Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"
учебно-методический материал по психологии (9 класс) на тему

Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_lidera.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Утверждаю:

директор школы

                                                                                                Ерёменко А.В.        

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ  БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА

МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Программа психологического сопровождения

Совета старшеклассников

«Школа лидера»

(возраст детей 14-17 лет)

Срок реализации программы 1 год

Подготовила:

Педагог-психолог

Филатова Е.Л..

с. Головино  2009 г.

Пояснительная записка.

Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. Лидер – яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности. В решение задач социального становления подростка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления.

 Сегодня важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства. Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной реализации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Следствием  этого становится резкое снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Ожидаемые результаты: предполагается создать сплочённый, дружный коллектив, практически каждое занятие сопровождается упражнениями на сплочение, командообразование. Также на каждом занятии присутствуют методы аромотерапии, в основном с запахами на снятие усталости, поднятии настроения, повышения умственной активности.

     В конце учебного года дети, обучавшиеся в «Школе лидера» должны уметь проявлять инициативу, принимать решение  и реализовывать их в интересах ученического коллектива, Владеть навыками общения, стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, навыками публичного выступления. Уметь анализировать своё поведение.

        Участие в «Школе лидера» должно развить в детях инициативу и творчество, поддержать постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое, интересное, облегчающее и улучшающее его работу.

Цель:

Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции

Задачи:        

  • Сплочение коллектива совета старшеклассников;
  • Помощь учащимся в самораскрытии;
  • Совершенствование навыков общения:
  • Создание мотивации на самопознание;
  • Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной   ситуации;
  • Ознакомление учащихся с понятием "лидерская одарённость", исследование лидерских качеств;
  • Ознакомление учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления;
  • Развитие навыков публичного выступления.

Виды  работ:

- диагностика;

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- развивающая работа;

 - психологическое просвещение


Название программы «Школа лидера»

Программа рассчитана на учебный год.

Занятия проводятся один раз в месяц. Каждое занятие рассчитано на 1 – 1,5 часа.

Месяц

Название занятия

Цели занятия

Ответственный

Сентябрь

Занятие №1

Командообразование

  • Принятие правил
  • Знакомство, командообразование
  • Анкета «Готов ли я работать в команде?»

Знакомство совета старшеклассников с правилами поведения на занятиях, сплочение команды, проведение анкеты «Готов ли я работать в команде?», рефлексия.

Педагог-психолог

Октябрь

Занятие №2

Личность

  • коммуникативные качества;
  • Тест «Коэффициент моей общительности»

Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека, проверка при помощи теста какие вы в общении, сплочение коллектива, рефлексия.

Педагог-психолог

Ноябрь

Занятие №3

Личность

  • Самооценка;
  •  Жизненная позиция
  • Тест-игра «Моя самооценка»

Создать у учеников мотивацию на самопознание, сплочение коллектива, дать понятие о самоценности человеческого «Я»

Педагог-психолог

Декабрь

Занятие №4

Коллектив

  • Коллектив
  • Общение
  • Тест КОС

Помочь учащимся в самораскрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения. Сплочение коллектива, рефлексия.

Педагог-психолог

Январь

Занятие №5

Коллектив

  • Конфликты
  • Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
  • Тест «Конфликтный ли я человек»

Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной   ситуации, формировать у учащихся умение правильно оценивать конфликтные ситуации и способы решения конфликтов;

Педагог-психолог

Февраль

Занятие №6

Кто ведёт за собой

  • Кто такой лидер
  • Лидерские качества

Формирование активной жизненной позиции, повышение уровня самосознания старшеклассников, побуждение учащихся к саморазвитию, качественному преобразованию своего внутреннего мира.

Педагог-психолог

Март

Занятие №7

Особенности лидера

  • Какие бывают лидеры
  • Тест «Лидер?»

Знакомство с понятием лидера, какие бывают лидеры, тест «Лидер?»

Педагог-психолог

Апрель

Занятие №8

Лидер ли я

  • Тест «Лидер ли я»
  • Знакомство с результатами, обсуждение

Ознакомление учащихся с понятием "лидерская одарённость", исследование лидерских качеств, поиск путей обогащения своего лидерского потенциала.

Педагог-психолог

Май

Занятие №9

Публичное выступление

  • Стратегии публичного выступления
  • Развитие навыков публичного выступления

Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления, развить навыки публичного выступления.

Педагог-психолог

Программу разработала

Педагог-психолог

МОУ «Головинская СОШ

 Белгородского района Белгородской области»

Бабенкова Е.Л.


Командообразование

  • Принятие правил
  • Знакомство, командообразование
  • Анкета «Готов ли я работать в команде?»

Цели: Знакомство совета старшеклассников с правилами поведения на занятиях, сплочение команды, проведение анкеты «Готов ли я работать в команде?», рефлексия.

Материалы

Листы, ручки, ватман для написания правил в группе, ароматическая палочка с ароматом апельсина.

Ход занятия

Психолог. Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить?

Примерные правила

  • Активная работа на занятии каждого участника.
  • Внимательность к говорящему.
  • Доверие друг к другу.
  • Недопустимость насмешек.
  • Не выносить обсуждение за пределы занятия.
  • Право каждого на свое мнение.

Психолог: Работа в команде - дело не простое. Ее участники не сразу привыкают друг к другу. Каждый отстаивает  свое мнение, свое понимание задачи и ее решение.

Необходимо время для того, чтобы узнать возможности каждого активиста для  работы в команде.

Члены команды должны быть готовы к противостоянию друг с другом и при этом доверять товарищам по команде.

Обсуждение вариантов приветствия.

 «Сбор ожиданий»

По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга

Психолог: Как известно, аромат апельсина снимает депрессию, повышает работоспособность, тонизирует нервную систему. Давайте продолжим наше занятие, вдыхая запах этого чудесного фрукта. Зажигает палочку.

«Снежный ком»

Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.

«Меняются те, кто….» 

Тренер просит одного добровольца выйти в центр круга. Один стул убирается. Ведущий доброволец, например, говорит: «Меняются те, кто любит ананасы». Всем необходимо поменяться местами. Оставшийся без стула водит.

