Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом
методическая разработка на тему
Методическая разработка по теме: Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.ppt | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из актуальных проблем человека, и конечно подростков, в современном обществе — проблема социальной адаптации. Насколько человек интегрирован в общество, насколько он социально адаптирован, несомненно, влияет на его успешность во всех сферах жизни, позволяет делать больший выбор из предлагаемых жизнью возможностей, открывает простор для комбинаций к достижению личных целей, возможности полноценно жить общественной жизнью или, как минимум эффективно выживать в этом непростом мире. Изъяны в духовном становлении детей — результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, массовая культура с элементами насилия и жестокости, особенности возрастной психологии подростков, и, наконец, проблемы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения — таковы недостатки воспитания не только в школе, но и в окружающей среде ребенка, которые нередко несут печать авторитарности и антигуманности.
Спорт - как один из способов социализации подростков Одним из множества способов решения задачи социализации подростков в обществе может быть привлечение их к систематическим, специально организованным занятиям спортом в организациях (в том числе мотоспортом), способных решать данную проблему. В последние годы в большинстве стран растет популярность организованного спорта для детей. Для этого есть ряд причин: Во-первых, спорт широко пропагандируется через телевидение и другие средства массовой информации. Во-вторых, сами дети и подростки часто рассматривают спорт как интересный и привлекательный вид досуга. В-третьих , очевидна заинтересованность родителей в занятиях детей спортом, поскольку последний может выступать в качестве благоприятной среды для развития ребенка. В-четвертых , дальнейшее развитие спорта высших достижений требует поиска спортивных талантов и набора детей в спортивные группы с более раннего возраста.
По своим личностным характеристикам (тревожность, агрессия, готовность к риску, принятие и избегание борьбы) подростки занимающихся спортом более социально адаптированы, чем подростки, не занимающиеся спортом. Занятия спортом являются важным и эффективным инструментом, благотворно влияющим на развитие у подростков качеств, способствующих их социальной адаптации. Однако не стоит ни в коем случае забывать, что спорт — это только один способ развития этих качеств, и только занятия спортом, без психолого-воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, социальных учреждений и др., вероятно не в состоянии обеспечить условия для лучшей социальной адаптации подростков.
Игровые и образовательные технологии На тренировочных занятиях «Мотомногоборья» и «Мотокросса» в первую очередь решаются образовательные задачи: развитие двигательных способностей, овладение двигательными умениями, повышение знаний. Теоретические знания играют важную роль в решении образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Включая воспитанников в соревновательную деятельность на занятиях, педагог активизирует их деятельность и повышает эффективность обучения, делая образовательный процесс более разнообразным и интересным. Психологическая установка воспитанников на соревновательную деятельность при обучении и совершенствовании двигательным умениям и навыкам формируется через систему соревнований различного уровня. В процессе соревнований у детей формируется чувство дружбы, товарищества, развивается стремление к взаимопомощи, воспитывается дух соперничества .
Для организации и проведения соревнований, педагог руководствуется следующими принципами: соответствие применяемых форм психофизическим особенностям занимающихся; доступность; зрелищность, эмоциональность соревнований, задания; взаимное уважение, доброжелательность; взаимовыручка; анализ и корректировка нагрузки. от четкой и правильной организации соревновательного момента зависит общий порядок и красочность.
Соревнования по мотоспорту проводятся по трём системам: личные командные лично-командные Для повышения активности воспитанников на практических занятиях устраиваются соревнования между группами воспитанников в дисциплине, быстроте и качестве исполнения поручений, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие результаты, поскольку деятельность подростков в меньшей мере зависит от эмоций.
Формирование нравственного опыта в процессе спортивных занятий, достигается при условии, что учебно – тренировочные занятия доставляют занимающимся эмоциональное удовлетворение. Начиная со спортсменов младшего возраста, в занятиях создаются воспитывающие ситуации при проведении подвижных игр, подготовке занимающимися инвентаря для занятия, выполнении заданий по самостоятельной подготовке. Занятия спортом сами по себе не оказывают целенаправленного воспитательного воздействия на детей и подростков. Успех в воспитании занимающихся, возможно достичь в том случае, если на каждом занятии ставить и решать конкретные воспитательные задачи. Занятия спортом требуют от занимающихся любого возраста обязательного проявления воли, необходимость активизации волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно – тренировочном процессе. Воля проявляется не только в соревновательном противоборстве, но еще больше она нужна в соблюдении режима занятий, стремлении преодолеть трудности или в успешном совмещении занятий в общеобразовательной и спортивных школах и других ситуациях.
