Профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы школы
статья на тему
Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям и миру. Здоровье учителя — категория не столько медицинская, сколько психологическая, а значит, сохранение и укрепление здоровья педагогов в руках самих педагогов! Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса. Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами. Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_zdorove_uchitelya.docx | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы школы»
Автор Михайлова О. М.
Требования, предъявляемые к учителю как специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом. Многие исследователи психо - эмоционального здоровья педагогов говорят о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания учителя, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным силам и ресурсам. Задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных. Восприятие педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности - важное направление работы. Не менее важное направление - изменение отношения к проблеме. Работа, направленная на повышение стрессово устойчивости, повышение самооценки, уровня само принятия, снижения тревожности, само – агрессии - залог здоровья.
Анализ результатов анкетирования учителей показал высокий уровень фактора негативного влияния внешних обстоятельств. Это говорит о том, что многие учителя сетуют на различные жизненные проблемы, которые не в силах разрешить, так как «от них ничего не зависит». Среди факторов преодоления кризисов — очень высокий показатель ориентации на новое, направленность на развитие. Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям и миру, его тревожат не только собственные проблемы, но и проблемы других людей, которые он стремится решать.
Здоровье учителя — категория не столько медицинская, сколько психологическая, а значит, сохранение и укрепление здоровья педагогов в руках самих педагогов! Начинать, конечно, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психо -эмоциональное состояние, укреплять свое здоровье. Разнообразные приемы психосоматической саморегуляции учитель знает благодаря научно-популярным изданиям и собственному опыту.
Но очень многое зависит не столько от знаний, умений, навыков, сколько от собственной жизненной позиции, философского осмысления, от личного настроя.
Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше! Полезно расширить горизонты — жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам: семейным, хобби. Надо учиться лучше понимать других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее. Главное — научиться признавать право окружающих быть другими. Полезна более активная передача полномочий. Невозможно все сделать самостоятельно, надо больше доверять другим людям. И вообще надо не забывать жить, чувствовать и радоваться. Важно осознать необходимость просто быть, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
“Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества”.
Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”
Так что же такое здоровье?
До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.
Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: “ Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия”
Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию “здоровье”.
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:
Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.
Основная причина, побудившая взяться за данную тему – неблагополучное состояние здоровья современного педагога. Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово “долг” является ключевым.
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, Но есть в его деятельности своя специфика;
- во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье разрушающая;
- во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, “постарели”, так как молодежь все реже идет в педагогику.
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.
“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь об учителях. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: мы проводим его дома, на грядках, ремонтируя школьные кабинеты, на все остальное нужны средства и немалые…
Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя.
Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого - медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
- сердечно - сосудистые;
- желудочно-кишечные;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- болезни крови;
- нарушение функции щитовидной железы.
По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
– после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
– после 15-ти лет стажа – 40%;
– после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- снижение двигательной активности;
- эмоциональная перенапряженность;
- большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
- использование авторитарного стиля руководства.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.
Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:
- Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
- Зачем я родился? Что я должен совершить?
- Зачем мне быть здоровым?
- Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?
Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.
Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…
Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
Мировоззренческие причины:
- неумение принимать жизнь такой “как она есть”, без критики и протеста;
- неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
- неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от своей работы… и тем самым сохранить свое здоровье;
- неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории;
- неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем;
- незнание того, что каждый из нас нужен на своем месте, Нужен не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!
Психические причины:
- неумение противостоять стрессам;
- отсутствие навыка управления своими эмоциями;
- частое превышение своих психических возможностей;
- неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
- неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.
Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.
Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.
Выделяют здоровье разрушающие эмоции:
гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…
Есть эмоции здоровьесоздающие:
интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…
Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была бы работа, какая бы это была жизнь.
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
– лечебно-оздоровительные упражнения:– упражнения для позвоночника
– упражнения для осанки
– упражнения для шейного отдела позвоночника
следить за своим физическим здоровьем:
– полноценное питание– достаточный сон
– соблюдение правил личной гигиены
– режим труда и отдыха
– занятия спортом
соблюдать психоэмоциональное равновесие:
– позитивное мышление
– оптимизм
– управление эмоциями
– доброжелательное отношение к людям
– любовь к себе.
Статистика
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний(язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
- миопия(близорукость);
- ларингит;
- синдром хронической усталости;
- гиподинамия;
- остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- сниженная двигательная активность; эмоциональная перенапряженность;
- большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
- использование авторитарного стиля руководства.
А сами учителя:
- 86 % не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю;
- 87 % не ложатся спать в одно и то же время; 62% спят менее 7-8 часов в сутки;
- 78% принимают лекарства без медицинских показаний;
- лишь 13 % уделяют целенаправленное внимание своему здоровью;
- 45,7% стараются, но не получается;
- 32 % не уделяют внимания своему здоровью.
Наши рекомендации:
– Начинайте каждый день с чувством радости.
– Поддерживайте это состояние в течение дня.
– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
– Питайтесь регулярно и разнообразно.
– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
– Не переедайте на ночь.
– Спите не менее 8-ми часов в сутки.
– Занимайтесь физическими упражнениями.
– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
– Любите свою душу и тело.
– Старайтесь окружить их комфортом.
Не надейся на Бога
И не верь чудесам,
Есть одна лишь подмога:
Помоги себе сам.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?
Прежде всего, признать, что они есть.
Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.
Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо. Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
ЕСЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВЫГОРАНИЕ УЖЕ ПРОИСХОДИТ
И ДОСТИГЛО ГЛУБОКИХ СТАДИЙ
Помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Следующий этап профессиональной работы — пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе.
Аутотренинг — один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
Упражнение по выведению отрицательных эмоций:
1. Говоришь «стоп» и запрещаешь своим фантазиям далее развиваться и захватывать мозг, управляя эмоциями.
2. Представляешь, что в центре груди находится клубок серого цвета. Вытягиваешь его за нить, перематывая на бобину, которая находится в пространстве. В какой-то момент ты увидишь, что нитка становится светлее. Отрежь ее и отправь полученный шарик в космос, где он сгорит.
Согласно утверждениям психологов, в борьбе со стрессом также помогают:
Ранний подъем. Встаньте на час раньше остальных членов семьи, чтобы у вас было время спланировать день и немного побыть наедине с собой.
Разделение труда. Ненавязчиво и мягко переложите часть своих домашних или рабочих обязанностей на домочадцев или сослуживцев.
Периодический отдых. Почаще делайте передышки_ даже 10 минут достаточно чтобы расслабиться восстановить дыхание и отвлечься от насущных проблем.
Физические упражнения. Хорошо известный способ избавиться от стресса заключается в выполнении несложной разминки, простого массажа и просто потягивания.
Снисхождение к себе. Не стоит слишком многого от себя требовать: дайте себе право на ошибку, неточность и неправильный поступок. Хотя бы на несколько дней запретите себе думать о неприятном, мучиться угрызениями совести и сомнениями относительно правильности своих поступков.
Расслабление. Приятная музыка, любимый фильм, небольшая прогулка помогут отвлечься от неприятных мыслей.
Желание прощать. Научитесь не обращать внимание на неприятности прощать тех кто вас расстраивает. Прощая их вы даёте себе возможность не сосредоточиваться на проблемах. А это сбережёт и нервы и здоровье.
Готовность решать проблемы. Не стоит бежать от трудностей. Надо научиться их решать, иначе их может накопиться столько, что груз окажется для вас просто неподъёмным.
советы психолога Е.И.Кутовой «Девять правил психологического настроя успешного человека»:
1. Развивай в себе настрой, полный любви к делу, которым ты занимаешься, не забывая о том, что это выбор!
2. К испытаниям готовься мысленно и физически. Умей быть здоровым душой и телом. Не умеешь – учись!
3. Получай удовольствие от предстоящего испытания тебя в новом статусе.
