План самообразования на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя биологии
материал на тему

Фахриева Елена Леонидовна

План самообразования

на межаттестационный период

по повышению профессионального

уровня учителя биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiv_plan_prof_rosta_zinnatova_a.g.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1 ГОРОДА МАМАДЫШ» МАМАДЫШСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

План самообразования

на межаттестационный период

по повышению профессионального

уровня учителя биологии

Зиннатовой Альфии Гафуровны

        

2014-2019 гг.

Личная карта учителя

Год рождения:  1964 год

Образование высшее, в 1986 году окончила  Казанский государственный педагогический институт по специальности «география-биология», квалификация по диплому «Учитель географии и биологии».

стаж педагогической работы (по специальности) 31 год,

в данной должности 31 год; в данной организации 31 год.

Прохождение курсов: 

-: прошла курсы повышения квалификации для учителей биологии в 2016 году в ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан" в количестве 108 часов по программе " Совершенствование  процесса обучения  учебному предмету   «Биология» в условиях  введения ФГОС основного общего образования» № 001338 регистрационный номер 2080  от 29 апреля 2016 г.,

- курсы в  количестве 8 часов «Реализация основных положений ФГОС в УМК «Биология»,  издательства «Русское слово»», 2014 год.


Экспериментальная работа по теме  «Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»  в Центре Педагогических Инноваций им.К.Д.Ушинского «Новое образование». 

Прикреплена к Региональной инновационной площадке ФГАОУ ВО «Казанский  (Приволжский)  федеральный университет»»  (приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 5 ноября 2015 года №9548/15) по направлению «Психолого-педагогическое  и методическое   сопровождение  инновационного развития школ на основе   технологий проблемного обучения» с 18 января 2017 года

МБОУ «СОШ №1 города Мамадыш» является пилотной площадкой, апробирующей учебно-методические комплекты «Инновационная школа» издательства «Русское слово», соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, я являюсь участником данного эксперимента.

Тема самообразования: «Повышение уровня профессиональной компетенции в обучении биологии»

Методическая тема: «Повышение ключевых компетенций учащихся при подготовке к ГИА в форме ЕГЭ, ОГЭ»

Сроки реализации: 2014 - 2019г.г.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться».

В. А. Сухомлинский

Одним из основных условий, влияющих на учебную деятельность учащихся, является формирование учебной мотивации. Необходимо работать над созданием принципиально новых технологий учебно-познавательной деятельности учащихся. В основе таких технологий - побуждение внутренних мотивов учения, включение ученика в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от работы, организация совместной деятельности учителя и учащихся. Важно, чтобы ученики осознали, что биологические знания - не только элемент общей культуры, но и необходимое условие существования человека в окружающей среде.

Противоречия опыта: низкий уровень мотивации большинства учащихся к обучению и высокие требования, предъявляемые обществом к выпускнику; между объемом биологических знаний по программе и объемом знаний, усваиваемых учеником; между знаниями, полученными на уроках  биологии и способностью применять их в жизненной практике; успех в школе не всегда означает успех в жизни.

Актуальность выбранной темы: В последние годы весьма актуальна проблема постоянного повышения разрыва между уровнем подготовки по биологии в школах, особенно сельских, и требованиями, которые предъявляют к абитуриентам вузы; ориентация на  образованных,  нравственных,   предприимчивых,  мотивированных на успех людей, динамичных, конструктивных специалистов, способных самостоятельно принимать  ответственные решения в ситуации выбора; внедрение ФГОС.

Ведущая педагогическая идея: формирование  у  обучающихся метапредметных умений через  повышение мотивации к учению.

Изучение факторов, влияющих эффективность образовательной деятельности, как необходимое условие формирования ключевых компетенций учащихся,  позволило сформулировать проблему исследования:  недостаточный уровень мотивации к учению у большинства учащихся.

Цель моей работы заключалась в создании условий для повышения мотивации к учению посредством современных образовательных технологий, методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся.

Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:

  • провести теоретический анализ понятия о мотивах;
  • изучить мотивационную сферу учащихся;
  • найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации;
  • апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации;
  • проанализировать достигнутые результаты;
  • наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.

