Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
методическая разработка по физкультуре на тему

Антонова Лидия Георгиевна

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. Приоритетом современного образования РФ является здоровостимулирующее образование. Один из основных принципов Национальной стратегии действий в интересах детей – сбережение здоровья каждого ребенка.

Возникает необходимость создания такой системы отбора психолого-педагогических условий, при которой происходит интеграция здоровьеформирующей деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию навыков здорового образа жизни.

План проведения образовательной деятельности с дошкольниками будет способствовать формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни, развитию у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы  ребенок активно готовился жить во благо общества, самостоятельно выбирать приоритеты и следовать им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами

здорового образа жизни

Антонова Лидия Георгиевна

Инструктор по физической культуре, ГБОУ СОШ (ОЦ)

с. Челно-Вершиныструктурное подразделение детский сад «Солнышко»

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. Приоритетом современного образования РФ является здоровостимулирующее образование. Один из основных принципов Национальной стратегии действий в интересах детей – сбережение здоровья каждого ребенка.

Новый нормативный документ – «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (2013 г.) определяет основу образовательной программы дошкольного образования как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.  Среди задач, определенных в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования»  можно выделить следующие:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представи-телей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Приоритетным направлением образовательной деятельности в ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко»  является формирование у детей элементарных норм и правил здорового образа жизни.

Работа по данной теме выбрана на основе анализа. Были проведены: анкетирование педагогов и диагностика детей, которые дали возможность оценить работу, стиль общения взрослых и детей, а также аргументировано доказать необходимость совершенствования воспитательно-образова-тельного процесса по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, неэффективные технологии воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья. Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания.

В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети – это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Актуальность совершенствования организации психолого-педагогических условий овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами правилами здорового образа жизни, обусловлена  следующими проблемами в основном процессе:

•        В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», «Национальной стратегии в интересах детей»,  а также с существующими проблемами модернизации современного образования возникла необходимость в новых подходах к организации психолого-педагогических условий овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами правилами здорового образа жизни.

•        Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли здоровьеформирующего образования, о его значении в жизни ребенка. Исходя из этого,  необходимо выстраивать систему  по формированию у детей дошкольного возраста элементарных норм и правил здорового образа жизни на основе разных видов деятельности детей и взрослых.

•        Выбор  ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение  детский сад «Солнышко» приоритета «Формирование навыков здорового образа жизни» поставило педагогический коллектив перед необходимостью расширения содержания образования по данному направлению.

По результатам анализа организации образовательного процесса были выявлены следующие недостатки:

  • Базовая программа не отвечает в полной мере современным требованиям к организации образовательного процесса по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни, так как:
  • в ней не раскрыта методика направления «Физическое развитие детей», в том числе по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни;
  • содержание программы не предусматривает комплексного подхода в разных видах детской деятельности;
  • в программе не учитываются запросы родителей, возможности окружающего социума.
  • недостаточная профессиональная подготовка специалистов и воспитателей ДОУ по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни;
  • отсутствие программ профессионального совершенствования и перспективных планов работы, которые учитывают задачи по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни детей, пути их реализации с учетом модернизации и повышения качества воспитательно-образовательного процесса;
  • необходимость обеспечения органичной связи содержания и методов обучения и практической деятельности педагогов в условиях социального партнерства с родителями;
  • формирование элементарных норм и правил здорового образа жизни требует совместного участия детей, родителей и воспитателей в НОД, однако совместные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане.

При организации работы выявлены следующие недостатки в материально-техническом оснащении:

  • недостаточно наглядного материала, на основе которого у ребенка формируются элементарные нормы и правила здорового образа жизни;
  • недостаточно дидактических пособий;
  • нет современных дидактических мультимедийных пособий.

Таким образом,  чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста элементарные нормы и правила здорового образа жизни.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проблематика определяется следующими противоречиями:

  • с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении старших дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения, низкий уровень условий для формирования навыков здорового образа жизни.  
  • с одной стороны работа детского сада, как центра развития ребенка, предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы отбора психолого-педагогических условий, при которой происходит интеграция здоровьеформирующей деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию навыков здорового образа жизни.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

План проведения образовательной деятельности с дошкольниками будет способствовать формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни, развитию у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы  ребенок активно готовился жить во благо общества, самостоятельно выбирать приоритеты и следовать им.

