Элективный курс "Графика чертежа"
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по черчению "Графика чертежа" Рассчитана на 1 год обучения в 7 классе, 34 учебных часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_cherchenie_7_klass.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Грязенятская основная школа»
Рассмотрено Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла _________/Иванькова Н.А./ Протокол №1 от 28 августа 2015г. | Согласовано Заместитель директора школы _________/ Орлова М.В./ 28 августа 2015 г. | Утверждено приказом директора МБОУ «Грязенятская основная школа» №67 от 31 августа 2015г. Директор школы ___________/ Рысева А.П./ |
Рабочая программа
элективного курса
«Графика чертежа»
7 класс
Срок реализации Программы: 1 год
Учитель изобразительного искусства
Чернова Надежда Анатольевна
(высшая квалификационная категория)
д.Грязенять
Год разработки Программы: 2015
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы,
пр. № 1от «31» августа 2015г.
Пояснительная записка
Общеобразовательный предмет «Черчение» постоянно претерпевает изменения, которые определены социальными процессами, происходящими в обществе. Обновляется, пересматривается графическая подготовка школьников с информационных и культурологических позиций.
Современные требования, предъявляемые к выпускнику общеобразовательной школы, обусловливает необходимость усиления графического образования, являющегося частью общего образования современного человека. Каждый выпускник школы должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания графических изображений, иметь общее представление о проектной деятельности.
Сегодня наш регион, как и вся страна остро нуждается в притоке образованных людей в промышленность, в том числе в инженерах, конструкторах, высококвалифицированных рабочих. Техническая грамотность молодёжи – гарантия того, что наша страна возродится как крупная промышленная держава.
Возникает противоречие между заказом государства и реальными возможностями школы. Необходимость создания программы элективного курса обусловлена тем, что для учащихся нужно дополнительное время на освоение графических знаний. Ведь на изучение предмета «Черчение» учебным планом предусмотрен всего 1 час в 8 классе. В имеющейся программе общеобразовательной школы даются основные понятия по предмету черчения, но этого материала недостаточно для отработки графических навыков, умения читать чертежи, развивать творческие способности обучающихся. По итогам 2014-15 учебного года 100% выпускников поступили в Рославльский железнодорожный техникум, где владение графическими знаниями необходимо. В 2015-16 учебном году в 7 классе 83% обучающихся – мальчики, которые, вероятнее всего выберут для дальнейшего обучения технические учебные заведения.
В основу данной программы легла программа для общеобразовательных учреждений «Черчение», авторов Ботвинникова А.Д., Вышнепольского И.С., Москва, Просвещение, 2011 год., авторской программы Романовой Л.Ю. «Геометрическое черчение» г.Казань, Республика Татарстан. В настоящую программу включены основополагающие темы и разделы курса «Черчение» и новые разделы: «Проект», «Занимательное черчение». На изучение разделов «Геометрические построения» и «Изображение плоской фигуры» отводится большее количество часов с целью лучшего овладения учащимися навыков работы с чертежными инструментами, для свободного использования различных геометрических построений для изображения плоских деталей и фигур. В разделе «Шрифт» - предусмотрено не только знакомство с чертежным, но и с художественным шрифтом. А также практические задания по составлению нового шрифта свободного стиля (можно с различным эмоциональной окраской или другим акцентом).
Новизна программы заключается и в том, что она предусматривает выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ по темам курса. Все это позволит учащимся 7 класса плавно перейти от курса «Изобразительное искусство» к «Черчению» через связующую нить – графику. Элективный курс «Графика чертежа» изучает графический язык общечеловеческого общения, основанного на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах и правилах выполнения, чтения некоторых видов графических изображений. Должное внимание уделяется освещению исторических объектов появления графического языка, совершенствованию его методов, развитию систем, составляющих его. А также способствует более эффективно и целенаправленно развивать наглядно-образное мышление, имеющее важное значение в любом творческом процессе, и приобретать необходимые графические навыки, позволяющие учащимся свободно предъявлять свои идеи при выполнении творческих заданий, на создание образов реального мира, построение новых, конструирования, реконструкцию, преобразования.
