программа туристско-краеведческой направленности
учебно-методический материал (6 класс) на тему
В настоящее время туризм является одним из популярных видов отдыха в мире, который позволяет в полной мере решать вопросы оздоровления человека и повышать его творческую активность. Детско-юношеский туризм в нашей стране является массовым движением, способствующим укреплению здоровья, развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств подрастающего поколения, проявлению интереса у подростков к своей Родине. Туристская деятельность - это комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в познании окружающего мира и самих себя в процессе занятий.
Туризм - это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка, физическая активность. Туризм сочетает в себе познание родного края, воспитание таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.
Туризм - важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки ребенка к большой жизни. Для детей - туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни.
Учебно–воспитательный процесс, в среде которого находятся учащиеся, требует от них в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную деятельность (в том числе и физическую) и непосредственное познание окружающего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление по образованию Администрации городского округа Балашиха
учреждение дополнительного образования
МБУ ДОЦ «СОЗВЕЗДИЕ»
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
методического совета Директор МБУ ДОЦ «Созвездие»
от «__» ______ 2017 г. ______________ М.И. Весельницкий
протокол № _____
Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Пилигрим»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся 13-17 лет
Срок реализации 3 года
Автор-составитель:
Федосеева Екатерина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Городской округ Балашиха
2017 год.
Пояснительная записка.
В настоящее время туризм является одним из популярных видов отдыха в мире, который позволяет в полной мере решать вопросы оздоровления человека и повышать его творческую активность. Детско-юношеский туризм в нашей стране является массовым движением, способствующим укреплению здоровья, развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств подрастающего поколения, проявлению интереса у подростков к своей Родине. Туристская деятельность - это комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в познании окружающего мира и самих себя в процессе занятий.
Туризм - это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка, физическая активность. Туризм сочетает в себе познание родного края, воспитание таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.
Туризм - важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки ребенка к большой жизни. Для детей - туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни.
Учебно–воспитательный процесс, в среде которого находятся учащиеся, требует от них в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную деятельность (в том числе и физическую) и непосредственное познание окружающего мира.
Туризм также отвечает запросам учащихся на активную «экстремальную» деятельность. Для детей туризм – способ активного отдыха, увлекательное занятие. Для педагогов – средство воспитания, организации детского досуга, каникулярного времени
Данная программа базового уровня разработана в соответствии с программами и планами работы МБУ ДОЦ «Созвездие», имеет разнообразную тематическую направленность и рассчитана на 3 года обучения.
Программа является модифицированной, за основу взяты методические материалы «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма» под редакцией Дрогова И.А., Константинова Ю.С., Смирнова Д.В.
В программу включены темы из курса «ОБЖ» для подготовки обучающихся к городским соревнованиям «Школа безопасности», раздел «Психология» для развития у детей коммуникативных навыков, умения взаимодействовать, работать в команде.
Программа рассчитана на детей от 12 до 16 лет. Продолжительность работы: 1 год обучения – 144 часа, 2 год обучения - 144 часа, 3 год - 144 часа в течение одного учебного года. Занятия проводятся 2 раза в неделю в кабинете технологии 53 кв. м, МБОУ «Школа № 32»
Учащиеся первого и второго годов обучения ориентированы на практико-ориентированный уровень освоения программы. Учащиеся третьего года обучения ориентированы на более высокий уровень освоения программы.
Учитывая возраст учащихся, и интенсивность умственной деятельности в школе, программа предполагает преимущественно практические занятия.
Занятия построены таким образом, что помимо прикладного значения носят и развивающий характер:
- по теме «Узлы» - развитие мелкой моторики, координации, логического мышления;
- по теме «Техника пешеходного туризма» – физическое развитие, стратегическое и тактическое мышление, внимание, координация, командообразование;
- по теме «Ориентирование» – зрительная память, умение ориентироваться в пространстве, принимать решения, делать выбор.
Способами проверки усвояемости программы является участие учащихся в городских мероприятиях туристской направленности. Форма подведения итогов работы за год – экскурсия.
Комплексность программы основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности. Практическая направленность и комплексность решения образовательных и воспитательных задач способствуют эффективному усвоению содержания материала и определяют новизну программы. Занимаясь по этой программе, учащиеся учатся адекватно оценивать сложившуюся нестандартную ситуацию, быстро и правильно принимать решение выхода из нее, практически осуществлять это с учетом техники безопасности.