 «Готов ли я работать в команде»

Это упражнение поможет вам понять, насколько вы сейчас в состоянии активно работать в команде, насколько подходит вам такой вид деятельности.

Отметьте крестиком подходящую для вас цифру: 1 означает наименьшую степень выраженности  того, о чем говорится в утверждении («У меня с этим большие проблемы»), 5- наивысшую («Полностью согласен»).

1.У меня есть желание выполнять свою работу в команде как можно лучше

1   2   3   4   5

2. Я чувствую, что коллеги ценят меня                                              

1   2   3   4   5

3.Я чувствую, что мне благодарны за то, что я беру на себя ответственность

1   2   3   4   5

4. Я думаю, что моя деятельность успешна                                        

1   2   3   4   5

5. Я в состоянии решать проблемы                                                    

1   2   3   4   5

6.Я готов взять на себя дополнительную ответственность              

1   2   3   4   5

7.У меня развит командный дух                                                        

1   2   3   4   5

8. Я работаю с товарищами, которым могу доверять                      

1   2   3   4   5

9. Я хочу помочь своей команде достичь поставленных целей      

1   2   3   4   5

10.Я верю в то, что мы справимся с начатой работой                      

1   2   3   4   5

          Через шесть месяцев вы снова ответите на эти вопросы. Повышение оценок будет свидетельствовать о вашем личностном росте.

Пусть это станет своеобразной оценкой вашей работы в команде».

Анализ занятия

Психолог. Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.


Личность

  • коммуникативные качества;
  • Тест «Коэффициент моей общительности»

Цели

 Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека, проверка при помощи теста какие вы в общении, сплочение коллектива, рефлексия.

Материалы

Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Психолог. На этом занятии  мы будем учиться общению, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение. Получение этого опыта необходимо вам не только, как активистам школы, но пригодится и в повседневной жизни. Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»? (Общение — это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе — свое Я, а ты мне —

Настрой на занятие

Упражнение «Цвет настроения»

Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество),  с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Психолог. Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

 свое Я.) 

Психолог. Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.) Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Психолог. Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других. Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении. Отвечайте по возможности откровенно и сразу.

Тест «Коэффициент моей общительности»

Учащиеся отвечают на 16 вопросов теста В.Ф. Ряховского (см. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995) Психолог зачитывает варианты интерпретации и предлагает каждому оценить свои ответы. В группе нельзя обсуждать личностные особенности отдельных учащихся. Каждому предлагается сохранить результаты тестирования для проверки в конце года (после работы на занятиях).

Тест-игра «С тобой приятно общаться»

Психолог. Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении. Для этого детям раздаются небольшие листочки для записи (количество этих листочков равно количеству человек в группе), на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске. + 2 — с тобой очень приятно общаться; + 1 — ты не самый общительный человек; 0 — не знаю, я мало с тобой общаюсь; - 1 — с тобой иногда неприятно общаться; - 2 — с тобой очень тяжело общаться. Каждый листочек складывается и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздает их «адресатам», предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.

Психолог. Если результаты вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что все зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению. А сейчас выполните такое задание. Напишите на одном листочке:  «Я хочу, чтобы со мной обращались ласково и нежно», на  другом листочке напишите: «Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно». Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения.

Анализ занятия

Психолог. Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.


Личность

  • Самооценка;
  •  Жизненная позиция

Цели

Создать у учеников мотивацию на самопознание, сплочение коллектива, дать понятие о самоценности человеческого «Я», ароматическая палочка с ароматом пихты.

Материалы

Тетради, ручки

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Психолог: Как известно, аромат пихты тонизирует, повышает выносливость и жизненную активность, снимает усталость. Давайте продолжим наше занятие, вдыхая запах этого чудесного дерева. Зажигает палочку.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Участники выстраиваются в два круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: «Мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля» и т.п.) Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: «Мы с тобой отличаемся цветом глаз» и т.п.) Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Самоанализ «Кто я? Какой я?»

Психолог. Продолжите письменно предложения:

Я думаю, что я…

Другие считают, что я… Мне хочется быть…

Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате. Психолог вывешивает список слов, помогающих ученикам отвечать на вопросы.

Список слов

Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.

Упражнение «Горячий стул»

Психолог. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе.
Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?» Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я…). Количество совпадений подсчитывается.

Методика «Самооценка»

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

Дискуссия «Самое-самое»

Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя — это значит признавать право на любовь других людей к себе. Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: Почему для тебя главным является здоровье? (Я смогу жить долго.) Чем тебе дороги родители? (Они мне дали жизнь и любят меня.) Затем каждый учащийся приходит к таким выводам. Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть. Любить себя — значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно. Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других. Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Анализ занятия

Учащиеся дают оценку занятию. Психолог задает следующие вопросы для обсуждения: Что нового вы узнали о себе? Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?


Коллектив

  • Коллектив
  • Общение

Цели

Помочь учащимся в самораскрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения. Сплочение коллектива, рефлексия, ароматическая палочка с ароматом лимона.

Материалы

Листы бумаги для написания объявлений, альбомные листы для каждого учащегося, карандаши, простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Психолог: Как известно, аромат лимона обеспечивает прилив сил и позитивных эмоций. Снимает усталость, способствует концентрации внимания. Давайте продолжим наше занятие, вдыхая запах этого фрукта. Зажигает палочку.

Упражнение «Наша группа, как...»

Ведущий. Представьте себе группу в виде определенного предмета или процесса и определите место каждого члена группы как составляющего целое. Например, группа представлена в образе кареты: Петр — его основание, Маша — окно... Нарисуйте и подпишите, где находится каждый ее член.

