программа психологического сопровождения общеобразовательного учреждения (школы)
рабочая программа (5 класс) на тему
Основные цели работы психологической службы школы – это содействие созданию ситуации социального развития, соответствующего индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся , их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех участников образовательного процесса:
1.Создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья школьников.
2. Определение психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, коррекция и профилактика их возникновения.
3. Развитие сотрудничества и взаимодействия между психологом, педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания ребёнка в школе.
4.Пропаганда ЗОЖ, психологических знаний среди всех участников учебно-воспитательного процесса.
5.Обеспечение процесса руководства школой психологической информацией с целью отслеживания эффективности инноваций, динамики отдельных параметров и критериев, проведения классно-обобщающего контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologicheskogo_soprovozhdenie_sosh_43.docx | 94.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательном учреждении МАОУ СОШ № 43 города Тюмени разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического развития личности каждого ребенка и включенности педагога-психолога в процесс психолого-медико-педагогического процесса образования. ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы, которая направлена на содействие социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия.
Образовательная программа обеспечивает сформированность у школьников универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Требования ФГОС учитывают индивидуальные и возрастные школьников, включая образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, включают в себя преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование). Целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие личности,
Приоритетным направлением образования является- реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей образования становится – обеспечение развития универсальных учебных действия, как психологическая составляющая часть образования. Такой подход позволит психологам и педагогам осуществлять в процессе своей деятельности обучение, ориентирование на развитие учащихся, учет их особенностей и всесторонне раскрытие их личностного и интеллектуального потенциала.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС меняет всю образовательную систему в школе, так как предусматривает необходимость психологических знаний и применение их в практической деятельности для все участников образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители. Таким образом, педагог-психолог является полноценным участником образовательного процесса.
Построение эффективной системы психологического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения внутри образовательной системы, избежать необоснованной переадресации проблемы иным службам, либо необходимость обучения ребенка в специализированных школах.
В соответствии с ФГОС психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:
- преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование);
- учет специфики возрастного психологического развития обучающихся, в том числе переход из младшей школы в среднее звено (подростковый период);
- формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
- вариативность направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, развитие экологической культуры, дифференциация и индивидуализация обучения, мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями, детей олимпийского движения, профориентационное направление, формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среди сверстников, поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
- диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
- вариативность видов психологического сопровождения (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Основные цели работы психологической службы школы – это содействие созданию ситуации социального развития, соответствующего индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся , их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех участников образовательного процесса:
1.Создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья школьников.
2. Определение психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, коррекция и профилактика их возникновения.
3. Развитие сотрудничества и взаимодействия между психологом, педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания ребёнка в школе.
4.Пропаганда ЗОЖ, психологических знаний среди всех участников учебно-воспитательного процесса.
5.Обеспечение процесса руководства школой психологической информацией с целью отслеживания эффективности инноваций, динамики отдельных параметров и критериев, проведения классно-обобщающего контроля.
Основные принципы работы психологической службы школы:
- Принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога (профилактики, диагностики, коррекции)
- Принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и т.д. проявлений.
- Принцип целесообразности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия.
- Принцип причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие.
- Принцип активности ребенка в образовательном процессе (включение в активную позицию).
- Принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья базируется на необходимости формирования привычек к чистоте, аккуратности, соблюдения режима дня, эффективного и безконфликтного взаимодействия, психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
- Принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях.
Задачи психологического сопровождении образовательного процесса:
- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательном учреждении, выявление основных проблем и причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата ОУ;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения, содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровьи, на профилактику асоциальных явлений( наркомания, социальное сиротство, насилие в семье и др.), трудности в адаптации, обучении и воспитании, нарушение поведения, задержек и отклонения в развитии обучающихся;
- содействие реализации (выполнения) требований ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения общеобразовательной программы;
- содействие формирования у обучающихся УУД, как способности субъекта к развитию и саморазвитию, самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающую его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие педагогическим работникам , родителям (законным представителям), в воспитании обучающихся а также формирование у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в своих силах, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимых по инициативе органов управления образовании;
- распространение и внедрение в практику ОУ достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- взаимодействие с подразделениями ОУ ( служба здоровья, ПМПК, совет профилактики, служба примирения, с общеобразовательными учреждениями, организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Различия профессиональных позиций педагога и психолога.
