«Создание системы деятельности педагогов, направленной на развитие интеллектуальной одаренности обучающихся»
методическая разработка на тему
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет просто работа со школьным учебником. Такие дети явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться, или придумывать необычное, или решать математические задачи, или рисовать, или осваивать спортивные виды деятельности и т.д.
Образовательное учреждение, ориентированное на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства».
Выявленные проблемы:
- отсутствие системности в работе с одаренными детьми на уровне муниципалитета, образовательного учреждения;
- отсутствие концепции по работе с одарёнными детьми, не определены ведущие направления в этой деятельности;
- разрозненность информационных баз сопровождения работы с одаренными школьниками;
- доминирование массовых мероприятий, носящих разовый, либо бессистемный характер;
- недостаточная подготовка педагогических кадров к работе с одаренными школьниками;
- низкий уровень организации работы по взаимодействию с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности;
- не разработанность системы диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей.
Именно поэтому, методический отдел СП ГБОУ СОШ с. Красноармейское начал выстраивать систему работы с одаренными детьми в ОУ м. р. Красноармейский. Схема работы сформировалась такова: необходимо начать с разработки комплексно-целевой программы «Одаренные дети», затем апробировать в одном из образовательных центров (ОЦ) района (ГБОУ СОШ с. Красноармейское), при положительном результате в последствии распространить на другие ОЦ и школы района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 110.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание системы деятельности педагогов, направленной
на развитие интеллектуальной одаренности обучающихся
в ГБОУ СОШ с. Красноармейское»
Выполнила:
методист (пдо)
СП ГБОУ СОШ с. Красноармейское
м.р. Красноармейский Самарской области
Колчева И.А.
с. Красноармейское
Содержание
- Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- Актуальность проблемы работы с одаренными детьми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
- Анализ системы работы с одаренными детьми в ОУ………………. . . . . . . . . . . . . . 5
- Концепция системы работы с одаренными детьми в ОУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...9
- Литература.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
- Приложения. Проект программы реализации концепции ОУ. . . . . . . . . . . . . . . . . ...13
- Приложения 1-4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Введение.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет просто работа со школьным учебником. Такие дети явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться, или придумывать необычное, или решать математические задачи, или рисовать, или осваивать спортивные виды деятельности и т.д.
Образовательное учреждение, ориентированное на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства».
Проблемы:
- отсутствие системности в работе с одаренными детьми на уровне муниципалитета, образовательного учреждения;
- отсутствие концепции по работе с одарёнными детьми, не определены ведущие направления в этой деятельности;
- разрозненность информационных баз сопровождения работы с одаренными школьниками;
- доминирование массовых мероприятий, носящих разовый, либо бессистемный характер;
- недостаточная подготовка педагогических кадров к работе с одаренными школьниками;
- низкий уровень организации работы по взаимодействию с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности;
- не разработанность системы диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей.
Именно поэтому, методический отдел СП ГБОУ СОШ с. Красноармейское начал выстраивать систему работы с одаренными детьми в ОУ м. р. Красноармейский. Схема работы сформировалась такова: необходимо начать с разработки комплексно-целевой программы «Одаренные дети», затем апробировать в одном из образовательных центров (ОЦ) района (ГБОУ СОШ с. Красноармейское), при положительном результате впоследствии распространить на другие ОЦ и школы района.
Актуальность проблемы работы с одаренными детьми.
Согласно Указу Президента РФ от 1.06.2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» определены меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, наш Центр не остался в стороне от данной проблемы:
- разрабатывает учрежденческую программу «Одаренные дети», которая будет обеспечивать поддержку и развитие одаренных детей, сначала на базе ГБОУ СОШ с. Красноармейское, а затем и других образовательных учреждений.
- налаживает сотрудничество с учреждениями, созданные для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей.
- направляет методистов и педагогов на курсы для специальной подготовки и переподготовки для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).
- обеспечивает информационную по оказанию помощи одаренным детям и молодежи.
Разработан план основных мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Самарской области, а также на уровне администрации м.р. Красноармейский
- Реализация мероприятий ведомственной целевой программы "Одаренные дети Самарской области" на 2011-2013 годы, утвержденной приказом министерства образования и науки Самарской области от 30.05. 2011 № 96-од;
- Реализация мероприятий по поиску и поддержке талантливых детей и молодежи в рамках областной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей в Самарской области" на 2014-2018 г.г.4
- Реализация мероприятий по поиску и поддержке талантливых детей и молодежи в рамках областной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей в Самарской области" на 2014-2018 г.г.;
- Назначение и выплата поощрений победителям и призерам олимпиад и иных конкурсных мероприятий всероссийского и международного уровня и их наставникам;
- Организация и проведение мероприятий, направленных на поддержку молодых дарований и детского творчества.
