Методическая разработка на тему "Табакокурение и цена этой пагубной привычки".
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Людям часто нравится курить пока они молоды и пока у них нет жалоб, они отгоняют от себя мысль, что могут когда-нибудь заболеть. Табак - " медленный убийца". Его потребление приводит к тяжелым болезням. Каждый человек должен знать об опасностях, которые хранит в себе табак и табачный дым! Наша задача донести эту информацию до детей и молодежи, чтобы защитить их от привыкания к табаку и привить им здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 25.97 КБ |
tabakokurenie_i_tsena_etoy_pagubnoy_privychki.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ижорский политехнический лицей»
Методологическая разработка.
Технологическая карта открытого классного часа
для обучающихся группы 205
Тема: «Табакокурение и цена этой пагубной привычки».
Автор: Синявская Е.А., преподаватель, учитель
Санкт-Петербург
2017
Методологическая разработка.Форма организации: Классный час в формате научной конференции, доклада.
Тема: «Табакокурение и цена этой пагубной привычки». Выбор темы обусловлен возрастом учащихся в соответствии с потребностями воспитательного характера в конкретном коллективе.
Цель: Формирование у учащихся сознательного негативного отношения к курению и понимания необходимости вести здоровый образ жизни.
Задачи:
- Познакомить слушателей с данными современной статистики курения в мире и в России.
- Поделиться занимательными фактами из истории табакокурения.
- Рассказать о вреде курения и о его последствиях.
- Сформировать отрицательное отношение к курению.
А также:
- Сделать акцент на нравственном воспитании учащихся.
- Научить учеников самостоятельному, критическому мышлению.
- Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные, аргументированные решения.
Данный классный час направлен на формирование следующих универсальных учебных действий:
Личностные: самоопределение, смыслообразование, то есть установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, нравственно-эстетическое оценивание материала.
Познавательные: работа с информацией (её поиск), структурирование знаний, смысловое чтение, а также умение строить сообщения в устной форме, сравнивать.
Регулятивные: целеполагание, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка.
Коммуникативные: формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, постановка вопросов.
Технологическая карта классного часа.
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Формируемые компетенции | Методы воспитания | Прогнозируемый результат |
( 1 неделя) | Объявляет тему, цель классного часа. | Слушают информацию. | Общекультурная; Учебно-познавательная; | Словесный; Эмоциональное воздействие; | Интерес к озвученной теме |
(2 минуты) | Приветствует учащихся; Объявляет тему классного часа; Ставит проблему, аргументирует ее актуальность;
| Слушают сообщение; | Ценностно-смысловая; Информационная; Личностная; | Словесный; Эмоциональное воздействие; | Понимают и принимают информацию; Осознают её значимость; |
(3 минуты) | Задает наводящие вопросы с целью понять общекультурные, базовые знания учащихся по теме; Направляет разговор; | Отвечают на вопросы преподавателя; Делают свои предположения; Высказывают свою точку зрения; | Общекультурная; Коммуникативная; Учебно-познавательная; Личностная; | Словесный; Дедуктивный; | Формирование навыков говорения, самоанализа и самооценки. |
Объяснительно- иллюстративный этап. (25 минут) | Преподаватель даёт слово ученикам выступить с подготовленным ими материалом; Показывает фотографии для создания эмоционального настроя; | Слушают доклад; Смотрят фотоматериал; Делятся впечатлениями; Обсуждают и/или выражают мысли, отношение. | Коммуникативная: умение формировать собственное мнение и позицию; аргументировать и координировать ее с позициями других участников; Регулятивная: строить логическое рассуждение, уметь общаться и взаимодействовать с другими участниками; Личностная; | Словесный; Визуальный; Наглядный; Аналитический; | Обогащение знаний; Общее развитие учащихся; Эмоциональное воздействие; |
(5 минут) | Наблюдает за учащимися; Дает возможность учащимся « смотреть и видеть, слушать и слышать», наблюдать; Беседует; Оценивает ответы и комментарии учеников; Направляет беседу в нужное русло; | Слушают друг друга; Участвуют в беседе; | Коммуникативная: способность общаться одного члена группы с другими участниками. Личностная: позитивное влияние, управление волнением, креативность, развитие эмоционального поведения, проявление взаимоуважения; | Словесный; Эмоциональный; Дедуктивный; Аналитический; | Формирование навыков говорения; |
Обобщение полученных знаний; (5 минут) | Преподаватель обобщает и систематизирует полученную информацию; Подготавливает учащихся к обобщенной деятельности; Воспроизводит тему на новом уровне (переформулированные вопросы). | Самостоятельно делают выводы; Приводят собственные доводы, мысли; Делают выводы; | Коммуникативная; Личностная; Ценностно-смысловая; | Словесный; Аналитический; | Умение самостоятельно систематизировать материал; Лаконично выражать свои мысли; |
(5 минут) | Контролирует усвоение, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; Анализ и содержание итогов работы; Формирование выводов по изложенному материалу; | Систематизируют полученную информацию; Взаимодействуют с преподавателем и другими участниками беседы; Формирование выводов по изученному материалу; | Общекультурная; Коммуникативная; Личностная; Ценностно-смысловая; | Словесный; Дедуктивный; Аналитический; | Умеют самостоятельно делать выводы; Оценивают уровень полученных знаний; |
Предварительный просмотр:
Часть 1.
