План-конспект открытого занятия "Наследие прошлых поколений"
методическая разработка (8 класс) по теме
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.
«НАСЛЕДИЕ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ».
Цели и задачи:Знакомство с глубинами истории и развитием кружевоплетения.
(Мероприятие проходит в просторном кабинете и оформление и декорации делят его на две части, одна – прошлое, оформлена декорациями избы, другая – настоящее)
Ведущая(педагог):Добрый вечер! Сегодня мы с вами проведем нетрадиционное занятие, которое называется «Наследие прошлых поколений» и вспомним с чего же все начиналось и откуда же зародился наш вид декоративно-прикладного искусства – кружевоплетение на коклюшках.
(Звучит приглушенная музыка, свет погашен, горят свечи)
Ведущая:Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Оно веками копилось и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. И нам нельзя забывать об этом.
Уходило и терялось многое – время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца.
Русские мастера не расставались с художественными промыслами своего народа, они всегда дорожили ими. Благоговейно относились к творчеству, и старое наследие «прорастало» в творениях людей поздних поколений. И сегодня мы вспомним историю нашего вида – кружевоплетения. Что же мы знаем о нем?
(Педагог сидит за большим столом вместе с воспитанницами, рядом стоят стойки с валиками)
Света Г.:В далекую старину уходят истоки этого ремесла, ставшего подлинным искусством. Откуда оно появилось в России, точно не установлено, но хорошо известно, что первыми кружевницами были монахини.
В работе они использовали золотые и серебряные нити, вплетали блестящее волочоное золото, жемчуг, драгоценные камни, и такие кружева были похожи скорее на ювелирные изделия.
Яна Н.:Выплетали работы для монастырей, церквей, изготавливали украшения для одежд священнослужителей. Золотое и серебряное кружево плели для пышных царских нарядов и даже для повозок знатных князей и бояр.
Лена М.:Изредка монахиням разрешалось посещать своих родственников. Общаясь, они обучали их рукоделию, но так как в деревнях кроме льняной нити, из которой плели холсты, ничего подходящего не было, то кружево стало нитяным. И оно оказалось духовно богаче и красивее, чем выплетенное из дорогого материала.
Женя В.:В сложном, гармоничном узоре переплетались звездочки, листочки, раскидистые веточки, цветы и травы. Осторожно, угольком (карандашей у кружевниц не водилось) наводили узор на бумаге, потом тонким шилом накалывали дырочки, чтобы видно было, куда вкалывать булавки.
Ведущая:Все кружева плелись по сколкам, возможности заказать сколок у художника не было, поэтому кружевницы использовали готовый рисунок, сотворенный самой природой.
С наступлением зимы женщины брали листы бумаги, смачивали их и накладывали вечером на стекло. А на следующее утро, когда осторожно снимали бумагу, видели, что иней написал на ней чудесную зимнюю сказку. Обводили угольком и принимались за новое кружево. В летний период собирали растения, укладывали их на бумагу и так же обводили. Особо удачные рисунки хранились и передавались в своем роду по женской линии.
Кристина О.:Одни умели плести только мерное кружево, другие только кружевные изделия, соревнуясь между собой. Плести мерное кружево считалось делом более почетным.
Катя Г.:Этот вид женского рукоделия быстро распространился. В городах за коклюшками сидели купеческие жены и дочери, мещанки пригородных слобод и крепостные богатых барских домов. Даже царицы и царевны прилежно сидели над подушками. Но после того как Петр 1 открыл двери теремов и дал женщинам пышные роброны вместо старинных сарафанов и летников, все изменилось. В погоне за иноземной роскошью женщины высших классов бросили плести кружева. Но в народе древнее, ничем не вытеснимое искусство продолжало расцветать.
Света Р.:Под грустные старинные песни деревенские девушки на посиделках вплетали в белые узоры свои мечты о счастливой жизни и бережно прятали готовые, прозрачные рулоны в деревянные, пестро раскрашенные сундуки с приданым. Молодые женщины с любовью обшивали пышными оборками кружев простыни и полотенца, и нарядные «крестильные» рубашки для своих первенцев.