Министр образования Самарской области Пылев В.А. определил систему работы с одаренными детьми как одну из важнейших:
привнесённый Губернатором области опыт работы с одарёнными детьми привёл к учреждению премий Губернатора учителям, подготовившим победителей и призеров регионального или заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, победителей и призеров международных олимпиад по общеобразовательным предметам, а также премий Губернатора Самарской области педагогическим работникам учреждений НПО или СПО, подготовившим победителей и призёров региональных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства.
Внедрение этих премий стало настоящим прорывом в развитии системы работы с одарёнными детьми. Сейчас мы можем констатировать небывалый всплеск интереса педагогов к данному направлению своей работы. Ожидаем, что в ближайшие годы это принесёт свои плоды, в том числе в деле привлечения в отрасль молодых и перспективных
Очевидно, что работа по выявлению и поддержке одарённых детей должна проводиться в тесной связке основного и дополнительного образования. В этой связи мы ожидаем, что произошедшее объединение учреждений общего и дополнительного образования, обеспечит налаживание постоянно действующего диалога между различными структурами одного учреждения, в том числе по вопросам повышения степени интеграции в работе с одарёнными детьми.
В нашем районе также проводится работа в данном направлении: целевая районная программа «Одаренные дети Красноармейского района» была продлена, и Постановлением администрации м.р. Красноармейский выделено финансирование на материальное стимулирование лучших учителей района, на премирование одаренных детей, на поддержку спортивных, фестивальных и конкурсных мероприятий.
Ведь очевидно, что повышения эффективности работы с одаренными детьми можно достичь при условии решения комплекса задач, направленных на формирование компетенций и внедрение современных образовательных технологий, через усиление роли психолого-педагогической службы.
Анализ системы работы с одаренными детьми в ОУ.
Особое место в методическом сопровождении занимает работа по организации и проведению мероприятий интеллектуальной направленности в рамках программы «Одаренные дети»: предметная олимпиада школьников, научно-практическая конференция, Кирилло-Мефодиевские чтения (секция «Научная работа») и др. В каждом из этих мероприятий есть свои достижения, школьники имели возможность попробовать свои силы на окружной конференции и областной олимпиаде. Рассмотрим работу с одаренными детьми в ГБОУ СОШ с. Красноармейское по сравнению с другими школами м.р. Красноармейский.
Всего в районных мероприятиях интеллектуальной направленности приняли участие 1391 учащихся, что составило 63 % от всех участников районных и областных мероприятий, в прошлом учебном году эта цифра составила 28%.
Одним из важнейших мероприятий остается предметная олимпиада школьников. Результаты предметной олимпиады школьников района таковы.
Участвовало:
Этап | Всего участников | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Школьный | 1041 | 94 | 133 | 173 | 188 | 180 | 134 | 139 |
из них: | ||||||||
Русский язык | 155 | 17 | 19 | 34 | 30 | 23 | 18 | 14 |
Литература | 84 | 18 | 10 | 21 | 13 | 11 | 4 | 7 |
Математика | 174 | 30 | 36 | 25 | 33 | 19 | 14 | 17 |
Информатика и ИКТ | 57 | 7 | 18 | 7 | 13 | 3 | 3 | 6 |
Физика | 95 | 12 | 20 | 28 | 18 | 17 | ||
Биология | 98 | 20 | 22 | 14 | 21 | 11 | 10 | |
География | 35 | 5 | 9 | 9 | 5 | 2 | 5 | |
История | 92 | 11 | 12 | 25 | 13 | 14 | 8 | 9 |
Обществознание | 83 | 11 | 19 | 26 | 27 | |||
Право | 5 | - | - | - | - | - | 4 | 1 |
Английский язык | 21 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 | 6 | 5 |
Немецкий язык | 46 | 5 | 4 | 6 | 9 | 11 | 7 | 4 |
Химия | 25 | 9 | 7 | 4 | 5 | |||
Технология | 27 | 4 | 7 | 5 | 6 | 2 | 3 | |
Физическая культура | 40 | 6 | 7 | 13 | 8 | 6 | ||
ОБЖ | 4 | 1 | 3 |
Направлено на окружной этап предметной олимпиады 208 человек на различные предметы. Результаты окружного этапа рассмотрим по школам отдельно:
№ | Наименование ОУ | Кол-во участников окружного этапа | Кол-во призовых мест в окружном этапе | Кол-во заявок на областной этап | % участия и (рез-ть) |
1 | ГБОУ СОШ С.Красноармейское | 62 | Д1, 3Д2, 5Д3 | 8 | 30 %(15%) |
2 | ГБОУ СОШ с.Андросовка | 13 | Д2, 2Д3 | 1 | 6 % (23%) |
3 | ГБОУ СОШ с. Павловка | 3 | 1, 4 % (0%) | ||
4 | ГБОУ СОШ пос. Ленинский | 27 | 13% (0%) | ||
5 | ГБОУ СОШ с. Колывань | 25 | 2Д2 | 2 | 12 % (8%) |
6 | ГБОУ СОШ пос. Кировский | 19 | Д1 | 1 | 9% (5%) |
7 | ГБОУ СОШ с. Волчанка | 18 | 8, 6 % (0%) | ||
8 | ГБОУ СОШ пос. Чапаевский | 23 | 11 % (0%) | ||
9 | ГБОУ СОШ с. Кр-Ивановка | 6 | 3% (0) | ||
10 | ГБОУ ООШ пос. Гражданский | 0 | 0 (0) | ||
11 | ГБОУ СОШ пос. Алексеевский | 12 | 6 % (0) | ||
Итого: | 208 | 15 | 12 | (13%) |
Победители и призеры окружного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников.