ТАБАКОКУРЕНИЕ И ЦЕНА ЭТОЙ ПАГУБНОЙ ПРИВЫЧКИ.
Табакокуре́ние (или просто курение) — это вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет, сигар, сигарилл (курительные трубочки, свёрнутые из табачного листа и начиненные резаным табаком, выглядящие как тонкие сигары), курительных трубок или кальяна. В некоторых социумах курение табака является ритуалом.
Табакокурение считается типичным рискованным фактором: оно приносит кратковременное расслабление, но в долгосрочном воздействии вредит сердцу, системе кровообращения, вызывая прежде всего инфаркт миокарда и атеросклероз. Оно во много раз увеличивает риск различных раковых заболеваний, в частности гортани и легких, может вызвать язву двенадцатиперстной кишки и хронический бронхит.
Самое страшное в этих тяжелых заболеваниях то, что они, как правило, развиваются в течение долгого времени и лишь постепенно становится ясным их истинный масштаб.
Хотелось бы привести некоторые данные мировой статистики:
Согласно оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире от заболеваний, связанных с курением, ежегодно умирает 4 млн. человек. Каждые десять секунд на планете умирает один заядлый курильщик. 90% смертей от рака легких, 75% - от хронического бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца возникают в результате курения.
В настоящее время во всем мире насчитывается 1,1 миллиард курильщиков – это одна треть всего взрослого (старше 15 лет) населения.
Хотя за последние десятилетия в экономически развитых странах произошло значительное снижение количества курящих, распространенность курения в целом остается высокой и составляет 20–75 % среди мужчин и 5–40 % среди женщин.
В конце XX века от пристрастия к табаку ежегодно в мире умирало 3 млн. человек, в начале XXI века – уже 3,5 миллиона. По прогнозам, к 2020 году от болезней, связанных с курением, ежегодно будут умирать 10 миллионов людей!
Что касается нашей страны!
В Российской Федерации курит около 50% взрослого населения.
Ежегодно в России от причин, связанных с курением преждевременно умирает более трехсот тысяч человек.
Россия была некогда одной из некурящих стран мира, а сегодня занимает среди курящих стран лидирующее положение.
В Российской Федерации курит 50% взрослого населения.
На сегодняшний день Россия стоит на первом месте по использованию табака среди взрослого населения (44 миллионов, из которых 65% составляют мужчины и 30% — женщины).
Среди курящих взрослых в России 80 % мужчин и 50% женщин, т.е. 7,3 млн. пристрастились к курению в подростковом возрасте.
За последние 20 лет число курильщиков в России увеличилось на 440 тыс. человек, в первую очередь за счет вовлечения в потребление новых социальных групп - молодежи и женщин.
Интенсивность курения в России: в среднем мужчины выкуривают по 18 сигарет в день, женщины по 13 сигарет. При этом эти данные раскидываются не только на курящих, но и на некурящих людей. Пассивному курению подвергаются 35% россиян - на работе, 79% - в ресторанах, 90 % - в барах.
Часть 2
История табакокурения.
