Профилактика интернет- зависимости у подростков
статья на тему

Король Елена Викторовна

Интернет – зависимость – это болезнь. 

 Интернет – среда часто используется как лекарство, как средство, которое помогает снять тревогу, напряжение, уйти, убежать. А интернет- пространство – отличное место, где можно что-то делать, при этом создается притягательное ощущение безопасности и вседозволенности.  

Интернет воспринимается молодежью в качестве основного средства коммуникации. Однако длительное использование сетевых информационных интернет-технологий зачастую приводит к таким отрицательным последствиям, как сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир, конфликты с друзьями, конфликты в школе, исчезновение окружения сверстников, развитие компьютерной и интернет-зависимости.

Таким образом, проблема раннего предупреждения интернет-зависимости обучающихся представляется нам особенно актуальной. Поэтому в нашем комплексе ГАПОУ МОК им. В. Талалихина мы проводим занятия по профилактике   Интернет зависимости среди 9-х, 10-х и 11-х классов.

 

Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet_zavisimost1.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина

Король Елена Викторовна,

педагог- психолог

«Интернет — нечто столь огромное, могущественное и бессмысленное, что для некоторых он стал идеальным заменителем жизни».

Эндрю Браун

Одним из самых значимых процессов в современной России является переход к информационному обществу. Интернет является ключевой технологией информационной эпохи.

Информатизация и компьютеризация современного общества приобретает все более глобальные масштабы. По данным проекта «Интернет в России / Россия в Интернете», проводимого фондом «Общественное мнение», по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию, и занимает третье место в мире. В период с 2002 по 2009 годы число интернет-пользователей в России выросло с 8% (8,7 млн. человек) до 36% (42 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 до 23,9 млн. человек. Таким образом, каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно.

Сегодня Всемирная паутина настолько тесно вплетена в нашу жизнь, что становится все труднее сказать, где заканчивается реальный мир и начинается виртуальный. С помощью интернета с каждым днем можно делать все больше и больше. Можно даже получить образование, не выходя из дома.

Но есть и обратная сторона медали: чрезмерное увлечение интернетом может привести к формированию болезненного пристрастия (зависимости). Как следствие – серьезные проблемы с учебой или работой, в отношениях с близкими людьми, вплоть до полного разрушения связей с внешним миром.

Особую тревогу вызывает то, что зависимость от интернета наиболее часто проявляется в подростковом возрасте, что негативно сказывается на становлении и развитии человека, как личности.

Ряд исследований рассматривает зависимое поведение как патологическую адаптацию.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Интернет – зависимость – это болезнь. Она имеет течение, длительность, обострения, ремиссии. Граница, разделяющая злоупотребление и зависимость детерминирована критерием нарушение адаптации (проблемы в учебе, с окружающими, близкими людьми).

Главным свойством интернет – среды является поток – когда одна деятельность очень успешно сменяет другую. В этом случае мы говорим о виртуальном пространстве в целом, вне зависимости от конкретного вида деятельности – и это пространство само по себе вызывает интернет-зависимость. Безусловно, имеет значение и форма деятельности, но здесь мы скорее говорим о наклонностях самого пользователя, о том, что интересно именно ему.

Чаще всего явление интернет-зависимости мы можем наблюдать в среде подростков. Это связано с особенностями пубертатного периода, такими, как затруднение социальной адаптации, неумение управлять своими эмоциями, незрелость психики, несформированность самооценки. В 13-14 лет, как правило, происходит столкновение с обществом. С одной стороны, появляется необходимость индивидуализации, а с другой – не хватает сил, чтобы отделиться от родителей и занять свое место в социуме.

 Интернет – среда часто используется как лекарство, как средство, которое помогает снять тревогу, напряжение, уйти, убежать. А интернет- пространство – отличное место, где можно что-то делать, при этом создается притягательное ощущение безопасности и вседозволенности.  

Интернет воспринимается молодежью в качестве основного средства коммуникации. Однако длительное использование сетевых информационных интернет-технологий зачастую приводит к таким отрицательным последствиям, как сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир, конфликты с друзьями, конфликты в школе, исчезновение окружения сверстников, развитие компьютерной и интернет-зависимости.

Таким образом, проблема раннего предупреждения интернет-зависимости обучающихся представляется нам особенно актуальной. Поэтому в нашем комплексе ГАПОУ МОК им. В. Талалихина мы проводим занятия по профилактике   Интернет зависимости среди 9-х, 10-х и 11-х классов.

Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.

Представляю Вам одно из занятий, которое проводится у нас с учащимися старших классов.

Занятие по профилактике Интернет зависимости

Цель: информирование о последствиях злоупотребления компьютером у подростков.