Ф.И.О. учащегося | Кл. | Образовательное учреждение | Ф.И.О. педагога | Место |
Украинцев Илья | 11 | ГБОУ СОШ пос. Кировский | Аверьянова Неля Геннадьевна | 1 |
Калягина Анастасия | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Кистенёва Инесса Викторовна | 1 |
Ананьева Дарья | 11 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Долгова Галина Викторовна | 2 |
Алмакаева Татьяна | 11 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Жданова Ольга Александровна | 2 |
Зятчин Илья | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Косоухова Людмила Дмитриевна | 2 |
Воронцова Анастасия | 9 | ГБОУ СОШ с. Колывань | Тепаева Марина Юрьевна | 2 |
Иванова Антонина | 9 | ГБОУ СОШ с. Колывань | Мурзаева Татьяна Ивановна | 2 |
Малыгина Ирина | 8 | ГБОУ СОШ с. Андросовка | Брагин Владимир Николаевич | 2 |
Кужегулова Эльмира | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Косоухова Людмила Дмитриевна | 3 |
Зайцев Артём | 10 | ГБОУ СОШ с. Андросовка | АдамовАлександр Георгиевич | 3 |
Калягина Анастасия | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Долгова Галина Викторовна | 3 |
Зятчин Илья | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Балашов Александр Петрович | 3 |
Губарева Юлия | 9 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Жданова Ольга Александровна | 3 |
Тягаева Дарья | 8 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Балашов Александр Петрович | 3 |
Уколов Артем | 7 | ГБОУ СОШ с. Андросовка | Брагин Владимир Николаевич | 3 |
Из таблицы видно, что из 15 призеров и победителей окружного этапа 9 учащихся из нашей школы, что составило 60 %. Рассмотрим более подробно работу педагогического коллектива, которая дает неплохие результаты.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Выявление одаренных детей проходит в ходе учебно-воспитательного процесса на основе оценок школьной успеваемости, результатов полученных на различных интеллектуальных конкурсах, на основе характеристик, составленных по наблюдениям классных руководителей.
В школе применяются различные меры с целью создания благоприятных условий для одаренных детей.
В связи с кардинальными изменениями в образовании, связанными с введением компетентностного подхода к обучению, в школе активно пропагандируются и внедряются интерактивные методы работы с учащимися. Педагоги школы используют в своей работе интерактивные методы преподавания, широко используя технологию формирования критического мышления – Жданова О.А., Долгова Г.В., Мороз Т.Т., Глазкова Г.Ю, Лашхия О.А., Павлова Г.А. Косоухова Л.Д, Кистенева И.В., Гомон В.Н. и др.
Систематически проводится индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющими высокий уровень развития и способности в определенных областях деятельности. Под руководством учителей-предметников учащиеся выполняют научно-исследовательские работы, которые помогают рассмотреть, развить и реализовать способности учащихся. Результаты всех своих научно-исследовательских работ учащиеся представляют на научно-практической конференции различного уровня. Публичная защита есть не что иное, как коммуникативная практика, приобретение первого социального опыта.
Учителя-предметники используют разноуровневые задания при проведении контрольных работ, что позволяет одаренным детям показать свои знания и умения на более высоком уровне. Важно отметить достижения учащихся и на других олимпиадах и конкурсах.
Для определения траектории движения к личностным достижениям в школе с недавнего времени введена технология портфолио, так как для процессов социализации учащегося важна прежде всего успешность человека, а название «портфолио» сразу закрепляет настрой на успех. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен». Педагоги считают, что работа над портфолио помогает учащимся вырабатывать умение ставить цель и прокладывать путь к достижению этой цели.
По итогам олимпиад, конкурсов, викторин в школе проводятся торжественные линейки по вручению наград, выпускаются стенгазеты, размещается информация на сайте школы. Осознанное и целенаправленное использование комплекса педагогических условий организации обучения реально содействует получению высоких результатов в развитии одаренности у детей.
