Конспект занятия "Ремесло связавшее века и поколения. Гладь"
план-конспект на тему
Дошедшие до нас старинные вышитые вещи, будь то ковер, рубаха, рушник или платок позволяют нам приобщиться к общечеловеческим ценностям, овладеть национальным культурным наследием. Знакомство с вышивкой позволяет изучить культуру, историю своего народа, осуществить связь поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_glad.docx | 150.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Радуга»
ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
на тему: «Ремесло, связавшее века и поколенья. Гладь»
Составитель: педагог дополнительного образования
Веремеренко Татьяна Владимировна
ст. Брюховецкая 2016 г.
Пояснительная записка.
Одна из главных целей образования, в том числе дополнительного – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных представлений о прекрасном, своей индивидуальности. Раскрыть и развить потенциальные способности ребёнка, формирование знаний, практических умений и навыков работы формирование творческого отношения к деятельности, знание традиций и ремёсел.
Вышивка, как часть культурного наследия, как одно из направлений рукоделия, сопровождало человечество много веков. Причём в разное время у разных народов вышивка отличалась по технике исполнения, используемым материалам, цветам и т. д.
Дошедшие до нас старинные вышитые вещи, будь то ковер, рубаха, рушник или платок позволяют нам приобщиться к общечеловеческим ценностям, овладеть национальным культурным наследием. Знакомство с вышивкой позволяет изучить культуру, историю своего народа, осуществить связь поколений.
Программа «Марья-искусница» относится к художественному направлению и реализуется в детском объединении «Марья-искусница» Центра дополнительного образования «Радуга» станицы Брюховецкой.
Занятие по теме «Ремесло, связавшее века и поколенья. Гладь»
включено в учебно-тематический план рабочей программы «Марья-искусница», и проводиться с группой 1 года обучения. Занятия в группе рассчитаны на 4 часа в неделю. Таким образом, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, согласно с требованиями СаНПин.
На занятие по теме «Ремесло, связавшее века и поколенья. Гладь» отводится 45 минут с перерывом 3-5 минут, в количественный состав группы входит 10 обучающихся из образовательной школы. Структура занятия предполагает групповую работу, возраст обучающихся 10-12 лет. Из опыта известно, что у детей данного возраста, преобладает наглядно-образное мышление, поэтому в качестве наглядного материала я использую различные образцы вышивки, выполненные мной. В ходе занятия обучающиеся знакомятся с историей кубанской вышивки, её особенностями, месте в жизни казаков и их семей. Цель данного занятия – разбудить интерес обучающихся к истории вышивки, овладеть практическими навыками вышивания гладью.
Первая часть занятия предполагает изучение теоретического познавательного материала: вышивка как летопись семьи, народа, Кубани. Проведение викторины является моментом закрепления познавательного материала. Данная методика, позволяет визуализировать процесс познания, стимулирует интеллектуальную деятельность детей.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит через практическую деятельность при выполнении творческой работы. В ходе практической деятельности, обучающиеся используют ткань, нитки для вышивания, пяльцы, иглы, ножницы. В заключительной части занятия проводится просмотр работ. Обсуждение детских работ с точки зрения правильности техники гладьевых стежков, подбора нитей нужного цвета. Работа в группе создает условия для сотрудничества и формирования коммуникативных компетенций.
Периодическая организация просмотра, дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении панно или одежды.
Тип занятия: Обобщение и закрепление нового материала.
Коллективно – индивидуальная работа.
В структуру занятия входят:
1. Теоретическая часть. Знакомство с темой занятия, планом работы.
2. Просмотр образцов вышивки разных мастеров и времен.
3. Игровой момент (проведение викторины).
4. Практическая часть. Вышивание гладью цветочного мотива «Василёк»
5. Подведение итогов. Просмотр работ, анализ.
Цель и содержание учебного материала включает совокупность методов обучения:
- методы организации учебно-познавательной деятельности.
Содержание занятия
Тема : «Ремесло, связавшее века и поколенья. Гладь» Вышивание цветочного мотива в технике «гладь»
Цели :
воспитательные:
- формирование художественной культуры, приобщение к миру искусства, воспитывать уважение к культуре и истории Кубани;
- воспитывать устойчивый интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать уважение к людям, истории и промыслам, привить любовь к своей малой Родине.
развивающие:
- развивать умение размышлять об увиденном, высказывать личностное отношение к историческим событиям, отображенных вышитыми стилизованными элементами,;
образовательные:
- овладение учащимися знаниями об истории вышивки, ее месте в жизни народа , формирование навыков вышивания художественной гладью развитие творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к истории и народным промыслам;
практические:
- овладение навыками вышивания художественной глади, овладение приёмом передачи стежками нужного размера и цвета реального изображения.
Методическое и техническое обеспечение:
Стихи поэтов о вышивании:
- «Вышивай!» Маргарита Мыслякова.
