ПНПО 2017. Глава 3
опыты и эксперименты (11 класс) по теме

3.Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glava_3.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

3.Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

Новое понимание учебной деятельности как средства развития личности повлияло и на построение внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность детского объединения «Юный корреспондент» предназначена обеспечить активное участие школьников в жизни поселения, района, области и страны.  Она обеспечена программой курса «Особенности газетных жанров», разработкой занятий «От лингвистики… к журналистике» и методическим сопровождением «Особенности проектной деятельности».

Программа курса «Особенности газетных жанров» базируется на общенаучных знаниях по русскому языку и литературе и является следующим этапом по пути профилизации школы.

Принципиальным для построения данной программы явилось понимание речи как определенного вида деятельности человека – речевой деятельности. Принцип историзма и принцип типологизации выступают как путь выделения духовно-нравственной основы и представление общих закономерностей газетных жанров.

В программе реализуется идея, что обучение написанию произведений различных жанров должно проводиться через обучение речевой деятельности. Основа курса – это интеграция языковой части, речевого раздела, построенного на основе ведущих речеведческих понятий и того раздела теории журналистики, который посвящен жанровым особенностям.

Программа «Особенности газетных жанров» направлена на выполнение трех основных функций:

  1. выступать в роли дополнения содержания по русскому языке в свете профилизации образования;
  2. развивать содержание базисных курсов;
  3. совершенствовать творческие умения учащихся.

Цель курса:

развивать и совершенствовать будущие профессиональные умения, те практические умения, которые обеспечивают свободное владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах.

Задача курса: 

  1. обеспечить знаниями приемов, помогающих в создании высказывания; сформировать ясную и быструю ориентацию в выполнении творческой работы; дать знания по типологии очерка;
  2. научить писать произведения разных видов и жанров;
  3. обучить владеть языком как средством выражения мыслей.

Программа имеет практическую направленность на совершенствование речевой деятельности, хотя в ней значительная роль отводится системе специальных знаний. В связи с этим теоретические знания используются как инструментарий создания высказывания – учебного и творческого.  При этом освоение теоретических знаний рассматривается не как цель обучения, а как средство формирования у учащихся осознанных речевых действий, осознанных речевых умений.

Можно предполагать, что именно владение речевой теорией, понимание основных закономерностей, знание набора речевых действий и способов их выполнения поможет учащимся сделать речь предметом внимания и сознательного отношения, что в свою очередь создает благоприятные условия для создания собственных текстов определенного вида и жанров.      

Особенностью этого курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. С этой целью предлагается по-новому взглянуть на речеведение и стилистику, ставя перед собой задачу: создание речевого произведения определенного типа, где каждый элемент учебной деятельности находится в определенной связи друг с другом и занимает строго отведенное место.

Для положительных результатов обучения большое значение имеют методы и приемы, организационные формы внеурочного процесса. Это могут быть беседа с проблемным изложением материала, лекции, практические и семинарские занятия; лингвистический эксперимент, задание на преобразование информации; стилистический анализ текста, редактирование; написание очерков различных типов.  

Большая часть времени отводится на изучение газетных жанров, систематизацию знаний по речеведению и написание творческих работ разных жанров и стилей. Рекомендуется крупноблочная подача материала, объединенного общим понятием и представляющего собой относительно завершенную тему. Это позволит воспринимать изученное не как свод правил, а как стройную систему, которая должна обеспечить широту видения и помочь в написании творческих работ разных видов и жанров.  

Одним из основных видов внеурочной работы должен стать анализ собственного текста. При этом рекомендуется использование такого приема, как лингвистический эксперимент – один из основных приемов работы над текстом, главной целью которого является обоснование отбора языковых средств в нём.

Анализ собственного текста ведется с точки зрения соответствия темы, основной мысли, пафоса, особенностям композиции этого текста.

Предметом лингвостилистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема – идея – материал действительности – языковой материл – сюжет – архитехтоника – композиция – естественный ряд – образ автора (или рассказчика).

Деятельность учащихся направлена на развитие следующих речеведческих умений:

-владеть навыками аналитического чтения: просматривать газеты и журналы; ориентировать по рубрикам и заголовкам; внимательно читать материалы с установкой на их усвоение и анализ;

-уметь сформулировать тему и основную творческой работы, включая и случаи, когда последняя не прямо выражена в тексте;

-сравнивать проблемный, портретный и путевой очерк, находя в них сходства и различия; производить типологический и стилистический анализ текстов очерка, отмечая ведущий и сопутствующий типы речи, характерные языковые и речевые средства;

-внимательно читать произведения газетных жанров с установкой на восприятие не только смысла, но и художественной формы;

-производить стилистический анализ произведений газетных жанров, отмечая как общестилевые особенности, так и индивидуальные авторские черты.

Деятельность учащихся направлена на практическое развитие умений строить высказывание: 

-моделировать речевые ситуации разного характера; уметь составлять подготовительный материал; составлять конспекты или тезисы сопутствующей информации; выделять главную информацию в смысловом блоке и записывать ее – цитирование полное или усеченное; излагать в свернутом виде основные положения будущего очерка;

-составлять простой и сложный план; определять соразмерность микротем, их логическую развернутость (логику-смысловую связь); продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учетом замысла и стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий) типы речи.

Деятельность учащихся направлена на создание определенных типов высказываний: 

-высказывания типа очерка-путешествия в стиле художественной публицистике с ведущим типом речи повествованием;

-высказывания типа очерка-биографии в стиле художественной публицистике с ведущим типом речи описанием;

-высказывание по аналогии с публицистической статьей с ведущим типом речи: а) рассуждением-доказательством; б) рассуждением-объяснением.  

Деятельность учащихся направлена на формирование умений воспринимать целостность произведений газетных жанров, выделять и характеризовать основные компоненты формы и содержания: тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи.  

Редактирование текста – еще один аспект, направленный на то, чтобы:

-находить и исправлять недочеты в содержании и построении высказывания (отступление от темы и основной мысли), нарушение требований относительной автономности, завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца), нарушение логики изложения, абзацного членения текста);

-оценивать уместность пафоса в своем высказывании; находить и исправлять речевые недочеты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением);

-замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от норм русского языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые ошибки в собственной речи.

Программа размещена в открытом доступе в сети Интернет на моем сайте на платформе социальной сети работников образования nsportal.ru. 

Методическая разработка по данной проблеме размещена в открытом доступе в сети Интернет на моей странице на платформе социальной сети Проза.ру..   

Программа «Особенности газетных жанров» прошла экспертизу в ИПК и ПРО и рекомендована к применению (см. Приложение №1).  

Реализация программы детского объединения – это создание школьной газеты «Школьные вести» и написание творческих работ газетных жанров. 

За это время были представлены на муниципальный конкурс юных журналистов газета МБОУ ВСОШ «Школьные вести» (см. Приложение №2-5). Участие в создании газеты позволяет создать условия для самореализации обучающихся, повышение их социальной и творческой активности, выявить литературно одаренных детей.

В 2015 году Детское объединение «Юный корреспондент» участвовало в дистанционном федеральном конкурсе-фестивале школьных СМИ «Единство», проводимого на сайте Праволимп (Приложение №6-7). Участие в конкурсе-фестивале школьных СМИ «Единство» позволяет стимулировать обучающихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта.  

Участники детского объединения с удовольствием занимаются журналистской деятельностью, а их статьи, интервью, очерки печатаются в районной газете «Победа». Были опубликованы очерк Ю.Пустошкиной «Пол-Европы прошагали…», статья А.Бабенковой «Духовные спасители России», Е.Томачевой «Ленинград! Я ещё не хочу умирать…». 

В газете «Победа» 12 апреля 2014 года (№79-83) напечатана статья Д.Егощенковой «Я прожил счастливую жизнь». Д.Егощенкова рассказала о жизни своего прадеда Ивана Дмитриевича Мартьянова.

Участники детского объединения участвовали в конкурсах, проводимых редакцией газеты «Победы».

В конкурсе «Красный, желтый, зеленый» в 2013 занял I место Д.Раклов (Приложение №8).    

В конкурсе «Люблю тебя, район Аксайский!» в 2013 заняла I место учащаяся 8 класса А.Бабенкова (Приложение №9).  