Упражнение «Потерявшийся»

Ведущий. Представьте себе, что ваша группа (студенческая, друзей, сотрудников) отправилась на чудесную летнюю прогулку в лес. Мы идем по тропинке, разговариваем, смеемся... С кем вы идете рядом? Как далеко разбрелась группа по лесу? Теперь представьте себе, что вы как-то случайно и незаметно отстали от группы. Может быть, свернули в сторону за цветком, ягодой, увидели муравейник или что-то еще привлекло ваше внимание. И вот вы понимаете, что вокруг никого нет. Вы начинаете кричать, звать остальных, но никто не откликается. Как вы себя ощущаете? Вот вы нашли какое-то удобное место. Как оно выглядит? Рассмотрите его внимательнее. Вы ждете, когда вас найдут. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что в это время делают остальные? Как долго вы уже так сидите и ждете? И вот вы слышите голоса: вас нашли! Присмотритесь внимательнее: кто именно вас нашел? Что он (они) говорит? Куда теперь вы направляетесь? Запишите свой рассказ.

Психолог предлагает участникам написать окончания предложений у себя в тетради. Он записывает на доске начало предложений: 

Откровенно говоря, мне до сих пор трудно...

 Откровенно говоря, для меня очень важно...

Откровенно говоря, я ненавижу, когда...

Откровенно говоря, я радуюсь, когда...

Откровенно говоря, самое главное в жизни... 

Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух. Психолог. Всем ли мы можем доверить свои откровения? Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг — такой, которому можно доверять? Может ли взрослый (родитель, воспитатель или учитель) быть вашим другом?

Объявление «Ищу друга»

Психолог. Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто желает найти друзей или единомышленников. Мы попытаемся с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга». Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним. Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора. Желающие могут поместить свои объявления на стенде в кабинете психолога.

Тест КОС

(Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей)

Инструкция. Выберите ответы «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы.

 

Вопросы

 

Да

 

Нет

 

1

 

 

Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

 

 

 

 

 

2

 

Часто ли вам удается склонить большинство одноклассников (коллег) к принятию вашего мнения?

 

 

 

 

 

3

 

Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших друзей?

 

 

 

 

 

4

 

Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

 

 

 

 

 

 5

 

Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

 

 

 

 

 

6

 

Нравится ли вам заниматься общественной работой?

 

 

 

 

 

7

 

Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-нибудь делом (занятием), чем с людьми?

 

 

 

 

 

8

 

Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

 

 

 

 

 

9

 

Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

 

 

 

 

 

10

 

Любите ли вы организовывать со своими друзьями различные развлечения?

 

 

 

 

 

11

 

Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

 

 

 

 

 

12

 

Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

 

 

 

 

 

13

 

Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

 

 

 

 

 

14

 

Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши коллеги (одноклассники) действовали в соответствии с вашим мнением?

 

 

 

 

 

15

 

Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

 

 

 

 

 

16

 

Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с одноклассниками (коллегами) из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

 

 

 

 

 

17

 

 

Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

 

 

 

 

 

18

 

Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

 

 

 

 

 

19

 

 

Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

 

 

 

 

 

20

 

Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

 

 

 

 

 

21

 

 

Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

 

 

 

 

 

22

 

Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

 

 

 

 

 

23

 

 

Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

 

 

 

 

 

24

 

Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с друзьями?

 

 

 

 

 

25

 

Любите ли вы участвовать в коллективных играх, развлечениях?

 

 

 

 

 

26

 

Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших друзей?

 

 

 

 

 

27

 

Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

 

 

 

 

 

28

 

Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

 

 

 

 

 

29

 

Полагаете ли вы, что вам не составит большого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

 

 

 

 

 

30

 

Принимаете ли вы участие в общественной работе?

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

 

Да

 

Нет

 

31

 

 

Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

 

 

 

 

 

32

 

Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мнение, решение, если оно не было сразу принято вашими одноклассниками (коллегами)?

 

 

 

 

 

33

 

Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

 

 

 

 

 

34

 

Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих одноклассников (коллег)?

 

 

 

 

 

35

 

 

Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

 

 

 

 

 

36

 

Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

 

 

 

 

 

37

 

Верно ли, что у вас много друзей?

 

 

 

 

 

38

 

Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих одноклассников (коллег)?

 

 

 

 

 

39

 

Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

 

 

 

 

 

40

 

Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих знакомых?

 

 

 

 

 

Ключи и обработка результатов.

Результаты обрабатываются посредством сравнения ответов с ключом (отдельно по коммуникативным (КС) и организаторским (ОС) способностям).

                      Ключ КС                                                                     Ключ ОС


 

1 – да                                                                                2 – да                 

3 – нет                                                                              4 – нет               

5 – да                                                                               6 – да                 

7 – нет                                                                              8 – нет               

            9 – да                                                                               10 - да

             11 – нет                                                                           12 - нет

             13 – да                                                                             14 – да

             15 – нет                                                                            16 - нет

              17 – да                                                                              18 - да

              19 – нет                                                                            20 - нет

              21 – да                                                                              22 - да

              23 – нет                                                                             24 - нет

              25 – да                                                                              26 - да

              27 – нет                                                                             28 - нет

              29 – да                                                                               30 – да

              31 – нет                                                                              32 - нет

33 – да                                                                                   34 -да

35 – нет                                                                                 36 - нет

37 – да                                                                                    38 - да

39 – нет                                                                                       40 - нет

 

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для КС и ОС по формуле:

К = 0,05 х С, где:

 

К — величина оценочного коэффициента;                          

С — количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1.

Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне КС и ОС, близкие к 0— о низком уровне. Первичные показатели КС и ОС могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых умений.

Коммуникативные способности:

показатель                               оценка           уровень

0,10—0,45                                  1                I — низкий                                                                                                                                       0,46 — 0,55                                   2                I — ниже среднего                                                                                                            0,56 — 0,65                                   3                 III — средний                                                                                                                 0,66 — 0,75                                   4                  IV — высокий                                                                                                                     0,76 — 1                                        5                   V — очень высокий

Организаторские способности:

показатель                                  оценка                                              уровень

0,20—0,55                                       1                                        I — низкий

0,56 — 0,65                                     2                                       II — ниже среднего

    0,66 — 0,70                                       3                                        III — средний

    0,71 — 0,80                                        4                                        IV — высокий

     0,81 — 1                                           5                                          V — очень высокий

 

 

Анализ полученных результатов.

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в |общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают  свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Три портрета

Всем участникам предлагается нарисовать три своих портрета: «Я такой, какой я есть»; «Я — глазами одноклассников»; «Таким я хочу быть».