Характеристики | Профессиональная роль учителя | Профессиональная роль психолога |
Содержание профессиональных знаний | Общепедагогические знания. Методика преподавания школьного предмета | Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности детей. Психодиагностика, психокоррекция |
Отношение к детям | Обучающее, контролирующее, оценивающее | Понимающее, помогающее |
Отношение с педагогами | Взаимоотношения по горизонтали (взаимоотношения коллег по работе) | Межпрофессиональные взаимоотношения сотрудничества разных специалистов |
Отношение с администрацией | Подчинение начальству | Стремление к автономии и сотрудничеству |
Внешние характеристики | Уверенность, власть над учениками, строгость, «учительский голос» | Сочувствие, готовность к человеческим отношениям, мягкость в поведении |
Основные направления деятельности педагога-психолога МАОУ СОШ № 43 города Тюмени:
- работа с обучающимися ОУ;
- работа с педагогическим коллективом ОУ;
- работа с администрацией школы;
- работа с родителями обучающихся.
Просвещение – формирование у всех участников образовательного процесса психологических знаний и желания использовать их для предупреждения возможных нарушений становления личности ( семинары, выступление на педагогическом совете, акции «Дни психологии», индивидуальные консультации, презентации, видеоматериалы, размещение информации на сайте, на информационном стенде, лектории, круглые столы…)
Мониторинг (диагностика)- (индивидуальная, групповая), на протяжении всего периода обучения , раскрытие потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушения в обучении, развитии, социальной адаптации, изучение развития личности и уровня личности и уровня сформированности УУД с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирование ключевых компетенций;
Экспертная деятельность – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ОУ, оценка альтернативных решений, и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации образовательного процесса, реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса детей с учетом здоровья и психофизического развития.
Проектирование деятельности педагога-психолога осуществляется на основе экспертной деятельности (совместно с администрацией и педагогами ОУ) – анализ школьной среды, определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются, как условия успешного обучения и развития.
Практическая деятельность педагога-психолога – это привидение создаваемых условий в систему постоянной работы, дающей максимальный результат.
Профилактическая и просветительская деятельность педагога-психолога – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов, выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся, формирование ЗОЖ, разработка рекомендаций для педагогов и родителей, профилактика ПАВ.
Консультирование – индивидуальное и групповое – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем,в актуализации и активации личностных особенностей, содействие сознательного и активного присвоение нового социального опыта, помощь в формировании новых установок , принятии собственных решений, решение психологических проблем, связанных с межличностным взаимодействием, трудности в самосознании и саморазвитии.
Коррекционно-развивающая работа – индивидуальная и групповая – организация работы с обучающимися, имеющими проблемы со здоровьем, в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики, активное воздействия на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала, на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальным педагогом, коррекцию недостатков психического или физического развития.Коррекционно-развивающая работа направлена на коррекцию проблем психологического развития детей с ограниченными возможностями, преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.
Профориентационное направление. Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
Психофизиологические особенности детей школьного возраста
Младший школьный возраст (7-10 лет) | Средний школьный возраст (11-15 лет) | Старший школьный возраст (16-18 лет) |
Физические особенности: (рост, вес) | ||
Рост замедляется, вес увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом | Интенсивно увеличивается рост (20-25 см в год) | Заканчивается рост |
Нервная система | ||
Совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитические функции коры. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. | Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Мозг по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека, возрастает роль сознания. | Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Ритмичнее работают железы внутренней секреции, усиливается деятельность щитовидной железы. |
Кровеносная система | ||
Несоответствие в развитии сердца и кровеносных сосудов, пульс чаще, чем у взрослого человека. | Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. | Устанавливается кровяное давление |
Опорно-двигательная система | ||
Скелет подвергается окостенению, но этот процесс не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. Развиваются мышцы мелкой моторики. | Идет процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Дети излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы. | Завершается окостенение скелета, увеличивается мышечная сила. Способность выдерживать большие двигательные нагрузки. |
Психологические особенности: Вид деятельности | ||
Учение. Познавательная деятельность проходит в процессе обучения | Учение, общение | Учение, общение |
Память | ||
Наглядно-образная | Логическая | Абстрактно-логическая |
Мышление | ||
Развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому | Развивается от конкретно - образного к абстрактному, склонно к критичности | Высокий уровень обобщения и абстрагирования, постепенно приобретая теоретическую и критическую направленность |
Внимание | ||
Непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему | Специфическая избирательность, интерес к необычному, непроизвольное переключение внимания | Характеризуется целенаправленностью, произвольностью, устойчивостью |
Речь | ||
Словарный запас 3500-4000 слов | Словарный запас 7000 слов | Словарный запас пополняется новыми терминами |
Задачи психологического сопровождения с учетом психофизиологических особенностей детей школьного возраста :
Дошкольное образование –экспертиза документов ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии. Обеспечение готовности к школе.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации , развитие самостоятельности и самоорганизации. Поддержка в формировании желания и «умения» учиться, формирование УУД, развитие творческих способностей.
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития. Помощь в решении личностных проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов и кризисных состояний, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, употребления ПАВ.
Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка, поиск смысла жизни, самопознание. Достижение личностной идентичности. Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, употребления ПАВ.
Психодиагностическое направление работы педагога-психолога
Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностический минимум является основной психодиагностической схемой в рамках школьной деятельности, т.к
- Диагностический минимум носит дифференцированный характер. Он позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы: «психологически благополучных детей», обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.
- Эта диагностическая схема позволяет охватить всех школьников определённой параллели. Её проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребёнка, что делает информацию, получаемую в ходе обследования, более значимой.
- Диагностический минимум представляет собой лонгитюдное обследование, он позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по определённым статусным критериям на протяжении всего периода школьного обучения.
- Диагностический минимум служит основным механизмом, запускающим следующие этапы психодиагностики: дифференциация нормы и патологии и углублённое обследование личности школьника.
Основные (общешкольные) психодиагностические исследования.
Класс | Название психологического исследования | Цель |
1-е классы
| 1.Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)
2.Цветовой тест эмоциональных состояний. (Модификация «Цветового теста отношений» А.О.Прохорова) 3.Тест Тулуз-Пьерона
4.Анкета фиксирующего наблюдения для учителей.
5.Тест Равена (модификация Т.В.Розановой)
| Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностика субъективного эмоционального состояния школьников в различных сферах учебной деятельности и жизнедеятельности, а также выявление причин негативного эмоционального состояния в ходе последующих интервью по результатам теста.
Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций у детей начальной школы.
Содержит расшифровку отдельных проявлений школьной дезадаптации, по которым классный руководитель может наблюдать и фиксировать их проявления в поведении ребенка.
Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления. |
4-е классы | 1. Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой) 2.Тест Э.Ф.Замбацявичене + тест математических способностей ГИТ.
3. Социометрия
| Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживаниеэффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностика уровня развития словесно-логического мышления и математических способностей.
Диагностика социометрического статуса учеников и групповой структуры.
|
5-е классы | 1. Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой) 2.Тест школьной тревожностиФиллипса.
3.Социометрия
| Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживаниеэффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностика уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Выявление основных факторов, вызывающих тревогу у детей. Выявление детей с высокой школьной тревожностью, с целью использования данной информации при оптимизации процесса обучения и воспитания.
Диагностика социометрического статуса учеников и групповой структуры. Выявление детей – аутсайдеров с целью коррекционной работы. Отслеживание результатов коррекционной работы. |
7-е классы 8-е классы | 1.Школьный тест умственного развития. (ШТУР) 1.Анкета «Мой выбор» 2.Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»
| Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам. Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный). Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения. Выявление основных мотивов выбора профиля обучения. Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.
Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся. ( 5 типов профессий)
|
9-е классы 10-е классы | 1.Школьный тест умственного развития. (ШТУР) 2.Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»
3.Анкета «Мой выбор» 4.Диагностика в рамках курса по выбору «Профессиональное и личностное самоопределение» Карта интересов Голомштока; ДДО; Тест Голланда; Мотивы выбора профессии; КОС; Психогеометрический тест; Тест «Рисунок человека из геометрических фигур»;
1.»Профессиональные склонности личности» Н.В.Рязапкина
| Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам. Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный). Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся. ( 5 типов пофессий)
Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения. Выявление основных мотивов выбора профиля обучения. Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.