За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения района. Качество образования учащихся позволяет в течение последних десяти лет стабильно лидировать среди школ района по результатам окружных и районных предметных олимпиад, научно-практических конференций, спортивных соревнований. Ежегодно 70% победителей и призеров районных туров, олимпиад и научно-практических конференций составляют учащиеся Красноармейской школы. Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования и поиском новых форм организации образовательного процесса. За последние пять лет 10% (24 уч- ся) выпускников школы получили золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении». 60% выпускников школы поступают в ВУЗы по результатам ЕГЭ на бюджетное отделение. ОУ предоставляет широкий спектр дополнительных услуг: факультативные, индивидуально-групповые занятия, элективные курсы и др.
Работа с педагогическими кадрами строится по группам: учителя со стажем, начинающие учителя, что существенно влияет на процесс и на качество оказания образовательных услуг: 72 % имеют высшую и первую категорию, 44 учителя отмечены грамотами разных уровней, нагрудными знаками «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования РФ». Ежегодно в течение 15 лет учителя школы являются победителями и лауреатами конкурса профессионального мастерства на разных уровнях. Имеют квалификационную категорию: высшая - 11%, первая – 27%, вторая – 45%. Победители и призеры конкурса педагогического мастерства разных этапов: районный этап – 25%, окружной – 14%, областной – 7%.
Таким образом, в школе есть большой кадровый потенциал для работы с одаренными детьми, а также необходимо:
Педагогический коллектив школы не останавливается на достигнутом, для дальнейшей работы в данном направлении был определён ряд задач:
- продолжить выявление одаренных детей;
- разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми;
- продолжить работу по координации действий учителей, работающих с одаренными детьми;
- провести тематические педсоветы, психолого-педагогических семинары по проблемам работы с одаренными детьми;
- обеспечить условия организации и проведения занятий с одаренными детьми;
- продолжить работу над созданием системы научного общества учащихся;
- осуществить мониторинг результативности одаренных детей;
- продолжить подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам;
- обеспечить пополнение банка данных с содержательными характеристиками одаренных и способных детей;
Концепция работы ГБОУ СОШ с. Красноармейское с
интеллектуально одаренными детьми
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, JL В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.
Богоявленская Д.Б., профессор, доктор психологических наук, руководитель группы диагностики творчества психологического института РАО, в своих работах дает следующее определение одаренности:
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Группой исследователей во главе с Богоявленской Д.Б. выделены три главных вида одаренности:
– академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;
– интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;
– творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей могут быть проявлены математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора. Такие дети обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
- Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
При этом деятельность педагогов по работе с одаренными детьми предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, сообразуясь с его личностью выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.
Педагогическая система, направленная на развитие одаренности ребенка, строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей
должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Доктор психологических наук Лейтес Н.С. условно выделяет три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с интеллектуально одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством ОУ того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь педагогов,
обладающих определенными качествами:
- учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
- педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Педагог должен быть:
- профессионально грамотным;
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, обладать психологическими знаниями;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
Урочная деятельность:
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- занятия исследовательской деятельностью;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Внеурочная деятельность:
- творческие мастерские;
- творческие объединения;
- конкурсы и др.;
Литература
- Богоявленская Д. Б. (отв. редактор) и др. «Рабочая концепция одаренности» М., 2003;
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.
- Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006. с. 101.
- Лейтес Н. "Легко ли быть одаренным?". Ж. "Семья и школа". № 6. 1990, с. 34.
- Мартынов С. "Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом". Ж. "Дошкольное воспитание". № 8. 1994, с. 77-80;
7."О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761;
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проект Программы реализации концепции
Программа рассчитана на три года: 2013 - 2015 годы.
Пояснительная записка
Создание системы работы с одаренными детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетов в сфере образования ГБОУ СОШ с. Красноармейское.
В школе имеются проблемы в работе с одаренными детьми:
- формальность работы самого школьного ученического общества, т.к. основная деятельность и инициатива в организации проектно-исследовательской работы принадлежит педагогам;
- низкая мотивация некоторых педагогов начальной школы и среднего звена к подготовке детей к участию в различных предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;
- педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
- кадровая проблема, связанная с недостаточной личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
В тоже время, хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью, в школе обучаются учащиеся, ведущие активную творческую, учебную, научно-исследовательскую работу. Эти учащиеся входят в число активных участников районных, окружных, областных, всероссийских и международных конкурсов, конференций и чтений.
На протяжении последних трех лет в нашей школе сложилась система работы с одаренными детьми отдельных педагогов. Необходимо отметить работу с данной категорией учащихся у отдельных педагогов: Ждановой О.А., учитель русского языка и литературы, Косоуховой Л.Д., учитель биологии; Долговой Г.В., учитель физики, и др.