Комментарии по каждому рисунку записываются на обратной стороне листа.

Анализ занятия

Психолог задает вопросы: Трудно ли быть откровенным? Просто ли было писать о себе?


Коллектив

  • Конфликты
  • Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
  • Тест «Конфликтный ли я человек»

Цели: Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной   ситуации, формировать у учащихся умение правильно оценивать конфликтные ситуации и способы решения конфликтов;

Материалы

мультимедийная установка, компьютер, свеча, геометрические фигурки, листы, ручки, эфирное масло аниса, аромолампа.

Приветствие

Психолог: Как известно, аромат аниса – это аромат доброжелательности и деликатности. Снимает усталость и депрессию.   На этом занятии вы узнаете о конфликтах , стратегии поведения в конфликтных ситуациях и как никогда аромат доброжелательности нам пригодится.

Психолог: Вы наверняка замечали, что иногда даже незнакомые люди способны вызвать симпатию или, наоборот, неприязнь. Соответственно будет строиться и общение с ними. А иногда желаемое общение между партнерами почему–то не складывается. И причиной тому является конфликт. «Конфликт» в переводе с лат. означает столкновение.

-Почему возникают конфликты?

Часто причиной конфликта выступает несовместимость характеров. Порой фразой «Не сошлись характерами» объясняется драка в школе, решение супругов расторгнуть брак, взаимная неприязнь соседей и сослуживцев. В каких случаях характеры «отталкиваются, а в каких «притягиваются»? Как показал известный психиатр Карл Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера или темперамента так ярко выражены, что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и «нервным срывам». Но ни в коем случае не стоит забывать, что у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя.

В основе любого конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению. Социальная значимость конфликта различна и зависит от того, какие ценности лежат в основе межличностных отношений.

-Имеет ли конфликт определенные временные рамки?

Конфликт не может развиваться бесконечно. Каким бы бурным и кратковременным конфликт ни был – это процесс, имеющий свои закономерности. Обычно можно отчетливо выделить пять основных стадий конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение.

Диагностика «Конфликтный ли вы человек?» (Е.И. Рогов     «Психология общения» с. 267)

Психолог: Считается, что не может конфликт возникнуть на «пустом месте» или, иначе говоря, «нет дыма без огня». Но в любом конфликте всегда есть инициатор, который высказывает необходимую, ортодоксальную мысль, и оппонент, выразивший свое несогласие нет. Несогласие кого – то с кем – то является первой искрой конфликта. В дальнейшем все будет зависеть от поведения оппонента. Если он и дальше будет доказывать обратное – инициатор вынужден искать доказательства своей правоты. Естественно, что сами участники конфликта могут избрать самые различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Рассмотрим несколько стратегий в конфликтных ситуациях.

  1. Сотрудничество, направленное на поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех сторон;
  2. Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;
  3. Избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своем;
  4. Приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступать своими интересами.

        Рассмотренные многообразные исходы конфликтов: сотрудничество, избегание, компромисс, приспособление, по разному влияют как на самочувствие и настроение участников, так и на устойчивость их отношений.

- Какие исходы, по вашему мнению, наиболее продуктивны для сохранения отношений с противоположной стороной?

        Более благоприятны исходы «сглаживания и компромисса. Сглаживание снижает отрицательное переживание обоих участников конфликта, а компромисс стимулирует равноправное сотрудничество и, следовательно, укрепляет межличностные отношения.

Дискуссионная игра « Выбор пути»

Вспомним с вами сказку, в которой Иван Царевич на перекрестке трех дорог делал выбор своего пути. Сам делал выбор и сам получал результат. И оказывалось, что не всегда самый легкий путь приводил к тому, что бы отношения с конфликтующей стороной остались благоприятными.

«А может быть, и в нашей жизни бывает, что мы как будто стоим на перекрестке нескольких дорог и тут нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как гложутся наши отношения и наша жизнь».

(Рисуется на доске камень, на нем пишется слово «конфликт» от неё идут 4 дороги. Одна из них ведет к «сотрудничеству», другая к «компромиссу», третья к «избеганию», четвертая к «приспособлению». Ребята размышляют над тем, какая дорога в будущем приведет к успеху. По какой из дорог вы пойдете выбирать вам.

Более благоприятны исходы «сотрудничество и компромисса». Сотрудничество снижает отрицательное переживание обоих участников конфликта, а компромисс стимулирует равноправное сотрудничество и, следовательно, укрепляет межличностные отношения.

Подведение итогов;

        Китайская поговорка гласит: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Это в полнее справедливо и в отношениях конфликта.

Но  любой уважающий себя современный человек умеет не только правильно без серьезных последствий выйти из конфликта, но и управлять им в случае необходимости.

Алгоритм управления конфликтом, предложенный (Н.И. Шевандриным).

  1. Взять под контроль собственные эмоции и выбрать, для начала, время для разрешения конфликта, когда вы находитесь в более подходящем эмоциональном состоянии;
  2. Вскрыть за мнимыми причинами подлинные: для этого необходимо более внимательно следить за партнером, его поведением и состоянием;
  3. Локализовать конфликт: противодействовать инстинктивному желанию перейти в тотальное наступление для победы любой ценой.
  4. Бегство от конфликта при отсутствии шансов на победу.
  5. Избегать чрезмерной концентрации внимания на защите;
  6. Держать инициативу за собой, диктуя эмоции(в том числе и спокойствие);
  7. Не опровергать аргументы противника в том же порядке и в таких же объемных пропорциях, в которых они изложены противником.

Заключительное упражнения «Я хочу тебе пожелать…»

Учащимся предлагается передавать свечу из рук в руки продолжая фразу: «Я хочу тебе пожелать…»

        Психолог берет свечу в свои руки с фразой: «Я хочу всем вам пожелать, чтобы в вашей жизни было поменьше конфликтов, а если они возникали, затухали как эта свеча» (тушит свечу).