Актуальность данной программы заключается в том, чтобы дать учащимся возможность освоить основы детско-юношеского туризма, вызывающего у детей интерес к познанию нового, обеспечивающего полное усвоение материала, желание и в дальнейшем развиваться в выбранном направлении.
Педагогическая целесообразность программы способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско- краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Сама обстановка педагогически правильно организованного туристского похода способствует выявлению и развитию этих качеств. Поэтому образовательная программа «Пилигрим» логично вытекает из самой сути туристско- краеведческой деятельности. Основной ее смысл заключается в том, что обучающийся, научившись основам туризма, впоследствии помогает педагогу в обучении младших, новичков. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе обучающемуся.
Программа развивает: - познавательную, творческую и общественную активность учащихся.
Основные формы контроля: проведение тестовых заданий, викторин, опрос по темам занятий, выполнение практических заданий (вязание узлов, переправа с самонаведением, оказание доврачебной первой помощи, приемы страховки и самостраховки), участие в туристских соревнованиях.
Отличительная особенность программы заключаются в том, что учащимся предоставляется возможность выбора рода деятельности в рамках данного туристского коллектива, исходя из собственного опыта и предрасположенности. Уже с первого года обучения учащиеся на практике получают представления о различных видах туризма. А трехгодичный цикл обучения позволяет планомерно и постепенно приобретать и закреплять умения, необходимые для спортивно-туристских достижений: организации и проведения безаварийных путешествий максимально допустимой сложности по пешему туризму, а так же для успешного выступления в соревнованиях и туристскому многоборью различного уровня. Постепенность получения знаний позволяет сохранить у обучающихся интерес к занятиям длительное время.
Цель: развитие познавательной активности, туристских способностей и расширение кругозора учащихся.
Обучающие:
- сформировать технические и тактические умения пешеходного туризма,
- подготовить к походам различной степени сложности;
- научить элементам судейства на туристских соревнованиях; ∙
- научить умениям наблюдать окружающую природу;
- подготовить к участию в соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию.
Развивающие:
- развить любознательность, инициативность, самостоятельность;
- развить творческие способности и умения самостоятельно добывать знания;
- развить интерес к вопросам охраны природы, обогащению, преобразованию и рациональному ее использованию;
Воспитательные:∙
- воспитать умение общения, в том числе и в экстремальных условиях, психологическая подготовка;
- создать условия для самовыражения и самореализации;
- создать условия для профилактики правонарушений и наркозависимости среди подростков.
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения учащиеся должны
знать:
- виды спортивного ориентирования;
- условные знаки топографических карт;
- приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах;
уметь:
- читать карту и ориентироваться на местности;
- преодолевать препятствия при помощи специальных средств;
- оказать доврачебную помощь;
- поставить палатку любого типа или устроить себе убежище;
- разводить костры в любых погодных условиях;
к концу второго года обучения учащиеся должны
знать:
- правила преодоления препятствий, правила преодоления водного препятствия
вброд;
- правила соревнований по спортивному ориентированию для участника;
- алгоритм действий при возможных ЧС;
- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут и фиксировать наблюдения;
- обрабатывать собранные материалы;
уметь:
- вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;
- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса;
- делать пешие походы с грузом;
- ставить палатку;
- готовить пищу;
- изготавливать простейшее туристское оборудование.
к концу третьего года обучения учащиеся должны
знать:
- основные сведения по истории Московской области;
- правила преодоления препятствий согласно «Правилам проведения
соревнований по туристскому многоборью» ФСТ РФ;
- виды экстремальных ситуаций, их особенности
- знать правила организации и проведения спортивных походов;
- ориентироваться в незнакомой местности;
- правила судейства на соревнованиях.
уметь:
- передвигаться по любому типу местности и владеть способами
преодоления препятствий;
- разрабатывать тактику и стратегию походов;
- выживать в экстремальных условиях;
- организовывать и проводить поисково-спасательные работы;
- оказать ПДП и транспортировать пострадавшего;
- соблюдать безопасность при аварийных ситуациях различного характера.
- выступать в качестве судьи на соревнованиях.
Занятия в объединении носят как теоретический (беседы, лекции, рассказ ), так и практический (мастер-классы, практические занятия, тренировки, соревнования, турниры) характер.
