Рабочая программа по СБО 7 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (7 класс) по теме
Рабочая программа по социально-бытовой ориентации для учащихся 7 класса (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo_programma_7.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы_____________Чечётина Н.П.
«_____»__________________________2014г.
Рабочая программа по
социально бытовой ориентировке
на 2014-2015 учебный год
для 7 б класса
(УОД)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2014г. зам.директора по УВР________Федотова Т.А.
Руководитель ШМО_______________ «____»_____________________________2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 7)
(VIII вид)
Образовательная область, предмет – специальные коррекционные занятия, социально бытовая ориентировка
Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на основе программы С.А.Казаковой, В.В.Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
По учебному плану школы в 7 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей. Работа строится концентрически. Материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Используемый учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.,
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003,
Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011,
Справочник выпускника / [С.А.Львова]. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 192 с. (Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида).
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. 7 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 119 с.
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 87 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011.- 72 с.
Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 7 класс. – М.:АРКТИ, 2009.- 48 с.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранные к содержанию уроков (носят индивидуальный характер), дидактические задания и упражнения (носят индивидуальный характер).
Программа адресована учащимся 7б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.
Данный учебный предмет важен для семиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении практических заданий;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
- воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
- строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
- содействие нравственному и трудовому воспитанию;
- выработка навыков общения с людьми
Интеграция с другими предметами:
чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, биология, география, ИЗО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 еловека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление о:
- значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
- назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
- необходимости гигиены одежды;
- назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребёнка);
- порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, агенстве, заказ);
- порядке сдачи и получения багажа в камере хранения;
- о вреде самолечения;
- том, какое место занимают деньги в нашей жизни;
- порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;
- том, сколько денег можно иметь на мелкие расходы.
учащиеся должны знать:
- правила соблюдения личной гигиены подростка (юноши, девушки);
- правила смены одежды и нательного постельного белья;
- санитарно-гигиенические правила пользования зубной щёткой, расчёской, мочалкой, душем, ванной, унитазом;
- особенности стирки цветного и белого белья;
- правила пользования моющими средствами;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
- последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.;
- назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
- правила подготовки вещей к сдаче в чистку;
- способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
- последовательность приготовления блюд;
- возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
- правила пользования столовыми приборами;
- различные тихие и подвижные игры;
- правила поведения при встрече и расставании;
- правила поведения в гостях
- рецепты каши, заварки чая, правила варки яиц разного состояния;
- хранения продуктов и готовой пищи;
- правила вручения и приёма подарков;
- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- способы и периодичность ухода за окнами;
- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
- способы утепления окон;
- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия;
- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
- правила содержания в доме собаки, кошки, попугая;
- функции железнодорожного транспорта;
- виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
- .примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
- виды справочных служб;
- виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа4
- о назначении промтоварных магазинов;
- о порядке приобретения товаров;
- ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
- стоимость отдельных товаров;
- перечень предметов, посылаемых бандеролью;
- максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
- виды и способы упаковки бандеролей;
- состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
- местные лекарственные растения;
- правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
- правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины);
- местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
- названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
- виды выпускаемой продукции;
- названия рабочих специальностей;
- говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;
- составные части бюджета семьи;
- заработную плату членов семьи.
Обучающиеся должны уметь:
- ремонтировать разорванные места одежды, штопать;
- стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины;
- гладить одежду и бельё;
- готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);
- готовить третьи блюда;
- оформлять готовые блюда;
- сервировать стол к обеду;
- одевать малышей на прогулку;
- объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
- помогать первоклассникам при уборке игрушек;
- выбрать подходящую одежду для визита в гости;
- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
- выбирать подарки;
- изготавливать простые сувениры;
- вручать и принимать подарки;
- убирать жилые помещения;
- чистить мебель;
- мыть зеркала и стёкла;
- утеплять окна;
- ориентироваться в расписании;
- приобретать билеты в железнодорожной кассе;
- обращаться за справкой в справочное бюро вокзала, центральную железнодорожную справочную по телефону, в интернет;
- приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;
- подсчитывать стоимость покупок;
- правильно вести себя в магазине;
- заполнять бланки на отправку бандеролей;
- составлять опись посылаемых предметов;
- упаковывать бандероли;
- пользоваться термометром;
- готовить настои и отвары из лекарственных растений;
- обрабатывать раны и накладывать повязки;
- накладывать временные шины;
- подсчитывать бюджет семьи;
- составлять доверенность на получение заработной платы.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Кол-во вопросов в изучаемых темах (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА | 2 | 0 | 2 |
2 | ОДЕЖДА | 4 | 0 | 12 |
3 | ПИТАНИЕ | 3 | 0 | 12 |
4 | СЕМЬЯ | 1 | 0 | 4 |
5 | КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ | 2 | 0 | 4 |
6 | ЖИЛИЩЕ | 4 | 0 | 8 |
7 | ТРАНСПОРТ | 2 | 0 | 4 |
8 | ТОРГОВЛЯ | 2 | 0 | 4 |
9 | СРЕДСТВА СВЯЗИ | 1 | 0 | 6 |
10 | МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ | 3 | 0 | 6 |
11 | УЧРЕЖДЕНИЯ,ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ | 1 | 0 | 2 |
12 | ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА | 3 | 0 | 4 |
итого | 28 вопросов | 0 часов | 68 часов |
В связи с тем, что в авторской программе С.А.Казаковой, В.В.Воронковой дано количество вопросов, изучаемых внутри 12 предложенных тем, а сетка рабочих часов на изучении тем не дана. То необходимое количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...
Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс
Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...
Рабочая программа по обучению физической культуре детей пятых классов. Автор-разработчик: учитель по физической культуре Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по обучению физической культуре детей пятых классов....
Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью
Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....
рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.
Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...