- Итак, табак выращивали в Америке задолго до его открытия европейцами. Традиция табакокурения зародилась у американских индейцев, вероятно, не позже 1 века. Сначала она была связана с религиозными ритуалами, но к концу 15 в. стала повседневной бытовой практикой по всему Западному полушарию Америки.
- Первыми европейцами, которые научились курить табак, стали члены экспедиции Колумба в Вест-Индии. Кроме того, карибские туземцы нюхали тонко размолотый табак через У-образные тростниковые трубки. Эти трубки назывались у них «тобàго» или «тобàка», откуда и произошло испанское слово, означающее соответствующее растение и его сухие листья.
- В 1492 г.: матросы Колумба впервые завезли табак в Европу, и практически уже через 60 лет к 1560 году табак распространяется во Франции, Испании и Португалии.
- В 1560г.: Жан Нико французский посол в Португалии сумел вырастить его на европейской почве и провел первые анализы табака, обнаружив в нем сильнодействующее вещество, которое и было названо по имени открывателя никотином.
И ещё несколько интересных фактов из истории табака:
- В Англии в 1585 г. за курение табака подвергали тяжелым телесным наказаниям, курильщиков водили по улицам с петлёй на шее, а «злостных» даже приговаривали к смертной казни. Их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площади.
- В Турции эта вредная привычка приняла столь грозное распространение, что курильщиков сажали на кол.
ИСТОРИЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ В РОССИИ.
- О появлении табака в России мнения ученых-историков расходятся.
- Одни считают, что курение табака на Руси было ещё до открытия Америки, другие полагают, что табак завезли английские купцы во времена Ивана Грозного (1530-1584) и называли его - «чёртово зелье». Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати.
- При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету. Михаил Романов запретил курение из-за частых пожаров. Тем курильщикам, которые попадались первый раз, давали 60 ударов палками по стопам, а во второй раз отрезали уши и нос (1634г.).
- Очень давно люди поняли, что табак – сильный яд. Его стали с успехом применять для уничтожения клопов, блох. Его раствором опрыскивали деревья для уничтожения вредителей.
В России долгое время употребление табака не поощрялось.
- В 1646 году правительство Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако под влиянием могущественного патриарха Никона, вскоре восстанавливаются жестокие меры против "богомерзкого зелья".
- Но в феврале-апреле 1697 года серией указов царь Петр Алексеевич (Петр I), государь-реформатор, для которого нарушение веками устоявшегося образа жизни было непременным условием правления, легализовал продажу табака и установил правила его распространения в России.
Часть 3
СОСТАВ ТАБАЧНОГО ДЫМА И МЕХАНИЗМ ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.
Горящая сигарета - это химическая фабрика, продуцирующая 4000 соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 коканцерогенов .
Для справки:
КАНЦЕРОГЕН – ракообразующее вещество
КОКАНЦЕРОГЕН – вещество, усиливающее воздействие других вредных веществ, входящих в состав сигареты.
1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, ферменты, жирные кислоты, и др. Среди них можно отметить две группы веществ, опасных для человека- никотин и изопреноиды.
По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы и системы человека никотин занимает 1-ое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные, т.е способствующие возникновению злокачественных опухолей, много углекислого газа – 9,5% (в атм. воздухе его нет). Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения , способствует нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте, и рвоте.
В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток Центральной Нервной Системы, в том числе и вегетативной.
Несколько фактов, которые интересно знать:
Никотин выделен из листьев табака и табачного дыма в 1809 г.
Температура тления табака – 300°С (во время затяжки 900°С - 1100 °С)
Температура табачного дыма – 40-60 °С
Горящая сигарета продуцирует более 4 000 химических соединений, из них: 40 канцерогенов и 12 коканцерогенов.
При выкуривании 20 г табака образуется 1г дегтя.
Современные фильтры удерживают не более 20% содержащихся в дыме веществ.
Еще немного статистики:
- Из-за наличия в табачных изделиях радиоактивного полония-210, человек, выкуривающий по 20 сигарет в день, за год получает ту же дозу радиации, как и после двухсот (200) рентгеновских снимков.
- Регулярное курение сокращает жизнь в среднем на 15 лет, причем одновременно снижается ее качество за счет ухудшения самочувствия и снижения физических возможностей. Люди, выкуривающие от одной до девяти сигарет в день, живут меньше на 4,5 года, по 10-19 сигарет – на 5,5 лет, по 20-39 сигарет – на 6,5 лет.