Кто ведёт за собой

  • Кто такой лидер
  • Лидерские качества

Цели:

Формирование активной жизненной позиции, повышение уровня самосознания старшеклассников, побуждение учащихся к саморазвитию, качественному преобразованию своего внутреннего мира, эфирное масло можжевельника, аромолампа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Психолог: Как известно, аромат можжевельника  - аромат против лени, апатии и скуки. Он повышает умственную активность, оказывает успокаивающее влияние на организм Давайте продолжим наше занятие, вдыхая запах этого  дерева.

Психолог: Слово «лидер» заимствовано из английского языка в 20-х годах ХХ века. Оно произошло от английского leader («ведущий», «руководитель»). В русском языке слово «лидер» описывает весьма широкий круг явлений, это слово относят не только к людям, но и к товарам, организациям и пр., занимающим главенствующее положение среди себе подобных.

Самое общее определение понятия звучит следующим образом: лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы.

Важнейшим основанием для эффективного управления людьми является создание условий для реализации трех статусов работника: социального, служебного, персонального. Социальный — соблюдение личностных прав; служебный — четкая регламентация служебных прав и обязанностей, использование персонала в соответствии с профессиональной квалификацией; персональный статус — удовлетворенность работника своими отношениями в группе, расположенность к проявлению своих способностей и склонностей.

Самому руководителю важно обладать тремя достоинствами: доступностью, доброжелательностью, добропорядочностью. Надо искренне уважать людей, быть принципиально требовательным к себе и адекватно воспринимать критические замечания в свой адрес.

Упражнение «Паутинка»

Психолог. Ребята, сейчас вы становитесь в тесный круг и протягиваете руки к его середине. По моему хлопку вы берётесь за руки так, чтобы у каждого в левой и правой руке оказались руки других участников (но не соседей с права и слева). А потом вам нужно будет распутаться не разнимая рук.

Упражнение «Характеристика лидера»

Психолог. Вспомните известных вам людей, которых вы считаете лидерами. Какими качествами обладают эти люди? Запишите их. Выберите из этих характеристик те, которые вы считаете важными для лидера, расположите их в порядке значимости.

Деловая игра «Лидер»

Задание 1. Участники формируют команды по 7–9 человек. Знакомясь, каждый участник говорит, чем он может быть полезен для своей команды. Можно нарисовать групповой портрет команды. На листе ватмана каждый участник рисует фломастерами свой символ, обозначающий роль в команде.

Задание 2. Команда выделяет значимые проблемы своего района, города, в решении которых могли бы принять участие старшеклассники, студенты.

Инструкция: Представьте, что ваша команда собралась, чтобы организовать молодежное движение: назовите свою организацию, сформулируйте ее цели и задачи (цели — чего хотим достигнуть, задачи — как будем действовать), смоделируйте проект, отражающий поле деятельности вашего движения, выберите лидера, который представит ваш проект.

На выполнение данной работы отводится 20–30 минут. По истечении времени идет защита проектов.

Задание 3. Группа составляет собирательный портрет личности лидера, в который входят такие качества личности, как активность, целеустремленность, коммуникабельность, ответственность и пр. Портрет современного лидера оформляется на листе и представляется от команды. Каждый участник по 10-балльной шкале оценивает развитие данных качеств у себя.

Вопросы для обсуждения

— Какие внешние и внутренние барьеры препятствовали самораскрытию?

— Кого можно назвать лидером?

— Какие качества личности обязательно присутствуют у лидера?

— Какие условия способствуют формированию лидерских качеств?

— Какую роль играет лидер в профессиональном коллективе?


Особенности лидера

  • Какие бывают лидеры
  • Тест «Лидер?»

Цели

Знакомство с понятием лидера, какие бывают лидеры, тест «Лидер?»

Материалы

Листы, ручки, эфирное масло лимона, аромолампа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Многоликий лидер

Психолог:      Особый вид социального самоутверждения представляет лидерство. Лидер — человек, за которым обществом, группой признаётся право на особую роль в событиях, авторитет в суждениях, которому подчиняются, на которого ориентируется группа и т.д.

Склонность к лидерству проявляется у большинства людей как потребность и как качество, являющееся средством самоутверждения личности.

Позиция лидера представляет высшую степень общественного самоутверждения.

Лидерство как черта характера заключается в стремлении и умении завоевать в определённых ситуациях роль руководителя, организатора, авторитета.

Различают официальных (по должности) и неофициальных (по личностным качествам) лидеров, лидеров-созидателей (самоутверждение в положительной деятельности) и лидеров-разрушителей (самоутверждение в отрицательной деятельности).

         В одной и той же группе могут быть несколько различных лидеров: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры—генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных в группе или коллективе.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности.

Лидер-умелец — это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член группы.

Качества лидера

• коммуникативные умения (общение);

•активность, инициативность, умение организовать людей (организаторские способности);

• умение влиять на окружающих (настойчивость, внушение);

• способность управлять собой (саморегуляция, организованность, самообладание);

• умение решать проблемы (компетентность, сообразительность, ум);

• изобретательность и способность рождать новое.

Упражнение «Многоликий лидер»

Каждый из вас на сцене своей жизни играет множество ролей и в каких-то из них вы являетесь лидером. А какие роли в сфере лидерства вы играете? Перед нами перечень возможных ролен лидера. Выберите три из них (или внесите в список новые) и дайте ответ на вопрос: «Где и когда я бываю...» (и далее три выбранные вами роли лидера).

Лидерские роли

1. Вожак.

2. Руководитель.

3. Авторитет.

4. Эрудит.

5. Силач.

6. Специалист.

7. Вдохновитель.

8. Застрельщик.

9. Новатор.

10. Реформатор.

11. Первопроходец,.

12. Проводник идей.

13. Инициатор.

14. Энтузиаст.

1'). Организатор.

16. Законодатель мод.

17. Учитель.

18. Советчик.

19. Наставник.

20. Образец,

21. Другие...

Обсудите в группе результаты индивидуальной работы. Каждый из нас может быть в роли лидера в конкретной ситуации и в различных группах. «Примерка» тон или иной роли позволяет вам почувствовать её особенности, принять то, что действительно соответствует характеру того или иного человека.

