Инновационный проект учителя "Формирование личностных универсальных действий учащихся"
проект на тему

Калашникова Елена Васильевна

Актуальность проекта Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа

Инновационный проект

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся

Калашникова Елена Васильевна

учитель истории и обществознания

МОУ Больше-Зерентуйской СОШ

2013 год

Актуальность проекта

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения  поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Во II разделе Образовательного стандарта - “ Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования”- сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников, а именно:

          1) формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

          2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,  цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

        3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

        4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

        5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

         6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

          Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Противоречия

Стандарты 2004 года не нацеливали на формирование личностных универсальных учебных действий, поэтому школа ставила целью – выпустить ученика, владеющего определённым уровнем ЗУН. Выпускники стали испытывать затруднения в студенческой и взрослой жизни.  Сформированность личностных универсальных учебных действий и станет залогом профилактики школьных трудностей.   Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.

             Современное  информационное общество  требует  от нас подготовить  человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа  всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны  не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
        Именно поэтому перед школой остро встала  
проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования  второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
         Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Цели проекта:

1. исследовать формирование личностных универсальных учебных действий учащихся, обучающихся по стандартам 2004 года и стандартам 2009 года, в сравнении;

2. исследовать формирование личностных универсальных учебных действий учащихся 5-7 классов:

- по мере взросления,

- по преемственности между начальным и средним звеном.

Задачи проекта:

1. изучать личностные универсальные действия учащихся с целью их изменения по требованиям стандартов нового поколения

1 использовать личностные УУД на различных этапах уроков истории, обществознания, во внеклассной работе;

2. изучать приемы и методы диагностики личностныхУУД;

3.  апробировать полученные знания;

Гипотеза проекта: в ходе осуществления проекта будет создана база по исследованию личностных УУД:

- по стандартам 2004 года и стандартам 2009 года (в сравнении)

-по  мере взросления;

- по  преемственности между начальным и средним звеном

Объект исследования:учащиеся 5-7 классов

Предмет исследования: личностные УУД учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся: уровень овладения личностными универсальными учебными действиями по требованиям стандартов нового поколения, которые  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Учитель:

  • повышение профессионального мастерства учителя.
  • получение мониторинга по:
  • формированию у учащихся жизненного, личного и профессионального самоопределения;
  • формированию гражданской идентичности;
  • развитию Я-концепции;
  • развитию мотиваций учебной деятельности;
  • развитию морального действия, умению ориентироваться в морально – нравственных основах поведения.
  • обобщение опыта работы по данной теме

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • участие в проектах;
  • подготовка и проведение уроков;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений и др.

Основные направления работы

Направления работы

Формы работы

Показатели достижения результатов

Научно – методологическое направление

Подборка и изучение методической литературы

Повышение квалификации учителя через самообразование

Проведение для учащихся опросников, социальных акций, публичных дебатов, собеседований, мастер - классов

  • Опросники
  • социальные акции
  •  публичные дебаты
  •  собеседования
  • мастер - классы

Выявление формирования у учащихся личностных результатов – интерес к художественному наследию, эстетическое сознание, творческая деятельность, готовность к участию в социально значимом труде, экологическое сознание стремление к диалогу, научность мировоззрения, уважение к другим, уважение к Отечеству, успешная коммуникация в общении с взрослыми и детьми, ответственность за поступки, осознание значения семьи

Апробирование формирования личностных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания;

Творческая работа учащихся в проектах;

Групповая и индивидуальная работа учащихся на уроках под руководством учителя;

Использование анкет, опросников

 и диагностик

1. Эффективная реализация формирования личностных УУД в практической деятельности (уроки)

2. Повышение качества знаний по предмету

3. Развитие интереса у учащихся к изучаемому материалу

4. Формирование ключевых предметных и метапредметных компетенций обучающихся

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся во внеклассной работе

  1. Выявление одарённых детей и работа с ними:
  • участие в краеведческих конкурсах и предметной декаде
  • работа в детском творческом объединении «Юный краевед», НОУ и  участие в НПК «Шаг в науку»
  • обучение учащихся основам исследовательской деятельности
  • создание папки творческих работ учащихся

1.Эффективная реализация теоретических знаний в практической деятельности (внеурочная работа)

2.Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью

3.Увеличение количества учащихся, занимающихся творческой деятельностью

4.Накопление и применение творческих работ учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности

Выступление с опытом формирования личностных универсальных учебных действий учащихся

  1. Ознакомление педагогов школы с проектом «Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся»
  2. Выступление на школьной методической неделе «Инновационная и опытно – экспериментальная деятельность как важнейший фактор повышения профессионализма педагога»

Рост удовлетворённости педагога собственной деятельностью

Экспертно – оценочная деятельность

1. Создание и заполнение технологической карты самоконтроля педагога

2. Создание методического кейса

3. Получение мониторинга по формированию личностных УУД учащихся

4. Обобщение опыта по теме «Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся»

