития интеллектуального и творческого потенциала.
Данная работа представляет собой описание из опыта системы работы с одарёнными обучающимися. Здесь показана модель деятельности, способствующая добиться высоких результатов, интересные формы и методы ...