Профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы.
презентация к уроку по психологии на тему
Здоровье педагога-важный ресурс успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель может воспитывать отвественное отношение к личному здоровью окружающих людей у ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_uchitel_-_zdorovye_deti1.rar | 708.04 КБ |
Подписи к слайдам:
Являясь примером для учеников, учитель формирует у них такое же отношение к своему здоровью. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТПЕЧАТОК скажи мне, кем ты работаешь, и я скажу, с какими заболеваниями тебе нужно бороться
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье . Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанного с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации .
Положительная психическая встряска (выигрыш в лотерею или в казино или получение наследства в миллион долларов) тоже является стрессом, так называемым «положительным», или эвстресс . Отрицательное воздействие на психику (разнос директора, скандал в семье, проигрыш на бирже или в казино) называется «отрицательным» или дистрессом . Виды стресса
К физиологическим п ризнакам стресса относятся язвы, мигрень , гипертония, боль в спине, артрит , астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.
неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка; конфликт с директором или коллегами; недостаточная квалификация; чувство перегруженности работой, переутомляемость ; слишком высокая или слишком низкая ответственность; Трудные» ученики. Взаимоотношения с родителями. Неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной «авральной» работы. стрессовые ситуации
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ: • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств; вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи; ВТОРАЯ СТАДИЯ: • снижение интереса к работе; снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»; • возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; • нарастание апатии к концу недели; повышенная раздражительность, ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: • притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; • нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями; • личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми); • глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически холод безразличия поселяется в его душе. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии ( Маслач , 1982)
Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение . Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. Синдром эмоционального выгорания опасен как для человека, так и для окружающих. Если в коллективе появился человек, переживающий профессиональное выгорание, то возможна цепная реакция. Пессимизм начинает действовать как вирусное заболевание. Три аспекта профессионального выгорания
цель: дать возможность определить у себя уровень профессионального выгорания. Постарайтесь сравнить себя сегодняшнего и себя «вчерашнего». Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния. Тест «Насколько вы подвержены профессиональной деформации?»
До 4 баллов . У вас пока всё сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя ещё через полгода. 5 – 9 баллов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если не обратите на это внимание теперь, в скором времени ваше здоровье окажется под угрозой. 10 – 14 баллов. У вас сильно выражен синдром профессионального выгорания. Окружающим, в том числе и близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка – вот некоторые из большого списка заболеваний, которые вас ждут, если вы не измените свою жизнь. Результаты тестирования
Профессиональные болезни учителя 95 % учителей имеют заболевания нервной системы; 30 % - сердечно-сосудистой 26 % страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата; 21 % испытывают проблемы со зрением; 20 % часто обращаются к ЛОР врачам; 15% - беспокоит состояние желудочно-кишечного тракта. Уважаемые коллеги, за своё здоровье надо браться ! Важно не только владеть знаниями о сохранении здоровья, но и знать технологии его реабилитации.
Отвлечение : спортивные игры, послушать музыку, сходить в гости, по магазинам, общение с природой, занятия танцами. СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Переключение: Посмотрите по сторонам, стараясь обращать внимание на те мелкие детали окружения, которых обычно не замечаете. Когда это необходимо, обратитесь за профессиональной помощью . Аутотренинг (самовнушение) Работа над дыханием Массаж «Трудотерапия» Блок различных упражнений СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
1. Упражнение «Дышим животом» 2. Упражнение «Дыхание на счёт» Мобилизующее дыхание : вдох (задержка дыхания) выдох – 4(2)4; 5(2)4; 6(3)4; 7(3)4; 8(4)4 8(4)4; 8(4)5; 8(4)6; 8(4)7; 8(4)8 8(4)8; 8(4)7; 7(3)6; 6(3)5; 5(2)4 Успокаивающее дыхание : вдох (задержка дыхания) выдох – 4(2)4; 4(2)5; 4(2)6; 4(2)7; 4(2)8; 4(2)8; 5(2)8; 6(3)8; 7(3)8; 8(4)8; 8(4)8; 7(3)8; 6(3)7; 5(2)6; 4(2)5 Работа над дыханием
Одним из способов саморегуляции своего эмоционального состояния является самовнушение - Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение. Я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр. Я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил. - Я могу наслаждаться своей работой. У меня хорошая работа. Каждый день я с радостью иду на работу. Я работаю легко и радостно. У меня все получается. Это просто здорово – работать с детьми. От своих учеников я заряжаюсь молодостью и энергией. Я энергичен, молод душой и оптимистичен. - Сегодня я – успешный учитель. Я верю в свои силы, способности, таланты. Я начну и закончу сегодняшний день радостно и успешно. И так будет ежедневно. Так будет всегда. Так будет всю мою жизнь, которой никто не распоряжается, кроме меня самого.
Будьте здоровы! Поверьте, беды все уйдут. Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый . Здоровья Вам, благополучия, счастья, творческих успехов, благодарности и любви ваших учеников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...
Развитие профессиональной компетентности педагога как основа эффективной реализации современных педагогических технологий
Доклад на педсовете школы...
Развитие профессиональной компетентности педагога как основа эффективной реализации современных педагогических технологий
доклад на педсовете школы...
Профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы школы
Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям и миру. Здоровье учителя — категория не столько медицинска...
Материалы используемые при проведении методического кластера «Профессиональное здоровье учителя, становление профессиональной компетентности в области здоровьесбережения» по теме «Упражнения, направленные на сохранение и укрепление здоровья педагога"
Данные материалы взяты из книги Анатолия Сителя "Соло для позвоночника " https://avidreaders.ru/book/solo-dlya-pozvonochnika.html и с сайта https://www.youtube.com...