В конкурсе «Люблю тебя, район Аксайский!» в 2013 занял II место учащийся 9 класса К.Буханенков (Приложение №10).

В конкурсе «Поклонимся великим тем годам!» в 2013 заняла I место учащаяся 10 класса Ю.Пустошкина (Приложение №11).    

В 2014 году Редакция газеты «Победа» наградила Благодарственным письмом лауреата творческого конкурса «Старый семейный альбом» Е.Толмачеву за публикацию в газете «Победа», посвященные пропаганде семейных ценностей (Приложение №12). В мае 2017 года в открытом доступе в сети Интернет на платформе социальной сети работников образования nsportal.ru. на платформе «Алые паруса» размещена статья ученицы 9 класса Краснопольской Татьяны «Морская пехота в боях за Северный Кавказ», в которой она рассказывает о своем прадеде Мукменеве Зиновии Андреевиче.

 Другая форма внеурочной деятельности по предмету непосредственно связана с Всероссийским сочинением.

Цель Всероссийского конкурса сочинений – возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности.

Участие в этом конкурсе способствует формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышению в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы.

Учащиеся могли оформить сочинение в форме письма, заочной экскурсии, очерка, слова, эссе, рецензии.

В 2015-2016 году А.Бабенкова (10 кл.) принимала участие в муниципальном туре и была отмечена грамотой (см. Приложение №13).

В 2016-2017 году принимали участие в муниципальном туре А.Сероглазов (9 кл.) и А.Бабенкова (11 кл.). Работа А.Серглазова была отмечена грамотой (см. Приложение №14). А.Бабенкова стала победителем муниципального этапа Всероссийского сочинения (см. Приложение №15).

Участвуют мои учащиеся и в конкурсе «Живая классика». Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика» соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей.

Цели и задачи конкурса заключаются в повышении интереса к чтению у детей и подростков, в расширении читательского кругозора. Учащиеся знакомятся с произведениями литературы XIX-XX вв., которые не входят в школьную программу, с современной русской детской и подростковой литературой, с зарубежной литературой и литературой региональной.

Первый этап - школьный. Второй - муниципальный. В 2015 году грамотой на муниципальном уровне было отмечено участие в этом конкурсе Раклова Даниила (см. Приложение №16). В 2016 году на муниципальном уровнем грамотой было отмечено участие в этом конкурсе Кинякиной Марины (см. Приложение №17).

В 2017 году в конкурсе «Живая классика» на муниципальном уровне приняли участие ученица 7 класса Веренич Евгения (Приложение №18) и ученица 8 класса Никитина Виктория (Приложение №19).  

При выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ умение пользоваться русским языком становится метапредметным. Учебные проекты занимают достаточное большое место в УМК по русскому языку под ред. А.Д.Шмелева, но в учебное время учащиеся обучаются приемам работы над проектом, а во внеучебное используют свои навыки при написании своих работ.

Способ понимания действительности средствами науки лежит в центре научно-исследовательской работы. В замысле присутствует и образ результата, и действия по его достижению как мониторинг и коррекция. Результат исследования встраивается в понятийный ландшафт данной науки, меняя его, влияя на все многообразие потенциальных ходов дальнейшего развития. В науке пространство понятий данной науки, относительно которого совершаются действия, – теория. Новое понятие, получаемое в результате научного исследования, меняет именно понятийное пространство (теорию). Кроме того, научно-исследовательская деятельность ориентирована на определенные типы результатов. В ней формируются именно исследовательские навыки – анализ, сравнение и сопоставление, формирование гипотез.

В своей научно-исследовательской деятельности учащийся двигается не от знания к задаче, а от задачи к поиску средств. Такой вид работы развивает критически направленное мышление, т.е. к такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировке выводов, вероятностной оценке и принятии решения.

Свои научно-исследовательские работы учащиеся представляли на научно-практических конференциях различного уровня.