Педагог:Вечером кружевницы собирались в одной избе и принимались за работу. Давайте же вспомним как это было и окунемся в атмосферу прошлых лет.
Сценка.
(В избе сидят три подруги – бабы и плетут кружева, к ним приходит четвертая. Все собрались в избе у Капиталины.)
Матрена:Вечер добрый подруженьки! Еле до вас дошла Капитолина. Слякоть – то, чуть с подушкой не кувырнулась.
Капитолина:Да и я – то гляжу в окошко, погода худая.
Софья:Думали, то уж ты Матрена не прейдешь.
Матрена: Я бы уж одна, так бы тоже не стала. Уже на продажу целую не плела, не давали, сцепного не дали, дали прошву. А ее шибко тянуть надо
Софья! А ты, что Анна четырьмя – то плетешь?
Анна:А! Смеетесь, небось, бабы – Анна – то четырьмя коклюшками плетет. А того не помните, сколько я знала. Я знаю численное, когда надо нитки считать, и узор сам собой повторяется. Численное – это уже самое старинное русское, давно уж нет численниц – то нигде. Знаю я и кружево сканое, шитое, и пряденое понимаю. А на коклюшках – то все разумела: манер белозерской, балахнинской, рязанской, вологодской, скопинской, елецкой, все знаю.
И рязанские – то павлинки, и протикай-речку, и ветви-разводы травчатые, и бровки-пышки-города, и гипюр зубьями – все знала.
Капитолина:Но против нашего вологодского манера – никуда. У нашего нитка нитку за ручку ведет. Видела я – то у других баланфен плетеный французский, и гипюр нитяной испанский. Не пришлось за нрав. Нет у них этой чистоты нашей – недаром вологодское кружево на убрусы невестам шло.
Софья:Да, и я ходка была – то на работу – ходка. По полтиннику в день вырабатывала: зимами – то фунт керосину в коптилке сжигали. В полдень чайку попьешь, и опять за работу, - очень мы чай любили, да сахару не жалели: когда вприкуску, а когда и вприглядку попьешь… и опять за коклюшки…
Капитолина:А я уж плетея – то была. Я на узком кружеве – то не сидела. Цельные платья выплетала, тальмы, вуали, чепцы плела.
Матрена:А я слыхала, были – то среди плетей и мужчины. Я знала такого мужика из Никольского, Глебом звали. Он плел, но стеснялся этого. Жена, когда приходила кружева сдавать, так говорила: «Это мои кружева, а это другой кружевницы». Мужа то есть. И никто никогда не видел его за подушкой. Только разговоры ходили.
Софья: А в Томаши тоже были мужчины, которые плели. Один так плел, что ни одной женщине было за ним не угнаться.
Анна:Да, кружева плести – не руками трясти
Как заплетется, так и наплетется.
Капитолина: Да и плести ведь надо аккуратно, чтобы кружева белоснежные были. А одна неряха тетка хорошо придумала:
Грязных кружев наплела и мукой напудрила.
Софья: Наши прадеды посудой глиняною славились,
А прабабки вологодским кружевом понравились.
Капитолина: Ну а теперь бабоньки, чайку – то пожалуй попьем?
Анна:Попьем!
Матрена:Можно и попить.
Софья:А то притомились. Больно уж спину свело.
(Подходят к столу, садятся пить чай.)
(Зажигается свет. Две девочки встают из - за стола и садятся за валики, плетут, к ним подходят бабки.)
Капитолина: А давайте посмотрим как же сейчас плетут кружева?
Софья: Ой молодцы девочки. Хорошо плетете.
Ведущая:В круглосуточном труде проходила вся жизнь русской кружевницы, из под пальцев которой метр за метром выходили, расходились по всей России и уплывали за границу волны морозных узоров.
Давно прошли тяжелые времена для русских кружевниц. Теперь они объединились в мастерские. Большой известностью в наше время пользуется кружево объединения «Снежинка» в Вологде.
