Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».
консультация на тему
Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
«Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи
у детей с ОНР».
Для ребят дошкольного возраста
игры имеют исключительное значение:
игра для них - учеба, игра для них - труд,
игра для них – серьезная форма воспитания»
Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
которые помогают выделить характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
которые помогают обобщить предметы по определенным признакам;
которые учат ребенка отделить вымысел от реального;
которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
В отечественном образовании вопросам игры уделяется много внимания: издаются специальные пособия, проводятся конференции, семинары, курсы повышения квалификации воспитателей, в детских садах стали проводить «Неделю игры и игрушки». Однако специалисты бьют тревогу: дети играют мало, игра вытесняется другими видами деятельности.
Во многих дошкольных учреждениях многочисленные и дополнительные занятия не оставляют ребенку времени просто поиграть. Из жизни городских детей исчезла дворовая игра, игра с соседскими детьми тоже встречается не часто. Да и родители все реже уделяют внимание играм с детьми, с радостью оставляя за компьютером или перед телевизором. В итоге ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт.
А в нашей ситуации – условия пребывания детей в детском доме, если не мы, то кто научит детей играть?
Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную жизнь ведет в игре, свободной, создаваемой им самим, или в играх с правилами.
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем, она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение с взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.
Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время.
Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточное четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста.
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим.
Многим педагогам: Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А.П.Усовой отмечается, что игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре развивается личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальное), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры драматизации, подвижные и др.)
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:
- Творческие игры (сюжетно-ролевые).
- Игры с правилами (дидактические).
Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.
Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата.
В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения, они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
С.Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления.
Игра занимает значительное место в жизни старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности.
Использование дидактических игр в логопедической работе при устранении общего недоразвития речи.
Как подчеркивает Э.П.Костина, особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Игра дидактическая имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структура дидактической игры образует:
- Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия,
- Дополнительные – сюжет, роль.
Анализ работ методистов, З.М.Богуславской, А.Н.Усовой, Д.Б.Эльконина, занимающихся проблемой игры показал, что главной целью дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической.
Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задач. Дидактическая игра может состоять только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого.
Правила направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи.
Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической задачи является решение игровой и дидактической задач. Решение обоих задач – показатель эффективности игры.
Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом состоит ее своеобразие.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
- Предметные игры – это игры с мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т.д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
- Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
- Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательным процессом.
Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми. Какие умственные операции в связи с эти должны развиваться? Какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры? Честность, скромность, наблюдательность, самостоятельность и др. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.) Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других, в третьих – мышления.
Игровые правила
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо – холодно!», как интересно было!»
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психически процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить все: ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
ознакомление детей содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
ознакомление хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на проведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвую в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
проведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать организовать индивидуальную работу с ними.
Приемы и методы руководства дидактическими играми.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как и надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше.
Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.
педагог с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Анализируя игру, педагог обязательно подчеркивает, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей, но и других.
Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменение темпа речи, её плавности – все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них особенности поведения в игре.
Таким образом, можно сформулировать основную задачу, стоящую перед логопедом в его работе со школьниками – это развитие речи. Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы.
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значении в целом, как средстве осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
«Надо ли учиться диалогу?»
Практика и специальные исследования показывают, что у школьников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. В дошкольном детстве ребенок, прежде всего, обладает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых при построении монолога, который строиться по законам литературного языка. Вот почему необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств.
Именно в диалоге ребенок учиться выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции. Вместе с тем, именно в процессе диалога ребенок учиться произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология: простые и сложные бессоюзные предложения. Во время диалога особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Диалог – это не просто бытовой ситуативный разговор; богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение. Для диалога характерно сотрудничество, совместное решение интеллектуальной задачи, а не изолированная работа мысли ребенка.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самостоятельно, объяснять и пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Как научить ребенка умению участвовать в диалоге, какими средствами и методами, вот непростая задача для педагогов. Начав работу по формированию у дошкольников культуры диалогической речи, я обратилась к интереснейшей и ценной книге Джека Силберг «500 пятиминутных развивающих игр». Многие игры из этой книги, основаны на фольклоре.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое развивающее и воспитывающее воздействие.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи.
Корни детского творчества – в игре. Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка (Б.П.Никитин). Такие особенности сюжетно-ролевой игры, как перевоплощение в образ, взаимоотношения различных персонажей и т.д. стимулируют развитие детского творчества.
Учитель-логопед Шевчук Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл консультаций для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста», «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».
Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все до...
Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...
Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья....
Консультация "Использование декоративно- прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста"
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, ...
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»...