4. Будь всегда позитивно настроен. Не бойся ставить перед собой сложные задачи. Стресс – следствие неуверенности, поэтому верь и доверяй себе.
5. В любой ситуации нужно растворяться в том что ты делаешь в данный момент. Не живи в прошлом и не проживай будущее сегодня – это равносильно поражению. Будь в настоящем!
6. Мысль материальна. Контролируй свои мысли. Если твой ум спокоен, то и тело не будет зажато.
7. Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней.
8. Сосредотачивайся на том, что тебе дано контролировать, и отключись от того, что выше твоих возможностей.
9. Потерпев поражение, воспринимай его как опыт. Понимание своих ошибок должно привести тебя в дальнейшем к победе. Не опускай руки и не отходи в сторону как неудачник.
10. Главное получай удовольствие и радость от любого процесса, чем бы ты ни занимался: спортом, учёбой, бизнесом, семьёй.
Антистрессовая гимнастика
1. Несколько раз приподнимите и опустите плечи, а затем, чтобы избавиться от ощущения «зажатых» плеч и застывшей шеи, повращайте ими.
2. Ненадолго присядьте, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов.
3. Посмотрите вверх и протяните руки, стараясь «достать до неба» - сначала одной рукой, затем другой, и обеими вместе.
4. Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.
5. Потяните себя за волосы. Затем опустите руки - уф-фы!
6. Сожмите рукой челюсть. Ощупайте ее кончиками пальцев (это упражнение особенно хорошо для тех, кто привык сжимать челюсти и скрипеть зубами).
7. Сожмите челюсти, потом широко раскройте рот, представьте себе, что находитесь на сцене Большого театра и произнесите: «Ааааааа!»
8. Зажмурьте глаза, а потом широко раскройте. Повторите это несколько раз.
9. Закройте глаза и медленно сделайте вдох и выдох, сосредоточившись на том, как воздух проходит через ноздри. По возможности представьте себе что-нибудь приятное.
У учителя не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает формулы, которые учитель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.
«Настрой на работу»
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является для меня высшим смыслом моей жизни».
«Настрои в течение рабочего дня»
-«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».
-«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».
-«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками».
«Настрой перед сложным разговором»
-«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».
-«Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности» «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым, энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, энергию во всем теле».
Настрой на уверенность в себе
-«Я все умею. Урок у меня получиться. Я справлюсь с ситуацией.»
Настрой на любовь к профессии и детям.
-«Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу».
-«Утренние и вечерние настрои» «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь»
-«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками».
Звуковая гимнастика
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
Звук «О» — воздействует на сердце, легкие;
Звук «Я» ;
Звук «М» — воздействуют на работу всего организма;
Звук «ХА» — помогает повысить настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешный учитель – основа эффективности образовательного процесса
Каким должен быть успешный учитель? Давайте порассуждаем...
методический проект "Дидактическая компетентность учителя - основа эффективности урока"
Дидактическая компетентность учителя - это основа эффективности всего образовательного процесса. Данный проект нацелен на организацию работы межшкольного объединения учителей русского языка и лит...
Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида.
Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида....
Профессиональное здоровье учителя
Профессиональное здоровье учителя...
Профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы.
Здоровье педагога-важный ресурс успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель может воспитывать отвественное отношение к личному здоровью окружающих людей у ребёнка....
Исследование "Анализ потребности профессионального роста учителя в условиях сельских школ ЯНАО через систему стимулирования"
Автор проводит исследование потребности учителей Панаевской школы-интерната в профессиональном росте. В ходе анализа полученных результатов, выявлены особенности мотивации профессионального развития п...
Материалы используемые при проведении методического кластера «Профессиональное здоровье учителя, становление профессиональной компетентности в области здоровьесбережения» по теме «Упражнения, направленные на сохранение и укрепление здоровья педагога"
Данные материалы взяты из книги Анатолия Сителя "Соло для позвоночника " https://avidreaders.ru/book/solo-dlya-pozvonochnika.html и с сайта https://www.youtube.com...