Аня К.:С целью сохранения и развития этого ремесла в нашем доме детского творчества работает объединение плетение на коклюшках.
Ведущая:Проанализировав изученные техники плетения, мы выбрали для работы практичную и наиболее эффектную – Вологодскую. В ее основе лежит одно философское изречение «В конце начало или в начале конец», то есть откуда начинаешь работу, туда и овзвращаешься. Выполняется кружево полотнянкой, полоской шириной в 1 сантиметр, с помощью которой создается рисунок кружева. Это объединяющий нас в Вологдой момент, а отличительной особенностью является сам рисунок.
Лера В.: Все вместе мы разрабатываем чертежи по которым плетем изделия.
Света Г.:А прежде чем выполнить контрольное изделие, мы должны изучить определенные темы и выполнить образцы, такие как: плетешок, полотнянка без перевития крайних пар, полотнянка с перевитием на ходовой, с перевитием всех пар, полотнянка выполненная сеткой, простая решетка в пол заплета, в полный заплет, прошва 4-х лапковый паучок, 6-ти лапковый паучок, подушечка выполненная полотнянкой,выполненная сеткой, московская решетка, фестон выполненный полотнянкой, выполненный сеткой, рыбка, фестон с рыбкой,косичка, звездочка-плетешковая решетка и вилюшка. Затем выплетается контрольная работа, которая остается в фонде дома творчества.
Ведущая:Девочки, а я хочу вспомнить, что за период существования наш коллектив принимал участие в станичных, районных, краевых выставках, на которых ваши работы были удостоены дипломов лауреата, награждены граматами и памятными подарками.
Одной из форм отчета мы выбрали показ изделий.
Тем кто посещает наше объединение уже 2 и 3 год я желаю и в дальнейшем так же плодотворно трудиться, а те кто только первый год у них еще все впереди.
Анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.
«НАСЛЕДИЕ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ».
Цели и задачи: Знакомство с глубинами истории и развитием кружевоплетения.
(Мероприятие проходит в просторном кабинете и оформление и декорации делят его на две части, одна – прошлое, оформлена декорациями избы, другая – настоящее)
Ведущая(педагог): Добрый вечер! Сегодня мы с вами проведем нетрадиционное занятие, которое называется «Наследие прошлых поколений» и вспомним с чего же все начиналось и откуда же зародился наш вид декоративно-прикладного искусства – кружевоплетение на коклюшках.
(Звучит приглушенная музыка, свет погашен, горят свечи)
Ведущая: Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Оно веками копилось и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. И нам нельзя забывать об этом.
Уходило и терялось многое – время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца.
Русские мастера не расставались с художественными промыслами своего народа, они всегда дорожили ими. Благоговейно относились к творчеству, и старое наследие «прорастало» в творениях людей поздних поколений. И сегодня мы вспомним историю нашего вида – кружевоплетения. Что же мы знаем о нем?
(Педагог сидит за большим столом вместе с воспитанницами, рядом стоят стойки с валиками)
Света Г.: В далекую старину уходят истоки этого ремесла, ставшего подлинным искусством. Откуда оно появилось в России, точно не установлено, но хорошо известно, что первыми кружевницами были монахини.
В работе они использовали золотые и серебряные нити, вплетали блестящее волочоное золото, жемчуг, драгоценные камни, и такие кружева были похожи скорее на ювелирные изделия.
Яна Н.: Выплетали работы для монастырей, церквей, изготавливали украшения для одежд священнослужителей. Золотое и серебряное кружево плели для пышных царских нарядов и даже для повозок знатных князей и бояр.
Лена М.: Изредка монахиням разрешалось посещать своих родственников. Общаясь, они обучали их рукоделию, но так как в деревнях кроме льняной нити, из которой плели холсты, ничего подходящего не было, то кружево стало нитяным. И оно оказалось духовно богаче и красивее, чем выплетенное из дорогого материала.
Женя В.: В сложном, гармоничном узоре переплетались звездочки, листочки, раскидистые веточки, цветы и травы. Осторожно, угольком (карандашей у кружевниц не водилось) наводили узор на бумаге, потом тонким шилом накалывали дырочки, чтобы видно было, куда вкалывать булавки.