Основные из них:

  • ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в подвижных играх «Ловишки», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Удочка», придумывает игры и правила в них;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика в упражнениях «Прокатывание мяча между кеглями», «Бег с изменением направления по сигналу»; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями: лазание по гимнастической стенке, спрыгивание с гимнастической скамейки, ходьба между предметами, метание мячей в цель; может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности: творческих играх: «Поликлиника», «Магазин продуктов», «Уроки Мойдодыра», во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в процессе дидактических игр  «Кому что нужно?», Разложи по тарелкам полезные продукты», «Правила гигиены», может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам о правилах здорового образа жизни;
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в образовательной, проектной, самостоятельной деятельности.
  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В результате работы в содержании образовательного процесса произошли следующие изменения:

  • составлено перспективное планирование с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста по темам: «Здоровый ребенок», «Личная гигиена», «Полезные продукты», «Ребенок и здоровье»;
  • подобрана методическая литература: Л.М. Щипицына и др. «Азбука общения», Авдеева Н.Н. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы»;
  • разработан комплекс упражнений с элементами дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н.;
  • подобрана игротека (сюжетно-ролевые, дидактические игры, в которых формируются элементарные нормы и правила здорового образа жизни): «Если хочешь быть здоров», «Подари настроение»,  «Моя спортивная семья», «Витаминка»;
  • разработаны конспекты НОД: «Помоги Незнайке сберечь здоровье», «Доктор Айболит», «Веселые овощи», «Чтобы быть здоровым»; досуговых мероприятий совместно с родителями «Фрукты полезны взрослым и детям», «Здоровое поколение»; семинары-практикумы «Утренняя гимнастика», «Подвижные игры», мультимедийное пособие для работы с родителями «Здоровый образ жизни».

В средствах обучения и воспитания используются:

  • мультимедийные презентации «Витамины», «Виды спорта»;
  • аудиозаписи для дыхательной гимнастики, утренней зарядки;
  • дидактический материал по теме: «Как жить дружно», «Разговор о правильном питании», «Подвижные игры», «Ребенок и здоровье»;
  • использование интерактивных средств (презентаций-игр) на тему: «Полезные продукты», «Уроки Мойдодыра», «Олимпийские игры».

Использовались следующие методы ознакомления детей с нормами и правилами здорового образа жизни: проблемные задания, проектирование, сравнения, моделирования ситуаций. Так же применялись игровые приемы: придумывание сказок, игры-драматизации, подвижные игры. Хорошие результаты дает сочетание различных приемов в рамках одной образовательной деятельности. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием картинок; чтение и последующая изобразительная деятельность, лепка, аппликация; мультимедийная презентация и подвижная игра, упражнения.

При контроле использовалось:

  • проведение бесед в форме викторины;
  • дидактические игры по теме «Разговор о правильном питании»
  • наблюдение за детьми во время самостоятельной деятельности, подвижных игр, проведении практических заданий.

Промежуточный результат освоения программы раскрывает динамику формирования социокультурных ценностей у детей старшей группы.

В помощь воспитателям  по организации формирования у детей нравственных ценностей в методическом кабинете детского сада создан  учебно-методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты образовательной деятельности, обучающие мультимедийные презентации, картотеки бесед и прогулок, игры, стихотворений, загадок, перспективные планы знакомства детей с элементарными нормами и правилами ЗОЖ в соответствии с возрастом детей.

 Для  выявления уровня  формирования элементарными нормами и правилами ЗОЖ мы используем  педагогическую диагностику.  Результаты оценки сравниваются с допустимыми  критериями для того, чтобы воспитатели планировали  дальнейшую индивидуальную работу с каждым ребенком.