Улучшение работы педагогов в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов ОУ. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одарённость ребёнка, проявляемая в интеллектуальной деятельности, требует особого внимания педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребёнка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарённость детей, стимулировать её развитие. Различные методы выявления одаренных детей помогают установить их приоритеты, склонности и интересы. Многое зависит и от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
- Уверенность, которая основывается на сознании самоценности.
- Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
- Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
- Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.
- Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
- Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми. Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей дарований, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.
Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях за пределами школы в большей степени стимулируют развитие одарённых детей.
Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.
Цель программы:
Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
Основные задачи:
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание методики выявления одарённых детей;
- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
- совершенствование системы подготовки педагогов, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
- создание банка данных «Одаренные дети».
Ожидаемые результаты
1) Формирование системы работы с одаренными учащимися.
• Всем руководителям объединений дополнительного образования детей провести диагностику и завести личные карты на каждого одарённого ребёнка.
- Самореализация выпускника школы.
- Направить Зятчина Илью на областной этап Всероссийской предметной олимпиады, Калягину Анастасию - на областной этап научной конференции, как победителей прошлого года.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Подготовить трёх учащихся начальной школы к предметной олимпиаде по Основам православной культуры. Педагогу Бабенко Н.В. составить план индивидуальной работы с этими учащимися.
- Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.
- Увеличить на 2% количество участников предметной научно-практической конференции.
Этапы реализации программы:
- этап: диагностико-прогностический (2013-2014 годы)
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Мониторинг одаренности. Создание:
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
- системы дополнительного образования;
- творческих конкурсов, экзамена;
- внеклассной работы по предмету;
- деятельности педагогического коллектива;
- олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
- этап: деятельностный (2014-2015 годы)
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости;
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
- организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование метода проектов;
- сохранение традиции работы с системой портфолио;
- обобщение опыта работы по технологиям интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2015 и дальнейшие годы)
Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
- создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми;
- выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми»;
- внедрение в практику работы рейтинга учащихся;
- анализ итогов реализации программы;
- достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
- обобщение результатов работы ОУ.
Основные формы и задачи внеурочной образовательной деятельности
с одаренными детьми
Форма | Задачи |
Ученическая конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно- популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся |
Предметная неделя (декада) | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся. |
Научное общество учащихся | Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований |
План реализации Программы с одаренными детьми
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. Диагностика склонностей учащихся. | В течение всего периода | Зам. директора по ВР, педагоги, методист ЦДТ |
2 | Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами доп. образования по вопросам выявления одаренных детей | В течение всего периода | Зам. директора по ВР, психолог, методист ЦДТ |
3 | Организация педагогического просвещения родителей одаренных школьников | В течение всего периода | Зам. директора по ВР, психолог, педагоги |
4 | Начать работу НОУ: создание нормативной и методической базы; подготовка педагогических кадров; разработка планов; организация исследовательской и проектной деятельности. | В течение всего периода | Зам. директора по ВР, педагоги, руководители МО |
5 | Участие в районных, окружных, областных, всероссийских, международных предметных олимпиадах, конкурсах, чтениях, конференциях | В течение всего периода | Педагоги, методист ЦДТ |
6 | Поисково-краеведческая работа ученического совета школьного музея Боевой и трудовой Славы | По отд. плану | Руководитель музея |
7 | Участие в окружной научно-практической конференции школьников | По плану ЮЗУ | Педагоги, методист ЦДТ |
8 | Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных школьников | По планам школы, ЮЗУ | педагоги, педагоги-организаторы |
9 | Составление портфолио творческих работ учащихся по итогам научно- практических конференций, конкурсов | В течение всего периода | Зам.директора по BP, педагоги |
10 | Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми | В течение всего периода | Зам.директора по BP |
11 | Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым педагоги разрабатывают содержание системы обучения: - выявление одаренных учащихся в 5 -6 кл.; - составление диагностической карты; - разработка планов работы с детьми; - проведения занятий с детьми; - отработка форм, методов, приёмов; - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. | В течение всего периода | Заместитель директора по BP, педагоги |
12 | Разработка методических рекомендаций. Анализ итогов реализации программы. Обобщение результатов работы школы. | В течение всего периода | Зам. директора по BP, психолог, педагоги |
Вывод: Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.