Юные исследователи выступают на научно-практической конференции «Мир и мы», посвященной глобальной теме: «Мир и мы», изучение которой предполагает наличие междисциплинарного подхода к исследованию научных проблем с точки зрения различных дисциплин для самостоятельных исследований. Руководство Конференцией осуществляет Организационный комитет, в состав которого входят специалисты УО ААР, представители МБОУ МУК, ученые ЮРГТУ (НПИ), ДГТУ. Конференция создает условия, стимулирующие развитие интеллектуального творчества обучающихся путем вовлечения их в исследовательскую деятельность в различных областях наук.

А.Бабенкова выступила в 2014 на научно-практической конференции «Мир и мы» с научно-исследовательской работой «Особенности иконописи. На примере храма иконы Божьей Матери станицы Старочеркасской» (Приложение №20).

Проект «История семьи в истории страны» вызвал у учащихся неподдельный интерес. Ребята создают целые исследования, посвященные истории своей семьи.

В 2015 году Толмачева Елена представила на конференции свою работу «История семьи в истории страны» (Приложение №21).

В 2016 году Бабенкова Анастасия представила свою работу «История семьи в истории страны». За свою работу была награждена грамотой на научно-практической конференции «Мир и мы» (Приложение №22).

Продолжилось сотрудничество МБОУ СОШ х.Верхнеподпольный с Донской академией наук юных исследователей (ДАНЮИ) им Ю.А.Жданова, учредителем которой является Управление образования города Ростова-на- Дону, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону.

В 2014 году были представлены на областной конкурс научно-исследовательские работы А.Бабенковой, Ю.Пустошкиной.

Ю.Пустошкина представила на секции «Предпринимательство» свою научно-исследовательскую работу «Проект музейного комплекса «Левобережье». Она была приглашена на конференцию в качестве слушателя.

А.Бабенкова представила на секции «Искусствоведение» свою научно-исследовательскую работу «Иконостас храма иконы Божьей Матери станицы Старочеркасской». Она была допущена к очной защите.

В 2017 году А.Бабенкова представила на секции «Психология» научно-исследовательскую работу «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы» (Приложение №23).                        

Проект, посвященный созданию музейного комплекса «Левобережье Аксайского района», включал в себя ряд этапов. Учащиеся разрабатывали муниципальную программу создания музейного комплекса, создавали туристические маршруты, готовили экскурсии.

В апреле 2014 года Ю.Пустошкина и Е.Черенко представили свой проект на V-ой научно-практической конференции-конкурсе для учителей и учащихся «Лучший школьный исследовательский проект (ДГТУ – 2014) на тему «Синергия будущего: инженерные решения и социальные технологии», (Приложение №24-25). Их проект занял I место (Приложение №26). Об этом событии рассказывается на страницах газеты «Победа».  

За подготовку победителей V-ой научно-практической конференции-конкурса для учителей и учащихся «Лучший школьный исследовательский проект (ДГТУ – 2014) мне была объявлена благодарность в приказе УО ААР от 03.04.2014 за №195.

Работа на данным проектом продолжается. В 2017 году Зерщиков Валентин представил на научно-практической конференции «Мир и мы» проект «Музейный комплекс «Скифское поселение». Его работа была отмечена грамотой (см. Приложение №27).

В 2015-2016 году Е.Толмачева стала участником гуманитарного конкурса старшеклассников «Территория знаний: от школы к университету», проводимого на базе ДГТУ (Приложение №28).    

За внеурочную работу я был награжден грамотами Начальника УО ААР Черноусова В.И. (см. Приложение №29-30).

За подготовку участников и победителей научно-практической конференции «Мир и мы» я был награжден грамотой МОУ МУК (Приложение №31).

За подготовку победителей V-ой научно-практической конференции-конкурса для учителей и учащихся «Лучший школьный исследовательский проект (ДГТУ – 2014)» я был награжден грамотой (Приложение №32).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 2017. Глава 1

Не вошедший в окончательные списки приветствует Вас. Выкладываю итогои своей работа для Вашего суда, чтитатель.  А Вы, победители....

ПНПО 2017. Глава 2

2.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года...

ПНПО 2017. Глава 4

4. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...

ПНПО 2017. Глава 5

5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из сем...

ПНПО 2017. Глава 6

6. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и...

ПНПО 2017. Глава 7

7. Непрерывность профессионального развития учителя...