1.Рост удовлетворённости педагога собственной деятельностью

2. Поддержка коллег

3.Применение методического кейса в работе

4. Распространение ППО на заседаниях МО

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Научно – методологическое направление

1

1. Подборка и изучение литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва - : Просвещение, 2011.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования. – Москва -: Просвещение, 2011.
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.- М.- : Просвещение, 2011.
  • Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998.
  • 4.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.
  •  Ресурсы Интернет

2. Создание информационной карты инновационной деятельности педагога по теме «Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся»

 

1 полугодие

2013-2014 год

Проведение для учащихся диагностических исследований - опросников, социальных акций, публичных дебатов, собеседований, мастер – классов, моральных дилемм, игровых заданий

2

  1. Проведение диагностического исследования для учащихся, направленного на развитие личностного самоопределения, развитие Я – концепции.

1 четверть 2013 – 2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

2. Проведение диагностического исследования для учащихся,  направленного на формирование у учащихся жизненного и профессионального самоопределения

2 четверть 2013 – 2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

3. Проведение диагностического исследования для учащихся, направленного на формирование морального действия, умение ориентироваться в морально – нравственных основах поведения

3 четверть 2013 – 2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

4. Проведение диагностического исследования для учащихся, направленного на  развитие мотиваций учебной деятельности; формирование гражданской идентичности

4 четверть 2013 – 2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

Апробирование формирования личностных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

3

1. Проведение урока истории в 5 классе. Тема: «Афинская демократия при Перикле»

Март

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

2. Урок истории в 5 классе. Тема: «Восстание Спартака»

Апрель

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

3. Урок истории в 5 классе. Тема: «Первые христиане и их учение»

Май

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

4. Урок истории в 6 классе. Тема:  «Киевская Русь в IX-X вв. Принятие христианства»

Февраль

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

5. Урок истории в 6 классе. Тема: «Русь и Орда в середине и второй половине XIII в.»

Март

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

6. Урок истории в 6 классе. Тема: «Образование единого русского государства. Падение ордынского ига»

Апрель

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

7. Урок истории в 6 классе. Тема:  «Русская культура XV-XVI вв.»

Май

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

8. Урок обществознания в 6 классе. Тема:  «Познай самого себя»

Октябрь

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

9. Урок обществознания в 6 классе. Тема:  «Семья – ячейка общества»

Ноябрь

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

10. Урок обществознания в 6 классе. Тема: «На пути к жизненному успеху»

Февраль

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

11. Уроки обществознания в 6 классе. Темы: «Гражданин – Отечества достойный сын», Мы – многонациональный народ»

Март

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

12. Уроки обществознания в 6 классе. Темы: «Человек славен добрыми делами», «Что такое человечность»

Май

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

13. Урок истории в 7 классе. Тема: «Борьба русского народа против иноземных захватчиков»

Сентябрь

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

14. Урок истории в 7 классе. Тема: «Пётр Великий. Значение его реформ»

Ноябрь

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

15. Урок истории в 7 классе. Тема: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Внутренняя политика Екатерины II»

Декабрь

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

16. Урок истории в 7 классе. Тема: «Национальное самосознание русского народа. Взаимодействие народов России»

Январь

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

17. Уроки обществознания в 7 классе. Темы: «Права и обязанности граждан», «Почему важно соблюдать законы»

Сентябрь-октябрь 2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

18. Уроки обществознания в 7 классе. Темы: «Защита Отечества», «Что такое дисциплина», «Виновен – отвечай»

Ноябрь

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

19. Урок обществознания в 7 классе. Тема: «Экономика семьи»

Апрель

2013–2014,

2014-2015,

2015-2016 учеб.  год

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся во внеклассной работе

4

1. Участие в краеведческих конкурсах

2. Проведение  предметной декады

3. Работа в детском творческом объединении «Юный краевед»

4. Научное общество учащихся

5. Создание проектов к урокам истории и обществознания

6. Создание папки творческих работ учащихся

Ежегодно

Выступление с опытом формирования личностных универсальных учебных действий учащихся

5

1. Ознакомление педагогов школы с проектом «Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся»

2. Выступление на школьной методической неделе «Инновационная и опытно – экспериментальная деятельность как важнейший фактор повышения профессионализма педагога»

Экспертно – оценочная деятельность

6

1. Создание и заполнение технологической карты самоконтроля педагога

2. Создание методического кейса

     

 3. Получение мониторинга по формированию личностных УУД учащихся

 4. Обобщение опыта по тете «Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся»

В течение работы над проектом

2015-2016 уч. год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностные универсальные учебные действия

