Выступление "Реабилитационные возможности оригами в работе с детьми с ОВЗ."
материал на тему
Арт-терапия – естественная, древнейшая форма изменения психологического и эмоционального состояния, которой пользуются многие (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, сосредоточиться, успокоиться. Для этого не обязательно быть художником – достаточной взять ручку, карандаш или краски и начать рисовать. Искусству арт-терапии принадлежит роль естественного проводника симптомов или переживаний, и всё это не зависит от пола возраста, чувств болезни, переживаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление "Реабилитационные возможности оригами в работе с детьми с ОВЗ." | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реабилитационные возможности оригами в работе с детьми с ОВЗ.
Педагог дополнительного образования МАУО «Надежда», г.Нижнекамск.
Садриева Светлана Владимировна
«Под рукой оживает бумага,
Под рукой оживают цветы,
Будто волей искусного мага,
Оригами – бумага - мечты…
Так и жизнь без мечты - лишь бумага,
И судьба без мечты - суета,
А сложив день фигурой без страха,
В мир приходит мечты красота!»
В.Н. Напреенко (ж-л "Оригами" № 11 (1-98))
К сожалению, рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является реальностью наших дней. Человек – существо общественное. Поэтому жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как же научить жить в современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии?
Только будучи субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе человек становится полноценным членом общества. Это и есть реабилитация и (или) абилитация.
Воспитание и обучение детей и подростков с ограниченными возможностями с учетом формирования начальных профессиональных навыков – одно из условий социализации их в обществе.
Задача педагога, исходя из индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей ребенка, помочь сориентироваться в мире профессий. Занятия в творческих объединениях дополнительного образования помогают получить допрофессиональные и начальные профессиональные навыки и умения.
Арт-терапия – естественная, древнейшая форма изменения психологического и эмоционального состояния, которой пользуются многие (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, сосредоточиться, успокоиться. Для этого не обязательно быть художником – достаточной взять ручку, карандаш или краски и начать рисовать. Искусству арт-терапии принадлежит роль естественного проводника симптомов или переживаний, и всё это не зависит от пола возраста, чувств болезни, переживаний.
В план работы творческого объединения включён блок по изучению техники складывания «оригами». Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку?
Многочисленные исследования педагогических и медицинских работников свидетельствуют о том, что занятия ручным трудом улучшают качество жизни детей с ОВЗ (НОДА).
Причин успеха занятий оригами, как разновидности занятий ручным трудом много:
- материал. Бумага наиболее доступный материал для творчества. С бумагой можно делать многое: смять, разорвать, рисовать на ней, склеивать, складывать.
- освоить технику оригами довольно легко, в любом возрасте по принципу «от простого к сложному». В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который малыши учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и любое их количество.
- результат труда достигается быстро;
- «ситуация успеха»– если складывать поделку аккуратно и точно в соответствии со схемой, она обязательно получится красивой;
- есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, добавлять элемент творчества;
- устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;
- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных клинических случаях бывает единственно возможным;
- оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию, игротерапию (обыгрывание как процесса изготовления изделия, так и конечного результата), терапию цветом (используется разноцветная бумага);
-многократный повтор и ритмичность при складывании модульного оригами уравновешивают психическое состояние ребёнка;
- форма некоторых фигур (кусудами, многогранники, каркасные структуры) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.
Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта, при помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели.
На протяжении нескольких лет работы с детьми сложился определённый алгоритм:
- знакомство с условными знаками, со схемами;
- знакомство с базовыми формами;
- рисование эскизов;
- поэтапное изготовление игрушки;
- выполнение работы.
Подбирается материал, который удобен для создания определённой фигурки. Эта маленькая исследовательская деятельность проявляется в том, что дети из предложенного материала (картон, салфетки, гофрированная, писчая, обёрточная бумага и т. д.) выбирают удобную. Работая со схемами, познают элементы геометрии, черчения. Подбирая бумагу по цвету, у детей развивается художественный вкус. Ручной труд способствует развитию мыслительной деятельности. Оригами способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления.) Смена внимания предупреждает локальные перенапряжения и переутомления ребёнка при насыщенной разнообразной моторной и мысленной работе.
Основное место на занятиях отводится практической работе. Такие виды работ развивают творческое мышление, фантазию детей, позволяют на практике проверить свои силы в декоративно-прикладном творчестве.
Работы учащихся принимают участие в городских, региональных и республиканских выставках и конкурсах наравне со здоровыми сверстниками. Такие выставки и конкурсы способствуют ознакомлению широкого круга окружающих с искусством оригами, представляют собой наглядную популяризацию деятельности объединения, воспитанию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, позволяют создать дополнительную ситуацию успеха для ребёнка с ОВЗ.
Для создания социокультурного пространства в семье и повышения педагогической культуры родителей, проводится следующая работа: индивидуальные беседы и занятия, практикумы, занятия по сотворчеству детей и родителей, посещение родителями выставок работ учащихся, экскурсии учащихся и их родителей в городской музей на экспозиции декоративно-прикладного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.
Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....
Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Для коррекции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков, умения выражать свои...
4.3. Работа с детьми -инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья
Справка, копии дипломов...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...
«Использование оригами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В данном выступлении обсуждается влияние оригами на учащихся в воспитательно-образовательной деятельности....
Техника оригами в работе логопеда с детьми ОВЗ
В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике р...
Публикация "Коррекционно – развивающие возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью"Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование. В 3 частях. Ч. 3: сборник статей
Статья на тему: "Коррекционно – развивающиевозможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью....