программа психологического сопровождения общеобразовательного учреждения (школы)
рабочая программа (5 класс) на тему

КУРМАНОВА Наталья Валентиновна

Основные цели работы психологической службы школы –  это содействие созданию ситуации социального развития, соответствующего индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся , их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех участников образовательного процесса:

1.Создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья школьников.

2. Определение психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, коррекция и профилактика их возникновения.

3. Развитие сотрудничества и взаимодействия между психологом, педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания ребёнка в школе.

4.Пропаганда ЗОЖ, психологических знаний среди всех участников учебно-воспитательного процесса.

5.Обеспечение процесса руководства школой психологической информацией с целью отслеживания эффективности инноваций, динамики отдельных параметров и критериев, проведения классно-обобщающего контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologicheskogo_soprovozhdenie_sosh_43.docx94.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Система психологического сопровождения образовательного процесса  в общеобразовательном учреждении МАОУ СОШ № 43 города Тюмени разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического развития личности каждого ребенка и включенности  педагога-психолога в процесс психолого-медико-педагогического процесса образования.  ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы, которая направлена на  содействие социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия.

Образовательная программа обеспечивает сформированность у школьников универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Требования ФГОС учитывают индивидуальные и возрастные школьников, включая образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, включают в себя преемственность  образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование). Целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие личности,

Приоритетным направлением  образования является- реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей образования становится – обеспечение развития универсальных учебных действия, как психологическая составляющая часть образования. Такой подход позволит психологам и педагогам осуществлять в процессе своей деятельности обучение, ориентирование на развитие учащихся, учет их особенностей и всесторонне раскрытие их личностного и интеллектуального потенциала.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС меняет всю образовательную систему в школе, так как предусматривает необходимость психологических знаний и применение их в практической деятельности для все участников образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители. Таким образом, педагог-психолог является полноценным участником образовательного процесса.

Построение эффективной системы психологического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения внутри образовательной системы, избежать необоснованной переадресации проблемы иным службам, либо необходимость обучения ребенка в специализированных школах.

В соответствии с ФГОС психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:

-        преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование);

-        учет специфики возрастного психологического развития обучающихся, в том числе переход из младшей школы в среднее звено (подростковый период);

-        формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

-         вариативность направления  психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, развитие экологической культуры, дифференциация и индивидуализация обучения, мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями, детей олимпийского движения, профориентационное направление, формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среди сверстников, поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

-        диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

-        вариативность видов психологического сопровождения (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Основные цели работы психологической службы школы –  это содействие созданию ситуации социального развития, соответствующего индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся , их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех участников образовательного процесса:

1.Создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья школьников.

2. Определение психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, коррекция и профилактика их возникновения.

3. Развитие сотрудничества и взаимодействия между психологом, педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания ребёнка в школе.

4.Пропаганда ЗОЖ, психологических знаний среди всех участников учебно-воспитательного процесса.

5.Обеспечение процесса руководства школой психологической информацией с целью отслеживания эффективности инноваций, динамики отдельных параметров и критериев, проведения классно-обобщающего контроля.

Основные принципы работы психологической службы школы:

  • Принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога (профилактики, диагностики, коррекции)
  • Принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и т.д. проявлений.
  • Принцип целесообразности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия.
  • Принцип причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие.
  • Принцип активности ребенка в образовательном процессе (включение в активную позицию).
  • Принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья базируется на необходимости формирования привычек к чистоте, аккуратности, соблюдения режима дня, эффективного и безконфликтного взаимодействия, психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
  • Принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях.

Задачи психологического сопровождении образовательного процесса:

-        психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательном учреждении, выявление основных проблем и причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата ОУ;

-        мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения, содействие индивидуализации образовательного маршрута;

-        разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровьи, на профилактику асоциальных явлений( наркомания, социальное сиротство, насилие в семье и др.), трудности в адаптации, обучении и воспитании, нарушение поведения, задержек и отклонения в развитии обучающихся;

-        содействие реализации   (выполнения) требований  ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения общеобразовательной программы;

-         содействие формирования у обучающихся УУД, как способности субъекта к развитию и саморазвитию, самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающую его культурную идентичность,  социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

-         содействие педагогическим работникам , родителям  (законным представителям), в воспитании обучающихся а также формирование у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в своих силах, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

-        участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимых по инициативе органов управления образовании;

-         распространение и внедрение в практику ОУ достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

-         взаимодействие с подразделениями ОУ ( служба здоровья, ПМПК, совет профилактики, служба примирения, с общеобразовательными учреждениями, организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

Различия профессиональных позиций педагога и психолога.