Формы проведения аттестации – тестирование, игра-зачет
При оценке результатов освоения программы выделяются разные уровни усвоения материала:
1. Высокий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 90-100% заданий, предложенные в промежуточной и итоговой аттестации без ошибок, набравший 5-6 баллов по диагностической карте мониторинга.
2. Средний уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 60% итоговых заданий, набравший 4 - 3 балла по диагностической карте мониторинга.
3. Низкий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 40% итоговых заданий, набравший 1-2 балла по диагностической карте мониторинга.
Участие в муниципальных, региональных соревнованиях осуществляются в течение учебного года в соответствии с планом работы, что является предъявлением образовательных результатов работы объединения.
Форма обучения – очная. Форма работы - групповое занятие. Состав учащихся в объединении – разновозрастной
В основные формы контроля входит: проведение тестовых заданий, викторин, опрос по темам занятий, выполнение практических заданий (вязание узлов, переправа с самонаведением, оказание доврачебной первой помощи, приемы страховки и самостраховки), участие в туристских соревнованиях.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения и воспитания | Формы организации образовательного процесса | Формы организации учебного занятия | Педагогические технологии |
Обучения: - словесный; - наглядный - практический; - игровой, Воспитания: - мотивация; - поощрение; - стимулирование. | Групповое занятие | Беседа, игра, мастер-класс, встреча с интересными людьми, лекция, презентация, соревнования | групповые, индивидуальные, технологии игровой деятельности, технологии, технологии коллективной творческой деятельности |
Учебный план 1-го года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | |
2 | Правила дорожного движения. | 8 | 4 | 4 | Викторина |
3 | Родной край. Охрана природы | 10 | 10 | 2 | Конкурс |
4 | Основы топографии и ориентирования. | 20 | 16 | 4 | Зачет |
5 | Туристские маршруты Подмосковья | 12 | 6 | 6 | Тестирование |
6 | Подготовка, проведение походов и экскурсий. | 52 | 22 | 30 | Зачет |
7 | Основное туристское снаряжение. | 38 | 18 | 20 | Зачет |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 144 | 75 | 69 |
Содержание тем 1-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Показ слайдов. План работы. Выборы актива. Инструктаж по ТБ.
Тема 2. Правила дорожного движения.
Теория. Закон улиц и дорог. Правила безопасного поведения на дороге.
Практика. Игра «Разрешается — Запрещается». Викторина «Правила дорожного движения».
Тема 3. Родной край. Охрана природы.
Теория. Месторасположение. Административное деление области. Рельеф. Животный и растительный мир. Места памятных событий. Современная жизнь района. Памятники истории и культуры, достопримечательности.
Практика. Описание месторасположения г.о. Балашиха, его рельеф и природные ресурсы.
Тема 4. Основы топографии и ориентирования.
Теория. Для чего необходимо знать топографию и ориентирование. Определение понятия «ориентирование на местности». Необходимое снаряжение для ориентирования на местности. Карта и схема, их виды. Масштаб. Компас. Топографические знаки. Определение понятия «азимут». Движение по азимуту.
Практика. Отработка теоретических знаний. Определение длины собственного шага, измерение расстояний. Копирование карты. Масштабирование. Нанесение на карту «нитки» маршрута.
Тема 5. Туристские маршруты Подмосковья.
Теория: Знакомство с туристскими проспектами.
Практика. Изучение карты района. Описание походов.
Тема 6. Подготовка, проведение экскурсии.
Теория.Постановка целей и задач походов и экскурсий. Формирование туристской группы, распределение обязанностей. Выбор района походов. Оказание первой (доврачебной ) помощи.
Практика. Разработка маршрутов. Обработка и оформление фотоматериалов. Оформление газеты о походе. Оказание первой (доврачебной) помощи и транспортировка пострадавшего.
Тема 7. Основное туристское снаряжение.
Теория. Подготовка снаряжения. Ремонт снаряжения, его укладка в рюкзак. Ремнабор. Подготовка карт, схем и компасов.Убежища открытого и закрытого типа. Основы туристического быта. Виды убежищ. Правила разведения костра. Ликвидация костра. Виды узлов. Использование веревок.
