ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ"
статья на тему
В настоящее время наблюдается тенденция ускорения процессов интеграции, глобализации и расширения сфер межкультурного взаимодействия. Каждый человек так или иначе на протяжении все своей жизни сталкивается с представителями других культур. Очень часто общение и взаимодействие с иностранными гражданами приводит к возникновению языковых барьеров, различных межрасовых, национальных конфликтов ,что обусловлено различиями в мировосприятии, незнанием культуры и особенностей того или иного народа. Подростки же в свою очередь в повседневной жизни, учебе, работе и общении в сети интернет наиболее часто сталкиваются с иностранными гражданами и зачастую являются провокаторами подобных конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davzit_a.p.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»
Давзит Алёна Павловна
студент 1 курса магистратуры «Профильное и профессиональное образование», межвузовская кафедра и кафедра общей педагогики КемГУ, г. Кемерово
Е-mail: alyona.davzit@yandex.ru
В настоящее время наблюдается тенденция ускорения процессов интеграции, глобализации и расширения сфер межкультурного взаимодействия. Каждый человек так или иначе на протяжении все своей жизни сталкивается с представителями других культур. Очень часто общение и взаимодействие с иностранными гражданами приводит к возникновению языковых барьеров, различных межрасовых, национальных конфликтов ,что обусловлено различиями в мировосприятии, незнанием культуры и особенностей того или иного народа. Подростки же в свою очередь в повседневной жизни, учебе, работе и общении в сети интернет наиболее часто сталкиваются с иностранными гражданами и зачастую являются провокаторами подобных конфликтов.
Как показала практика одного лишь знания иностранного языка не достаточно для полного межкультурного понимания друг друга. Поэтому и необходимо знать культурные особенности, традиции, характерные черты менталитета, поведения партнёров по предстоящему общению.
К сожалению в школьную программу до сих пор не добавили уроки «Межкультурной коммуникации», поэтому ведущую роль в формировании межкультурной компетенции играют уроки иностранного языка и внеурочная деятельность. Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Так как лишь в дружеской, непринужденной, увлекательной и игровой форме можно сформировать уважительное отношения к представителям другой культуры, познакомить с традициями и обычаями носителей языка, что делает уроки иностранного боле привлекательными для учащихся. Формирование межкультурной компетенции помогает достижению взаимопонимания в процессе межкультурной коммуникации.
Межкультурная компетенция является основным элементом в структуре ключевых компетенций. В. В. Сафонова относит «межкультурную компетенцию к части коммуникативной компетенции языковой личности» [3,c.42]. Потому что язык является главным, но не единственным средством реализации диалога культур.
Для того чтобы комфортно существовать в современном мире, людям нужно учиться понимать и принимать разную культуру. Это поможет им адаптироваться в незнакомой среде, жить и работать с другими людьми, которые являются носителями разных культур. Поэтому приобретение межкультурной компетенции, которая помогает людям преобразовывать свои знания, отношение и поведение, таким образом, чтобы быть открытым и более тактичными к другой культуре, стало важной проблемой для образования и для общества в целом.
Для начала необходимо дать определение понятию «межкультурная компетенция». Межкультурная компетенция, по мнению Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, есть «способность, позволяющая личности реализовать себя в рамках диалога культур, т.е. в условиях межкультурной коммуникации. Ее становление осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности» [2, с.346].
«Изучение проблем межкультурной коммуникации предполагает знакомство со следующими явлениями и понятиями: принципами коммуникации, основными функциями культуры, влиянием культуры на восприятие и коммуникацию в ее различных сферах и видах, параметрами для описания влияния культуры на человеческую деятельность и развитие общества» [4, С. 73] .
Формирование межкультурной компетенции это развитие способности подростка принимать участие в межкультурной коммуникации, уважая и принимая культурные различия и преодолевая культурные барьеры.
При формировании межкультурной компетенции существует несколько направлений взаимодействия двух и более культур:
- знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством самого иностранного языка и усвоение модели поведения носителей иноязычной культуры;
- влияние иностранного языка и иноязычной культуры на развитие родного языка и модель поведения в рамках родной культуры;
- развитие личности под влиянием двух культур.