ВЛИЯНИЕ НИКОТИНА НА ЧЕЛОВЕКА
- Никотин в первой короткой фазе расширяет сосуды мозга (создает обманчивое впечатление улучшения умственной деятельности), затем резко сужают их.
- Отравляет клетки мозга (ухудшается память, зрение, умственная работоспособность, появляется бессонница, головные боли).
- Что касается курящих учеников, то они отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными.
- Развиваются нервные заболевания – невралгии, невриты, плекситы (заболевания нервных узлов – сплетений).
- Развиваются хронические заболевания дыхательных органов: бронхит, астма, гибель эпителия, усиленное выделение слизи, воспаление голосовых связок.
- Туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом 95% - курильщики)
- Провоцирует рак легких (почти 97% больных раком – курильщики) и рак гортани (в 6 – 10 раз больше).
Это лишь небольшой список заболеваний и проблем со здоровьем, возникающих у курильщиков. Курение пагубно сказывается не только на нервной, дыхательной системе человека, но и на пищеварительной, половой, выделительной и опорно-двигательной системе.
Любопытный факт: Если вы скажете школьнику, что через 40 лет он умрет от сердечно-сосудистых заболеваний, он вас поднимет на смех. Зато, если девочке объяснить, как курение ухудшает состояние кожи и мнимая «продвинутость» способна затруднить общение с противоположным полом, результат беседы может оказаться совсем другим.
Часть 4.
ПОДРОСТКОВОЕ КУРЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.
Табакокурение среди подростков.
Россия стоит в первых рядах и по уровню курения среди подростков.
В России курят более трёх миллионов подростков: 2,5 млн. юношей и 500 тысяч девушек.
По данным Российской национальной выборки к 11-му классу курят более 60 % мальчиков и 40 % девочек, в 13-15 лет - 25 % и 21 % соответственно. Среди учащихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек.
Курящие дети - очень печальный факт. Число курящих детей, в семьях курильщиков в 2 раза выше, чем в семьях, где родители не курят.
Самый ранний возраст приобщения к курению 8-10 лет: мальчики обычно начинают курить в 9 – 10 лет, девочки в 11- 12 лет.
Как уже было сказано выше, число курящих увеличивается все больше и больше, в основном за счет молодежи .
- В большинстве стран курит примерно треть пятнадцатилетних подростков, значительная часть которых начали курить уже с 7 - 10 лет.
- В странах бывшего СССР из 45 миллионов курильщиков 60 - 70% начали курить до 18-летнего возраста.
- Количество курящих в последние годы пополняется за счет девочек, причем с опережением числа курящих мальчиков.
Чем же опасно для здоровья курение с детских лет?
Нужно отметить, что ребенок - это не совсем копия взрослого по всем параметрам. У него еще находятся в стадии развития все системы и органы, имеет свои особенности и состояние обмена веществ в организме. Поэтому ребенок, подросток значительно чувствительнее, уязвимее к действию любых вредных веществ, в том числе и табачных ядов, чем взрослый человек.
У курящих детей в первую очередь изменяются функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Такие дети, прежде всего, становятся легковозбудимыми, вспыльчивыми, раздражительными, невнимательными.
Постепенно развивается зависимость от табака, и если нет сигареты, появляется состояние дискомфорта в самочувствии, что выражается в виде беспокойства. Все мысли заняты тем, чтобы поскорее закурить.
Причины курения подростков
- 60% девочек ответили, что это модно и красиво;
20% девочек ответили, что таким образом хотят нравиться мальчикам; - 15% девочек ответили, что таким образом хотят
- привлечь к себе внимание;
5% девочек ответили, что так лучше смотрятся.
Из всего вышесказанного легко сделать вывод, что курение наносит серьезный вред нашему здоровью, как физическому, так и психическому. И, следовательно, было бы логично задать вопрос: «КАК БРОСИТЬ СИГАРЕТУ?», «Как бросить курить?»
По словам известного американского писателя Марка Твена: «Бросить курить очень просто. Лично я делал это семьдесят два раза».