Для выявления уровня представлений о здоровом образе жизни может быть использована диагностическая программа Новиковой И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». В ней исследуется уровень представлений детей о здоровом образе жизни. Для этого с опорой на материалы Е.Н. Васильевой, Л.Г. Касьяновой и разработки И.М. Новиковой, был сконструирован диагностический комплекс, включающий беседу, диагностические задания, проблемные ситуации, рисуночный тест, вербальный тест, наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности, в режимные моменты и в свободном общении.

Дошкольники отличаются друг от друга по уровню развития познавательной деятельности, поэтому авторы, частично опираясь на показатели и критерии оценки представлений о ЗОЖ, предложенные         Л.Г. Касьяновой, разработали следующие показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов представления о здоровом образе жизни: полнота, осознанность, обобщенность, системность, инициативность, самостоятельность.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Достижение названной цели в сегодняшнем образовании может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья дошкольников.

В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий произошли изменения в условиях образовательного процессе, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

  1. Кадровые:
  • повышение квалификации педагогов по методике здоровье-формирующего образования;
  • педагогические советы на тему: « Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста», «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», семинары-практикумы «Использование мультимедийных пособий и игр в образовательной деятельности по формированию норм и правил здорового образа жизни».
  • методические объединения «Здоровый ребенок», «Форми и методы работы по здоровьесбережению».

Координация взаимодействия педагогов ДОУ осуществляется по следующим направлениям:

1) анализ профессиональной подготовки специалистов и воспитателей ДОУ на основе изучения результатов деятельности и вовлечение их в разные формы профессионального совершенствования по теме «Здоровый образ жизни»;

2) создание собственных программ профессионального совершенствования и перспективных планов работы, которые учитывают задачи образования и воспитания детей по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни, пути их реализации с учетом модернизации и повышения качества воспитательно-образовательного процесса;

3)        интеграция        и координация действий педагогов на межпредметной и междеятельностной основе при освоении реализации программного материала по теме «Здоровый образ жизни» на всех этапах деятельности в инновационном режиме работы ДОУ;

4) обеспечение органичной связи содержания и методов обучения и практической деятельности педагогов в условиях социального партнерства.

  1. Научно-методические:
  • методические пособия  для работы с детьми по направлению «Физическое развитие детей»;
  • информационно-практический проект «Здоровячок»;
  • сценарии тематических мероприятий по теме «Если хочешь быть здоров».
  1. Материально-технические:
  • приобретение ноутбука;
  • наглядное сопровождение: мультфильмы, иллюстрации с изображением ситуаций по теме, настольные, мультимедийные игры.
  1. Информационные:
  • приобретение литературы: Л.М. Щипицына «Азбука общения», Авдеева Н.Н. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы»;
  • подборка периодической литературы «Инструктор по физической культуре», «Здоровый дошкольник», «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание»;
  • плакаты «Личная гигиена», «Фрукты и овощи», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»;
  • картотека подвижных игр.
  1. Организационные:
  • использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения эффективности работы направлению «Физическое развитие детей»;
  • совместная деятельность педагога и детей;
  • совместная деятельность педагога, родителей и детей в рамках проектной деятельности.
  1. Нормативно-правовые:

Разработано:

  • перспективное планирование по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни;
  • план работы с родителями по «Формированию здорового образа жизни.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение занятий для детей младшего школьного возраста по воспитанию потребности к здоровому образу жизни с применением Cinema-технологии.

Укрепление физического и психического здоровья школьников и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. В нашей школе в рамках введения ФГОС реализуется программа духовно-нравственного...

Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни:

Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропоганду здорового образа жизни"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПСИХОКОРРЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ДА-ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

Расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни;Развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;Развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоров...

Исследовательская работа на тему: «Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у школьников младшего возраста»

Здоровый образ жизни - объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельно...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 1. Основные психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста

В работе рассмотрены основные характеристики самого младшего школьного возраста. Как формируются личностные новообразования с приходом в школу. Одни из важнейших изменений в личности ребенка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...

О модели консультативного пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста, на основе применения цифровых технологий: 3D – ДИАЛОГ: «Родитель-Ребенок-Педагог»

В данной статье рассматривается опыт дистанционной работы с применением цифровых технологий Консультативного пункта на базе МАДОУ Детский сад  «Журавушка» г. Салехард, оказывающ...