Практика. Проведение похода. Составление меню, расчет необходимых продуктов, их упаковка. Работа с компасом и картой. Преодоление естественных препятствий: завала, брода и т.д. Ведение записей в дневнике. Соблюдение режима дня. Устройство бивака. Уборка места привала. Костры. Добывание огня без спичек. Узлы. Веревки.
Тема 8. Итоговое занятие.
Теория. Анализ работы объединения за 1-й год обучения.
Практика. Туристский праздник.
Учебный план 2-го года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | |
2 | Правила дорожного движения. | 8 | 4 | 4 | Кроссворд |
3 | Наш край. | 10 | 6 | 4 | Конкурс |
4 | Организация туристского путешествия. | 6 | 2 | 4 | Зачет |
5 | Топографическая подготовка. | 14 | 6 | 8 | Тестирование |
6 | Физическая подготовка юного туриста. | 52 | 12 | 40 | Зачет |
7 | Краеведческие наблюдения в походе. | 14 | 6 | 8 | Зачет |
8 | Туристское снаряжение. | 28 | 10 | 18 | Зачет |
9 | Туристский быт. Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь в походе. | 8 | 4 | 4 | Конкурс |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 144 | 53 | 91 |
Содержание тем 2-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Цели и задачи объединения на 2-й год обучения. План работы. Расписание занятий. Техника безопасности.
Тема 2. Правила дорожного движения.
Теория. Правила перехода улиц, дорог, перекрестков. Поведение пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах.
Практика. Передвижение пешеходов на местности. Игра «Законы дорог уважай!».
Тема 3. Наш край.
Теория. Географическое положение. Природные особенности. Рельеф. Климат. Реки и озера. Административное деление. Транспортные магистрали. Сведения о прошлом края, наш край во время ВОВ. Основные отрасли промышленности. Передовые предприятия и учреждения. Маршруты походов. Памятники истории и культуры.
Практика. Изучение географического положения поймы р. Пехорка. Однодневная прогулка с активными способами передвижения.
Тема 4. Организация туристского путешествия.
Теория. Распределение обязанностей в группе. План подготовки к путешествию. Разработка маршрута. Работа с картой. Ознакомление с Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экскурсий. Смета путешествия.
Практика. Разработка плана подготовки и маршрута путешествия. Сообщение о районе похода. Составление сметы. Исполнение участниками различных обязанностей в походе.
Тема 5. Топографическая подготовка.
Теория. Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Устройство компаса и пользование им. Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Нахождение на карте точки своего стояния. Копирование и увеличение карт. Схема маршрута. Пользование картой в походе. Движение по азимуту; сохранение заданного направления. Определение расстояний до заданных предметов.
Практика. Топографические игры. Копирование и увеличение карт. Изготовление схемы маршрута. Проверка компаса. Работа с транспортиром, линейкой. Определение азимутов на местности, расстояний до объектов. Движение по азимуту. Пользование картой.
Тема 6. Физическая подготовка юного туриста.
Теория. Утренняя гимнастика. Специальные упражнения для соответствующего вида туризма (пешего, лыжного, велосипедного). Занятия легкой атлетикой, гимнастикой, лыжами, плаванием. Преодоление препятствий. Движение в походе, строй, темп, остановки для отдыха; обязанности направляющего (ведущего) и замыкающего. Туристские Узлы. Выбор лыж. Различные крепления. Личное и групповое снаряжение для лыжного похода. Одежда и обувь туриста-лыжника. Преодоление препятствий. Режим дня. Меры против обморожений, простудных заболеваний.
Практика. Выполнение упражнений утренней гимнастики и специальных упражнений. Обучение преодолению препятствий.Подготовка лыж к пользованию. Ходьба на лыжах по равнинной местности, подъемы и спуски, безопасное преодоление препятствий. Изготовление бахил (чехлов на ботинки), маски. Ремонт лыж. Лыжные прогулки.
Тема 8. Краеведческие наблюдения в походе.