Ведущая: Все кружева плелись по сколкам, возможности заказать сколок у художника не было, поэтому кружевницы использовали готовый рисунок, сотворенный самой природой.
С наступлением зимы женщины брали листы бумаги, смачивали их и накладывали вечером на стекло. А на следующее утро, когда осторожно снимали бумагу, видели, что иней написал на ней чудесную зимнюю сказку. Обводили угольком и принимались за новое кружево. В летний период собирали растения, укладывали их на бумагу и так же обводили. Особо удачные рисунки хранились и передавались в своем роду по женской линии.
Кристина О.: Одни умели плести только мерное кружево, другие только кружевные изделия, соревнуясь между собой. Плести мерное кружево считалось делом более почетным.
Катя Г.: Этот вид женского рукоделия быстро распространился. В городах за коклюшками сидели купеческие жены и дочери, мещанки пригородных слобод и крепостные богатых барских домов. Даже царицы и царевны прилежно сидели над подушками. Но после того как Петр 1 открыл двери теремов и дал женщинам пышные роброны вместо старинных сарафанов и летников, все изменилось. В погоне за иноземной роскошью женщины высших классов бросили плести кружева. Но в народе древнее, ничем не вытеснимое искусство продолжало расцветать.
Света Р.: Под грустные старинные песни деревенские девушки на посиделках вплетали в белые узоры свои мечты о счастливой жизни и бережно прятали готовые, прозрачные рулоны в деревянные, пестро раскрашенные сундуки с приданым. Молодые женщины с любовью обшивали пышными оборками кружев простыни и полотенца, и нарядные «крестильные» рубашки для своих первенцев.
Педагог: Вечером кружевницы собирались в одной избе и принимались за работу. Давайте же вспомним как это было и окунемся в атмосферу прошлых лет.
Сценка.
(В избе сидят три подруги – бабы и плетут кружева, к ним приходит четвертая. Все собрались в избе у Капиталины.)
Матрена: Вечер добрый подруженьки! Еле до вас дошла Капитолина. Слякоть – то, чуть с подушкой не кувырнулась.
Капитолина: Да и я – то гляжу в окошко, погода худая.
Софья: Думали, то уж ты Матрена не прейдешь.
Матрена: Я бы уж одна, так бы тоже не стала. Уже на продажу целую не плела, не давали, сцепного не дали, дали прошву. А ее шибко тянуть надо
Софья! А ты, что Анна четырьмя – то плетешь?
Анна: А! Смеетесь, небось, бабы – Анна – то четырьмя коклюшками плетет. А того не помните, сколько я знала. Я знаю численное, когда надо нитки считать, и узор сам собой повторяется. Численное – это уже самое старинное русское, давно уж нет численниц – то нигде. Знаю я и кружево сканое, шитое, и пряденое понимаю. А на коклюшках – то все разумела: манер белозерской, балахнинской, рязанской, вологодской, скопинской, елецкой, все знаю.
И рязанские – то павлинки, и протикай-речку, и ветви-разводы травчатые, и бровки-пышки-города, и гипюр зубьями – все знала.
Капитолина: Но против нашего вологодского манера – никуда. У нашего нитка нитку за ручку ведет. Видела я – то у других баланфен плетеный французский, и гипюр нитяной испанский. Не пришлось за нрав. Нет у них этой чистоты нашей – недаром вологодское кружево на убрусы невестам шло.
Софья: Да, и я ходка была – то на работу – ходка. По полтиннику в день вырабатывала: зимами – то фунт керосину в коптилке сжигали. В полдень чайку попьешь, и опять за работу, - очень мы чай любили, да сахару не жалели: когда вприкуску, а когда и вприглядку попьешь… и опять за коклюшки…
Капитолина: А я уж плетея – то была. Я на узком кружеве – то не сидела. Цельные платья выплетала, тальмы, вуали, чепцы плела.