Характеристики

Профессиональная роль

учителя

Профессиональная роль психолога

Содержание профессиональных знаний

Общепедагогические знания. Методика преподавания школьного предмета

Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности детей. Психодиагностика, психокоррекция

Отношение к детям

Обучающее, контролирующее, оценивающее

Понимающее, помогающее

Отношение с педагогами

Взаимоотношения по горизонтали (взаимоотношения коллег по работе)

Межпрофессиональные взаимоотношения сотрудничества разных специалистов

Отношение с администрацией

Подчинение начальству

Стремление к автономии и сотрудничеству

Внешние характеристики

Уверенность, власть над учениками, строгость, «учительский голос»

Сочувствие, готовность к человеческим отношениям, мягкость в поведении

Основные направления деятельности педагога-психолога МАОУ СОШ № 43 города Тюмени:

-         работа с обучающимися ОУ;

-        работа с педагогическим коллективом ОУ;

-        работа с администрацией школы;

-        работа с родителями обучающихся.

Просвещение – формирование у всех участников образовательного процесса психологических знаний и желания использовать их для предупреждения возможных нарушений становления личности ( семинары, выступление на педагогическом совете, акции «Дни психологии», индивидуальные консультации, презентации, видеоматериалы, размещение информации на сайте, на информационном стенде, лектории, круглые столы…)

Мониторинг (диагностика)-  (индивидуальная, групповая), на протяжении всего периода обучения , раскрытие потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушения в обучении, развитии, социальной адаптации, изучение развития личности  и уровня личности и уровня сформированности УУД с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирование ключевых компетенций;

Экспертная деятельность – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ОУ, оценка альтернативных решений, и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации образовательного процесса,  реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса детей с учетом здоровья и психофизического развития.

Проектирование деятельности педагога-психолога осуществляется на основе экспертной деятельности (совместно с администрацией и педагогами ОУ) – анализ школьной среды, определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются, как условия успешного обучения и развития.

Практическая деятельность педагога-психолога – это привидение создаваемых условий в систему постоянной работы, дающей  максимальный результат.

Профилактическая и просветительская деятельность педагога-психолога – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов, выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся, формирование ЗОЖ, разработка рекомендаций для педагогов и родителей, профилактика ПАВ.

Консультирование – индивидуальное и групповое – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем,в актуализации и активации личностных особенностей, содействие сознательного и активного присвоение нового социального опыта, помощь в формировании новых установок , принятии собственных решений, решение психологических проблем, связанных с межличностным взаимодействием, трудности в самосознании и саморазвитии.

Коррекционно-развивающая работа – индивидуальная и групповая – организация работы с обучающимися, имеющими проблемы со здоровьем, в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики, активное воздействия на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала, на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальным педагогом, коррекцию недостатков психического или физического развития.Коррекционно-развивающая работа направлена на коррекцию проблем психологического развития детей с ограниченными возможностями, преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.

Профориентационное направление. Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

 Психофизиологические особенности  детей школьного возраста

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Средний школьный возраст (11-15 лет)

Старший школьный возраст (16-18 лет)

Физические особенности: (рост, вес)

Рост замедляется, вес увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом

Интенсивно увеличивается рост (20-25 см в год)

Заканчивается рост

Нервная система

Совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитические функции коры. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.

Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Мозг по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека, возрастает роль сознания.

Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий.

Ритмичнее работают железы внутренней секреции, усиливается деятельность щитовидной железы.

Кровеносная система

Несоответствие в развитии сердца и кровеносных сосудов, пульс чаще, чем у взрослого человека.

Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения.

Устанавливается кровяное давление

Опорно-двигательная система

Скелет подвергается окостенению, но этот процесс не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. Развиваются мышцы мелкой моторики.

Идет процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Дети излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы.

Завершается окостенение скелета, увеличивается мышечная сила. Способность выдерживать большие двигательные нагрузки.

Психологические особенности:

Вид деятельности

Учение. Познавательная деятельность проходит в процессе обучения

Учение, общение

Учение, общение

Память

Наглядно-образная

Логическая

Абстрактно-логическая

Мышление

Развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому

Развивается от конкретно - образного к абстрактному, склонно к критичности

Высокий уровень обобщения и абстрагирования, постепенно приобретая теоретическую и критическую направленность

Внимание

Непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему

Специфическая избирательность, интерес к необычному, непроизвольное переключение внимания

Характеризуется целенаправленностью, произвольностью, устойчивостью

Речь

Словарный запас 3500-4000 слов

Словарный запас 7000 слов

Словарный запас пополняется новыми терминами

Задачи психологического сопровождения с учетом психофизиологических особенностей детей школьного возраста :

Дошкольное образование –экспертиза документов ранней диагностики и  коррекции нарушений в развитии. Обеспечение готовности к школе.

Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации , развитие самостоятельности и самоорганизации. Поддержка в формировании желания и «умения» учиться, формирование УУД, развитие творческих способностей.

Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития. Помощь в решении личностных проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов и кризисных состояний, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, употребления ПАВ.

Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка, поиск смысла жизни, самопознание. Достижение личностной идентичности. Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, употребления ПАВ.