Тест «Лидер?»

Каждый из вас стремится к достижению наивысшего результата в избранной области, получить положительную оценку и признание окружающих, стать авторитетом в этой области, запять лидерскую позицию.

Общие возможности стать лидером позволит выявить тест на лидерские качества.

1. Что для вас важнее в игре?

а) победа; б) развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

а) проявлять инициативу, предлагать что-либо;

б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

а) да; б) нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

а) да; 6) нет.

5. Отстаиваете ли вы своё мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

а) да; б) нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

а) да; б) нет.

7. Умеете ли вы скрывать своё настроение от окружающих?

а) да; б) нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

а) да; б) нет.

9. Удаётся ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

а) да; б) нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

а) да; б) нет.

Выводы. Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а)», то вы — действующий лидер. Ответы «б)» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.

      Прекрасный тренинг лидерских качеств предоставляет известная всем процедура выборов. Вам предлагается выбрать «Лидера класса» с помощью упражнений.

Упражнение 1. «Автобиография»

Выступите со своей автобиографией. Вам нужна минута для рассказа. Расскажите о себе, выделяя самое важное, что вы считаете нужным. Начать надо с фамилии и имени. На составление автобиографии отводится 5 минут. Задача — чётко и ясно рассказать о себе и запомнить наиболее интересные моменты в биографиях друг друга. При групповых занятиях группа выбирает лидера в этом упражнении.

Анализ

Что было трудно. Учащиеся дают оценку занятию


Лидер ли я

  • Тест «Лидер ли я»
  • Знакомство с результатами, обсуждение

Цель: ознакомление учащихся с понятием "лидерская одарённость", исследование лидерских качеств, поиск путей обогащения своего лидерского потенциала.

Материалы: ватман, маркеры, тестовые материалы, рекомендации по развитию лидерских качеств, методики проведения игр, ручки, цветные карандаши, эфирное масло пачули, аромолампа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Психолог: Как известно, аромат пачули тонизирует, вызывает прилив бодрости и оптимизма, обладает антидепрессивным действием. Давайте продолжим наше занятие, вдыхая запах этого дерева.

Упражнение "Живое ранжирование".

Психолог: При выполнении упражнения необходимо создать круг, по каким – либо признакам.

Участники путешествия во времени должны по команде ведущего построиться:

_ по цвету волос без слов (от тёмных к самым светлым);

  • по росту (от самого низкого к самому высокому по нарастающей);
  • по цвету кофточек (от самой светлой к самой темной);
  •  по одежде (кто в юбке впереди, дальше становятся те, кто в брюках);
  • по цвету глаз (от самых темных к самым светлым).

 Игра «Камень, ножницы, бумага»

Педагог – психолог: Но на этом испытания не заканчиваются. Вы все наверняка знаете игру «Камень, ножницы, бумага». Поочередно в группе выбирается ведущий, который водит.

Психолог: Вы - команда! У нашего коллектива большое сердце, оно радуется и грустит, переживает и сострадает. Давайте постараемся разобраться, что заставляет нас грустить, а что радоваться.

Упражнение «Что заставляет мое сердце грустить и радоваться»

        Участникам игры надо продолжить фразу: "Моё сердце в школе поёт и радуется, когда +", "Моё сердце в школе грустит, когда +".

        По кругу путешественники озвучивают причины грусти или радости в своём сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти, третий опять о радости и т.д.

Упражнение «Путаница»

        Каждый лидер должен, несмотря на сложность сложившейся ситуации найти из неё выход. Для того, что бы продолжить наше путешествие вам необходимо, в прямом смысле этого слова выпутаться из оков паука.

        Все участники становятся по кругу (лицом друг к другу) и вытягивают вперед  руки.

Психолог: Вам необходимо на счет «один, два, три» закрыть глаза, а затем, приближаясь к центру круга, каждый своей рукой должен найти другие пары рук. По сигналу вы открываете глаза и, не отпуская руки другого, вам необходимо распутаться так, чтобы образовался вновь круг.

        Никакая сложная и запутанная ситуация не остановит лидеров нашей школы.

Тест «Лидер ли я?»        

        Психолог: А теперь следующий параметр, необходимый для путешествия на Машине времени - это лидерские качества. Для того, чтобы определить, по какому пути мы будем двигаться к Идеальной школе лидеров, надо выявить, какие лидерские качества развиты наиболее сильно. Для этого необходимо всем ответить на вопросы теста

Капитан анализирует следующие лидерские качества: умение управлять собой и организаторские способности.


Лидер ли я?

        Если ты полностью согласен с при веденным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером по ставь цифру 4; если скорее согласен, чем не согласен - цифру 3; если трудно сказать - 2, скорее не согласен, чем согласен -1; полностью не согласен -0.

1.   Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2.   Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

3.   Я знаю, как преодолевать трудности.  

4.   Люблю искать и пробовать новое.

5.   Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6.   Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7.   Мне не трудно добиться того, что  бы все хорошо работали.

8.   Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9.   Я умею распределить свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни  од ин человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я не могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого чело века делать то, что считаю нужным.

30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. Большинство людей прислушиваются к моим словам.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

        После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41).

Эта сумма определяет разновидность лидерских качеств:

А - умение управлять собой

Б - осознание цели (знаю, что хочу).

В - умение решать проблемы.

Г- наличие творческого подхода.

Д - влияние на окружающих.

Е - знание правил организаторской работы.

Ж - организаторские способности.

3 - умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то качество развито средне или сильно. Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренен в самооценке. Результаты теста можно изобразить на графике.

Теперь, когда ты имеешь представление о своих качествах лидера, мы предлагаем несколько советов, как улучшить сформированные качества.

Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда прими на вооружение несколько наших советов.

1.Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: "Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?"

2.Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.

3.Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи, поддержу в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.

4.Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи - это тоже опыт, правда, о

котором иногда приходится жалеть.

5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.

        Если низким является показатель Б (знаю, чего хочу), постарайся ответить на вопросы:        

1. Действительно ли твои цели важны для тебя?

2. Реальны ли твои цели?