Теоретический анализ: на данном этапе я попыталась разобраться в вопросе, какие виды мотивов необходимо формировать и развивать в своих учениках: познавательные, социальные, внутренние  мотивы, направленные на достижение успеха.

Причины спада учебной  мотивации: у подростков нечетко сформировано чувство будущего; отношение ученика к учителю и учителя к ученику; личная значимость предмета; умственное развитие ученика; непонимание цели учения; страх перед школой и др.

Потребности, мотивирующие учебную деятельность: потребность в творчестве и творческом труде; потребность в самоутверждении и самовыражении; потребность в общении,  познании; нравственно-эстетическая потребность;   потребность смысла жизни и др.

Если перечисленные потребности активируются в ходе учебной деятельности, то у детей повышается внутренняя мотивация.

После теоретической подготовки по проблеме старалась подбирать наиболее эффективные образовательные технологии, приёмы и методы по формированию и повышению учебной мотивации, которые я успешно использую в образовательной деятельности.

Краткий анализ опыта работы над методической темой.

Главная особенность ФГОС основного общего образования – деятельностный  подход к обучению: научить ученика учиться, сформировать универсальные учебные действия, способности рефлексии. 

Интерактивное обучение – организация познавательной деятельности, осуществляемый как совместная деятельность учащихся. Основное условие интерактивного обучения – самостоятельное «приобретение» обучающимся знания, а это – его собственная мыслительная активность, его попытка породить знание на основе своих интересов, желаний, предположений.

Личностно-ориентированное обучение характеризуется сотрудничеством участников педагогического процесса, партнёрством. Учитель и учащиеся совместно определяют цели и задачи обучения. Организация такого учебного процесса основана на использовании технологии коллективного взаимообучения. В условиях групповой работы дети более внимательно относятся к оценке своего участия в выполнении общего задания, так как работа в команде побуждает учащегося к активным действиям.   Совместное обучение, в отличие от индивидуального, снимает страх перед неудачами у более слабых, делает прочнее знания более сильных. В ходе работы над решением проблемы (познавательные УУД) участники команды учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать собственную точку зрения (личностные УУД), вставать на позиции других участников группы, приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД).

Использование в обучении исследовательского метода создает для учащихся возможность приобретения методических умений, развития способностей вести познавательные исследования и в то же самое время повышает интерес к изучаемому предмету. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Основным направлением моей педагогической деятельности является создание благоприятной среды для развития учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся, в том числе и через метапредметность. Ведь явления, вещества в окружающем нас мире не распределяются ни по теме изучения, ни по предметам, ни по возрасту учеников. Поэтому важно ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие события, пробуждать у него интерес к неизвестным явлениям.

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Важной особенностью кейс-метода является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. Например, технологией критического мышления. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.        

Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения, основанные на создании проблемных ситуаций, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность.

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы большое значение имеет осознание учеником своих успехов. Для развития этих умений использую много методов, приемов. Некоторые из них:

  • метод опережающего обучения - «учить мыслить вслух»;
  • метод опорных схем – отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами  мысли, действия, формирует понятия, устойчивые навыки;
  • «Мозговой штурм» - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности всех учащихся;
  • дифференциация и индивидуализация обучения: гарантируется  возможность каждому ученику работать в своём темпе, что обеспечивает ему комфортное  и успешное обучение;
  •  игровые ситуации, ситуации занимательности, введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов и др.

           Информационно-коммуникационные технологии также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.  В своей работе активно использую комплекс программных средств по организации дистанционного обучения, консультирования и тестирования знаний учащихся посредством интернет-технологий.

Главное место на моих уроках занимает эксперимент, который содействует обогащению новыми знаниями и исследовательскими умениями.

Современный учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения. Поэтому важное значение имеют здоровьесберегающие технологии.

Итоги работы за последние два года свидетельствуют, что  выбранная образовательная стратегия эффективна. Имею стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ.