Диагностика интересов, способностей, в плане профессионально-важных качеств. Оценка собственных ресурсов и способностей школьниками в свете предстоящей профессиональной деятельности. Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам. Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный). Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
|
Любая психодиагностическая деятельность в рамках психологического сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.
Психологическое сопровождение коррекционной работы.
Цель: Создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
- определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
- осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Направления работы:
1. Диагностическое направление.
Организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для выявления недостатков в развитии и особых образовательных потребностей этих обучающихся.
Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы в начальной школе:
1. Информационный.
1) Изучение литературы по ММД, закупка необходимых методик и материалов (тест Тулуз-Пьерона), изучение процедуры диагностики и обработки результатов с учётом условий школы.
2) Проведение информационно-методического совещания с администрацией и учителями начальной школы, обсуждение целесообразности исследования и практического использования результатов.
3) Проведение общешкольного родительского собрания (1-е классы) с целью информирования родителей о сути и задачах исследования.
2. Диагностический.
1) Проведение тестирования и обработка результатов (тест Тулуз-Пьерона)
2) Составление сводных таблиц и базы данных.
3) Выступление на педсовете с полученными результатами.
3.Коррекционный
1) Подготовка рекомендаций для родителей, индивидуальные консультации по рекомендациям.
2)Подготовка рекомендаций для учителей по оптимизации обучения детей с ММД.
3)Подготовка программы по аутотренингу и релаксации для детей с ММД.
4)Реализация данных программ.
4.Контрольный
1)Повторное тестирование в конце года.
2)Отслеживание динамики успеваемости детей с ММД учителями.
3)Консультирование родителей по возникающим проблемам.
4)Выступление на педсовете с итоговыми результатами и показом динамики,
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в начальной школе
Познавательные способности и психофизиологические функции, нуждающиеся в коррекции | Цели коррекционной работы | Направления, средства и методы психологического воздействия, приемы |
Восприятие | Установить взаимосвязь с речью и мышлением | Поэтапное развитие:
Виды упражнений: - на нахождении спрятанных в рисунках предметов; -определение предмета по контуру, силуэту; -работа с картиной, мозаикой; -определение признаков данного предмета; -составление разрезанных картинок; -сравнение предметов по разным параметрам (величине, цвету, форме), нахождение одинаковых предметов и различий; -работа с кубиками (построение заданных фигур); -работа с мозаикой (фишки, пуговицы), создание образа. Слуховое восприятие: игра в глухой телефон, что изменилось? (читают 2 рассказа с небольшими изменениями) |
Пространственное ориентирование |
| -Любая свободная деятельность. -Подвижные игры. -Игры на выполнение команд, связанных с пространственным ориентированием. -Упражнения с использованием указателей со словесным сопровождением. -Настольные игры (шашки, шахматы). -Ориентирование на листе бумаги:
|
Моторика |
| -Свободно-абстрактное рисование кистью, карандашом, мелом. -Ниткопись. -Работа с проволокой. -Лепка (заглаживание вмятины). -Мозаика. -Обычная вышивка. -Гимнастика для пальчиков. -Штриховка, раскраски, обведение контура, работа с трафаретами. -Использование элементов психогимнастики. -Создание ситуации успеха. -Фокусирование внимания на самой деятельности, а не на ее результатах. -Игры-соревнования (шуточные), где победа дается легко, переходя от одного к другому. |
Память | Увеличение количества входящей информации, т.е. увеличение объема памяти через обучение приемам запоминания | Развитие вербальной памяти (слуховая, зрительная, словесная, словесно-логическая) -Игра «Снежный ком»:
-Игра «Попугай». Взрослый читает – ребенок вторит. Слуховое поле постоянно возрастает (идет увеличение слуховой информации). Развитие зрительной и вербальной памяти -Словесное рисование. Создание общей картины (следующий ребенок повторяет все, что нарисовали до него и прибавляет свое). -Игры Никитиных (развивающие). -Воспроизведение рассказов, воспринимаемых на слух, или с опорой на картину, план. |
Развитие речи Предметное описание
+ Предмет неживой - Из чего сделан - для чего предназначен - полезность - удобен или нет Растения - Запах - Полезность Животные, человек - черты характера - внеш.доп. признаки Продукты - Вкус - Полезность | Пополнение словарного запаса детей. Снятие напряжения |
Направления работы: -Работа над артикуляционным аппаратом:
-Расширение кругозора (экскурсии, беседы, чтение, игры). -Расширение словарного запаса:
-Выявление признаков предметов и явлений:
-Составление рассказов:
|
6. Мышление - образно-логическое - наглядно-действенное, конструктивное | Развитие аналитико-синтетических способностей сравнения, обобщения, классификации | Анализ (упражнения на расчленение целостной системы на подсистемы, установление связей между ними). -Что относится к одежде? Что связывает эти вещи? -Что общего? Чем отличны? -На какие фигуры можно разделить (рис. человека). -Сколько отдельных предметов в данной картине. Синтез (мысленное + практическое соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа). -Сколько нужно нарисовать (взять) картинок (отдельных), чтобы получилась картина «Весна, Зима, Лето, Осень», составление картин на магнитной доске из предметных картинок. -Узнай, что это? – игра. Называются признаки предмета – ребенок определяет сам предмет. -Собирание разрезных картинок. Подбор слов по аналогии (поиск общего с опорой на ассоциативное мышление – что общего между розовой картиной и закатом). Определение закономерностей на основе поэтапного сравнения. |
Внимание | Концентрация (сосредоточение) | -Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (по выбору или задан 1 знак). -Выполнение заданий при незначительных помехах. -Самые разнообразные лабиринты, перепутанные линии. -Найти:
-Раскрашивание второй половины рисунка по образцу. -Дорисовывание орнаментов. Графическое рисование. |
Распределение | -Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (заданы 2 разных знака одновременно). -Выполнение какой-либо деятельности (лепка, рисование и т.д.) под прослушивание грамзаписи (музыка, сказки). -Игра «Что же это было?» поочередно показывают предмет, картину, относящиеся к разным категориям, группам. Дети должны их назвать. -Работа с мозаикой (фишки). | |
Переключение | -Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (сначала знак, через определенное время – другой знак). -Название (перечисление) предметов в прямом порядке, после хлопка – в обратном. -Игры:
-Раскрашивание (фигуру) рисунков из разных геометрических фигуру. -Работа с мозаикой, картиной. |
Взаимодействие специалистов МАОУ СОШ № 43 города Тюмени
Направление | Цель | Форма | Содержание | Предполагаемый результат | Ответственный |
Педагогическая коррекция | Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения
| уроки и внеурочные занятия | Реализация программ коррекционных занятий на основе УМК программы «Перспективная школа» Осуществление индивидуального подхода | Освоение обучающимися образовательной программы | Классный руководитель, педагог-предметник |
Психологическая коррекция | Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка | коррекционно-развивающие занятия | Реализация коррекционно – развивающих программ и методических разработок с обучающимися | Сформированность психических процессов, необходимых для освоения образовательной программы | Педагог-психолог |
Логопедическая коррекция | Коррекция речевого развития обучающихся с ОВЗ | коррекционно – развивающие групповые и индивидуальные занятия | Реализация программ и методических разработок | Сформированность устной и письменной речи для успешного освоения образовательной программы | Логопед |
Медицинская коррекция | Коррекция физического здоровья обучающегося | оздоровительные процедуры | План оздоровительных мероприятий для обучающихся | Улучшение физического здоровья обучающихся | Медицинская сестра |
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственности связей между начальным и основным общим образованием.
Задачи педагогического коллектива:
- иметь четкие представления о целях и результатах образования в начальной школе;
- наметить преемственные связи;
- знать специфику форм организации обучения, стиля взаимодействия, психологического общения учителя младших классов;
- учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковй период развития, уровень УУД;
Направления и содержание деятельности психолога в период адаптации пятиклассников
Цель: исследование процесса адаптации учащихся5-х кл. к новым условиям обучения для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению.
Задачи:
- изучение психоэмоционального состояния учащихся.
