Программа туристско-краеведческой направленности "Тульский край"
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Программа туристско-краеведческой направленности "Тульский край" для обучения детей 13-16 лет.Рассчитана на 3 года.В основе занятий - подготовка и проведение экскурсий,походов по литературным местам Тульской области,взаимодействие с ЦДО "Турист".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tulskiy_kray.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа туристско-краеведческой направленности
«Тульский край»
Авторская дополнительная
образовательная программа
Направленность - Автор
туристско-краеведческая Уткина Марина Викторовна
Уровень реализации - учитель русского языка и литературы
среднее общее образование МБОУСОШ №15 г.Тулы
Возраст – 13-16 лет
ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня остро ощущается потребность в таких формах работы с детьми ,которые помогли бы им впоследствии успешно войти в современное общество. Это требует от человека творческих способностей, творческой активности , социальной мобильности, готовности к возможным сменам профессий, общего кругозора, более широкого набора культурных средств.
Данная краеведческая программа путем изучения исторического, культурного и природного наследия родного Тульского края, участия в поисковой и исследовательской работе позволяет воспитывать у обучающихся детей самостоятельность, творческий подход к делу, сознание общественной значимости проводимой работы, стремление стать полезным для общества человеком. Участвуя в походах и экскурсиях, обучающийся закрепляет учебный материал по литературе ,полученный на уроках, в познавательной форме расширяет свои познания в области краеведения. Таким образом, выступая как метод воспитания, краеведение помогает воспитывать творческую личность патриота- гражданина.
Занятия по краеведческой программе «Тульский край» проходят на природе, на классном часе, на уроке. В основе программы лежат личностно-деятельностный подход к обучающимся, создание благоприятных условий для самоактуализации личности и ее социализации. Программа «Тульский край» предполагает сотрудничество с центром «Турист», с туристическими фирмами Тульской области ,с музеями Тульской области. В воспитательной работе задействованы родители обучающихся.
Экскурсии и походы как однодневные, так и многодневные являются основной формой работы программы. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. Целью экскурсий и походов по литературным местам Тульской области является углубление, закрепление, обобщение исторического литературного материала на базе вещественных и письменных исторических источников. Методы, с помощью которых обучающиеся дети осваивают данную программу: экскурсия – урок, экскурсия –викторина, урок-поход, музейный праздник и так далее .
Необходимость разработки этой программы появилась вследствие низкого уровня учебной мотивации в классе, в котором я работаю, низкого уровня сплоченности коллектива обучающихся, узкого кругозора детей.
Цель данной программы - создание педагогических условий для всестороннего развития личности посредством краеведения.
Задачи программы:
- Изучение литературы, истории, культуры , природы родного Тульского края;
- Формирование бережного , уважительного отношения к памятникам истории и культуры;
- Привитие навыков коллективизма;
- Усвоение методов экскурсоводческой ,литературной, туристической деятельности;
- Воспитание патриота и гражданина;
- Создание в коллективе обучающихся обстановки доброжелательности ,психологического комфорта, удовлетворения детей в общении;
- Привитие навыков поведения в общественных местах;
Программа носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы:
- Специализация – литературное и географическое краеведение;
- Техника безопасности;
- Подготовка, проведение и подведение итогов мероприятия;
- Проектная деятельность обучающихся;
Занятия реализуются в следующих формах:
-поход выходного дня;
-трехдневный поход;
-экскурсия;
-викторина;
- тематические диктанты;
-творческие работы;
-выставки;
-беседы;
-встречи с интересными людьми
Программа предполагает использование всех видов межпредметных связей с литературой, географией, изобразительным искусством, музыкой, музееведением, геологией, экологией.
В результате изучения программы обучающиеся приобретают знания о великих земляках, всемирно известных писателях и поэтах , природе родного края ,получают представление о музейных фондах, музейных экспозициях, правилах поведения в музее, транспорте, на природе, получают навыки учебно-исследовательской,оформительской,литературной,культурно-просветительской, экскурсоводческой,туристической деятельности.