Если говорить о воспитании целеустремленности, то это сложный педагогический процесс при работе с юными спортсменами. Осложнен тем, что потребность в спортивной деятельности у многих из них необходимо активно развивать, а также формировать ведущий мотив деятельности – стремление к спортивным занятиям для укрепления здоровья и развития личности. Для юных спортсменов соревнования имеют не только «спортивное» значение, но и воспитательное. Основой воспитания является формирование их нравственных качеств и развитие самостоятельности. Начиная с юного возраста спортсменов необходимо учить переживать ситуации поражения. На этапе начальной подготовки поражение часто намного лучше влияет на дальнейшее спортивное совершенствование, чем победа. При организации воспитательной работы необходимо учитывать, что юные спортсмены могут быть эмоционально незрелыми и ранимыми. Их нужно учить, что поражение – это факт и итог их сегодняшней соревновательной деятельности. Важно, чтобы ребята, занимающиеся спортом, уже в детском и подростковом возрасте анализировали причины неудач и старались в дальнейшем их исправить. Педагогу не следует допускать неэтичного поведения учеников после поражений и обвинять во всем сложившиеся обстоятельства.
Диагностика и методы отслеживания результатов воспитательной работы Усвоение норм социального поведения в обществе – усвоение правил поведения в коллективе: детском и смешанном (дети + взрослые): Опрос воспитанников на предмет понимания ими правил поведения в обществе в начале и в конце учебного года. Оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения. Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социальных педагогов, родителей и т.д.) 2. Получение основных знаний о причинах и следствиях негативных явлений, а также профилактике их возникновения: - Тестирование - Проведение итоговых игр, мероприятий, тренингов - Рефлексия
3. Повышение уровня творческих способностей у подростков - Участие ребят в акциях, мероприятиях, праздниках, играх. 4. Вовлечение воспитанников в трудовую деятельность: - Организация и проведение трудовых акций и мероприятий - Отзывы общественности 5. Повышение уровня патриотического воспитания у подростков - Опрос воспитанников на данную тему. - Участие подростков в акциях и праздниках, посвященных Дню Победы, 23 Февраля, Дню России, Дню Города и т.д. - Участие в мероприятиях с патриотической направленностью – «Свеча памяти», «Бессмертный полк» и т.п.
6. Привитие навыков безопасного проживания и самообслуживания в условиях выездов: - Участие в соревнованиях, проходящих в других городах; - Участие в учебно-тренировочных сборах; 7. Возникновение у подростков «чувства команды»: - Организация и проведение общих дел, мероприятий. - Участие в соревнованиях. 8. Результативность по детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Занесение подростков в Банк данных МАОУ ДО ЦТТ.
Заключение В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно реализующих социально-педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Все это обусловливает необходимость оптимизации содержательных видов наполнения свободного времени детей, повышения качества деятельности учреждений дополнительного образования в социуме. Спортивно-игровой метод физвоспитания нашел широкое применение в практике работы педагогов дополнительного образования с подростками. Соревнования как важнейшее средство и метод физического воспитания сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека, меняется только их содержание и методика проведения.
Принимая участие в соревнованиях, участники ведут борьбу за свою команду. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия играющих - ценный воспитательный фактор. Трудно переоценить значение соревнований в развитии таких физических качеств, как ловкость, быстрота, скоростно-силовых качеств, совершенствования, координации движения, а так же в развитии смекалки и изобретательности .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Формирование социальной адаптации подростка средствами шахматной игры
Среди проблем, связанных с социализацией пристальное внимание исследователей последние годы привлекает вопрос о социальной адаптации.Особую важность этот вопрос приобретает в системе допол...
Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения "Творческая гостиная"
Авторы-составители:Протасова Л.Д., педагог-психолог, МКОУ «Детский дом-школа № 74», г. НовокузнецкГилёва Т.А., педагог-психолог,МКОУ «Детский дом № 5», г. Новокузнецк В основу программы социально...
Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков
Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...
Технологическая карта занятия в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"
Технологическая карта занятия "Путешествие по дорогам профессий" в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"...
«Социальная адаптация подростков в условиях учреждения санаторного типа».
Адаптация подростков к условиям учреждения санаторного типа...