Бережное отношение к природе, ОДНКНР, 5 класс
методическая разработка (5 класс) на тему
На уроке ОДНКНР, включающем внутрипредметную интеграцию с экологией, ведущей деятельностью является диалог обучающихся и учителя, диалог обучающихся друг с другом (работа в группах, «Мозговой штурм»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бережное отношение к природе, ОДНКНР, 5 класс | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Парбигская средняя общеобразовательная школа имени Михаила Тимофеевича Калашникова»
Бережное отношение к природе
5 класс
Предметы: ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России), экология
Составила:
Суханова Анна Ефтифеевна,
учитель истории и обществознания
2017г.
Цель урока: формирование уважительного отношения к природе.
Задачи урока:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
- пробуждать желание охранять природу от разрушений, а при необходимости восстанавливать её.
Планируемые результаты:
- давать определение понятиям «народы севера», «амулет», «культ», «заказник», «заповедник»;
- называть не менее 4-х нравственных качеств, характеризующих нравственное поведение человека;
- делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций, обосновывать свой выбор.
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей. Соблюдать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Повышение экологической грамотности детей. Получат возможность научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поиск и отбор необходимой информации. Учатся не только пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют: интерес к новому учебному материалу; любовь к своей местности, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, уважение к личности. |
Учебно-методическое обеспечение: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. М.: Вентана-Граф, 2016.- 160 с.: ил.
Оборудование (ресурсы): компьютер с мультимедийным проектором и колонками; презентация учителя 15 слайдов (среда PowerPoint); чистые листы бумаги, фломастеры или маркеры, магниты (для «Мозгового штурма»).
Время реализации занятия: 45 минут
План проведения урока:
Этапы урока | Время реализации |
1.Вводный (организационно-мотивационный) Мотивационный настрой на урок, постановка проблемы, определение темы, задач урока. | 7 минут |
2.Основной (информационно-аналитический) | 30-32 минуты |
- Обсуждение проблемного вопроса. | 5 минут |
- Рассказ по фотографии (работа в малых группах). | 7 минут |
- Работа с краеведческим материалом «Особо охраняемые территории Томской области» | 3-4 минуты |
- Сообщение обучающегося о Красной книге, Чёрной книге, некоторых редких и исчезнувших животных. | 4 минуты |
- Чтение и анализ текста о Баргузинском заповеднике | 3 минуты |
- Выработка правил бережного отношения к природе. Приём «Мозговой штурм» | 7 минут |
- Просмотр видеофильма «Правила поведения в лесу». | 2 минуты |
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) | 6 минут |
- Итог урока | 2 минуты |
- Рефлексия | 2 минуты |
- Домашнее задание | 2 минуты |
Пояснительная записка
Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств - гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки - рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему, не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.
В связи с этим педагогу необходимо не только сообщать обучающимся конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства.
На уроке ОДНКНР, включающем внутрипредметную интеграцию с экологией, ведущей деятельностью является диалог обучающихся и учителя, диалог обучающихся друг с другом (работа в группах, «Мозговой штурм»).
Технологическая карта | |||||||||||
Ход урока: | |||||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | Методический комментарий | |||||||
Предметные | УУД | ||||||||||
1 этап | Вводный (организационно-мотивационный) | ||||||||||
Подготовка к уроку (1-2 минуты до звонка на урок) Мотивационный настрой на урок (По звонку на урок 2 минуты) | Приветствует, настраивает на урок, напоминает о необходимости своевременно организовать своё рабочее место. Предлагает посмотреть короткий видеофрагмент | Готовятся к уроку, отвечают на приветствие, настраиваются. Сотрудничают с учителем. Просматривают видеофрагмент «Озеро Байкал» | Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях. | Видеофайл «Озеро Байкал» https://www.youtube.com/watch?v= 2WLSq8V8xGc&list= PL4B83FE0578F7112C&index=21 | |||||||
Постановка проблемы, определение темы, задач урока (5 минут) | Предлагает рассмотреть иллюстрации презентации (Слайд №2). - Ребята, как вы думаете, по какому признаку можно разделить эти иллюстрации? | Рассматривают иллюстрации и предлагают сформировать две группы иллюстраций. Например: загрязнённая и чистая природа, опасная и безопасная для животных среда. | Получают опыт публичного выступления, высказывают собственное мнение. | Личностные УУД: понимание необходимости учения, формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни. | Презентация (Слайд №2). | ||||||