В процессе изучения иностранного языка ученики усваивают материал, который показывает как язык функционирует в естественной среде, особенности поведения носителей языка в разных ситуациях общения. Ученики учатся устанавливать связь поведения носителей других культур с народными обычаями, традициями, социальной структурой общества, этнической принадлежностью, дети учатся толерантному, уважительному отношению к ценностям и традициям других народов.
«Прежде всего, это происходит с помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов), которые являются нормативными с точки зрения языкового оформления и содержат лингвострановедческую информацию. Чтобы в процессе межкультурной коммуникации избежать возможных конфликтов необходимо знать национально–культурные особенности поведения иностранца» [5, С. 152].
Однако чтобы сформировать у учеников межкультурную компетенцию, способствующую успешной межкультурной коммуникации одних лишь уроков иностранного языка бывает не достаточно. Поэтому очень важную роль играет внеклассная работа с подростками. Внеклассная работа расширяет сферу применения иностранного языка, позволяет подросткам увидеть безграничные возможности, которые дает им изучение иностранного языка. Интересная и увлекательная форма таких внеурочных занятий развивает особый эмоциональный настрой, вызывает устойчивый интерес к изучению языка, культуры, традиций и обычаев носителей.
Внеклассная работа создает условия для реализации языковых навыков, знаний и умений. Так например разыгрывая пьесу на иностранном языке старшеклассники учатся решать возможные в реальной жизни конфликты с помощью языка в серьезной или шуточной форме.
Различные вечера и утренники посвящённые политическим, общественным деятелям, деятелям искусства, науки, поэтам таким, как Генрих Бель, Бертольт Брехт, Мартин Лютер Кинг, Габриэль Гарсиа Маркес, Морис Торез и многие другие, которые являются примером нравственного подвига, мужества, которые внесли вклад в развитие мировой культуры, чьи изобретения, труды и знания оказали большое влияние на современное общество. Без сомнения вечера посвящённые этим людям не оставят равнодушными и сформируют уважительное отношение к той нации к которой они принадлежат. Подобную роль играют вечера, которые посвящены знаменательным событиям в стране, странах изучаемого языка: взятие Бастилии, двухсотлетие французской революции (французский язык), День независимости (английский язык), День Победы над фашизмом (для всех языков) и т. д.
Внеклассная работа имеет большие возможности в выборе форм реализации это может быть: просмотр и обсуждение фильма на иностранном языке, урок-экскурсия, «интервью», «телемосты», «базары солидарности», различные праздники, которые отмечают в странах носителей языка, костюмированные вечеринки, вечера стихов, песен, танцев других народов и многое другое.
Таким образом внеклассная работа играет большую роль в формировании межкультурной компетенции подростков. Она позволяет в игровой, увлекательной форме усвоить особенности других народов, развивает толерантное, уважительное отношение к иностранной культуре, способствует успешной межкультурной коммуникации и позволяет избежать национальные конфликты, эффективно преодолевать барьеры
Список литературы:
- Гальскова, Н.Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.
- Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур [Текст]. - Воронеж: Истоки, 1996. - 239с.
- Свиридон, Р. А. Формирование межкультурной компетенции будущего специалиста в области мировой экономики средствами делового английского языка / Р.А. Свиридон / Сборник научных трудов II Международной летней школы для молодых исследователей «Инновационные образовательные технологии в преподавании иностранных языков». Томск, Изд–во ТГПУ, 2005. С. 72– 84.
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / Е. Н. Соловова / М.: Просвещение, 2002. 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"
Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...
Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе
В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...
Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку
Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...
Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."
В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию меж...
Экспериментальное исследование по формированию межкультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в средней школе
В каждой стране сформировались свои, присущие только ее народу культура, традиции и обычаи. Практика показывает, что при ознакомлении с ними учащихся в школе скорее нужны не лекции, а активные занятия...
ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при проведении ...