3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?

4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?

5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?

        Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайся найти ответы на следующие вопросы:

1.Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

2.Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или "хватаюсь" за первый, который мне сразу понравился?

3.Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

4.Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

5.Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

   

        Если оказался недостаточно, раз вит показатель Г (творческий под ход), ответь на следующие вопросы:

1.Ценю ли я творческий подход в других людях?

2.Готов ли я к неопределенности?

3.Верю ли я в свои творческие способности?

4.Могу ли я порвать с традициями?

5.Испытываю ли я потребность в переменах?

        Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:

1.Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.

2.Увяжи для себя имя человека и индивидуальные характеристики

3."Наведи" мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

4.Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений

5.Раскрой свои мысли и чувства.

6.Будь готов подбодрить другого человека.

     

        Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель   Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А. Н. Лутошкин в своей книге "Как вести за собой":

1.Выясни условия выполнения организаторской задачи, свои полномочия: выдели в задаче главное и второстепенное, выясни время выполнения задачи, уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе, определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения, повтори задание.

2.Подготовься к выполнению задания: изучи опыт других, посоветуйся, сделай предварительную расстановку людей, исходя из реальных возможностей, составь план.

3.Подготовь к выполнению задания своих товарищей, обсуди план со все ми участниками выполнения организаторской задачи, учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.

4.Расставь людей, учитывая их  возможности, распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений, за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое, каждый должен знать свои  права и обязанности.

5.Согласовывай свои действия  постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников - младших организаторов, поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них ин формацию о всех изменениях в задании, интересуйся опытом других выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

6.Инструктируй и обучай своих помощников, подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы, указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их, подготавливай своих

товарищей к выполнению роли организаторов.

7.Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств, привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников, осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы, давай оценку работы

своим товарищам только на основе достоверных данных, старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

8.Будь внимателен в период завершения работы, требуй отчета о работе от своих помощников, при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь, организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

9.Экономно расходуй свое время и силы, осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников, решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники, оказывай помощь в работе на самом труд ном участке.

10.Итоговый анализ

 - залог успешной работы в дальнейшем, анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки, давай оценку работы на основе конкретных результатов, старайся поощрить, отметить работу своих помощников.

   

        Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:

1.Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?

2.Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?

3.Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?

4.Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?

5.Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.

        Известный психолог А.Н.Лутошкин советует также лидерам изучить интересы, увлечения, способности товарищей. При распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться, чаще обращаться за по мощью и с просьбами к знатокам, умельцам, "эрудитам" в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно - их способности замечены и не лежат мертвым грузом; иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому чело веку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.

    Если вы обнаружили, что у вас низ кий показатель 3 (работа с группой) то также прислушайся к советам. У каждого лидера есть свой "почерк", своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействия на личность или на группу называют стилем работы. А. Н .Лутошкин  выделяет такие стили:

Психолог

       Дорогие ребята, вы уже, наверное, знаете, что в наше стремительное время, где часто происходят всяческие изменения, молодым людям очень важно не только иметь прочны академические знания по учебным предметам, но не менее важно уметь адаптироваться в современном обществе. Успешной адаптации в обществе служит социальный или межличностный интеллект как способность понимать других и ладить с ними.  Одним из показателей высокого социального интеллекта является лидерская одарённость.

       Лидерская, или социальная, одарённость - это, прежде всего, организаторские умения, а также обладание какой-либо ценностью, важной для общества и исключительная способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими, как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста. Она также заключается в умении видеть и использовать особенности индивидуальности другого человека, его личностные и интеллектуальные ресурсы.


Публичное выступление

  • Стратегии публичного выступления
  • Развитие навыков публичного выступления

Цель: Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления, развить навыки публичного выступления, эфирное масло розмарина, аромолампа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Психолог: Как известно, аромат розмарина укрепляет и активизирует нервную систему, снимает физическую и умственную усталость. Давайте продолжим наше занятие, вдыхая запах розмарина.

Психолог. Так как вы актив нашей школы вам  просто необходимо владеть навыками публичного выступления. С речью вы будете выступать и на общешкольной линейке, и на заседаниях парламента, возможно и на пед.совете. На этомзанятие вы узнаете, как строить свое выступление так, чтобы оно было наиболее выигрышным.

Неречевые компоненты публичного выступления

Психологическое воздействие на публику начинается до речи, с момента появления выступающего перед аудиторией. Первое впечатление от оратора в значительной степени определяет, как его будут слушать. Большое значение имеют оформление внешности и манера «предъявлять себя», вести себя перед слушателями. Здесь есть несколько правил:

• В одежде не должно быть ничего кричащего.

• Вы должны производить впечатление уверенного человека.

• Лучшей позой является та, при которой вес тела равномерно распределен на всю ступню и оно слегка наклонено вперед. Сутулая осанка, склоненная набок или поникшая голова — все это признаки слабости. Подгибающиеся колени, суетливость, дрожащие руки, бросаемые украдкой взгляды, нервозность — признаки, вызывающие недоверие. Слишком прямая стойка, плечи назад, грудь вперед, живот втянут — признаки надменности.

• Естественный, спонтанный жест, действующий заодно со словом, удваивает силу речи. Однако часто начинающему оратору приходится уделять основное внимание не тому, чтобы правильно использовать жесты, а тому, чтобы избавиться от автоматических привычных движений, которые он помимо воли повторяет во время выступления. Это может быть: переступание с ноги на ногу, покачивание взад и вперед, почесывание, бесконечное снимание и надевание очков, поднимание и опускание плеч, откидывание челки со лба и пр. Эти частые однообразные движения скоро обращают на себя внимание слушателей и начинают раздражать их или смешить. Отслеживание своих неосознаваемых движений и преодоление их требует систематической и целенаправленной работы над собой.

• Необходимо добиться хорошего контроля над выражением своего лица. В мимике тоже встречаются привычные бессознательные движения, которые могут отрицательно повлиять на процесс взаимодействия выступающего со слушателями. Это, например, выпячивание или закусывание губы, закатывание глаз, выдвижение нижней челюсти и пр. Если бессмысленные движения рук лишь отвлекают внимание слушателей, вызывая раздражение и
смех, то непроизвольные мимические движения могут испортить эффект даже от хорошего выступления. Именно поэтому им должно уделяться особенно пристальное внимание.