Приложение 1
«Утверждаю» Руководитель СП ГБОУ СОШ с. Красноармейское _Т.В. Гужина |
Выписка из циклограммы районных мероприятий на 2013/2014 учебный год
(выбраны мероприятия, направленные на поддержку интеллектуальной одаренности учащихся ОУ района)
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Школьный этап предметной олимпиады | 1-28 октября | Колчева И.А. |
2 | Окружной этап предметной олимпиады | с 15 ноября | Колчева И.А. |
3 | Олимпиада ОПК | 22 декабря | Колчева И.А. |
4 | Олимпиада ОПК. Областной этап | январь 2014 | Колчева И.А. |
5 | Областной этап предметной олимпиады | с 10 января по 7 февраля | Колчева И.А. |
6 | Научно-практическая конференция. Районный этап | 15 февраля | Колчева И.А. |
7 | Научно-практическая конференция для младших школьников. Районный этап | 15 февраля | Колчева И.А. |
8 | Кирилло-Мефодиевские чтения. Районный этап | 22 марта | Малкина А.В. |
9 | Научно-практическая конференция; - окружной этап - областной этап | Март 2014 Апрель 2014 | Колчева И.А |
10 | Научно-практическая конференция для младших школьников. Окружной этап | 12 апреля | Колчева И.А |
11 | Кирилло-Мефодиевские чтения. Областной этап | Май 2014 | Малкина А.В. |
Приложение 2
Итоги школьного и окружного этапов
Всероссийской олимпиады школьников среди учащихся м.р. Красноармейский в 2013 г.
В период с 1 октября по 15 ноября 2013 года в образовательных учреждениях муниципального района Красноармейский проходил школьный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников. Задания по 19 образовательным предметам централизовано рассылались по школам в день проведения олимпиады. Администрацией школы назначался ответственный за организацию и проведение школьного этапа олимпиады, который в свою очередь формировал пакет документов, необходимых для проведения данного мероприятия, в который вошли положение о школьном этапе олимпиады, состав оргкомитета и методической предметной комиссии по проверке работ, положение об аппеляции, приказ о назначении ответственного за тиражирование и хранение работ. По каждому предмету после проверки работ составлялась необходимая отчетность: протокол ранжирования, который подписывался всеми членами предметной комиссии; отчет о проведении школьного этапа, заверенный директором ОУ; заявка от ОУ на участие в окружном этапе олимпиады.
Участвовало:
Этап | Всего участников | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Школьный | 1413 | 174 | 186 | 277 | 245 | 238 | 147 | 146 |
из них: | ||||||||
Русский язык | 203 | 33 | 27 | 35 | 36 | 31 | 21 | 20 |
Литература | 118 | 25 | 23 | 22 | 19 | 9 | 9 | 11 |
Математика | 161 | 36 | 28 | 24 | 31 | 16 | 17 | 9 |
Информатика и ИКТ | 60 | 21 | 13 | 15 | 3 | 6 | 2 | |
Физика | 104 | 29 | 20 | 31 | 11 | 13 | ||
Биология | 162 | 10 | 16 | 45 | 40 | 32 | 10 | 9 |
География | 103 | 6 | 40 | 20 | 27 | 6 | 4 | |
История | 117 | 14 | 23 | 17 | 17 | 19 | 14 | 13 |
Обществознание | 58 | 22 | 13 | 23 | ||||
Право | 12 | 3 | 4 | 5 | ||||
Английский язык | 44 | 5 | 7 | 7 | 10 | 4 | 6 | 5 |
Немецкий язык | 77 | 14 | 19 | 13 | 5 | 9 | 10 | 7 |
Химия | 14 | 5 | 4 | 5 | ||||
Технология | 41 | 4 | 14 | 12 | 9 | 2 | ||
Физическая культура | 80 | 10 | 8 | 14 | 18 | 14 | 10 | 6 |
ОБЖ | 49 | 2 | 2 | 4 | 17 | 8 | 8 | 8 |
Искусство | 2 | 2 | ||||||
Экология | 3 | 3 | ||||||
Экономика | 5 | 5 |
Предметы «Искусство», «Экология», «Экономика» впервые были включены педагогами в перечень предметов школьного этапа.
В прошлом учебном году цифры были такими:
Этап | Всего участников | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Школьный | 1041 | 94 | 133 | 173 | 188 | 180 | 134 | 139 |
Значительно повысилась активность участия в 5-9 классах.