- Четверостишия о вышивке Евгения Краснова
Оборудование, зрительный ряд:
Мультимедиа проектор, доска, зрительный ряд: изображения вышитых народных костюмов, рушников и т.д..
Дополнительный раздаточный материл:
Фотоматериал, вышитые картинки в разной технике, ткань, нитки и иглы для вышивания, пяльцы, ножницы, карандаш.
Ход занятия.
Теоретическая часть
Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие я хотела бы начать четверостишием Евгении Красновой:
Ты любишь вышивать? Постичь искусство это
Поможет красота. Взгляни скорей вокруг:
Природа так свежа, залита морем света!
Трудись и вышивай не покладая рук!
Оглянитесь вокруг, посмотрите на свою одежду. Как она украшена?
Мы видим рюши, канты, кружева и вышивку. Всё это сделано на машинах. Но так было не всегда. Ручной вышивкой были украшены накидки из шкур в древнем мире, рыцари носили вышитые гербы на своих одеждах, короли украшали себя вышивкой шелковыми лентами, простолюдины использовали вышивку для украшения свадебных нарядов, полотенец и других вещей. Можно сказать что вся история человечества отразилась в вышивке.
Вышивка бывает в разных техниках .Вы можете назвать какие-нибудь?
Подсказкой вам могут послужить вот эти работы(дети рассматривают предложенные работы).Небольшая беседа по каждой работе.
Чаще всего встречаются такие техники как крест, вышивка лентами и гладь.
В старину считалось что девушка , вышившая скатерть гладью могла считать себя мастерицей.
На Кубань вышивка пришла из украинской культуры. Ребята, вы родились на Кубани, а что вы знаете о рушниках? Да, это полотенце, но не простое. По тому, какие узоры украшают рушник можно узнать историю всей семьи: сколько детей в семье, причем, сколько из них мальчиков, воевал ли глава семьи, живы ли старики и многое другое. Так что можно сказать что мастерица, вышившая рушник сохраняла в нём всю историю своей семьи.
Завиточки синие, крестик на канве,
Гладь – цветочек как живой, шов на полотне,
Сколько в жизни красоты! Умиляет взор
Ловкой мастера рукой вышитый узор.
Рушники вышивались чаще всего крестиком или гладью. К глади всегда было отношение особенное: ее использовали для вышивания одежды и рушников для особенных случаев - свадеб, крестин. Я предлагаю посмотреть фотографии рушников, нарядов.
А теперь предлагаю вспомнить всё что вы знаете о вышивке и ответить на вопросы небольшой викторины.
Практическая часть
Сегодня мы научимся выполнять двусторонние гладьевые стежки на примере вышивания васильков
Цветы васильков чаще всего бывают ярко-синими (васильковыми). Но в природе они неодинакового цвета, поэтому одни цветки надо вышивать ярко-синими, другие — темно-голубыми, третьи — сиреневато-розоватыми. По форме цветы васильков также бывают разными: одни цветки раскрыты и у них видна серединка; другие — повернуты боком и видны только лепестки и чашечка. Для вышивки лепестков васильков надо подобрать 3 тона синих нитoк: голубой (тон 1), темно-голубой (тон 2) синий (тон 3), или три тона сиренево-розовых; черные - для тычинок; средне-коричневые - для чашечек и дымчато-зеленые холодного оттенка 2-3 тонов для листьев.
Для облегчения вышивки природную форму лепестков василька мы упростим в рисунках до плоского треугольника, а нитками разных тонов передадим объемность. Края лепестков имеют острые зубчики, и при вышивке надо стараться их сохранить. Начать вышивку надо с верхних краев лепестков голубыми нитками (тон 1), укладывая гладьевые стежки плотно по контуру лепестка и делая их разной длины к середине. -голубыми нитками (тон 2) заполнить верхние лепестки почти до середины цветка. Когда все лепестки будут вышиты нитками 2 тонов, надо углубить серединку цветка синими нитками (тон 3). Этим же цветом отделить лепестки друг от друга, прошивая небольшими стежками границы между верхними и нижними лепестками и «вливая» несколько стежков синего цвета в темно-голубой* (тон 2) на нижних лепестках (как бы тень от верхних лепестков, рис. 20).
Направление стежков — от края лепестка с наклоном к центру цветка. От одного лепестка к другому переходить строчкой. Второй ряд стежков выполнить темно-голубыми нитками (тон 2), вливая их в голубые, иногда доходя до края лепестка. У середины цветка лепестки вышивают ярко-синими нитками (тон 3). Если лепестки находят друг на друга, то в первую очередь следует вышивать нижние дальние лепестки темно-голубыми нитками (тон 2), застилая ими почти всю поверхность лепестка. Затем поменять нитку на голубую (тон 1) и вышить края всех верхних ближних лепестков.