- выявление уровня адаптации
- выявление детей с трудностыми адаптации
- составление рекомендаций участникам образовательного процесса.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ | 1.Интеллектуально-личностное развитие по результатам обследования 4-х классов РМО,
2.Уровень адаптации
| 1. Анкета «Учитель» 2. Посещение и анализ уроков | 1. Анкета «Успешность обучения» |
КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ |
| 1.Групповая консультация «Интеллектуально-личностное развитие учащихся 4-х классов» 2. Семинар для педагогов «Организация образовательного процесса с учётом психологических особенностей учащихся 5-х классов» 3..Психолого-педагогический консилиум «Результаты адаптации. Особые дети и как с ними работать» 4. Индивидуальные консультации 5. Индивидуальные и групповые формы работы по запросу учителей и администрации | 1. Каких пятиклассников ждут в основной школе. (Проводится в конце начальной школы) 2.Психологические особенности пятиклассников 3. Индивидуальное по запросу родителей |
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЕ | 1. Адаптационный игротренинг 2. Коррекция страхов и тревожности пятиклассников с использованием метафор (авт. Хухлаева О.В.) 3. Факультативной курс «В пятый класс в первый раз» (авт. Сомова) 4. Индивидуальные занятия по запросу учителей или родителей. |
|
|
Адаптированный ребенок, это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
В пятом классе у детей возникает чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений.
Взаимодействие специалистов в работе по адаптации пятиклассников
Эффективность педагогической работы по адаптации пятиклассников зависит от взаимодействия, согласованности действий учителей-предметников. Классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника образовательного учреждения. Важно объединить усилия всех специалистов в работе по развитию способности учащихся к профессиональному и личностному самоопределению. Главная задача специалистов подготовить подростков к самостоятельной жизни в условиях социальной действительности. Ниже примерно определим организационные задачи каждого специалиста.
Классный руководитель:
- дает первичную информацию о ребенке или группе детей, с которыми необходимо организовывать работу;
- проводит первичные опросы воспитанников;
- выявляет уровень сформированности способности ребенка к самоопределению. Творческие способности (на основе собственных наблюдений);
- организует работу, связанную с развитием интересов и склонностей детей;
- обеспечивает реализацию общих и индивидуальных планов и программ по формированию способности к самоопределению.
Психолог:
- изучает личностные интересы, направленность юношей и девушек, индивидуальные особенности;
- проводит подбор диагностических методик, выявляющих личностные способности учащихся;
- осуществляет диагностику и обработку полученных результатов, дает рекомендации специалистам по необходимой коррекционной работе;
- на основе диагностики проводит деление учащихся на группы в зависимости от их уровня сформированности способности к самоопределению;
- разрабатывает и реализует программы психолого – педагогической коррекции;
- обеспечивает психологическую поддержку детей, имеющих особые индивидуальные проблемы и трудности в самоопределении.
Социальный педагог:
- проводит информационно – просветительскую работу, знакомит детей с правовыми нормами;
- обеспечивает социально – педагогическую поддержку детей;
- знакомит подростков с их финансовыми, имущественными, жилищными правами.
- организует работу по реализации тех мероприятий, которые связаны с участием людей, не входящих в штат образовательного учреждения;
Медицинский работник:
- проводит консультации с учащимися по проблемам профессиональной пригодности к той или иной профессии в зависимости от состояния здоровья и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) у детей – инвалидов;
- следит за выполнением рекомендаций, прописанных в разделе «мероприятия медицинской реабилитации» ИПР и сроками переосвидетельствования;
Несмотря на разграничение задач специалистов, работа носит комплексный характер и проблемы профессионального и личностного самоопределения учащихся решаются специалистами совместно. Например, знакомство подростков с миром профессий проводят и учителя, и психолог, и социальный педагог. Научить ребенка ориентироваться главная задача сопровождения. Специалисты регулярно проводят совместные консультации, педагогические консилиумы, обсуждают вопросы организации работы с детьми. На совещаниях и консилиумах специалисты анализируют результаты выполнения намеченного, вносят изменения и уточнения в программу работы с группой детей и отдельными учащимися.
Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к сдаче выпускных экзаменов.
Цель: отработка стратегии и тактики поведения учащихся, родителей, педагогов в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, релаксационные техники, диагностические методики, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, совещания педагогов.
Задачи для учащихся:
1.Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков уверенного поведения.
3. Развитие эмоцианально-волевой сферы.
4. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Методическая работа психолога по сопровождению ЕГЭ:
№ п/п | Проводимая работа | Сроки работы |
1 | Оформление школьного стенда по психологическому сопровождению ЕГЭ | В течение года |
2 | Разработка рекомендаций, буклетов для учащихся: | В течение года |
3 | Разработка рекомендаций, буклетов для родителей по организации работы и охраны здоровья учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов. | В течение года |
4 | Разработка рекомендаций, буклетов для педагогов по подготовке учащихся к экзаменам. | В течение года |
5 | Подготовка и проведение родительских собраний, семинаров и совещаний с педагогами по сопровождению ЕГЭ | По плану |
6 | Подготовка психологического инструментария для диагностики и проведение диагностики и занятий с выпускниками 11 классов к сдаче ЕГЭ | По плану |
7 | Индивидуальное информирование и консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с ЕГЭ. | По мере поступления запроса |
8 | Оформление документации. | По итогам работы |
Психологическое сопровождение духовно-нравственного направления.
Цель: Создание условий по сопровождению процесса духовно-нравственного развития и воспитания подростков в образовательном пространстве.
Задачи:
- отразить теоретические основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- показать особенности духовно-нравственного развития и воспитания детей на разных ступенях школьного обучении;
- разработать проекты, направленные на психологическое сопровождение процесса духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков в образовательном пространстве.
Направления работы:
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
7. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
Ожидаемый результат:
– ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, традициям, старшему поколению;
– опыт социальной и межкультурной коммуникации;
– представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений с людьми, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
– нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
– уважительное отношение к традициям и обычаям;
– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
– заботливое отношение к младшим;
– ценностное отношение к труду и творчеству;
– первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
– осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
– потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельностсти.
Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми.
Цель: Создание условий для выявления, развития и поддержки видов одаренности в образовательной среде.
Задачи:
− осуществлять подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.
− создать банк данных по одаренным детям.
− повышение психологической компетентности педагогов и родителей, через просветительскую деятельность, для поддержки в развитии видов одаренности у детей.
Направления работы:
1. Диагностика видов одаренности, выявление одаренных детей.
2. Коррекция и развитие видов одаренности, направленные на развитие личности учащегося.
3. Профилактика. Взаимодействие с педагогами и родителями с целью предотвращения отклонений в поведении, способствование социализации учащихся
Ожидаемый результат:
1. сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);
2. постоянное сотрудничество между педагогом – психологом, педагогами школы и родителями для эффективной работы с одаренными детьми; (Использование рефлексивных листов для оценки эффективности, проведенных мероприятий, подготовка педагогов и родителей для работы с одаренными детьми);
3. формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей.
Психологическое сопровождение формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель: Создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.
Задачи:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным приёмам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Направления работы:
1. Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.
2. Профилактическая работа с учителями.
Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
3. Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.
Ожидаемый результат:
– формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
– формирование установки на здоровый образ жизни;
– использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
– повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
– усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию само разрушающих форм поведения;
– наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.
Формы работы психологического сопровождения школы в рамках введения ФГОС ООО.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
1. Работа с обучающимися
- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (диагностика, тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).
- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.
2. Работа с педагогами и другими работниками школы.
- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии,разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
- Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно—воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
- Проведение семинаров, практических занятий, лекций
Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
3. Работа с родителями.
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах родительских клубов, круглых столов, совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие, как родители, так и дети.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.
- Проведение бесед, лекций позволяющими дать родителям рекомендации для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности.
Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Этапы внедрения системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
1 этап - подготовительный (2013-2014 уч.г)
- изучение и анализ модели сопровождения ;
- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;
- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
- материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение).
2 этап – практический (2014-2015 уч.г.)
- введение в школьную практику проведения психолого педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО.
- поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-педагогического сопровождения.
3 этап – корректирующий (2015-2016 уч.г)
- создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;
- корректировка системы психолого–педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО.
- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
4 этап – обобщающий (2016-2017 уч.г.)
- обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО.
- определение перспектив дальнейшего развития школы.