Возраст целевой группы: 10-15 лет

Продолжительность мероприятия: от 45 мин до  1,5 часа

Необходимые материалы: ватман, карандаши, фломастеры

Ход мероприятия

Ведущий говорит вступительное слово:

Да, безусловно, Интернет - это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее, дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами всё большие возможности. Так же это большая помощь в учёбе и работе. Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему, связаться с любой точкой мира за считанные секунды.

ИНТЕРНЕТ – ВЕЛИКОЕ ЧУДО, ОТКРЫВАЮЩЕЕ ПЕРЕД НАМИ БОЛЬШИЕ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Но, познакомившись с Интернетом поближе, не всё, что кажется добром им и является. Я думаю, многие со мной согласятся, что в Интернете много информации, которую не то что читать, а даже видеть нельзя, в особенности подрастающему поколению! Дети перестают читать книги, сокращается круг общения подростков: они ограничиваются виртуальным общением в чатах и форумах, у молодёжи стремительными темпами растёт агрессивность, которая вызвана чрезмерным, а иногда и болезненным увлечением компьютерными играми. Всё это приводит к постепенной деградации личности.  

По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2-х часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт «сидит» в Интернете.

Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение, но через некоторое время требуется всё больше сил, времени и оно поглощает всю жизнь человека.

Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения.

Сегодня мы с Вами попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

  1. Разминка участников: «Парковка» (5-10 мин)

Участники сидят в кругу. Ведущий дает установку: «Мы с вами — большая парковка с машинами, одной машине не хватило места...». Один человек стоит в центре круга (не хватило стула). Участники молча, глазами, должны договориться друг с другом и быстро поменяться местами. А участник, стоящий в центре круга, должен успеть занять свободное место.

  1. «Рисунки» (Визуализация представлений подростков о компьютерной зависимости) 30 мин.

Все участники делятся на две группы. После этого первой группе предлагается нарисовать человека, зависимого от компьютера, а второй — не зависимого. Затем идет обсуждение, какими свойствами они обладают, описание его обыкновенного дня, в чем между рисунками разница.

  1. «Клубок» (Разминка участников, снятие внутреннего напряжения)

                          5 мин

Участникам предлагается выстроиться в линейку и взяться за руки. Первый человек линейки стоит на месте, а остальные «наматываются» на него, идя по кругу. Когда клубок свернулся, первый человек выпутывается, все остальные идут за ним, не отпуская рук друг друга.

  1. «Тест» (участники отвечают на вопросы теста и подсчитывают баллы) 10-15 мин.

Тест на интернет-зависимость

(Кулаков, 2004 г.)

Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:

• «очень редко» – 1 балл

• «иногда» – 2 балла

• «часто» – 3 балла

• «очень часто» – 4 балла

• «всегда» – 5 баллов

1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем планировали?

2. Как часто вы забрасывали свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению со своими сверстниками?

4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети?

6. Как часто из-за времени, проведённого в сети, страдает ваша учёба?

7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой-либо деятельности из-за использования Интернета?

9. Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делали в сети?

10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их мыслями об Интернете?

11. Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13. Как часто вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в сети?

14. Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?

15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?

16. Как часто вы говорите, что проведете в сети «ещё пару минут...»?

17. Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?

18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

19. Как часто вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?

Если набрано 50–79 баллов, стоит учитывать серьёзное влияние Интернета на жизнь испытуемого. Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать интернет-зависимость с необходимостью помощи специалиста.

  1. Просмотр мультфильма и беседа (показ мультфильма про интернет зависимость) 5- 8 мин.
  2. Раздача буклетов с рекомендациями.

Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

  1.         Завершение работы

Обсуждение полученной информации. Подведение итогов. Получение обратной связи.

Спасибо всем за участие!

Гораздо эффективнее поиска путей как избавиться от интернет-зависимости - вовсе не допустить её развития. С самого раннего возраста необходимо приучать детей к мысли, что компьютер и интернет – средства образования и работы, а не развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

       Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Материалы содержат классификацию типов интернет-зависимостей, психологические и физические симптомы интернет-завесимости, причины, опасности и последствия инернет-зависимости, терапия и профилактика и...

Социально-психологический проект «Профилактика Интернет зависимость у подростков»

Интернет безграничен, его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой информации, свободой общения с другими людьми. Но именно эти свойства интернета и таят в себе реальную опасно...

Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков

материал для родителей для предупреждения интернет-зависимости у детей и подростков...

Путь героя - профилактика интернет-зависимости у подростков

В рамках реализации проекта "Здоровая Россия -общее дело" проведен классный час  "Путь героя - профилактика интернет-зависимости у подростков"...

Тренинг профилактики деструктивных зависимостей у подростков (табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимости).

Переживание и осознание негативного влияния деструктивных зависимостей на весь организм;  формированию убеждения, направленного против разного вида деструктивных зависимостей; переживание чувства...