Матрена: А я слыхала, были – то среди плетей и мужчины. Я знала такого мужика из Никольского, Глебом звали. Он плел, но стеснялся этого. Жена, когда приходила кружева сдавать, так говорила: «Это мои кружева, а это другой кружевницы». Мужа то есть. И никто никогда не видел его за подушкой. Только разговоры ходили.
Софья: А в Томаши тоже были мужчины, которые плели. Один так плел, что ни одной женщине было за ним не угнаться.
Анна: Да, кружева плести – не руками трясти
Как заплетется, так и наплетется.
Капитолина: Да и плести ведь надо аккуратно, чтобы кружева белоснежные были. А одна неряха тетка хорошо придумала:
Грязных кружев наплела и мукой напудрила.
Софья: Наши прадеды посудой глиняною славились,
А прабабки вологодским кружевом понравились.
Капитолина: Ну а теперь бабоньки, чайку – то пожалуй попьем?
Анна: Попьем!
Матрена: Можно и попить.
Софья: А то притомились. Больно уж спину свело.
(Подходят к столу, садятся пить чай.)
(Зажигается свет. Две девочки встают из - за стола и садятся за валики, плетут, к ним подходят бабки.)
Капитолина: А давайте посмотрим как же сейчас плетут кружева?
Софья: Ой молодцы девочки. Хорошо плетете.
Ведущая: В круглосуточном труде проходила вся жизнь русской кружевницы, из под пальцев которой метр за метром выходили, расходились по всей России и уплывали за границу волны морозных узоров.
Давно прошли тяжелые времена для русских кружевниц. Теперь они объединились в мастерские. Большой известностью в наше время пользуется кружево объединения «Снежинка» в Вологде.
Аня К.: С целью сохранения и развития этого ремесла в нашем доме детского творчества работает объединение плетение на коклюшках.
Ведущая: Проанализировав изученные техники плетения, мы выбрали для работы практичную и наиболее эффектную – Вологодскую. В ее основе лежит одно философское изречение «В конце начало или в начале конец», то есть откуда начинаешь работу, туда и овзвращаешься. Выполняется кружево полотнянкой, полоской шириной в 1 сантиметр, с помощью которой создается рисунок кружева. Это объединяющий нас в Вологдой момент, а отличительной особенностью является сам рисунок.
Лера В.: Все вместе мы разрабатываем чертежи по которым плетем изделия.
Света Г.: А прежде чем выполнить контрольное изделие, мы должны изучить определенные темы и выполнить образцы, такие как: плетешок, полотнянка без перевития крайних пар, полотнянка с перевитием на ходовой, с перевитием всех пар, полотнянка выполненная сеткой, простая решетка в пол заплета, в полный заплет, прошва 4-х лапковый паучок, 6-ти лапковый паучок, подушечка выполненная полотнянкой,выполненная сеткой, московская решетка, фестон выполненный полотнянкой, выполненный сеткой, рыбка, фестон с рыбкой,косичка, звездочка-плетешковая решетка и вилюшка. Затем выплетается контрольная работа, которая остается в фонде дома творчества.
Ведущая: Девочки, а я хочу вспомнить, что за период существования наш коллектив принимал участие в станичных, районных, краевых выставках, на которых ваши работы были удостоены дипломов лауреата, награждены граматами и памятными подарками.
Одной из форм отчета мы выбрали показ изделий.
Тем кто посещает наше объединение уже 2 и 3 год я желаю и в дальнейшем так же плодотворно трудиться, а те кто только первый год у них еще все впереди.
Анализ.
муниципальное учреждение дополнительного образования детей
дом детского творчества ст.Калининской
муниципального образования Калининский район
СЦЕНАРИЙ
Культурно-массового мероприятия
«Наследие прошлых поколений»
Место проведения: ДДТ ст.Калининской
Дата проведения: 25 февраля 2005 года
Время проведения: 15.00
Возраст воспитанников: 11-17 лет
Участники мероприятия: учащиеся объединений прикладного творчества «Калининское кружево
Дома детского творчества ст. Калининской
ст.Калининская
2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...
План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...