• Существенной составляющей налаживания межличностного взаимодействия между выступающим и слушателями является прямой контакт глаз. Выступающему не следует фиксировать взгляд на какой-то одной точке. Начинающему докладчику следует помнить, что существует общая тенденция смотреть на левую часть аудитории и в какой-то степени не обращать внимания на сидящих справа. Часто неопытные ораторы основное внимание уделяют слушателям, сидящим в центре. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории слева направо и обратно, от первых рядов к последним.

Практическое закрепление материала

Учащиеся делятся на пары. В течение 5 минут им нужно сидеть и молча смотреть друг на друга. При этом необходимо фиксировать эмоции и невербальные проявления «собеседника». Результаты обсуждаются. Задаются вопросы типа:

— Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

— Кто чувствовал себя раскованно, а кто, напротив, стеснялся?

— Какие проявления эмоций вы заметили на лице и во внешнем облике «собеседника»?

Учащимся предлагается без слов и звуков с помощью только жестов и мимики изобразить следующие предметы:

— мыльницу с мылом;

— холодильник;

— стиральную машину;

— микроволновую печь;

— стол;

— чайник;

— телевизор и др.

Начало выступления

Начало выступления — не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, завоевания внимания. Любое выступление начинается с приветствия и обращения. Необходимо использовать такое обращение, чтобы у слушателей не возникло впечатления отстраненности выступающего или его фамильярности.

Неконструктивные стратегии начала

а) Оправдывающаяся: «Надеюсь, это покажется вам интересным».

б) Извиняющаяся: «Уважаемые, я очень хорошо знаю, что вы все устали и хотите домой. Я вас надолго не задержу».

в) Расплывчатая, нечеткая: «Давайте рассмотрим сегодня этот вопрос, потому что такие проблемы надо решать».

Этих стратегий нужно избегать, преодолевая свою неуверенность. Начало должно быть уверенным.

Язык выступающего

Речь выступающего, конечно, является наиболее важной составляющей искусства публичного выступления. Здесь важны следующие моменты.

• Правильное произношение, хорошая дикция, хорошо поставленный голос.

• Умеренный темп (торопливость создает ощущение, что выступающий «отделывается», вялая речь вызывает безразличие к теме выступления).

• Словарный состав речи. Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, в противном случае возникает отчужденность.

• Недопустимость слов-«паразитов».

• Краткость и четкость речи. Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание Цезаря «Пришел, увидел, победил» лучше, чем «Сначала пришел, потом увидел и после побелил!».

• Использование прямых обращений (такой прием способствует активизации мышления слушателей).

Практическое закрепление материала

Учащимся раздаются темы выступления — рассуждения, которые они должны защитить. Время выступления ограничено. Оно не должно превышать двух минут.

Примерные темы

Что было бы, если бы...

— все люди перестали испытывать эмоции и чувства;

— люди на Земле стали ходить вверх головой;

— наконец появились роботы-уборщики;

— все животные могли говорить;

— исчезли все растения на планете и др.

Контроль эмоций

Очень важно научиться владеть своим эмоциональным состоянием в ситуациях публичной речи (ответ у доски, экзамен, выступление).

Для выступления особенно важно состояние уверенности, в некоторых случаях даже «побеждающее». Для того чтобы создать у себя такой настрой, вспомните как можно подробнее, со всеми переживаниями, ощущениями, деталями, случаи успехов, удач.

Не вспоминайте провалов, мысли о которых сами лезут в голову, вспоминайте именно успех. Вспомните ощущение уверенности в своих силах, свободы и раскованности (неважно, с чем оно было связано). Важно проникнуться чувством собственной удачливости. Не может быть, чтобы вам нечего было вспомнить.

Выберите для уверенности характерный жест. Не забудьте о «позе уверенности». Некоторым помогает прием записывания на магнитофонную пленку своего уверенного голоса, а затем в случае необходимости прокручивания ее — это помогает как бы «подстроиться» под эту запись.

Настроиться на нужное состояние можно и по контрасту. Например, в момент сильного волнения усилить все признаки неуверенности, шаржировать их, сделать гротескными. Сыграть на чувстве юмора и стремлении к противоречию. Представьте, что будет в случае неудачи: под вами провалится пол? Вас повесят? Ведь нет. Попробуйте себя рассмешить. Именно чувство юмора более всего способно превратить отрицательную энергию в положительную.

Перед особо важными, ответственными выступлениями можно воспользоваться приемом «мысленная тренировка» из арсенала спортсменов. Продумайте мысленно свой ответ, свое выступление во всех подробностях, представьте конкретно, как можно ярче всё, что будет происходить.

Не надо «бояться страха», он уйдет сам, когда придет время действовать и вы будете знать, что сможете это сделать хорошо.

Перед началом публичной речи выходите уверенно, спокойно. Не обращайте внимания на то, что у вас сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет очередная неудача. На самом деле такая реакция означает лишь, что человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергию, выступить как можно лучше. Помните — это означает, что вы готовы действовать и достичь успеха!

Упражнение «Вверх по радуге»

Звучит негромкая релаксационная музыка. Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге, а на выдохе — съезжают с нее, как с горки. Повторить 3–4 раза.

Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.

Итог урока

Психолог обсуждает с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни.

Список литературы:

1.Обозова Н.Н. Психология конфликта – СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента.

2. Психология общения/ Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

3. Шаповалова, Н.А. - «Технология обучения команды  актива». Методическое пособие в помощь педагогам  - организаторам  ученического самоуправления, М. 2006

4. Шевандрин, Н.И .- «Основы психологической диагностики» М. 2003

5.Обозова Н.Н. Психология конфликта – СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента.

6. Психология общения/ Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

7. Сартан Г.Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников. – М., 1992.

8.  Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

Программа психологического сопровождения образовательного процесса

В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"

Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...