Цель программы: Изучить графический язык общения, передачу и хранение информации о предметном мире с помощью отображения ее на плоскости и правилах считывания.
Задачи:
1.Формировать у подростков интерес к предмету 2. Развивать наблюдательность, память, общеобразовательный кругозор при выполнении и чтении чертежей деталей, способности к динамическим пространственным преобразованиям. 3. Формировать образное пространственное мышление, самостоятельный подход к решению различных задач; развивать конструкторские, технические способности обучающихся.
4. Формировать умение применять графические знания для решения прикладных задач.
Ценностные ориентиры программы:
Ожидаемые результаты
Научатся:
Отличать изображение плоской фигуры от изображения объемного тела;
Воссоздавать образ предмета по его описанию;
Выполнять геометрические построения, связанные с делением отрезка, угла, окружности на равные части, построение сопряжений.
Правильно пользоваться чертёжными принадлежностями
Узнают:
Название основных геометрических тел и их элементов;
Основные правила оформления чертежей.
Назначение линий чертежа
Поймут:
Своеобразие языка графики и смогут пользоваться им для передачи определенной графической информации.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Всего часов | В том числе | |
теории | практики | |||
1 | Человек и графика. Виды графических изображений. | 1 | 1 | - |
2 | Чертёжные принадлежности. Отработка приёмов работы | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Правила оформления чертежей. Линии чертежа. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Шрифты. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Чертёж плоской фигуры | 3 | - | 3 |
6 | Геометрические построения | 4 | 0,5 | 3,5 |
Анализ геометрической формы | 2 | - | 2 | |
7 | Развёртки | 8 | 0,5 | 2,5 + 5(проект) |
8 | Планы | 6 | 2 | 4(проект) |
9 | Занимательное черчение | 4 | - | 4 |
Итого | 34 | 5,5 | 28,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Формируемые УУД | Дата | |
план | факт | |||
1 | Человек и графика. Виды графических изображений. | Рассматривать и сравнивать чертежи, эскизы, технические рисунки. Формулировать понятия: чертеж, эскиз, схема, технический рисунок, развертка | 07.09 | |
2 | Чертёжные принадлежности. Отработка приёмов работы на формате А-4 | Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами. Формировать навыки оформления чертежей. Формулировать понятия: типы линий, рамка, основная надпись, формат. | 14.09 | |
3 | Правила оформления чертежей. ЕСКД, ГОСТ. Гр.р.№1Вычерчивание рамки чертежа и основной надписи. | Вычерчивать рамку основной надписи. Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами. | 21.09 | |
4 | Линии чертежа. Назначение линий. | Осваивать приемы работы чертежными инструментами. Развивать умения и навыки при выполнении оформления чертежа и начертания типов линий | 28.09 | |
5 | Гр.р.№2.Вычерчивание узора в квадрате с использованием линий различного вида. | Применять полученные знания на практике. Подходить творчески к решению задания | 05.10 | |
6 | Шрифты. Отработка навыков написания чертежным шрифтом | Изучать правила выполнения букв и цифр, чертежного шрифта Формировать навыки начертания букв и цифр чертежного шрифта. | 12.10 | |
7 | Заполнение рамки основной надписи | Закреплять полученные знания, применять их на практике | 19.10 | |
8 | Гр.р.№ 3.Чертёж плоской фигуры. Композиция чертежа. | Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами. Учиться правильной композиции | 26.10 | |
9 | Правила нанесения размеров на чертеже | Изучать правила нанесения размеров на чертежах, с применением и обозначением масштабов. | 09.11 | |
10 | Чертёж детали, симметричной относительно 2-х плоскостей симметрии. Работа по индивидуальным картам. | Анализировать форму, делать выводы, определять алгоритм действия | 16.11 | |
11 | Геометрические построения. Деление окружности на части. | Решать поставленную задачу по аналогии | 23.11 | |
12 | Геометрические построения. Сопряжение. | Выполнять задание, используя ранее полученные знания | 30.11 | |
13 | Гр.р.№4. Составление узора в круге (с использованием графических построений и деления окружности на равные части). | Решать задачу творчески, планировать деятельность, предвидеть результат труда | 07.12 | |