Занятия ,практические умения и навыки, приобретенные обучающимися во время занятий , носят прикладной характер и могут быть использованы ими в дальнейшей учебе, участии различных конкурсов , в сдаче экзаменов ,пригодятся в жизни.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
1.Анкетирование
2.Наблюдение
3.Собеседование с обучающими и их родителями
4.Мини-викторины, кроссворды по краеведению
5.Обсуждение типовых ситуаций
6.Конкурсы, олимпиады
7.Выставки результатов проектной деятельности
8.Самовыражение обучающихся
9.Общая оценка труда педагога
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Название разделов и тем | всего | теория | практика |
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - |
2 | Совместное классное родительское собрание. Встреча с интересным человеком Боровковым А.Д. | 1 | 1 | - |
3 | Литература и Тульский край. Викторина | 2 | 1 | 1 |
4 | Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность» Уроки внеклассного чтения | 1 | 1 | - |
5 | Ясная поляна в жизни каждого туляка. | 1 | - | 1 |
6 | Создание презентаций о писателях и поэтах Тульского края. Защита презентаций. | 4 | 2 | 2 |
7 | Поход выходного дня. Кочеки. Музей-заповедник »Ясная Поляна» | 5 | - | 5 |
8 | Подготовка в туристическому походу. Правила поведения на природе. | 2 | 1 | 1 |
9 | Участие в городской Школе безопасности. Встреча с людьми профессии - спасатель | 3 | 1 | 2 |
10 | З-хдневный поход по Веневскому району | |||
20 | 8 | 12 |
Содержание изучаемого курса 1 года обучения
1.Вводная беседа. Анкетирование. Цели и задачи работы в учебном году. Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности. Техника безопасности, пожарная безопасность, ПДД, инструктаж по антитеррористическим действиям .Правила поведения в музеях.
2. Классное родительское собрание. Собрание совместно с обучающимися. Цели и задачи учебно-воспитательной деятельности по программы «Тульский край». Материальное обеспечение программы. Знакомство с планом работы кружка «Юный турист». Встреча с педагогом – инструктором (центр «Турист»).
3.Литература и Тульский край.
Знаменитые туляки: Л.Н.Толстой,И.С.Тургенев,В.А.Жуковский,А.Т.Болотов,Хомяков,И.А.Бунин,С.А.Есенин,В.В.Вересаев
Краткая характеристика географических районов, в которых родились, работали и творили великие земляки, великие люди России.
Практическое занятие – викторина.
4.Л.Н.Толстой »Детство, отрочество, юность» Внеклассное чтение произведений. Ясная поляна в творчестве писателя.
5.Ясная поляна в жизни каждого туляка. Беседа. Просмотр фотографий. Обмен впечатлениями от посещения памятного места.
6.Создание презентаций о писателях и поэтах и их защита.Обсуждение тем для презентации. Знакомство с технологией создания презентаций. Защита презентаций на уроках литературы.
7.Поход выходного дня. Кочеки. Музей-заповедник «Ясная Поляна». Пеший поход в музей – заповедник «Ясная Поляна». Посещение храма и фамильного захоронения рода Толстых в местечке Кочеки. Посещение могилы Л.Н.Толстого.
8.Участие в городской Школе безопасности. Встреча с людьми особой профессии – спасателей. Ориентирование по местности. Лазание по скалам в специальном снаряжении.
9.З-хдневный поход по Веневскому району. Венев – монастырь в с. Дедиловские выселки. »Лисьи« норы, »бобровые« плотины. Источник «Двенадцать ключей». Легенда появления источника. Реки Венева и Осетр. Знакомство с природой Веневского района Тульской области.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
Иметь представление:
-о планах и задачах программы в целом и на новый учебный год;
-о литературной карте Тульского края, памятных местах области
Должны знать:
-основы поведения в музее,
-правила поведения во время туристического пешего похода,
-памятные места Тульской области, писателей и поэтов, чьи имена связаны с Тульским краем;
Должны уметь:
-создавать презентацию;
-разбирать палатку, разжигать костер,
Должны иметь навыки:
-поведения в храме,
-ориентирования на местности,
-участия в групповых походах,
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Название разделов и тем | Всего часов | теория | практика |
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - |
2 | Пеший поход в Заокский район | 6 | 1 | 5 |
3 | Экскурсия по усадьбе А.Т. Болотова Дворяниново | 2 | - | 2 |
4 | Работа с текстом «А.Т.Болотов – наш земляк» | 1 | - | 1 |
5 | Создание презентации, электронных газет | 2 | - | 2 |
6 | Участие в игре «Город-герой» | 4 | 1 | 3 |
7 | Родительское собрание | 1 | 1 | - |
8 | Участие во всероссийских конкурсах | 2 | 1 | 1 |
9 | Подготовка к походу по Тульской области | 1 | 1 | - |
20 | 6 | 14 | ||
10 | З-х дневный поход в Чернский район. Бежин луг. Спасское-Лутовиново | |||
Содержание изучаемого курса 2 года обучения
1.Вводная беседа. Правила поведения на природе.
2.Пеший поход в Заокский район. Краткая характеристика Заокского района Тульской области. Природа Тульского края.
3.Экскурсия по усадьбе А.Т.Болотова Дворяниново. Фотозарисовки Дворянинова. Знакомство с биографией А.Т.Болотова
4.Работа с текстом «А.Т. Болотов – наш земляк».На уроке русского языка работа с текстом. Определение темы, идеи, стиля, особенностей языка .
5.Создание презентации. Консультация по созданию творческой работы
6.Участие в игре «Город-герой». Подготовка к краеведческой игре, изучение основных фактов о Великой Отечественной войне в Туле и ее роли в защите Москвы.
7.Родительское собрание. Итоги воспитательной работы .Благодарность родителям за поддержку. Результаты краеведческой деятельности. Выступление инструктора по туризму .
8.Участие во всероссийских конкурсах. Портфолио ученика. Настрой на участие в различных конкурсах краеведческой направленности.
9. Подготовка к походу по Тульской области. Задачи похода в Чернский район Тульской области. Инструктаж по ПДД, мерах предостороженности и д.р. Обзор произведений И.С. Тургенева.
10.З-х дневный поход в Чернский район. Бежин луг. Спасское-Лутовиново. Посещение праздника "Песни Бежин луга". Поход по тургеневским местам. Экскурсия в Спасское -Лутовиново. Ночевка в лесу. Меры предостороженности на водоемах.
Ожижаемые результаты 2 года обучения
Иметь представление:
-о планах и задачах на новый учебный год;
Должны знать:
-карту Тульской области;
-общие сведения о А.Т.Болотове;
-сферы деятельности знаменитого земляка;
-историю присвоения звания «город – герой» Туле;
-историческую справку военных действий города Тулы;
-произведения И.С. Тургенева, согласно возрасту;
-географическое местонахождение памятных мест Тульской области (Заокский район, Чернский район);
Должны уметь:
-обработать результаты летнего похода;
-подготовить экскурсию;
Должны иметь навыки:
-оказывать первую медицинскую помощь,
-подготовить материал для экскурсии,
-ориентироваться на местности,
-участвовать в групповых походах,
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ | Название разделов и тем | Всего часов | теория | практика |
1 | Вводная беседа | 1 | - | - |
2 | Подведение итогов летнего похода | 2 | - | 2 |
3 | Экскурсия в г.Богородицк | 5 | 2 | 3 |
4 | Работа с текстом »Приглашаем в музей-дворец графов Бобринских | 1 | - | 1 |
5 | Проектная деятельность в новом учебном году.Индивидуальные консультации. | 2 | 1 | 1 |
6 | Экскурсия в музей оружия г.Тулы. Выставки | 3 | 1 | 2 |
7 | Участие в школьных олимпиадах | 2 | - | 2 |
8. | Встреча с интересным человеком | |||
9 | Защита проектов на краеведческую тему. | 8 | - | 8 |
10 | Подготовка к летнему походу | 2 | 1 | 1 |
11 | Экскурсия на теплоходе по Оке. Таруса (К.Паустовский, М.Цветаева) | 5 | 2 | 3 |
30 | 7 | 23 |
Содержание изучаемого курса 3 года обучения
1.Вводная беседа.Планы на новый учебный год.Задачи обучения.