Психодиагностическое направление работы педагога-психолога  

Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностический минимум является основной психодиагностической схемой в рамках школьной деятельности, т.к

  • Диагностический минимум носит дифференцированный характер. Он позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы:  «психологически благополучных детей», обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.
  • Эта диагностическая схема позволяет охватить всех школьников определённой параллели. Её проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребёнка, что делает информацию, получаемую в ходе обследования, более значимой.
  • Диагностический минимум представляет собой лонгитюдное обследование, он позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по определённым статусным критериям на протяжении всего периода школьного обучения.
  • Диагностический минимум служит основным механизмом, запускающим следующие этапы психодиагностики: дифференциация нормы и патологии и углублённое обследование личности школьника.

 Основные (общешкольные) психодиагностические исследования.

Класс

Название психологического исследования

Цель

1-е классы

 

1.Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)

 

2.Цветовой тест эмоциональных состояний. (Модификация «Цветового теста отношений»

А.О.Прохорова)

3.Тест Тулуз-Пьерона

 

4.Анкета фиксирующего наблюдения для учителей.

 

5.Тест Равена (модификация Т.В.Розановой)

 

Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффекивности  профилактической и коррекционно-развивающей работы.

 

Диагностика субъективного эмоционального состояния школьников в различных сферах учебной деятельности и жизнедеятельности, а также выявление причин негативного эмоционального состояния в ходе последующих интервью по результатам теста.

 

Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций у детей начальной школы.

 

Содержит расшифровку отдельных проявлений школьной дезадаптации, по которым классный руководитель может наблюдать и фиксировать их проявления в поведении ребенка.

 

 

Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления.

 

 

4-е

классы

1. Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)

2.Тест Э.Ф.Замбацявичене + тест математических способностей ГИТ.

 

3. Социометрия

 

Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживаниеэффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.

 

Диагностика уровня развития словесно-логического мышления и математических способностей.

 

Диагностика социометрического статуса

учеников и групповой структуры.

 

5-е классы

1. Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)

2.Тест школьной тревожностиФиллипса.

 

3.Социометрия

 

Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживаниеэффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.

 

Диагностика уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Выявление основных факторов, вызывающих тревогу у детей.

Выявление детей с высокой школьной тревожностью, с целью использования данной информации при оптимизации процесса обучения и воспитания.

 

Диагностика социометрического статуса

учеников и групповой структуры.

Выявление детей – аутсайдеров с целью коррекционной работы. Отслеживание результатов коррекционной работы.

7-е

классы

8-е

классы

1.Школьный тест умственного развития.

(ШТУР)

1.Анкета «Мой выбор»

2.Дифференциально – диагностический опросник 

«Я предпочту»

 

 

 

Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.

Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).

Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.

 

Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения.

Выявление основных мотивов выбора профиля обучения.

Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.

 

 

Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся.

( 5 типов профессий)

 

9-е

классы

10-е

классы

1.Школьный тест умственного развития.

(ШТУР)

2.Дифференциально – диагностический опросник 

«Я предпочту»

 

3.Анкета «Мой выбор»

4.Диагностика в рамках курса по выбору «Профессиональное и личностное самоопределение»

Карта интересов Голомштока;

ДДО;

Тест Голланда;

Мотивы выбора профессии;

КОС;

Психогеометрический тест;

Тест  «Рисунок человека из геометрических фигур»;

 

 

 

1.»Профессиональные склонности личности» Н.В.Рязапкина

 

Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.

Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).

Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.

 

Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся.

( 5 типов пофессий)

 

Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения.

Выявление основных мотивов выбора профиля обучения.

Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.

 

Диагностика интересов, способностей,

в плане профессионально-важных качеств. Оценка собственных ресурсов и способностей школьниками в свете предстоящей профессиональной деятельности.

Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.

Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).

Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.

 

 

         Любая психодиагностическая деятельность в рамках психологического сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.

          Психологическое сопровождение коррекционной работы.

 Цель: Создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Задачи:

-         выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

-        определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

-        осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Направления работы:

1. Диагностическое направление.

Организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для выявления недостатков в развитии и особых образовательных потребностей этих обучающихся.

Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы  в начальной школе:

1. Информационный.

1) Изучение литературы по ММД, закупка необходимых методик и материалов (тест Тулуз-Пьерона), изучение процедуры диагностики и обработки результатов с учётом условий школы.

2) Проведение информационно-методического совещания с администрацией и учителями начальной школы, обсуждение целесообразности исследования и практического использования результатов.

3) Проведение общешкольного родительского собрания (1-е классы) с целью информирования родителей о сути и задачах исследования.

2. Диагностический.

1) Проведение тестирования и обработка результатов (тест Тулуз-Пьерона)

2) Составление сводных таблиц и базы данных.

3) Выступление на педсовете с полученными результатами.

3.Коррекционный

1) Подготовка рекомендаций для родителей, индивидуальные консультации по рекомендациям.

2)Подготовка рекомендаций для учителей по оптимизации обучения детей с ММД.

3)Подготовка программы по аутотренингу и релаксации для детей с ММД.

4)Реализация данных программ.

4.Контрольный

1)Повторное тестирование в конце года.

2)Отслеживание динамики успеваемости детей с ММД учителями.

3)Консультирование родителей по возникающим проблемам.

4)Выступление на педсовете с итоговыми результатами и показом динамики, 

                Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в начальной школе

Познавательные способности и психофизиологические функции, нуждающиеся в коррекции

Цели коррекционной работы

Направления, средства и методы психологического воздействия, приемы

Восприятие

Установить взаимосвязь с речью и мышлением

Поэтапное развитие:

  1. Целостное восприятие через сенсорные эталоны (тактильные ощущение) и осмысленность эталонов (называние предмета).
  2. Вычленение главных частей и свойств (форма, размер, цвет).
  3. Пространственные взаимоотношения частей по отношению друг к другу.
  4. Установление более глубоких свойств предметов (для чего сделан, из чего сделан).

Виды упражнений:

- на нахождении спрятанных в рисунках предметов;

-определение предмета по контуру, силуэту;

-работа с картиной, мозаикой;

-определение признаков данного предмета;

-составление разрезанных картинок;

-сравнение предметов по разным параметрам (величине, цвету, форме), нахождение одинаковых предметов и различий;

-работа с кубиками (построение заданных фигур);

-работа с мозаикой (фишки, пуговицы), создание образа.

Слуховое восприятие: игра в глухой телефон, что изменилось? (читают 2 рассказа с небольшими изменениями)

Пространственное ориентирование

  1. Учить определять левую, правую сторону, верх, низ.
  2. Обучение самоконтролю.

-Любая свободная деятельность.

-Подвижные игры.

-Игры на выполнение команд, связанных с пространственным ориентированием.

-Упражнения с использованием указателей со словесным сопровождением.

-Настольные игры (шашки, шахматы).

-Ориентирование на листе бумаги:

  1. рисование по заказу;
  2. графические диктанты.

Моторика

  1. Развитие мелких мышц руки, уверенности
  2. Повышение самооценки
  3. Снижение тревожности

-Свободно-абстрактное рисование кистью, карандашом, мелом.

-Ниткопись.

-Работа с проволокой.

-Лепка (заглаживание вмятины).

-Мозаика.

-Обычная вышивка.

-Гимнастика для пальчиков.

-Штриховка, раскраски, обведение контура, работа с трафаретами.

-Использование элементов психогимнастики.

-Создание ситуации успеха.

-Фокусирование внимания на самой деятельности, а не на ее результатах.

-Игры-соревнования (шуточные), где победа дается легко, переходя от одного к другому.

Память

Увеличение количества входящей информации, т.е. увеличение объема памяти через обучение приемам запоминания

Развитие вербальной памяти (слуховая, зрительная, словесная, словесно-логическая)

-Игра «Снежный ком»:

  1. Название слов по одной тематике (кружка, стакан).
  2. Добавление слов по смыслу (медведь, берлога, косолапый).
  3. Слова на разную тематику (существительные).
  4. Слова, обозначающие действие.
  5. Слова, обозначающие признаки предмета.
  6. Составление предложения (каждый следующий повторяет предыдущее).

-Игра «Попугай». Взрослый читает – ребенок вторит. Слуховое поле постоянно возрастает (идет увеличение слуховой информации).

Развитие зрительной и вербальной памяти

-Словесное рисование. Создание общей картины (следующий ребенок повторяет все, что нарисовали до него и прибавляет свое).

-Игры Никитиных (развивающие).

-Воспроизведение рассказов, воспринимаемых на слух, или с опорой на картину, план.

Развитие речи

Предметное описание

  1. общее название предмета (обобщение)
  2. внешние признаки (форма, цвет, размер)

+

Предмет неживой

- Из чего сделан

- для чего предназначен

- полезность

- удобен или нет

Растения

- Запах

- Полезность

Животные, человек

- черты характера

- внеш.доп. признаки

Продукты

- Вкус

- Полезность

Пополнение словарного запаса детей. Снятие напряжения

  1. Организация наблюдения.
  2. Создание условий для всестороннего восприятия окружающего.
  3. Создание благоприятной атмосферы для общения.

Направления работы:

-Работа над артикуляционным аппаратом:

  1. Скороговорки;
  2. гимнастика для язычка;
  3. рифмовка (чу-чу-чу, я купила дачу, уроки учу, иногда я шучу, часто очень молчу);
  4. четкое проговаривание (медленно, шепотом, певуче, без звука, убыстряя темп, максимальный темп, громкая речь).

-Расширение кругозора (экскурсии, беседы, чтение, игры).

-Расширение словарного запаса:

  1. пояснение новых слов;
  2. подбор красивых выражений;
  3. работа над поговорками и пословицами;

-Выявление признаков предметов и явлений:

  1. загадки;
  2. предметное описание, общее понятие (по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху, их чего сделан, для чего предназначен);

-Составление рассказов:

  1. творческих (словесное рисование);
  2. по картинке (в помещении, что было до этого, что потом, что будет после, результат);
  3. на улице (время года, суток, описание предыстории событий, описание событий, результат, вывод).

6. Мышление

- образно-логическое

- наглядно-действенное, конструктивное

Развитие аналитико-синтетических способностей сравнения, обобщения, классификации

Анализ (упражнения на расчленение целостной системы на подсистемы, установление связей между ними).

-Что относится к одежде? Что связывает эти вещи?

