Овладение образностью речи детьми дошкольного возраста
статья по теме
Воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений становятся одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovladenie_obraznostyu_rechi_detmi_doshkolnogo_vozrasta.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОВЛАДЕНИЕ ОБРАЗНОСТЬЮ РЕЧИ
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Некрасова И.А., учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 97 г. Иркутска
Воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений становятся одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном детстве.
Л.С.Выготский отмечал, что формирование образности как одной из составляющих культуры речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формы общения с окружающими людьми [1].
В работах О.С.Ушаковой, Н.В.Гавриш утверждается, что развитие образности речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания [8].
Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В.Гавриш и О.С.Ушакова подчеркивают, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания [8].
В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Работа над смысловой стороной слова выдвигается на первое место, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании. Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.). Разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.
В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку, дает художественная литература.
О.С.Ушакова отмечает, что с произведениями литературного творчества ребенок встречается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладевают умением создавать собственные сочинения, да еще грамматически правильно, связно, выразительно [9]. Психологи связывают трудности развития словесного творчества со многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов (мышления, восприятия, воображения), малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности [12]. Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения при развитии творческих способностей в области слова.
Возможности дошкольников в овладении образностью речи, в понимании средств художественной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь, конечно, большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития сознательных форм образности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства выразительности.
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью образности речи дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которые являются неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества), прежде всего в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие детьми художественного текста и перенос усвоенных знаний в их сочинения.
Многие педагоги в своих исследованиях указывают, что основным содержанием работы на занятиях по формированию образности речи дошкольников является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи [2; 8]. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров, их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. При этом формирование образности речи проводится в единстве с развитием других качеств связного высказывания (структурного оформления и образной лексики в соответствии с выбранным жанром).
В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей.
В исследованиях Н.В. Гавриш доказано, что осознание образного содержания литературных произведений, повышение уровня логического и наглядно-образного мышления детей обусловлено усвоением переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях [2]. Кроме того, замечает автор, параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждение о том, почему в загадке использовались сравнения, во фразеологизме - различные словосочетания, - все это наряду с формированием образности речи дает мощный толчок мыслительной деятельности старших дошкольников.
О.С.Ушакова, Е.М.Струнина в своих работах говорят о том, что овладение образностью речи старшими дошкольниками на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по разным направлениям [10]. Прежде всего, необходимо обращать внимание детей на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывать целенаправленные наблюдения (например, за транспортом). Затем перед детьми ставится вопрос в необычной форме (как по - сказочному сказать, о чем гудит - рокочет мотор?), а после этого они придумывают сказку о грузовике и грузовичке. Аналогично проводится наблюдение за деревьями: дошкольники придумывают, о чем те могут разговаривать, а затем сочиняют сказки о дереве и деревце.
После чтения сказок дети, отвечая на вопросы, отмечают необычные выражения и слова, различные по смысловым оттенкам (белка - белочка, лиса - лисонька). В своих сказках дети наделяют персонажей необычными качествами, используя антонимы и другие средства противопоставления, в которых имеются слова с разными смысловыми оттенками.
Таким образом, для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого и переносного значения слова, его смысловых оттенков, что приведет к уместному и точному употреблению образных слов в речи детей.
В обучение включается работа над смысловыми оттенками значений знаменательных частей речи (домик - домище, играть - проиграть, умный -умнейший), пониманием смысловой близости и различия разнокоренных синонимов, а также над пониманием словосочетаний в переносном значении (лес дремлет, злая зима).
От уровня развития чуткости к смысловым оттенкам слова зависит и уровень развития образности речи, так как у детей повышается смысловая точность речи, выразительность, совершенствуется грамматический строй, а это позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.
Каждое из занятий знакомит детей с содержанием и художественной формой произведения, обращает их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, включает творческие задания, целью которых является:
- уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;
- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, действия и поступки.
Таким образом, отмечает Н.В. Гавриш, образность речи является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников [2]. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности. В основе формирования словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Все это способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые при создании собственных сочинений.
Итак, задачами развития образности речи дошкольников являются:
- воспитание любви и интереса к художественному слову, уважение к книге;
- развитие «чувства языка»;
- формирование восприятия литературных произведений в единстве содержания и формы;
- развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);
- развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи и умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи;
- формирование эмоционально-образного восприятия произведений разных литературных жанров;
- формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.
Из всего выше сказанного можно сделать выводы:
- образность речи не является врожденной, а формируется в процессе обучения дошкольников, где, конечно, большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых;
- речь дошкольника становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и др.);
- одним из важнейших источников развития образности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества;
- формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: 1999. - 352 с.
- Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1991. - 188 с.
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание.-1991.- №9.- С.16-22.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. –143 с.
- Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 176 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. – 78 с.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
- Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 1983.- №7.- С.18-21.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960. – 348 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл консультаций для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста», «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».
Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все до...
Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Ус...
Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».
Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...
Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...
Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием ...
Овладение основами речевой деятельности детьми дошкольного возраста.
На первых этапах овладения грамотной речью ваш малыш копирует вашу повседневную речь, поэтому родителям нужно следить за своими речевыми высказываниями, с тем, чтобы...
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками с нарушениями речи на 2021-2022 учебный год
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и ...