Программа воспитательной работы "Я-гражданин России"
методическая разработка на тему
Данная программа является основой для обеспечения планирования воспитательной работы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данная программа позволяет осуществлять планирование воспитательной работы в школе | 58.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся 5-9 классов
«Я- гражданин России»
Программа духовно-нравственного воспитания
МОУ «Магистральнинская СОШ №2»
«Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Концепция воспитания.
3. Базовые национальные ценности и основные ценности-цели данной программы.
4. Цель и задачи программы.
5.Основные направления программы воспитания.
6. Механизмы реализации программы.
7.Условия реализации программы.
8. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
9.Мониторинг результатов
1.Пояснительная записка.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на второй ступени образования являются:
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52).
- Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей».
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских. школьников
- Устав МОУ «Магистральнинская СОШ №2».
Вопрос духовно-нравственного воспитания школьников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В этих условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и.т. д. ,но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере начального общего и основного общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.
Программа «Я- гражданин России», представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия МОУ«Магистральнинская СОШ №2» с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Программа определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников, систему тех базовых национальных ценностей, на основе которых выстроена программа. .Основные направления в программе воспитания и социализации обучающихся 5-9 классов, продолжают направления воспитательной работы начальной школы , что позволяет осуществлять преемственность воспитательной работы. Направление, посвященное воспитанию ценностного отношения к здоровью, более подробно раскрыто в подпрограмме «Формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни».
2.Концепция воспитания.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель:
- развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника;
- развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности.
Нравственный портрет идеального выпускника основной школы | Портрет идеального выпускника основной школы |
|
|
|
Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.
От школы конечно нельзя требовать полного решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.
3. Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые социально-исторических, культурных, семейных традиция многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
К базовые национальным ценностям относят :
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука, образование — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- личность, индивидуальность - неповторимость, уникальность и самобытность каждого ребенка, его индивидуальный жизненный выбор, необходимость индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Среди всех , школа отдает приоритет следующим: « знание», «семья», « гражданственность».
4.Цель и задачи программы:
Цель: Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, признательности семье.
Задачи:
- Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
- Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
- Формирование толерантности, подготовка учащихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.
- Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
- Укрепление здоровья школьников, формирование отношения к своему здоровью как к ценности.
5.Основные направления программы воспитания .
5.1 Воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Цель : Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своей семьи, учебного коллектива, своего государства;
Задачи воспитания:
- Формировать у учащихся правовую культуру.
- Формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого .
- Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.
- Воспитывать уважение к национальной культуре, своему языку, традициям и обычаям своей страны.
Виды деятельности:
- Изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Изучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество(в том числе о земляках-героях).
- Организация встреч с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны.
- Посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции.
- Активное сотрудничество с общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся.(Союз первопроходцев БАМа, Союз ветеранов Казачинско -Ленского района)
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы( в том числе об истории «малой»Родины, истории освоения БАМа)
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы.
- Конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике.
- Интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям).
- Походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
- Мероприятия месячника, посвященного гражданско-патриотического воспитания.
- Благотворительные акции: «Акция милосердия» , «Субботник у ветерана», «Георгиевская ленточка».
- Подготовка сувениров и подарков для людей, переживших тяготы войны).
- Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков
5.2 Воспитание нравственных чувств и этического
сознания.
Цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:
- Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
- Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
- Создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни.
- Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
Виды деятельности:
- Изучение нравственной воспитанности учащихся лицея, определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия.
- Изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей и воспитателей по изученной проблеме.
- Привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся, ответственности за свои поступки.
- Создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы.
- Тренинги нравственного самосовершенствования.
- Просмотр фильмов с последующим обсуждением.
- Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, района, поселка.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Шефская работа в приюте, детских садах.
- Реализация группового проекта «Сундук смелости», направленный на поддержку детей больных онкологическими заболеваниями и проходящими лечение в Иркутской областной детской больнице.
- Праздничные поздравления одноклассников, педагогов.
5.3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения
к учению, труду, жизни
Цель:
Создание условий для осуществления практической деятельности учащихся, направленной на приобретение социальных навыков.
Усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии.
Задачи воспитания:
- Давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за его пределами.
- Создавать возможности для приобретения опыта собственного участия.
- Воспитывать безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку.
- Поощрять и поддерживать самообразование посредством Интернета, занятий в библиотеках, музеях, лекториях, факультативах и т.п
Виды деятельности:
- Формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
- Развитие творческой инициативы и активности, учащихся в интеллектуальной деятельности;
- Создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности' учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
Формы внеклассной работы:
- Интеллектуальные марафоны в классе, в параллели, в школе.
- Интеллектуальные дебаты, научно-исследовательские конференции.
- Творческие конкурсы
- Интеллектуальные викторины.
- Экскурсии в музей.
- Часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.
- Трудовые десанты
- Организация работы ЛТО
5.4 Воспитание ценностного отношения окружающей
среде.
Цель:
Усвоение школьниками ценностного отношения к природе и всем формам жизни.
Задачи воспитания:
- Развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира,
- Формирование способности и потребности наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы.
Виды деятельности:
- Проведение исследований творчества поэтов, философов, а также писателей и художников.
- Знакомство с публикациями Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и подготовка по выбранным объектам специальных публичных презентаций;
- Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц .
Формы внеклассной работы:
1.Классные часы о природе и экологии .
2.Конкурс рисунков
3.Выставка поделок из природного материала.