Теория. Наблюдения записи на экскурсиях. Записи воспоминаний ветеранов войн и труда. Личный и групповой дневник, фотографирование и зарисовки. Приборы и оборудование, необходимые, необходимые для краеведческой и исследовательской работы и коллекционирования.Нормативные акты об охране природы. Меры по охране окружающей среды в области. Формы участия юных туристов в охране и посадке зеленых насаждений, очистке лесов, охране рек и водоемов от загрязнения и других природоохранных мероприятиях. Наиболее известные замечательные уголки природы. Перечень растений, животных, обитающих в нашем крае, занесенных в «Красную книгу»; растения, запрещенные к сбору. Мероприятия при подготовке и во время проведения походов и путешествий, обеспечивающие охрану природы. Правила организации привалов и ночлегов в полевых условиях. Изучение и охрана памятников истории и культуры.Нормативные акты об охране и использовании памятников истории культуры. Виды памятников: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники. Художественная, справочная литература, путеводители, фильмы, рассказывающие о памятниках истории и культуры нашего края. Мероприятия при подготовке и проведении походов и путешествий по изучению и охране памятников истории и культуры.
Практика. Самостоятельное ведение наблюдений. Ведение дневниковых записей и записей воспоминаний. Первичная обработка материалов для хранения. Составление сценария или фотосъемок. Изготовление оборудования, обеспечивающего во время проведения походов, путешествий сохранность лесных насаждений. Экскурсий в природу. Популяризация среди учащихся мер по охране природы путем бесед, показа фильмов, слайдов, составления и показа гербария запретных к сбору растений.Подготовка оборудования и снаряжения для ведения исследовательских работ, фотографирования. Изготовление в результате похода, экскурсии фотографий, рисунков памятников. Создание фотоальбома работы объединения. Систематический уход за местными памятниками и необходимый уход за памятниками на маршрутах.
Тема 9. Туристское снаряжение.
Теория. Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды, длительности путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Походная постель, колья и колышки для установки палаток, очаги, ведра, крючки для подвешивания посуды. Комплектование ремонтного набора. Оборудование для краеведческой работы.
Практика. Составление списков группового и личного снаряжения. Ознакомление с имеющимся снаряжением. Самостоятельное изготовление и усовершенствование очага, кольев и колышков для палаток, крючков для подвешивания посуды, приспособлений для сушки обуви и одежды. Упаковка снаряжения и укладка рюкзака.
Тема 10. Туристский быт.Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь в походе.
Теория. Выбор места бивака (с учетом правил охраны природы). Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры. Различные типы костров. Набор продуктов Меню, хранение продуктов. Приготовление пищи. Использование ягод и грибов. Режим дня в походе и на дневке. Игры в походе. Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание, закаливание. Поддержание чистоты тела, ног. Меры по предупреждению появления потертостей при ходьбе. Требования к одежде и обуви. Приемы самоконтроля. Питьевой режим. Обеззараживание воды. Помощь при тепловом ударе. Ожоги. Различные травмы. Помощь утопающему. Помощь при желудочных и простудных заболеваниях. Состав походной аптечки. Транспортировка пострадавшего. Первая доврачебная помощь в зимних походах.
Практика. Составление набора продуктов и меню на одно-, двух-, трехдневный поход. Приобретение продуктов. Обучение пользованием топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом, установка и снятие палаток, разжигание костров, приготовление пищи. Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков. Игры.Показ приемов самоконтроля. Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего. Изготовление носилок из подручных материалов. Комплектование походной аптечки. Изготовление сумки, чемодана для аптечки.
Тема 11. Подведение итогов.
Теория. Анализ работы за год. Итоговая выставка.
Практика. Вечер бардовской песни.
Учебный план 3-го года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | |
2 | Правила дорожного движения. | 8 | 4 | 4 | Викторина |
3 | Классификация туристских маршрутов и препятствий. | 8 | 4 | 4 | Конкурс |
4 | Основные правила организации и проведения спортивных походов. | 8 | 4 | 4 | Зачет |
5. | Снаряжение. | 20 | 6 | 14 | Конкурс |
6 | Топография и ориентирование на местности. | 24 | 16 | 8 | Тестирование |
7 | Тактика похода. Стратегия похода | 24 | 8 | 16 | Зачет |
8. | Доврачебная медицинская помощь. | 12 | 4 | 8 | зачет |
9. | Организация и проведение поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего | 36 | 10 | 26 | Зачет |
10. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 144 | 59 | 84 |
Содержание тем 3-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Цели и задачи объединения на 3-й год обучения. План работы. Расписание занятий. Техника безопасности.
Тема 2. Правила дорожного движения.
Теория.Обязанности пассажиров. Движение организованных пеших колонн по проезжей части.