2.Подведение итогов летнего похода. Итоги летнего похода.Создание фотогазеты"Тургеневское лето".Публикация в СМИ.
3.Экскурсия в г.Богородицк.Экскурсия от турфирмы "7-я тур" об истории Богородицка.Прогулка по парку А.Т.Болотова.Посещение храма.Экскурсия по музею-дворцу графов Бобринских.Посещение выставки камней и минералов.Посещение выставки "Русский фарфор"
4.Работа с текстом »Приглашаем в музей-дворец графов Бобринских". Урок русского языка.Закрепление знаний, полученных на экскурсии.
5.Проектная деятельность в новом учебном году. Выбор тем для проекта.Индивидуальные консультации
6.Экскурсия в музей оружия г.Тулы. Выставки. Посещение нового музея оружия.
7.Участие в школьных олимпиадах .Школьные олимпиады по литературе.
8.Встреча с интересным человеком. Встреча с деятелем искусства.
9.Защита проектов на краеведческую тему "Тульская земля" Выставка творческих работ.Портфолио ученика.Участие в конкурсах.
Проведение экскурсий в краеведческом музее для младших школьников.
10.Подготовка к летнему походу.Инструкция по походу. Краткая характеристика местности,куда готовится поход.Выступление инструктора по туризму.М.Цветаева и К.паустовский и Тульский край.
11.Экскурсия на теплоходе по Оке. Таруса (К.Паустовский,
М.Цветаева.Фотозарисовки.Посещение музеев.Закрепление походных навыков.
Ожидаемые результаты 3 года обучения:
Иметь представление:
-о литературном краеведении;
-об историческом краеведении;
Должны знать:
-период Великой Отечественной войны города и области;
-историю Богородицкого района;
-деятельность А.Т.Болотова;
-животный и растительный мир парка А.Т. Болотова;
-храмы Тульской области;
Должны уметь:
-вести экскурсию,
-оказать первую медицинскую помощь;
-устроить бивак;
-Собрать индивидуально снаряжение и групповое для многодневного похода;
Должны иметь навыки:
-подготовки материала для проведения экскурсии;
-подготовки и проведения похода;
Методическое обеспечение программы
1.Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Дидактический материал и техническое оснащение классных часов, уроков
Аудио-видеоматериалы;
-аудиокасета с Гимном России, Тулы
-диск с записями песен о Великой Отечественной войне,
-диск с записями песен о Туле
-диск »К юбилею Центрального района г.Тулы»
-диск «Союз слова и музыки»
-диск »Коллеция словарей «
- компьютер
-музыкальный центр
2.Формы подведения итогов: добровольческий проект »Тульская земля», экскурсии для младших классов
Список использованной литературы:
1.Афанасьев В.В.»Родного неба милый свет…»М,Дет.лит.1981.-240с.,ил.
2.Афремов И.История Тульского края. Историческое обозрение
Тульской губернии. И.Афремов.- Тула .Приокское кн.из-во,2002.-253 с.ил.
3.Болотов А.Т.Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков.М.Современник,1986-764 с.
4.Гордость земли Тульской(Замечательные люди нашего края)-Т. сост. С.Д. Ошевский –Тула,Приокск.кн.из-во1991-397 с.ил.
5.Гусев С.И.Тайны Тульских улиц.-Тула:Дизайн-коллегия,2011-288 с., илл.
6.Езерская Г.Живые, трепетные нити… Из-во »Советская Россия»,М-1975
7.Новиков В.А. И.С.Тургенев в Тульском крае. Тула, Приокское книжное издательство,1990 г.
8.Побежимов С.Знакомые незнакомцы. Краткий словарь
псевдонимов. Тула»Филин»,1996
9.Поспелов Е.М.Школьный топонимический словарь, Из-во» Просвещение»,1988
10.Тульский краеведческий альманах. Выпуск №4 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа туристско-краеведческого кружка "Юный турист Дона"
Наш век – век технического прогресса, развития высочайших технологий и как следствие этому идет резкое ухудшение экологической среды, остро встает вопрос оздоровления населения страны. Большинст...
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс
Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет
Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Мой край»
Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"
Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение истории ...
«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.
Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...