Я стараюсь использовать в своей работе педагогические технологии, методы и приёмы, способствующие развитию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся при обучении биологии. Хочу подчеркнуть, что повышение мотивации к учению позволяет решать проблему формирования ключевых компетенций  у учащихся согласно новым  требованиям к образованию.

Девиз: На нас смотрит наше будущее. Давайте сделаем его лучше!

Программа профессионального развития

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
  • Обучение на курсах повышения квалификации.
  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Учебные занятия
  • Методическая продукция
  • Портфолио
  • Творческий отчет
  • Представление результатов педагогической деятельности
  • Мастер-классы
  • Творческая мастерская
  • Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
  • Профессиональные конкурсы

 

Самоооценки учебного занятия

  • Оценка содержания учебного материала.
  • Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
  • Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
  • Оценка целей и результатов проведенного занятия.
  • Оценка содержания учебного материала на уроке:
  • научность, доступность изучаемого учебного материала;
  • актуальность материала и его связь с жизнью;
  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
  • оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

 

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

  1. Рабочие программы по учебным предметам, спецкурсам.
  2. Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
  3. Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
  4. Программно-методическое обеспечение.
  5. Модель технологии обучения, описание методической системы.
  6. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, конкурсных форм и т.д.

План самообразования

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ
  • формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей ;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная 

Творческое сотрудничество по теме самообразования: учителя МО предметов , биологии и

Ожидаемые результаты: повышение качества обучения;  рост мотивации к учению, формирование ключевых компетенций и творческого потенциала обучающихся.

      Направление  и формы  работы        

      Сроки реализации

  1. Изучение и распространение передового педагогического опыта
  2. Повышение ИКТ-компетентности
  3. Реализация индивидуального плана работы с одаренными детьми
  4. Участие в профессиональных и творческих конкурсах
  5. Составление собственных авторских разработок в электронном варианте с целью их использования в учебно-воспитательном процессе
  6. Работа над собственной методической темой
  7. Работа над темой самообразования
  8. Обобщение и распространение своего опыта работы через систему открытых уроков, внеклассных мероприятий, обучающих-семинар практикумов  и мастер-классов.
  9. Распространение своего опыта работы через Интернет
  10. Проведение педагогического мониторинга как системной диагностики качества образования.

13. Использование в  практической      деятельности  здоровьесберегающих технологий

14.Использование на уроках и  внеклассных занятиях  

электронных  учебников и мультимедийных      

презентаций, интерактивной  доски

15. Проведение  самоанализа  своей  профессиональной              

деятельности

16. Повышение общего уровня культуры, расширение  

кругозора,  ведение  здорового образа жизни  

систематически

в течение года

в течение года

в течение года

систематически

по приглашению

в течение года

в течение года

на предметной неделе, на неделе лицея, в течение года,

систематически

УЧАСТИЕ В ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ, ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТАХ

Наименование  и функции комиссии

Уровень

Сроки участия

Член экспертной группы при аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан

Муниципальный, республиканский

с 2004 года

Член районной комиссии по проверке олимпиадных работ учащихся по биологии

муниципальный

с 1995 года

Член районной комиссии по подготовке учителей  к профессиональным  конкурсам

муниципальный

С 2012 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя русского языка и литературы

Индивидуальный план работы на межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняучителя русского языка и литературы...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя биологии, химии Н. В. Леванских 2015-2018гг

В настоящее время педагогу необходимо постоянно повышать свои профессиональные качества. Профессиональное развитие требует от человека осознанного выбора направления развития.Постоянное самосовершенст...

Индивидуальный план развития на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя химии и биологии

Содержание1. Пояснительная записка2. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный периодРазделы программы профессионального развития педагогаФормы представления результатов ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня. Учитель биологии, химии Н. В. Леванских 2015-2018гг.

     Программа профессионального развития в целом является планированием деятельности педагога на определенный период. Педагог определяет в каком направлении ему двигаться, какие...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя химии и биологии Гизатулиной Фариды Рафиковны

Индивидуальный план развития на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя химии и биологии Гизатулиной Фариды Рафиковны на 2017-2019 г.Содержание1. Пояснительная записка2....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя химии и биологии

Важнейшим условием реализации концепции образования является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная...