"Надсистемное" мышление педагога.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Синявская Екатерина Александровна

"Для чего или для кого мы работаем?"  Вот основной вопрос, который я постаралась осветить в статье. Ведь, наверняка, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о своем предназначении и каждого из нас хотя бы раз терзали сомнения о выбранной профессии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Надсистемное" мышление педагога 15.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Надсистемное» мышление начинающего педагога.

Преподавать я начала на первых курсах Университета. Так нам советовали наши преподаватели, аргументируя это тем, что только через тщательную подготовку к урокам и многократное повторение, мы наконец-то усвоим грамматику и начнем ориентироваться в бескрайних просторах языка. Мне нравилось учить, я получала истинное удовольствие  от того, что понимала свой предмет всё лучше и лучше и, что могла объяснить своим студентам самую его суть. Но чего-то не хватало. Попросту говоря, я боялась упустить что-то в жизни. Я начала пробовать себя в разных областях. Поработав несколько лет в туристической сфере и, посвятив долгое  время «переводу», я возвращаюсь к педагогике. И для меня начинается  абсолютно новый виток моей жизни, который порождает в моей голове ряд сомнений.
Рано или поздно перед каждым специалистом  в любом возрасте встает вопрос, для кого он работает?  В нашей отрасли большинство ответит  – для учеников, но это, конечно, лукавство. Вроде бы все, что мы делаем, включая ведение уроков, заполнение журналов, написание статей, выступлений на конференциях, семинарах и прочее, - это для наших учеников, для поразительного результата,  но зачастую мы так напрягаемся, потому что хотим признания коллег и экспертов или проще -  хотим потешить свое самолюбие. И как ни странно -  это нормально. Это одна из потребностей человека  - ощущать принадлежность к группе, испытывать уважение и признание коллег «по цеху». Все профессионалы через это проходят. В этот период очень важными становятся дипломы и сертификаты, награды и поощрения  типа «лучший сотрудник школы», а еще круче «лучший учитель года". 
Однако, большинство из нас на пути к успеху, сталкивается с врагом номер один – самим собой. Ведь так страшно написать статью или выступить на семинаре, потому как  коллеги могут осудить. Выпустить книгу невозможно, потому что эксперты раскритикуют. Выразить себя, высказаться, обозначиться в своем естестве не представляется возможным. Ты весь в правилах, стандартах и "как должно быть". 
И вот ты немного отстраняешься, становясь простым обозревателем и тебя в определенный момент «отпускает». Ты как-то резко начинаешь видеть, что все гуру и эксперты - обычные люди со всеми травмами и неудовлетворенностями, поэтому ничто человеческое им не чуждо: и жажда власти, и жажда превосходства, и зависть, и много чего ещё. И если ты работаешь, то единственная категория людей, которая должна тебя понимать и адекватно воспринимать – это твои ученики. Это и твой доход, и твоя самореализация, и вообще твое движение по жизни. Вот на чем нужно сделать акцент.  Твою значимость создают именно ученики, а не коллеги и уж тем более не сертификаты и дипломы, зачастую полученные неоднозначным образом. От того, что тебя признает узкий круг профессионалов, в твоей жизни не изменится ровным счетом ничего, кроме раздувшегося эго. А признание учеников  - это и вдохновение, и развитие, и другой уровень жизни. Это сам смысл твоей работы. Для чего нужно было все, включая многолетнее обучение, если не для того, чтобы помогать людям, улучшать качество их жизни, расширять свой и их  кругозор, закладывать  морально-нравственные нормы? 
Это нормально, что кому-то нравится быть в федерациях и ассоциациях. «По спиральной динамике это синий уровень развития - уровень закона и порядка». Об этом мечтала и я, но сейчас, наблюдая за своими коллегами, которые вышли на этот самый  уровень, я понимаю, что мне это неинтересно. Я за «надсистемное» мышление, которое не нуждается в ограничениях. За непрерывное творчество, подкрепляемое тонким чувствованием. Кардинально иной уровень работы и ощущения себя в профессии. 
Мне безразлично, что обо мне думают коллеги. Мне не нужно, чтобы кто-то считал меня хорошей девочкой, и заслуживать чье-то одобрение. Я не верю в чистое восприятие, слишком много там личного и субъективного. Я оглядываюсь на коллег ради личного опыта, из желания почерпнуть что-то новое. Если хотите,  ради профессионального обмена опытом.
Вывод, который я сделала из своей практики: просто иди. Делай свое дело. Слушай себя. Видишь пробел в своем профессионализме, устраняй. Ориентируйся на свою удовлетворенность от  работы. 
А слава, успех, популярность, признание, звания - это все шелуха и декорации. Приходят естественным образом к тем, кто идёт своим путем и делает своё  дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...