-Что общего? Чем отличны?

-На какие фигуры можно разделить (рис. человека).

-Сколько отдельных предметов в данной картине.

Синтез (мысленное + практическое соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа).

-Сколько нужно нарисовать (взять) картинок (отдельных), чтобы получилась картина «Весна, Зима, Лето, Осень», составление картин на магнитной доске из предметных картинок.

-Узнай, что это? – игра. Называются признаки предмета – ребенок определяет сам предмет.

-Собирание разрезных картинок.

Подбор слов по аналогии (поиск общего с опорой на ассоциативное мышление – что общего между розовой картиной и закатом).

Определение закономерностей на основе поэтапного сравнения.

Внимание

Концентрация

(сосредоточение)

-Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (по выбору или задан 1 знак).

-Выполнение заданий при незначительных помехах.

-Самые разнообразные лабиринты, перепутанные линии.

-Найти:

  1. Отличия;
  2. Сходство;
  3. Что изменилось;
  4. Нелепицы.

-Раскрашивание второй половины рисунка по образцу.

-Дорисовывание орнаментов. Графическое рисование.

Распределение

-Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (заданы 2 разных знака одновременно).

-Выполнение какой-либо деятельности (лепка, рисование и т.д.) под прослушивание грамзаписи (музыка, сказки).

-Игра «Что же это было?» поочередно показывают предмет, картину, относящиеся к разным категориям, группам. Дети должны их назвать.

-Работа с мозаикой (фишки).

Переключение

-Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (сначала знак, через определенное время – другой знак).

-Название (перечисление) предметов в прямом порядке, после хлопка – в обратном.

-Игры:

  1. «День-ночь»;
  2. «Громко-тихо»;
  3. «Замри-отомри».

-Раскрашивание (фигуру) рисунков из разных геометрических фигуру.

-Работа с мозаикой, картиной.

Взаимодействие специалистов  МАОУ СОШ № 43 города Тюмени

Направление

Цель

Форма

Содержание

Предполагаемый результат

Ответственный

Педагогическая коррекция

Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения

 

уроки и внеурочные занятия

Реализация программ коррекционных занятий на основе УМК программы «Перспективная школа»

Осуществление индивидуального подхода

Освоение обучающимися образовательной программы

Классный руководитель, педагог-предметник

Психологическая коррекция

Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка

коррекционно-развивающие занятия

Реализация коррекционно – развивающих программ и методических разработок с обучающимися

Сформированность психических процессов, необходимых для освоения образовательной программы

Педагог-психолог

Логопедическая коррекция

Коррекция речевого развития обучающихся с ОВЗ

коррекционно – развивающие  групповые и индивидуальные занятия

Реализация программ и методических разработок

Сформированность устной и письменной речи для успешного освоения образовательной программы

Логопед

Медицинская коррекция

Коррекция физического здоровья обучающегося

оздоровительные процедуры

План оздоровительных мероприятий для обучающихся

Улучшение физического здоровья обучающихся

Медицинская сестра

 Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственности связей между начальным и основным общим образованием.

Задачи педагогического коллектива:

-        иметь четкие представления о целях и результатах образования в начальной школе;

-        наметить преемственные связи;

-        знать специфику форм организации обучения, стиля взаимодействия, психологического общения учителя младших классов;

-        учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковй период развития, уровень УУД;

     Направления и содержание деятельности психолога в период адаптации пятиклассников

Цель: исследование процесса адаптации учащихся5-х кл. к новым условиям обучения для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению.

Задачи:

-        изучение психоэмоционального состояния учащихся.

-        выявление уровня адаптации

-        выявление детей с трудностыми адаптации

-         составление рекомендаций участникам образовательного процесса.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ

1.Интеллектуально-личностное развитие по результатам обследования 4-х классов РМО,

  • память,
  • внимание,
  • мотивация (авт. Лусканова)
  • адаптация (авт. Александровская)

2.Уровень адаптации

  • анкета «Школьник»
  • тест школьной тревожности (авт. Филипс)
  • социометрия
  • мотивационная анкета

1. Анкета  «Учитель»

2. Посещение и анализ уроков 

1. Анкета «Успешность обучения» 

КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ

 

1.Групповая консультация «Интеллектуально-личностное развитие  учащихся 4-х классов»

2. Семинар для педагогов «Организация образовательного процесса с  учётом психологических особенностей учащихся 5-х классов»

3..Психолого-педагогический консилиум «Результаты адаптации. Особые дети и как с ними работать»

4. Индивидуальные консультации

5. Индивидуальные и групповые формы работы по запросу учителей и администрации

1. Каких пятиклассников ждут в основной школе. (Проводится в конце начальной школы)

2.Психологические особенности пятиклассников

3. Индивидуальное по запросу родителей 

КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩЕЕ

1. Адаптационный игротренинг

2. Коррекция страхов и тревожности пятиклассников с использованием метафор (авт. Хухлаева О.В.)

3. Факультативной курс «В пятый класс в первый раз» (авт. Сомова)

4. Индивидуальные занятия по запросу учителей или  родителей.

  

  

Адаптированный ребенок,  это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.