14 | Гр.р.№5. Построение чертежа вазы с использованием способов сопряжения. | Выполнять задание, используя ранее полученные знания | 14.12 | |
15 | Плоские и объёмные геометрические формы. | Сравнивать, делать выводы, давать определения | 21.12 | |
16 | Анализ геометрического строения детали. | Анализировать форму, сопоставлять, образно мыслить | 28.12 | |
17 | Развёртки геометрических тел | Решать пространственные задачи | 11.01 | |
18 | Гр.р.№6 Построение развёртки прямоугольной призмы | Работать самостоятельно, согласно алгоритму | 18.01 | |
19 | Построение развёртки объекта комбинированной формы по рисунку. | Анализировать, делать выводы, работать с учебником | 25.01 | |
20 | Проект «Подарочная упаковка». Технический рисунок. Эскизы. | Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу | 01.02 | |
21 | Гр.р.№7. Чертёж развёртки подарочной упаковки. | Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу | 08.02 | |
22 | Работа над проектом в материале. | Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу | 15.02 | |
23 | Работа над проектом. Графика в дизайне. | Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу | 29.02 | |
24 | Презентация проекта. | Презентовать результаты своего труда | 07.03 | |
25 | Занимательное черчение. Оптические иллюзии | Развивать воображение и наблюдательность | 14.03 | |
26 | Логика в черчении | Развивать логическое мышление | 28.03 | |
27 | Проволочная головоломка | Развивать логическое мышление | 04.04 | |
28 | Конструкторская смекалка | Развивать логическое мышление, конструировать форму | 11.04 | |
29 | План, как вид графических изображений. | Развивать образное мышление, анализировать, делать выводы, работать с учебником | 18.04 | |
30 | Чтение чертежа. | Работать с чертежом, работать в парах | 25.04 | |
31 | Проект «Школьный двор» | Применять знания на практике,осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу | 16.05 | |
32 | Работа над проектом. Условности и обозначения. | Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу | 23.05 | |
33 | Работа над проектом. Выполнение чертежа. | Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу | ||
34 | Защита проекта. | Высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Методическая литература:
Для учителя
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. М, Просвещение, 2014г.
2. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
3.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
4. CD – диск «Комплекс уроков по черчению. 8 класс»
Для учащихся
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение , 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки.
Предмет: ТЕХНОЛОГИЯ Методика проведения уроков Класс: 6 Раздел: Проектирование и изготовление швейного изделия Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 6 классе в рамках модуля «И...
Методическая разработка по теме: «Принципы построения чертежа основы поясных изделий. Построение базисной сетки чертежа основы прямой юбки на типовую фигуру».
Правила и последовательность построения прямой юбки. Методическая разработка по предмету "Коструирование и моделирование изделий одежды в соответствии с эскизом"....
Программа элективного курса по технологии "Сборочный чертеж"
Элективный курс «Сборочный чертеж» предусмотрен для тех ребят, которые хотят углубить свои знания , полученные на занятиях по программе «Проекционное черчение». Обучающиеся не только получат нов...
Технологическая карта по теме Архитектурно-строительные чертежи. Графическая работа «Линии чертежа».
Данная карта урока составлена для учащихся 5 класса по направлению "Индустриальные технологии" раздел "Черчение"....
Чтение сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Презентация составлена для учащихся 9 классов при изучении темы "Сборочные чертежи". В презентации представлено несколько сборочных чертежей для устного чтения сборочных чертежей, а так же о...
«Чтение и выполнение чертежа детали. Пр. р. № 5. Выполнение чертежа детали изделия. "
План урока по технологии для мальчиков 6 класса "Чтение и выполнение чертежа детали. Практическая работа №5. Выполнение чертежа детали изделия."...
Тесст по теме "История чертежа в России. Техника выполнения чертежей и правила их оформления"
Тест разработан по учебнику А.Д.Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского "Черчение 9 класс"...