Направлено на окружной этап предметной олимпиады на различные предметы:
№ | Наименование ОУ | Рус яз | Лит | Мат-ка | ИКТ | Физика | Биолог | География | История | Общество | Право | Ангяз | Нем яз | Химия | Техн | Физ -ра | ОБЖ | Искусство |
1 | ГБОУ СОШ с.Красноар | 10 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 | 4 | 6 | 4 | 3 | 5 | 3 | 2 | 15 | |||
2 | ГБОУ СОШ с.Андросовка | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 1 | 3 | 3 | 1 | 4 | |||||||
3 | ГБОУ СОШ с. Павловка | 1 | 1 | |||||||||||||||
4 | ГБОУ СОШ пос. Ленинск | 5 | 1 | 4 | 6 | 4 | 2 | 6 | 5 | 3 | 1 | 3 | 2 | |||||
5 | ГБОУ СОШ с. Колывань | 4 | 2 | 5 | 1 | 5 | 1 | 1 | ||||||||||
6 | ГБОУ СОШ пос. Кировск | 2 | 3 | 5 | 6 | 4 | 1 | 2 | ||||||||||
7 | ГБОУ СОШ с. Волчанка | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||||||||
8 | ГБОУ СОШ пос. Чапаевск | 7 | 3 | 5 | 4 | 2 | 6 | 6 | 2 | |||||||||
9 | ГБОУ СОШ с. Кр-Иванов | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||
10 | ГБОУ ООШ пос. Граждан | |||||||||||||||||
11 | ГБОУ СОШ пос. Алексеев | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | |||||||
Итого: | 40 (13) | 9 (6) | 20 (16) | 10 | 22 (17) | 34 (25) | 14 (13) | 31 (16) | 26 (23) | 6 (4) | 7 (5) | 8 (6) | 5 (4) | 4 (3) | 25 (17) | 7 (0) | 1 (1) |
Всего 269 человек – эти учащиеся по результатам школьного этапа получили право на участие в следующем этапе олимпиады. В 2012/13 учебном году участников было 208 человек. В связи с заболеваниями и погодными условиями участников окружного этапа было меньше на 90 человек. В таблице (см. выше) в скобках указано фактическое участие в окружном этапе (179 чел). По предметам «Экология» и «Экономика» заявок на окружной этап не поступило.
Результаты окружного этапа рассмотрим по школам отдельно:
№ | Наименование ОУ | Кол-во призовых мест в окружном этапе | Кол-во заявок на областной этап | Кол-во призовых мест на областном этапе |
1 | ГБОУ СОШ с..Красноармейское | 14 | 7 (включены победители прошлых лет 2 ч.) | 2 |
2 | ГБОУ СОШ с.Андросовка | 1 | ||
3 | ГБОУ СОШ с. Павловка | |||
4 | ГБОУ СОШ пос. Ленинский | |||
5 | ГБОУ СОШ с. Колывань | 1 | 1 | |
6 | ГБОУ СОШ пос. Кировский | |||
7 | ГБОУ СОШ с. Волчанка | |||
8 | ГБОУ СОШ пос. Чапаевский | |||
9 | ГБОУ СОШ с. Кр-Ивановка | |||
10 | ГБОУ ООШ пос. Гражданский | |||
11 | ГБОУ СОШ пос. Алексеевский | |||
Итого: | 16 | 8 | 2 |
Список (Красноармейский район) победителей и призеров окружного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников в 2013/2014 учебном году.
Ф.И.О. участника | Класс | Образовательное учреждение | Ф.И.О. преподавателя | место | |
Биология | |||||
1 | Маслова Юлия | 9 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Косоухова Людмила Дмитриевна | призёр |
2 | Альянова Анастасия | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Косоухова Людмила Дмитриевна | призёр |
3 | Зятчин Илья | 11 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Косоухова Людмила Дмитриевна | победитель |
4 | Кужегулова Эльмира | 11 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Косоухова Людмила Дмитриевна | призёр |
География | |||||
5 | Шепель Виталий | 10 | ГБОУ СОШ с. Колывань | Тепаева Марина Юрьевна | призёр |
Литература | |||||
6 | НиконовНиколай | 7 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Листрова Тамара Викторовна | призёр |
7 | Белова Полина | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Жданова Ольга Александровна | призёр |
Математика | |||||
8 | Тягаева Александра | 7 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Христич Татьяна Владимировна | призёр |
Немецкий язык | |||||
9 | Бринев Максим | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Гоман Вера Никифоровна | победитель |
10 | Кужегулова Эльмира | 11 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Кистенёва Инесса Викторовна | призёр |
Русский язык | |||||
11 | Белова Полина | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Жданова Ольга Александровна | призёр |
Физика | |||||
12 | Калягина Анастасия | 11 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Долгова Галина Викторовна | призёр |
Физическая культура | |||||
13 | Тягаева Александра | 7 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Губарев Александр Викторович | призёр |
14 | Малыгина Ирина | 9 | ГБОУ СОШ с. Андросовка | Брагин Владимир Николаевич | призёр |
15 | Новиков Роман | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Балашов Александр Петрович | призёр |
16 | Сторожев Кирилл | 10 | ГБОУ СОШ с. Красноармейское | Балашов Александр Петрович | призёр |
В областном этапе Всероссийской олимпиады 2014 года от района участвовали 8 человек. Из них 7 чел. учащиеся ГБОУ СОШ с. Красноармейское, 1 чел. учащаяся ГБОУ СОШ с. Колывань. Призерами областного этапа стали 2 ученика из ГБОУ СОШ с. Красноармейское: по биологии - Зятчин Илья (педагог Косоухова Л.Д.), по литературе - Белова Полина (педагог Жданова О.А.).