В пятом классе у детей возникает чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений.

Взаимодействие специалистов в работе по адаптации пятиклассников

        Эффективность педагогической работы по адаптации пятиклассников зависит от взаимодействия, согласованности действий  учителей-предметников. Классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника образовательного учреждения. Важно объединить усилия всех специалистов  в работе по развитию способности учащихся к профессиональному и личностному самоопределению. Главная задача специалистов подготовить подростков к самостоятельной жизни в условиях социальной действительности. Ниже примерно  определим  организационные задачи каждого специалиста.

        Классный руководитель:

  • дает первичную информацию о ребенке или группе детей, с которыми необходимо организовывать работу;
  • проводит первичные опросы воспитанников;
  • выявляет уровень сформированности способности ребенка к самоопределению. Творческие способности (на основе собственных наблюдений);
  • организует работу, связанную с развитием интересов и склонностей детей;
  • обеспечивает реализацию общих и индивидуальных планов и программ по формированию способности к самоопределению.

Психолог:

  • изучает личностные интересы, направленность юношей и девушек, индивидуальные особенности;
  • проводит подбор диагностических методик, выявляющих  личностные способности учащихся;
  •  осуществляет диагностику и обработку полученных результатов, дает рекомендации специалистам по необходимой коррекционной  работе;
  • на основе диагностики проводит деление учащихся на группы в зависимости от их уровня сформированности способности к самоопределению;
  •  разрабатывает и реализует  программы психолого – педагогической коррекции;
  • обеспечивает психологическую поддержку детей, имеющих особые индивидуальные проблемы и трудности в самоопределении.

Социальный педагог:

  • проводит информационно – просветительскую работу, знакомит детей с правовыми нормами;
  • обеспечивает социально – педагогическую поддержку детей;
  •  знакомит подростков с их  финансовыми, имущественными,  жилищными правами.
  • организует работу по реализации тех мероприятий, которые связаны с участием людей, не входящих в штат образовательного учреждения;

Медицинский работник:

  • проводит  консультации с учащимися по проблемам профессиональной пригодности к той или иной профессии в зависимости от состояния здоровья и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) у детей – инвалидов;
  • следит за выполнением рекомендаций, прописанных в разделе  «мероприятия медицинской реабилитации» ИПР и сроками переосвидетельствования;

Несмотря на разграничение задач специалистов,   работа носит комплексный характер и проблемы профессионального и личностного самоопределения учащихся решаются специалистами совместно. Например, знакомство подростков с миром профессий проводят  и учителя,  и психолог, и социальный педагог. Научить ребенка ориентироваться  главная задача сопровождения. Специалисты регулярно проводят совместные консультации, педагогические  консилиумы, обсуждают вопросы организации работы  с детьми. На совещаниях и консилиумах специалисты анализируют результаты выполнения намеченного, вносят изменения и уточнения в программу работы с группой детей и отдельными учащимися.

Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к сдаче выпускных экзаменов.

Цель: отработка стратегии и тактики поведения учащихся, родителей, педагогов в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение   навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы: групповая дискуссия, игровые методы, релаксационные  техники, диагностические методики, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, совещания педагогов.

Задачи для учащихся:

1.Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков уверенного поведения.

3. Развитие эмоцианально-волевой сферы.

4. Развитие навыков самоконтроля с опорой на  внутренние  резервы.

Методическая работа психолога по сопровождению ЕГЭ:

№ п/п

Проводимая работа

Сроки работы

1

Оформление школьного стенда по психологическому сопровождению ЕГЭ

В течение года

2

Разработка рекомендаций, буклетов для учащихся:
-
"Как вести себя во время экзаменов»
- "Способы снятия нервно-психического напряжения"
-
"Как управлять своими эмоциями"
-
"Скорая помощь" в стрессовой ситуации"

В течение года

3

Разработка рекомендаций, буклетов для родителей по организации работы и охраны здоровья учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов.

В течение года

4

Разработка рекомендаций, буклетов для педагогов по подготовке учащихся к экзаменам.

В течение года

5

Подготовка и проведение родительских собраний, семинаров и совещаний  с педагогами по сопровождению ЕГЭ

По плану

6

Подготовка психологического инструментария для диагностики и проведение диагностики и занятий с выпускниками 11 классов  к сдаче ЕГЭ

По плану

7

Индивидуальное информирование и консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с ЕГЭ.

По мере поступления запроса

8

Оформление документации.

По итогам работы

   Психологическое сопровождение духовно-нравственного направления.

Цель: Создание условий по сопровождению процесса духовно-нравственного развития и воспитания подростков в образовательном пространстве.

Задачи:

 -         отразить теоретические основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

-          показать особенности духовно-нравственного развития и воспитания  детей на разных ступенях школьного обучении;

-         разработать проекты, направленные на психологическое сопровождение процесса духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков в образовательном пространстве.

