Статья. Информационные компьютерные технологии в процессе обучения географии
статья на тему
Статья. Информационные компьютерные технологии в процессе обучения географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._informatsionnye_kompyuternye_tehnologii_v_protsesse_obucheniya_geografii.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Н.Н., учитель географии,
высшей квалификационной категории,
МКОУ Манинская СОШ,
Калачеевского муниципального района
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.
Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности
и занимательности как география, и в тоже время ни один из предметов
не представляет более благоприятного поля для применения
наглядных и занимательных способов преподавания, как география.
Н.Н. Баранский
География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.
Использование ИКТ позволяет:
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- повысить объём выполненной работы на уроке;
- рационально организовать учебный процесс;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам;
- сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.
Вопрос применения новых информационных технологий в географии крайне многогранен. Можно выделить несколько направлений их применения (Апатова Н. В., 1994):
- обеспечение процесса научных исследований;
- обеспечение общедоступности географической информации;
- информатизация процесса обучения географии.
Главные плюсы компьютеризации в образовании (И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б., 2002):
- Компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения.
- Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса.
- Изменение сути дистанционного образования.
- Повышаются возможности индивидуализации обучения.
- Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний.
Существуют различные виды компьютерных программ, применяемых на уроках географии:
- учебные (наставнические) программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.
- программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
- контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений.
- демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера.
- информациюнно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
- мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
В зависимости от технического обеспечения учебного процесса, целей и задач урока возможны следующие варианты практического использования материалов (Пасечник, 2002):
- уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме: лекция (изложение нового материала), закрепление материала, практическое задание.
- уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме: работа с презентацией при изучении нового материала, контроль знаний, практические задания, групповые и индивидуальные проекты
- уроки, на которых компьютер используется в дистанционном режиме: творческие задания на поиск и отбор информации.
Выделяются следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:
1 -й этап — технологический (работа учащихся за компьютером (занятия в компьютерном классе) или работа в классе с использованием проектора);
2-й этап — содержательно-организационный (выбор темы урока, определяю цели и задачи, планирую деятельность учителя и учащихся);
3-й этап — процессуальный (проведение урока и реализация замыслов на основе использования ИКТ);
4-й этап — аналитико-рефлексивный (анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, оценка качества знаний учащихся).
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что (И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б., 2002):
- на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
- на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
- на контрольном уроке, используя ПК, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала;
- на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.
В заключении следует сказать, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, в социуме планетарного масштаба. Чтобы идти вперед вместе с продвинутым поколением наших учеников необходимо осваивать новые интерактивные программы, только тогда обучение будет оставаться не только интересным, а так же обучающим и развивающим.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично.
Литература
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994
- И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.: АСТ, Астрель, 2002.
- Пасечник «Компьютерная поддержка урока географии» // География в школе. №2 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых информационных компьютерных технологий в процессе изучения физики в средней школе.
Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а...
Статья. Информационные компьютерные технологии основа современного урока географии.
автор Ермолова И.В. помощь учителю в подготовке к семинарам и конференциям по теме инновационные методы обучения....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства «Изучение и применение информационно-компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству»
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный ИКТ на уроках ИЗО....
Использование информационных технологий в процессе обучения географии
Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задач...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.
Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....
Методическая мастерская "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения географии - как средства развития познавательного интереса"
Конкурсное испытание "Методическая мастерская" учителя географии...
Интерактивная доска как средство внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения географии.
В статье обобщен опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий, в частности, применение интерактивной доски в учебном процессе....