Итоги окружного этапа ВОШ 2013-2014 учебного года
Наименование образовательного учреждения | 1 место | 2 место | 3 место |
ГБОУ-СОШ № 1 | 13 | 10 | 13 |
ГБОУ-СОШ № 3 | 3 | 6 | 14 |
ГБОУ-СОШ № 4 | 5 | 6 | 14 |
ГБОУ-СОШ № 5 | |||
ГБОУ-СОШ № 8 | |||
ГБОУ-СОШ № 9 | 1 | 5 | |
ГБОУ-СОШ № 10 | 5 | 7 | 10 |
ГБОУ-СОШ «ЦО» | 5 | 10 | |
ГБОУ-СОШ № 12 | |||
ГБОУ-СОШ № 13 | 11 | 14 | 35 |
ГБОУ-СОШ № 21 | 1 | ||
ГБОУ-СОШ № 22 | 1 | 11 | 10 |
ГБОУ-СОШ № 23 | 2 | ||
ГОУ ЧГК ОП ОО | 3 | 5 | 4 |
ГБОУ школа-интернат № 1 | 1 | ||
СП ГБОУ СОШ № 4 ДДТ | 1 | 1 | |
Итого | 43 | 68 | 119 |
Безенчукский | 4 | 14 | 19 |
Приволжский | 2 | 14 | 13 |
Пестравский | 2 | 3 | 8 |
Красноармейский | 2 | 5 | 9 |
Хворостянский | 4 | 4 | |
Итого | 10 | 38 | 53 |
Итого | 53 | 106 | 172 |
Приложение 3
План индивидуальной работы с одарённым ребёнком
Индивидуальная работа
Формы мероприятий | Темы | Сроки проведения | Результаты | ||
2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | ||||
Урочные и внеурочные мероприятия | |||||
Занятия в кружке | Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | |
Участие в школьных предметных олимпиадах | олимпиада по русскому языку | 1 раз в год ноябрь | 1 место | 1 место | |
Участие в районных предметных олимпиадах | олимпиада по русскому языку | 1 раз в год декабрь | 3 место | 1 место | |
Участие в конкурсе «Кенгуру» | олимпиада по математике | 1 раз в год февраль | 4 место | 2 место |
Учащийся XXX
Внеклассные мероприятия | ||||
Конкурс «Золотое перо» | поэзия, проза | октябрь- ноябрь | школьный этап | школьный этап |
Конкурс «Люди и судьбы» | проза | октябрь- ноябрь | школьный этап | школьный этап |
НПК | январь | школьный этап | школьный этап | |
Конкурс рисунков О войне | октябрь | школьный этап | школьный этап | |
Защита творческого проекта | январь | 1 место | школьный этап | |
Концерт, посвященный 23 февраля и 8 марта | март | лауреат | школьный этап | |
«Зарница» | февраль | 1 место | школьный этап | |
Творческая весна | апрель | лауреат | школьный этап | |
Отчётный спектакль по курсу «Школьный театр» | май | участник | участник |
Работа с родителями
Характеристика семейного воспитания
- По материальной обеспеченности семья: со средним материальным достатком
- По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья: социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении - сильная.
- По взаимоотношениям: гармоничная.
- По семейным ориентациям: на деятельность, общение.
Позиция семьи | Отношение родителей | Последствия в формировании личности |
Педагогически оправданная позиция | Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности | Нормальное развитие личности, адекватная самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа республиканского семинара «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей»
Знакомство с инновационной практикой работы школы, обеспечивающей условия для выявления и развития одаренных детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок ...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА
В работе отражены вопросы организации работы с одарёнными детьми в учреждении общего среднего образования на уроках и во внеклассной работе. Раскрыты этапы организации исследовате...
Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (статья)
Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Интерес к ней был высок во в...
Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (презентация)
Пезентация статьи...
Сценарий обучающих игр, способствующих развитию интеллектуальной одаренности на уроках
Одарённые дети...
Система педагогического опыта по работе с одаренными обучающимися как средство развития интеллектуального и творческого потенциала.
Данная работа представляет собой описание из опыта системы работы с одарёнными обучающимися. Здесь показана модель деятельности, способствующая добиться высоких результатов, интересные формы и методы ...
Методики и приёмы развития исследовательского поведения интеллектуально одаренных обучающихся в работе школьного психолога
В презентации рассматривается понятие "одаренность", ее виды, признаки, Особое внимание уделенно интллектуальной одаренности, интеллектуальному и исследовательскому поведению. В презен...