Профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы.
презентация к уроку по психологии на тему

Круглова Елена Владимировна

Здоровье педагога-важный ресурс успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель может воспитывать отвественное отношение к личному здоровью окружающих людей у ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_uchitel_-_zdorovye_deti1.rar708.04 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здоровый учитель – здоровые дети» Профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы. Педагог-психолог МБОУ «Высокогорская СОШ №3» Высокогорского района Круглова Е.В.

Слайд 2

Являясь примером для учеников, учитель формирует у них такое же отношение к своему здоровью. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТПЕЧАТОК скажи мне, кем ты работаешь, и я скажу, с какими заболеваниями тебе нужно бороться

Слайд 3

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье . Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанного с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации .

Слайд 4

Положительная психическая встряска (выигрыш в лотерею или в казино или получение наследства в миллион долларов) тоже является стрессом, так называемым «положительным», или эвстресс . Отрицательное воздействие на психику (разнос директора, скандал в семье, проигрыш на бирже или в казино) называется «отрицательным» или дистрессом . Виды стресса

Слайд 5

К физиологическим п ризнакам стресса относятся язвы, мигрень , гипертония, боль в спине, артрит , астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Слайд 6

неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка; конфликт с директором или коллегами; недостаточная квалификация; чувство перегруженности работой, переутомляемость ; слишком высокая или слишком низкая ответственность; Трудные» ученики. Взаимоотношения с родителями. Неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной «авральной» работы. стрессовые ситуации

Слайд 7

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 8

ПЕРВАЯ СТАДИЯ: • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств; вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи; ВТОРАЯ СТАДИЯ: • снижение интереса к работе; снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»; • возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; • нарастание апатии к концу недели; повышенная раздражительность, ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: • притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; • нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями; • личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми); • глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически холод безразличия поселяется в его душе. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии ( Маслач , 1982)

Слайд 9

Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение . Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. Синдром эмоционального выгорания опасен как для человека, так и для окружающих. Если в коллективе появился человек, переживающий профессиональное выгорание, то возможна цепная реакция. Пессимизм начинает действовать как вирусное заболевание. Три аспекта профессионального выгорания

Слайд 10

цель: дать возможность определить у себя уровень профессионального выгорания. Постарайтесь сравнить себя сегодняшнего и себя «вчерашнего». Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния. Тест «Насколько вы подвержены профессиональной деформации?»

Слайд 11

До 4 баллов . У вас пока всё сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя ещё через полгода. 5 – 9 баллов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если не обратите на это внимание теперь, в скором времени ваше здоровье окажется под угрозой. 10 – 14 баллов. У вас сильно выражен синдром профессионального выгорания. Окружающим, в том числе и близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка – вот некоторые из большого списка заболеваний, которые вас ждут, если вы не измените свою жизнь. Результаты тестирования

Слайд 12

Профессиональные болезни учителя 95 % учителей имеют заболевания нервной системы; 30 % - сердечно-сосудистой 26 % страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата; 21 % испытывают проблемы со зрением; 20 % часто обращаются к ЛОР врачам; 15% - беспокоит состояние желудочно-кишечного тракта. Уважаемые коллеги, за своё здоровье надо браться ! Важно не только владеть знаниями о сохранении здоровья, но и знать технологии его реабилитации.

Слайд 13

Отвлечение : спортивные игры, послушать музыку, сходить в гости, по магазинам, общение с природой, занятия танцами. СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Слайд 14

Переключение: Посмотрите по сторонам, стараясь обращать внимание на те мелкие детали окружения, которых обычно не замечаете. Когда это необходимо, обратитесь за профессиональной помощью . Аутотренинг (самовнушение) Работа над дыханием Массаж «Трудотерапия» Блок различных упражнений СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Слайд 15

1. Упражнение «Дышим животом» 2. Упражнение «Дыхание на счёт» Мобилизующее дыхание : вдох (задержка дыхания) выдох – 4(2)4; 5(2)4; 6(3)4; 7(3)4; 8(4)4 8(4)4; 8(4)5; 8(4)6; 8(4)7; 8(4)8 8(4)8; 8(4)7; 7(3)6; 6(3)5; 5(2)4 Успокаивающее дыхание : вдох (задержка дыхания) выдох – 4(2)4; 4(2)5; 4(2)6; 4(2)7; 4(2)8; 4(2)8; 5(2)8; 6(3)8; 7(3)8; 8(4)8; 8(4)8; 7(3)8; 6(3)7; 5(2)6; 4(2)5 Работа над дыханием

Слайд 16

Одним из способов саморегуляции своего эмоционального состояния является самовнушение - Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение. Я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр. Я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил. - Я могу наслаждаться своей работой. У меня хорошая работа. Каждый день я с радостью иду на работу. Я работаю легко и радостно. У меня все получается. Это просто здорово – работать с детьми. От своих учеников я заряжаюсь молодостью и энергией. Я энергичен, молод душой и оптимистичен. - Сегодня я – успешный учитель. Я верю в свои силы, способности, таланты. Я начну и закончу сегодняшний день радостно и успешно. И так будет ежедневно. Так будет всегда. Так будет всю мою жизнь, которой никто не распоряжается, кроме меня самого.

Слайд 17

Будьте здоровы! Поверьте, беды все уйдут. Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый . Здоровья Вам, благополучия, счастья, творческих успехов, благодарности и любви ваших учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...

Профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы школы

Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям и миру. Здоровье учителя — категория не столько медицинска...