Направления и форма психологического сопровождения МАОУ СОШ № 43 города Тюмени в 2013-2016 гг
Наименование работы | Форма работы | Целевая группа |
Психолого-педагогическое сопровождение педагогических работников в поддержке и развитии ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями: семинары, практикумы, лаборатории, консультации, тренинги. | Организация и проведение педагогом-психологом мероприятий с педагогическими работниками (при наличии информационного материала с предоставлением отчета в открытых источниках (страница на сайте ОУ, информационный стенд, брошюры) | Педагоги ОУ |
Создание психолого-педагогических условий для организации педагогическими работниками индивидуального сопровождения детей, с особыми образовательными потребностями: одаренные дети, дети с ОВЗ, дети с проблемами в знаниях) |
| Педагоги ОУ |
Проведение мероприятий, направленных на создание и поддержку комфортного психологического климата в педагогическом коллективе |
| Педагоги ОУ |
Участие в коллективных педагогических проектах (командообразующие технологии, работа с молодыми специалистами) |
| Педагоги ОУ. обучающиеся, родители обучающихся |
Участие в планировании и разработке программ психолого-педагогического сопровождения детей, не посещающих занятия без уважительной причины (выход в семьи) |
| Педагоги ОУ. обучающиеся, родители обучающихся |
Организация и проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся и с обучающимися | Количество различных форм (очные консультации, страница психолога на сайте, «почта доверия», семинары, практикумы) организация и проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с рекомендациями. | Педагоги ОУ. обучающиеся, родители обучающихся |
Создание элементов образовательной инфраструктуры, направленной на снятие психоэмоционального напряжения | Организация функционирования уголков психологической разгрузки и саморегуляции, сенсорные элементы с использованием школьного пространства (кабинет психолога, библиотека) | Педагоги ОУ. обучающиеся, родители обучающихся |
Эксперная деятельность: участие в работе консилиумов, советов профилактики, посещение уроков и занятий, участие в работе конфликтных комиссий, участие в административных совещаниях | 1. Рассмотрение планирования и графика работы на учебный год, списки учащихся, входящих в группу работы с узкими специалистами. 2. Организация сопровождения учащихся с низким уровнем адаптации, нарушением психологического развития, с особенностями личностного развития, составление характеристик, проведение коррекционных занятий. 3. Изучение особенностей взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения. 4. Разрешение конфликтных ситуаций: консультирование педагогов, родителей обучающихся, посещение уроков с целью экспертизы. Организация занятия с классом для разрешения конфликтной ситуации. 5. Выступления на административных совещаниях по результатам мониторингов, диагностики. | Педагоги ОУ. обучающиеся, родители обучающихся |
Психодиагностика (групповая, индивидуальная). Мониторинги ИМЦ Одаренные дети. дети «группы риска», | Выявление возможностей и способностей обучающихся | Педагоги ОУ. обучающиеся, родители обучающихся |
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ | Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися с ОВЗ, педагогами, родителями | Педагоги ОУ. обучающиеся, родители обучающихся |
Просветительская и профилактическая деятельность: ПАВ, толерантность, ЗОЖ, кризисные состояния, несправедливое и жестокое обращение, профориентация | Организация работы в малых группах, классных часов, бесед с элементами практикума, психологических игр, мониторингов, психологических уроков, психологических акций, творческих проектов, психологических недель, круглых столов, семинаров. | Педагоги ОУ. обучающиеся, родители обучающихся |
Формы работы педагога-психолога – это групповые и индивидуальные: занятие (развивающее, коррекционное), с элементами тренинговых технологий( здоровьесберегающие, командообразующие), психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар. Консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика, неделя психологии, интеллектуальны, психологический марафон, социальный, учебный, творческий проект.
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения можно отнести:
- сохранение и укрепление психологического здоровья;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
- психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения;
- формирование у обучающихся понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- развитие экологической культуры;
- выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержку детских объединений и ученического самоуправления;
- выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.
1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
– самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
– смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
– морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
– способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
– умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
– способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
– умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
2. Успешная адаптация учащихся в учебно воспитательном процессе;
3. Успешная адаптация и социализация выпускников школы;
4. Создание мониторинга психологического статуса школьника (приложение 1).
5. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:
1) успешность деятельности учащегося;
2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Педагог-психолог
МАОУ СОШ№43 города Тюмени Н.ВКурманова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Данная программа направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....
Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тубольская основная общеобразовательная школа» на 2013 - 2014 учебный год
Образовательная программа - это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирован...
Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"
Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...
Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"
Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...
ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»
Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их ...
ПОЛОЖЕНИЕ Об электронном обучении и использовании дистанционных Образовательных технологий при реализации образовательных программ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»
Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МКОУ «Брединская СОШ № 4»...