После вышивки всех лепестков можно приступить к заполнению серединки цветка (в том случае, если она видна). Тычинки в середине цветка вышить мелким тычиночным швом черными нитками, ножки тычинок — стебельчатым швом розово-сиреневыми нитками. Если у цветка не видна серединка, то в этом случае на лепестках у центра цветка для живописности можно сделать 2—3 стежка розовыми нитками поверх синих.
Чашечки цветков и бутонов васильков вышивают в основном зелеными нитками (тон 2), оттеняя по краям более темными нитками (тон 3), а среднюю часть заполняя самыми светлыми (тон 1). Затем поверх гладьевых стежков надо нашить мелкую сетку по диагонали или шов «чешуйки» коричневыми нитками, создавая впечатление чешуек (рис. 21).
Бутоны вышивают так же, как цветы, только более темными нитками (тона 2 и 3).
Листья васильков удлиненные ленточные, вышивают их тоновой или продольной гладью зелеными нитками 2—3 тонов . Верхние листья на стебле вышивают более светлыми нитками (тона 1 и 2), а нижние и те, на которые падает тень, — более темными (тона 2 и 3).
Стебель васильков выполняют темно-зелеными нитками (тон 3) косой гладью с «настилом», но можно также их вышить стебельчатым швом в 2—3 ряда (рис. 22).
Подведение итогов.
Сегодня мы прикоснулись к прекрасному виду рукоделия-вышивке двусторонней гладью.
Рисунок на ткань наносился всем одинаковый, но посмотрите, какие разные получились васильки!
Распускает василёк
С бахромою лепесток,
Словно синий огонек,
Согревает взгляд цветок.
Г. Зеленкина
Василёк- простой, но очень яркий, выразительный цветок. Учитесь видеть прекрасное в простом! Старайтесь запомнить и выразить своими работами красоту и величие окружающей вас природы.
Творите, вышивайте и получайте от этого удовольствие!
ВИКТОРИНА
Цель: выявить уровень теоретических знаний обучающихся о видах вышивки, швах, приспособлениях, материалах и т.д.
Методический приём: устный опрос.
1.Специальная ткань для вышивания крестиком. (канва)
2.Приспособление для натягивания ткани при вышивании. (пяльцы)
3.Специальные нити для вышивания. (мулине)
4.Изображение, рисунок на бумаге, который в начале работы переносится на ткань. (схема)
5. Вышивка, при которой изображения одинаковы с лицевой и изнаночной стороны. (двусторонняя гладь)
6.Вид счетной вышивки, наиболее часто используемый в работе на канве. (крест)
7.Шов, используемый для вышивания стеблей, трав. (стебельчатый)
8.Моток мулине. (пасма)
9. Узелок, используемый при вышивке лентами, нитками. (французский)
10. Метод, позволяющий увеличить объём элемента вышивки гладью или лентами. (настил)
11.Материал, используемый при изготовлении лент для вышивания. (атлас, шелк, органза)
12.Мелкие бусины, используемые для вышивания картин или отдельных элементов. (бисер)
13.Мягкая или магнитная подушечка для игл. (игольница)
14. Название вышивки одним цветом. (монохромная)
15. Нить без цвета. (моно нить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия "Наследие прошлых поколений"
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.«НАСЛЕДИЕ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ». Цели и задачи:Знакомство с глубинами истории и развитием кружевоплетения.(Мероприятие проходит в просторном кабинете и оформлен...
Программа развития "Новому веку-здоровое поколение"
Подпрограмма разработана в соответствии с Законом РФ « Об образовании», «Концепции физического во...
Конспект урока 5кл ФГОС. Второго поколения.«Блюда из яиц»
Ознакомить учащихся с мерами предосторожности при работе с яйцами. Ознакомить учащихся с питательными свойствами яиц. Сформировать у учащихся умение правильного приготовления блюд из яиц. Привива...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Тема урока Технология изготовления прихватки в лоскутной технике.
Технологическая карта урока. С применением ИД....
Конспект занятия "Ремесло связавшее века и поколения. Гладь"
Дошедшие до нас старинные вышитые вещи, будь то ковер, рубаха, рушник или платок позволяют нам приобщиться к общечеловеческим ценностям, овладеть национальным культурным наследием. Знакомство с вышивк...
Конспект занятия на тему "Ремесло связавшее века и поколения. Гладь"
Дошедшие до нас старинные вышитые вещи, будь то ковер, рубаха, рушник или платок позволяют нам приобщиться к общечеловеческим ценностям, овладеть национальным культурным наследием. Знакомство с вышивк...
Конспект занятия на тему "Ремесло связавшее века и поколения. Гладь"
Дошедшие до нас старинные вышитые вещи, будь то ковер, рубаха, рушник или платок позволяют нам приобщиться к общечеловеческим ценностям, овладеть национальным культурным наследием. Знакомство с вышивк...