Слайд 2

1. Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности

Слайд 3

Гражданская идентичност ь Когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности) Ценностный (наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности Эмоциональный (принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых) Поведенческий (участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении)

Слайд 4

Требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся Когнитивный компонент: -создание историко-географического образа, включающее представление о территории России, знание основных исторических событий -представление о государственной организации России, знание государственной символики -знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей граждан -экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ ЗОЖ… Ценностный и эмоциональный компоненты: -гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну -уважение к истории страны -уважение и принятие других народов России и мира, готовность к равноправному сотрудничеству -уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим -уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и здоровья других людей - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств Деятельностный компонент: -участие в школьном самоуправлении в переделах возрастных компетенций -выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика -умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения -выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности -участие в общественной жизни

Слайд 5

2. Развитие Я-концепции и идентичности личности Подростковый возраст является чрезвычайно важным этапом развития самосознания и формирования чувства собственного достоинства. Самосознание ( Я-концепция ) представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка. Самооценка – важнейший регулятор активности личности, механизм саморегуляции. Виды самооценки: 1. прогностическая – регулирует активность личности на этапе включения её в новый вид деятельности. 2. корригирующая – выполняет функцию контроля за деятельностью и внесения необходимых коррективов, соотносится с этапом выполнения деятельности 3. ретроспективная – выполняет функцию оценки деятельности в целом, подведение итогов на основе соотнесения целей и результатов

Слайд 6

3. Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения. Существуют два типа мотивации деятельности – мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания неудачи. Мотивация достижения – это стремление к успеху в соревновании, конкуренции, с ориентацией на стандарт высокого качества исполнения. Мотивация стремления к успеху включается в мотивацию достижения наряду с мотивом избегания неудачи (стремление избежать чувства стыда и дискомфорта при неуспехе)

Слайд 7

Составляющие мотивационной системы Учебные и познавательные мотивы Социальные мотивы Внешние мотивы

Слайд 8

4. Рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности: - следует раскрыть учащимся личностный смысл самого процесса учения (для чего и ради чего он учится), значимость учения в школе для реализации социальной карьеры, межличностных отношений в социальной практике взрослой жизни. - необходимым условием выступает специально организованная рефлексия учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности. - не следует использовать чрезмерную стимуляцию познавательной потребности посредством привлечения интереса с помощью обильной наглядности, музыкального и художественного оформления учебного процесса. - оптимальным способом развития познавательной потребности является пересмотр содержания обучения и представление его в виде системы теоретических понятий.

Слайд 9

5. Развитие морального действия. Ориентация в морально-нравственных основах поведения Подростковый возраст имеет особое значение для морального развития человека. Интимно – личностное общение как ведущий тип деятельности в этом возрасте подчёркивает значение общения и взаимодействия с другими людьми, где главная роль отводится сверстникам. В процессе общения со сверстниками происходит познание себя, развивается самосознание, формируется чувство взрослости.

Слайд 10

Подходы о моральном развитии и воспитании учащихся Подход к формированию характера – развитие в ученике таких личностных особенностей, которые соответствуют правилам и нормам морали (честность, доброта, ответственность, дружелюбие, мужество) Программа ценностного самоопределения – направлена на определение людьми ценностей, значимых для их жизни. Цель- активизация и инициирование процесса самоопределения в области приоритетных ценностей Не только интеллектуальное, но и моральное развитие человека - развитие дисциплины, развитие чувства привязанности к группе, развитие автономии личности

Слайд 11

Типовые задачи

Слайд 12

Я в лучах солнца Чёрная Анастасия

Слайд 13

Рефлексивная самооценка учебной деятельности Учащимся предлагают в свободной форме письменно ответить на вопросы: 1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назовите качества хорошего ученика 2. Считаешь ли ты себя хорошим учеником? 3. Если нет, то чем ты отличишься от хорошего ученика? 4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностных универсальных действий членов НОУ через формирование исследовательских навыков

Исследовательская   деятельность открывает новые возможности для побуждения подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному. Занятие исследовательской деятельностью спос...

Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.  Современная система об...

Педагогический проект "Формирование коммуникативных универсальных действий на уроках русского языка"

Педагогический проект учиттеля русского языка и литературы филиала МБОУ сосновской СОШ №1 в п. Рабочий...

Значение преподаваемого предмета «Технология» для формирования мировоззрения, метапредметных и личностных универсальных действий.

Тема: Значение преподаваемого  предмета «Технология» для формирования мировоззрения, метапредметных и личностных универсальных действий.Цель:  Проектирование этапов урока на осно...

Инновационный проект: Программа воспитания и социализации учащихся «Музейные уроки».

Инновационный проект программа воспитания и социализации учащихся "Музейные уроки" разработан и успешно реализуется, в рамках которой были определены: - создание условий для удовлетворения п...