Направления работы:

 1.         Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2.           Диагностика индивидуальная и групповая  -  выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

3.                  Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

4.                  Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5.                  Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6.                   Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

7.                  Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Ожидаемый результат:

                    ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, традициям, старшему поколению;

                    опыт социальной и межкультурной коммуникации;

                    представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений с людьми, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

                    нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

                    уважительное отношение к традициям и обычаям;

                    неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

                    способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

                    заботливое отношение к младшим;

                    ценностное отношение к труду и творчеству;

                    первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

                    осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

                    потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;

                    мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельностсти.

Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми.

 Цель: Создание условий для выявления, развития и поддержки видов одаренности в образовательной среде.

Задачи:

−          осуществлять подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.

−          создать банк данных по одаренным детям.

−        повышение психологической компетентности педагогов и родителей, через просветительскую деятельность,  для поддержки в развитии видов одаренности у детей.

Направления работы:

1.                  Диагностика видов одаренности, выявление одаренных детей.

2.                  Коррекция и развитие видов одаренности, направленные на развитие личности учащегося.

3.                  Профилактика. Взаимодействие с педагогами и родителями с целью предотвращения отклонений в поведении, способствование социализации учащихся

Ожидаемый результат:

1. сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);

2. постоянное сотрудничество между педагогом – психологом, педагогами школы и родителями для эффективной работы с одаренными детьми; (Использование рефлексивных листов для оценки эффективности, проведенных мероприятий, подготовка педагогов и родителей для работы с одаренными детьми);

3. формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей.

Психологическое сопровождение формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель:   Создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию  личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

Задачи:

-         сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

-         научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

-         сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

-         обучить элементарным приёмам эмоциональной разгрузки (релаксации);

-         сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

-         сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

        - сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления работы:

1. Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

2. Профилактическая работа с учителями.

Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

3. Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

Ожидаемый результат:

                    формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;

                    формирование установки на здоровый образ жизни;

                    использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

                    повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

                    усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию само разрушающих форм поведения;

                    наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

Формы работы психологического сопровождения школы в рамках введения ФГОС ООО.

            Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

1.                 Работа с обучающимися

-         Профилактическая работа с учащимися с целью формирования  у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие  формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

-         Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой  и организация индивидуальной  или групповой коррекционно-развивающей работы.

-         Проведение тренингов  с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

-           Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

-         Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся  к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых  занятий по профориентации учащихся (диагностика, тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).

-         Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

2.                 Работа с педагогами и другими работниками школы.

-         Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии,разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

-         Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно—воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

-        Проведение семинаров, практических занятий, лекций

Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий.  Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.

3.                 Работа с родителями.

-         Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах родительских клубов, круглых столов, совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие, как родители, так и дети.

-         Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

-         Проведение бесед,  лекций позволяющими дать родителям рекомендации для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности.

Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.

 Этапы внедрения  системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО

1 этап - подготовительный (2013-2014 уч.г)

-         изучение и анализ модели сопровождения ;

-         поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;

-         определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

-         материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение).

2 этап – практический (2014-2015 уч.г.)

-         введение в школьную практику проведения психолого педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО.

-         поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-педагогического сопровождения.

 3 этап – корректирующий (2015-2016 уч.г)

-         создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;

-         корректировка системы психолого–педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО.

-         определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

4 этап – обобщающий (2016-2017 уч.г.)

-        обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО.

-         определение перспектив дальнейшего развития школы.

        Направления и форма психологического сопровождения МАОУ СОШ № 43 города Тюмени в 2013-2016 гг

Наименование работы

Форма  работы

Целевая группа

Психолого-педагогическое сопровождение педагогических работников в поддержке и развитии ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями: семинары, практикумы, лаборатории, консультации, тренинги.

 Организация и проведение педагогом-психологом     мероприятий с педагогическими работниками (при наличии информационного материала с предоставлением отчета в открытых источниках (страница на сайте ОУ, информационный стенд, брошюры)

Педагоги ОУ

Создание психолого-педагогических условий для организации педагогическими работниками индивидуального сопровождения детей, с особыми образовательными потребностями: одаренные дети, дети с ОВЗ, дети с проблемами в знаниях)

  1. Консультирование педагогических работников по вопросам коррекционной педагогики с представлением итогового документа и (или) мероприятия.
  2. Организация деятельности педагогических команд по формированию у обучающихся способности преодолевать учебные и коммуникативные затруднения с представлением итогового документа и (или мероприятия
  3. Консультирование педагогических работников по вопросам работы с одаренными детьми.
  4. Рассмотрение жалоб со стороны родителей, разбор ситуации с педагогами.

Педагоги ОУ

Проведение мероприятий, направленных на создание и поддержку комфортного психологического климата в педагогическом коллективе

  1. Учитывается количество мероприятий, направленных на создание и поддержку комфортного психологического климата в педагогическом коллективе.
  2. Учитывается количество педагогов, охваченных мероприятиями, направленными на создание и поддержку комфортного психологического климата в педагогическом коллективе.
  3. Психологические тренинги (12 человек)
  4. Просвещение педагогических работников.