Практика. Начертание схемы безопасного маршрута движения учащихся объединения. Викторина «Сигналы светофора и регулировщика».
Тема 3. Классификация туристских маршрутов и препятствий.
Теория. Характер естественных препятствий на маршруте. Объективные характеристики трудности препятствий. Количество и характеристика препятствий в нитках маршрутов соответствующих категорий сложности. Обстоятельства, усложняющие маршруты (каньоны, отсутствие троп, подвижка ледников, сезонные явления, сложность ориентирования, переправы через горные реки и др.). Логическое построение нитки маршрута. Способы классификации естественных препятствий: качественные, количественные, сравнение с эталоном. Перевалы, траверсы, вершины, пороги и др.
Практика. Отработка теоретических знаний в смоделированных практических ситуациях.
Тема 4. Основные правила организации и проведения спортивных походов.
Теория. Правила проведения соревнований, туристских спортивных походов. Контроль маршрутно-квалификационными комиссиями (МКК) этих правил. Общие положения. Формирование туристской группы. Требования к ее участникам и руководителю. Определение категории сложности туристского похода. Права и обязанности руководителя участника похода. Заявочная и маршрутная книжки, порядок их заполнения. Отметки на маршруте, сообщения. Права и обязанности МКК. Спортивная классификация по туризму. Присвоение спортивных званий разрядов.
Практика. Разработка соревнований, походов. Разбор случаев нарушения туристами «Правил». Заполнение образцов документации. Практические ситуации.
Тема 5 Снаряжение.
Теория. Основные требования к снаряжению: малый вес и объем, хорошая теплоизоляция, прочность, непромокаемость, удобство использования, надежность в работе. Главные эксплуатационные качества. Снаряжение групповое и личное. Хозяйственный инвентарь. Снаряжение для обеспечения страховки, самостраховки. Выбор снаряжения в зависимости от характера маршрута. Необходимость изготовления самодельного снаряжения.
Практика. Испытание самоделок. Подгонка снаряжения, укладка и носка. Ремонт, ремонтный набор, уход за снаряжением и его хранение. Демонстрация снаряжения и его использование. Средства связи.
Тема 6. Топография и ориентирование на местности.
Теория. Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в спортивных походах. План, схема, кроки местности. Основные условные обозначения. Чтение карты и составление схемы маршрута. Компас.
Ориентирование карты, способы определения точки стояния.Выбор тактики ориентирования и ограничивающих ориентиров. Выбор ориентиров по карте и местности. Надежные и вероятные привязки, ориентирование по совокупности признаков. Особенности движения с картой и компасом в лесистой местности, тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее потери. Специфика ориентирования в водном походе. Способы определения пройденного расстояния. Ориентирование по притокам, характерным препятствиям, береговой и орографической обстановке. Лоцманская схема реки. Ее необходимые элементы. Схема и описание порога. Основы глазомерной съемки порога, применение компаса. Условные обозначения схем порогов.
Практика. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу. Азимут и движение по нему. Изучение местности по карте. Оценка характера пути и факторов проходимости местности. Выбор и описание по карте оптимального пути, определение параметров рек.
Тема 7. Тактика похода. Стратегия похода.
Теория. Планирование дневного перехода: график движения, распорядок дня, выбор места бивака. Организация дневных переходов в различных условиях местности и погоды с учетом физического и морального состояния участников. Подведение итогов дня и выработка плана действий на следующий день. Корректировка графика маршрута движения с учетом реальной обстановки. Выбор времени суток для движения в зависимости от метеоусловий. Планирование и уточнение плана преодоления сложного участка: оценка обстановки и характера препятствия, выбор безопасного и рационального пути движения, определение порядка движения, мер страховки и самостраховки, а также возможных действий в экстремальных ситуациях. Наличие факторов, обязывающих отказаться от преодоления препятствия. Обязанности направляющего и замыкающего. Место руководителя. Работа дежурного руководителя. Особенности стратегии походов различной категории сложности. Важнейшая задача – безопасное проведение похода. Зависимость стратегии прохождения маршрута от целей путешествия района, времени года, сложности маршрута, подготовленности и схожести группы, материального обеспечения, условий и возможности обеспечения безопасности.
Практика. Отработка теоретического материала в смоделированных ситуациях.
Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиальный, смешанный. Оценка участков сложного маршрута с позиции времени на прохождение и пути на конкретном рельефе. Особенности акклиматизации. Составление календарного плана похода. Выбор снаряжения и состава набора продуктов.
Тема 8. Доврачебная медицинская помощь.
Теория. Особенности медицинского обеспечения похода. Комплекс мер. Противопоказания к сложным походам и пребыванию на высоте, необходимость физкультурно-диспансерного обследования перед походом. Усиленная предсезонная физическая подготовка. Организация медицинского самообслуживания в группе. Обязанности участника, отвечающего за медобслуживание. Личная гигиена туриста в походе. Уход за телом. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Правильный режим работы и отдыха в походах.
Практика. Проведение искусственного дыхания способами «рот-рот» и «рот-нос». Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца. Организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния. Методика проведения практических занятий по медицинскому обеспечению, обработке ран, наложению повязок, способам реанимации, транспортировке пострадавшего.
Тема 9. Организация и проведение поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего.
Теория. Возможные экстремальные ситуации в походах и их характеристика: болезнь участника, потеря участника, дисгармония взаимоотношений в группе, отставания от запланированного графика движения. Пути и способы выхода из создавшихся напряженных и конфликтных ситуаций. Тактические приемы и различные варианты действия группы. Выполнение осмысленной и полезной работы. Устройство укрытий и организация отдыха. Добывание пищи, разведение костра.Спасательная служба страны. Ее задачи, организация, права и обязанности. Общественные спасательные отряды. Организация поисковых групп и спасательных отрядов. Тактика поисково-спасательных работ. Составление плана взаимодействия спасателей. Спасательные работы с помощью подручных средств. Поисково-спасательные работы в лавинах. Необходимость немедленной помощи попавших в лавину. Соблюдение правил перед выходом на лавиноопасный участок. Организация поисковых работ отставших от группы.
Практика. Отработка тактических приемов выполнения работ по устройству укрытий, разведения различных видов костров. Переноска пострадавшего с помощью подсобных средств. Транспортировка пострадавшего по крутым отвесам и склонам. Способы подъема провалившегося в трещину. Отработка навыков активного проведения поисково-спасательных работ.
Тема 10. Итоговое занятие.
Теория. Анализ работы объединения.
Практика. Праздник «Выпускной в объединении».
Список литературы.
- Алешин В.М., Серебряников А.В. Туристская топография - М., 1985.
- Балабанов И.В. Однодневные походы. М: Издатель И.В.Балабанов, 2003.
- Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие».2003 г.
- Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды - М., 1990.
- Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1993.
- Дрогов И.А., Константинов Ю.С.,Смирнов Д.В. Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения» 1 декабря 2013 года; М.; МосгорСЮТур, 2013
- К. Джонсон «Учебник выживания. 150 способов спастись в экстремальных ситуациях». Издательство «Астра». 2004.
- Коструб А.А. Медицинский справочник туриста - М., 1986.
- Константинов Ю С., Маслова А.Г. Программы для системы дополнительного образования детей «Туризм и краеведение» ФЦДЮТиК, М., 2005.
- Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.
- Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., Пищевая промышленность, 1992.
- Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы - М.,1989.
- Маслов А. Г. Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» ФЦДЮТК: М., 2007
- Мухина О.Н., Налетов Д. В., Прохоров А.М. Как провести соревнования. Воронеж, Издательско - полиграфический Центр Воронежского государственного университета, 2008.
- Новиков А.Л.. Учебно-познавтельные игры с элементами топографии (Учебное пособие). – М: ЦДЮТиК, 2002.
- Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2010.
- Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.2. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2010.
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей
- Бардин К.В. Азбука туризма — М., Просвещение, 2003.
- Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 2000.
- Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БЫЛОЕ (Программа туристско-краеведческого направления, авторская
Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины – села Тарбагатай.Предметом изучения являются культура, быт и духовные традици...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Рабочая программа туристско-краеведческой направленности
В основе содержания и структуры данной рабочей программы лежит образовательная программа «Юные туристы», составитель Кондратьев А.В.., педагог дополнительного образования.Цель программы – формирование...
Программа туристско-краеведческой направленности "Тульский край"
Программа туристско-краеведческой направленности "Тульский край" для обучения детей 13-16 лет.Рассчитана на 3 года.В основе занятий - подготовка и проведение экскурсий,походов по литературным местам Т...
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"
Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет
Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...