Даже исходя из этой цитаты становится понятно, что на самом деле бросить курить не так-то и просто, но все-таки возможно.
- В медицине существует термин «Индекс курящего человека». Если есть курящие, то можете рассчитать свой личный индекс. Он рассчитывается так: количество сигарет выкуриваемых за сутки умножить на 12 месяцев.
- Пример: 25 сигарет х 12 месяцев = 300.
- Индекс 200-250 относится к «злостным курильщикам».
Делайте выводы!
Часть 5
Пассивное курение.
Уже было сказано об интенсивности курения в России. Выяснили, что в среднем мужчины выкуривают по 18 сигарет в день, женщины по 13 сигарет. При этом эти данные раскидываются не только на курящих, но и на некурящих людей. Таким образом пассивному курению подвергаются 35% россиян - на работе, 79% - в ресторанах, 90 % - в барах.
- Пассивное курение также негативно сказывается на здоровье человека, как и табакокурение.
Наример, в помещении, где курят, загрязнённость воздуха может увеличиться в 6 раз. Девушки, работающие в пропитанном сигаретным дымом воздухе учреждений, как бы выкуривают до 20 сигарет ежедневно. Жена интенсивно курящего человека в сутки пассивно выкуривает по 10 – 12 сигарет, а его дети – по 6 – 7. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.
- Пассивное курение является непосредственной причиной возникновения астмы у детей. Но даже дети, не страдающие астмой, довольно часто кашляют, легче подхватывают грипп и простужаются, если их родители курят.
- Даже у никогда не куривших детей может развиться пристрастие к никотину, если им приходится постоянно вдыхать клубящийся вокруг взрослых дым. Никотин обнаруживается в крови малышей, чьи родители курят, и даже в крови новорожденных, у которых курят матери. Эти дети не могут выйти из комнаты и вынуждены дышать дымом, подвергаясь опасности приобрести зависимость от никотина намного раньше, чем научатся говорить!
- По данным Всесоюзной лаборатории по проблемам табакокурения из 100% систематически курящих лиц лишь 57% имеют привычку к курению, а у 93-95% фиксируется табачная зависимость.
- Таким образом можно сделать вывод, что табачная зависимость - это хроническое заболевание согласно "Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти".
- Как утверждает единственный в нашей стране доктор медицинских наук по клинике табакокурения Смирнов: «Лица с табачной зависимостью нуждаются в медицинской помощи, и не простой, а специализированной». По данным опроса 60 % курильщиков хотели бы избавиться от табачной зависимости, но пока им это не удается.
Оценка мотивации к отказу от потребления табака
Вопрос | Ответы - Баллы |
1. Бросили бы вы курить, если бы это было легко? | Определенно нет – 0 |
Вероятнее всего нет – 1 | |
Возможно да – 2 | |
Вероятнее всего да – 3 | |
Определенно да – 4 | |
2. Как сильно вы хотите бросить курить? | Не хочу вообще – 0 |
Слабое желание – 1 | |
В средней степени – 2 | |
Сильное желание – 3 | |
Однозначно хочу бросить курить – 4 |
Результаты:
Сумма баллов больше 6:
Высокая мотивация отказа от курения
Сумма баллов от 4-6:
Слабая мотивация
Сумма баллов 3 и ниже:
Отсутствие мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."
Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...
Методическая разработка открытого практического занятия "Полезные и вредные привычки"
Методическая цель данного открытого занятия - показать использование некоторых современных технологий (ИКТ, вербально-графической, здоровьесберегающей) на различных этапах занятия при обучении английс...
Методическая разработка Литературно-гимнастической композиции "Об этом нельзя словами"
О событиях в Багеровском противотанковом рве в Керчи нельзя молчать – это как Бабий яр в Киеве или Пискаревское кладбище в Петербурге. Он являет собой завещание потомкам – не допустить пов...
Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»
Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»Видео:Что такое толерантность? Краткая история терпимости lhttps://ww...
методическая разработка воспитательного занятия "ЗОЖ. Полезные и вредные привычки"
Беседа с подростками. Цель:развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья, в формировании полезных привычек....
Методическая разработка классного часа по теме: «Профилактика вредных привычек у подростков»
Методическая разработка классного часа по теме: «Профилактика вредных привычек у подростков»...