4.Экологические субботники.
5.Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в помощи нуждающимся,
6.Проектная и исследовательская деятельность.
7.Экскурсии.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Цель:
Развитие представлений о душевной и физической красоте человека, а равно – о его разрушительных возможностях; о своеобразии критериев человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи.
Задачи воспитания:
- Развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества.
- Постепенное введение подростков в мир античного, романского, готического, классического и т.д. искусства, включая авангард и модерн ХХ века и художественный язык современного искусства.
- Поощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища и территории дома и школы и др.).
Виды деятельности:
- Организация экскурсий на выставки, к памятникам зодчества (в виде презентаций).
- Прослушивание хорошей музыки (классическая, народная, современная, но не попса.
- Поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально.
- Работа кружков художественного творчества
Формы внеклассной работы:
- Классные часы
- Праздники совместно с родителями
- Творческие конкурсы
- Встречи, экскурсии, ролевые игры ,тематические часы, беседы.
- Концерты художественной самодеятельности.
- Совместные праздники и традиционные общешкольные мероприятия (Восьмое марта , День защитника Отечества, Первое сентября, День рождения класса. «Наши мамы лучше всех», «Наши папы лучше всех».
6. Механизмы реализации программы
№ п/п | Содержание работы | срок | Ответственные |
Информационно-мотивационное обеспечение. | |||
1 | Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания. | 2015 | Администрация школы |
2 | Создание базы данных по данному направлению деятельности. | 2015 | Зам. директора по ВР, библиотекарь |
3 | Организация заседаний МО классных руководителей, педсовета по проблеме «Условия для воспитания личности Гражданина и Патриота». | 2015г | Зам. директора по ВР |
Методическое обеспечение программы. | |||
1 | Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме. | Сентябрь–декабрь 2015г | Зам. директора по ВР, библиотекарь |
2 | Анализ методической литературы, статей и публикаций. | 2015 г. | Руководитель МО классных руководителей |
3 | Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса. | 2015-2017 | Зам. директора по ВР, руководитель МО классных руководителей |
4 | Оформление методической копилки по данной теме. | 2015-2020 | Зам. директора по ВР, психолог, библиотекарь |
Работа с педагогическими кадрами. | |||
1 | Педагогический совет: (тематические) «О концептуальных подходах к организации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях». | 2016 г | Заместители директора по УВР, ШМО, учителя истории и обществознания |
Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности. | |||
1 | Общешкольные родительские собрания | 2015- 2020 | Классные руководители, психолог, соц. педагог |
2 | Лектории для родителей: «Толерантность в гражданско-правовом образовании» | 2015-2020
| Родительский комитет, зам. директора по ВР |
3 | Заседание родительского комитета по данному направлению | 2015-2020 | Родительский комитет, зам. директора по ВР |
Контроль, анализ и регулирование программы. | |||
1 | Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса. | 2015-2020 | Администрация школы, психолог, медработник |
Материально-техническая и финансовая поддержка программы. | |||
1 | Инвентаризация материально-технической базы школы: учебные кабинеты, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, спортинвентарь; канцтовары, музыкальная аппаратура, прикладной материал для обеспечения работы кружков, тренинговых занятий, классных часов, лекций и т.д. | 2015-2020
| Администрация, зав. кабинетами, завхоз, Управляющий Совет школы. |
7.Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Программа патриотического воспитания школьников Казачинско –Ленского муниципального района.
Кадровые условия:
педагоги;
педагоги дополнительного образования;
психолог;
социальный педагог;
заместитель директора по ВР;
медицинский работник школы;
инспектор ПДН
Материально-технические условия:
Учебное пространство
Спортивное пространство
Трудовое пространство
Компьютерный класс
Кабинет ОБЖ
Актовый зал
Кабинет психолога
Кабинет соц. педагога
Методическое обеспечение:
обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;
работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
8. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
-воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
-эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и•т.•п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой школьник или подросток получает (или не получает) практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.
На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
На втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Общие ожидаемые результаты:
1.Снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников.
2.Сохранение патриотического и культурного наследия;
3.Возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.
9.Мониторинг результатов
-«портфолио» учащихся (личные достижения);
- диагностика уровня воспитанности личности;
-диагностика сплоченности коллектива;
Оценка результативности работы:
1.Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение различных мероприятий.
2.Расширение социального партнерства: организация и проведение встреч с интересными людьми.
3.Отсутствие асоциального поведения.
4.Вовлеченность в проектную деятельность
5.Вовлеченность во внеурочную деятельность.
Пакет используемых диагностик для осуществления мониторинга:
1.Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
2.Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
3. Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
4.Анкета - опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
5.Диагностика личностного роста Степанов П.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа воспитательной работы класса «Будущее России – это Мы» (5 – 11 класс)
Одной из важных задач классного руководителя я считаю создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развит...
Программа воспитательной работы школы "Мы - граждане России!"
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:«Я - гражданин России»«Моя семья – моё богатство»«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»...
Презентация программы воспитательной работы школы "Мы - граждане России!"
В презентации отражены главные идеи, цель, задачи, ожидаемые результаты, формы работы, основные направления....
Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"
Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...
Н.В. Горлова. Авторская программа воспитательной работы "Россия".
Программа воспитательной работы, переработанная с учётом требований ФГОС, норм, принятых в Российской Федерациии на основе использования современных педагогических технологий. Возраст воспитанни...
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...
воспитательное занятие " Любите Россию- Берегите Россию - Охраняйте Россию"
внеклассное занятие...