Педагоги ОУ

Участие в коллективных педагогических проектах (командообразующие технологии, работа с молодыми специалистами)

  1. Наличие учебно-методических публикаций в каталоге школы,  на сайте, на стенде.
  2. Издание брошюр школьного уровня
  3. Выступление на семинарах муниципального уровня
  4. Участие в мониторингах регионального и федерального уровня
  5. Участие в проектных группах различных направленностей с целью создания условий реализации ФГОС
  6. Помощь в организации мероприятий муниципального уровня.

Педагоги ОУ.

обучающиеся, родители обучающихся

Участие в планировании и разработке программ психолого-педагогического сопровождения детей, не посещающих занятия без уважительной причины (выход в семьи)

  1. Индивидуальные маршруты.
  2. Консультирование на дому.
  3. Профилактическая деятельность.

Педагоги ОУ.

обучающиеся, родители обучающихся

Организация и проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся и с обучающимися

Количество различных форм (очные консультации, страница психолога на сайте, «почта доверия», семинары, практикумы) организация и проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с рекомендациями.

Педагоги ОУ.

обучающиеся, родители обучающихся

Создание элементов образовательной инфраструктуры, направленной на снятие психоэмоционального напряжения

Организация функционирования уголков психологической разгрузки и саморегуляции, сенсорные элементы с использованием школьного пространства (кабинет психолога, библиотека)

Педагоги ОУ.

обучающиеся, родители обучающихся

Эксперная деятельность: участие в работе консилиумов, советов профилактики, посещение уроков и занятий, участие в работе конфликтных комиссий, участие в административных совещаниях

1. Рассмотрение планирования и графика работы на учебный год, списки учащихся, входящих в группу работы с узкими специалистами.

2. Организация сопровождения учащихся с низким уровнем адаптации, нарушением психологического развития, с особенностями личностного развития, составление характеристик, проведение коррекционных занятий.

3. Изучение особенностей взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения.

4. Разрешение конфликтных ситуаций: консультирование педагогов, родителей обучающихся, посещение уроков с целью экспертизы. Организация занятия с классом для разрешения конфликтной ситуации.

5. Выступления на административных совещаниях по результатам мониторингов, диагностики.

Педагоги ОУ.

обучающиеся, родители обучающихся

Психодиагностика (групповая, индивидуальная). Мониторинги ИМЦ

Одаренные дети. дети «группы риска»,

Выявление возможностей и способностей обучающихся

Педагоги ОУ.

обучающиеся, родители обучающихся

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися с ОВЗ, педагогами, родителями

Педагоги ОУ.

обучающиеся, родители обучающихся

Просветительская и профилактическая деятельность: ПАВ, толерантность, ЗОЖ, кризисные состояния, несправедливое и жестокое обращение, профориентация

Организация работы в малых группах, классных часов, бесед с элементами практикума, психологических игр, мониторингов, психологических уроков, психологических акций, творческих проектов, психологических недель, круглых столов, семинаров.

Педагоги ОУ.

обучающиеся, родители обучающихся

Формы работы педагога-психолога – это групповые и индивидуальные: занятие (развивающее, коррекционное), с элементами тренинговых технологий(  здоровьесберегающие, командообразующие), психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар. Консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика, неделя психологии, интеллектуальны, психологический марафон, социальный, учебный, творческий проект.

К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения можно отнести:

-        сохранение и укрепление психологического здоровья;

-        мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

-        психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения;

-        формирование у обучающихся понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни;

-        развитие экологической культуры;

-        выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья;

-        формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

-        поддержку детских объединений и ученического самоуправления;

-        выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

 Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.

            1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;

Основным  объектом  оценки  личностных  результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

                    самоопределение  —  сформированность  внутренней  позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

                    смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися  на  основе  устойчивой  системы  учебно-познавательных  и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

                    морально-этическая  ориентация  —  знание  основных моральных норм и ориентация на их выполнение  на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических  чувств  —  стыда,  вины,  совести  как регуляторов морального поведения.

Основным объектом оценки метапредметных результатов  служит  сформированность  у  обучающегося  указанных выше  регулятивных,  коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  т. е.  таких  умственных  действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

                    способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую   задачу   в   познавательную;   умение   планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;   умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

                    умение  осуществлять  информационный  поиск,  сбор  и выделение  существенной  информации  из  различных  информационных источников;

                    умение  использовать  знаково-символические  средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

                    способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым  признакам,  установлению  аналогий,  отнесению  к известным понятиям;

                    умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  учебных  проблем,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий.

2.  Успешная адаптация учащихся в учебно воспитательном процессе;

3.                  Успешная адаптация и социализация выпускников школы;

4.                  Создание мониторинга психологического статуса школьника (приложение 1).

5.                  Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

         Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Педагог-психолог

МАОУ СОШ№43 города Тюмени                                                                                Н.ВКурманова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тубольская основная общеобразовательная школа» на 2013 - 2014 учебный год

Образовательная программа -  это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирован...

Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"

Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...

Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"

Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...

ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»

Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их ...

ПОЛОЖЕНИЕ Об электронном обучении и использовании дистанционных Образовательных технологий при реализации образовательных программ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»

Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МКОУ «Брединская СОШ № 4»...