Предлагает назвать качества человека, относящегося к природе по-разному. -Ребята, а что вы можете сказать по просмотренному ранее видеофрагменту? | Отвечают. -Если природа в сохранности - человек поступает нравственно, он ответственный, добрый, внимательный, заботливый, бережливый. Если он поступает плохо, безнравственно - злой, безответственный, и др. -Озеро чистое. Там много разных животных. | Выражают свою точку зрения | Коммуникативные УУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё. | ||||||||
- О чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему. Учитель благодарит за сформулированные высказывания и просит записать тему урока в тетрадях «Бережное отношение к природе». - Как будем работать и что делать на уроке? | Пробуют сформулировать тему урока. Записывают тему урока в тетрадях Высказывают свои предположения: читать тексты о защите природы, о бережном отношении к ней, слушать сообщения, знакомиться с новыми понятиями, анализировать изученное. | Получают опыт публичного выступления, высказывания собственного мнения | Регулятивные УУД: обеспечить развитие у школьников умения ставить цель, формулировать тему урока после предварительного обсуждения | Презентация, слайд №1 | |||||||
2 этап | Основной (информационно-аналитический) | ||||||||||
Обсуждение проблемного вопроса Работа в малых группах (по два человека за партой) (5 минут) Обсуждение вывода: «Бережное отношение к природе-общечеловеческая ценность» | Предлагает выбрать любой текст (1-4), прочитать, проанализировать и ответить на вопрос «Как относились к природе разные народы? Чем объяснить такое отношение?» - Ребята, какой вывод можно сделать? Как древние люди относились к природе? | Работают в малых группах (парах): читают, обсуждают, а затем представители каждой группы друг за другом («цепочкой») представляют свои ответы. -У славян был праздник «именины Земли». Люди не беспокоили землю, не пахали и не сеяли. -Саамы (северный народ) считали Землю живым существом и верили, что она чувствует боль, а поэтому её нельзя было ранить и т.д. Знакомятся с понятиями «народы севера»,«культ», «амулет». Записывают их в тетрадях. - Люди уважали природу, заботились о ней, берегли, боялись её. Ведь без природы человек не прожил бы, она его кормила. | Получают новые знания, запоминают новые сведения, понятия. Осознают ценность уважительного отношения к природе | Познавательные УУД: развитие наглядно-образного мышления, творческих способностей, наблюдательности. Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблем; обмен мнениями, понимание позиции партнёра, принятие различных точек зрения. Личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу; любовь к своей местности, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, уважение к личности. | Учебник, стр.49-50 Ответы обучающихся сопровождаются презентацией - слайды №3-6 Презентация, слайд №7. | ||||||
Рассказ по фотографии Работа в малых группах (по два человека за партой) 7 минут Работа с краеведчес-ким материалом «Особо охраняемые территории Томской области» (3-4 минуты) | -Рассмотрите фотографии на стр.51 учебника, выберите одну и составьте по ней рассказ. - Ребята, кто из вас помнит, как называется территория (лес, поле, смешанная местность), где запрещены любые виды человеческой деятельности. -Кроме заповедника, для защиты и восстановления отдельных видов живых организмов создаются заказники. Рассказывает о заказниках, созданных на территории Томской области. | Составляют короткие рассказы о помощи человека животным, оказавшимся в опасной для их жизни ситуации. Представляют свои рассказы. Предполагают, что это заповедник. Слушают рассказ учителя, рассматривают карту Томской области. Находят заказник «Поскоевский» (Чаинский район). | Учатся соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей. Соблюдать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Получают новые знания, запоминают новые понятия | Коммуникативные УУД: -формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -развитие способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные УУД: -учиться делать выводы; -развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность. | Учебник, стр.51 Презентация, слайд №8-10. | ||||||
Сообщение обучающегося (4 минуты) | -Про Красную книгу вы уже слышали, а кто из вас знает какие объекты попадают в Чёрную книгу? | Слушают сообщение одноклассника о Красной книге, Чёрной книге, некоторых редких и исчезнувших животных. | Способны эмоционально (неравнодушно) реагировать на то, что человек причастен к исчезновению животных. | Презентация, слайд №11-12. | |||||||
Чтение и анализ текста о Баргузинс-ком заповеднике (3 минуты) Выработка правил бережного отношения к природе Приём «Мозговой штурм» (7 минут) | Предлагает прочитать текст о Баргузинском заповеднике, раскинувшемся на берегу о. Байкал. - Посоветуйтесь и предложите, как мы можем участвовать в охране природы? -Молодцы! Вы назвали много важных правил. Я дополню ваш список. Предлагает «5 правил бережного отношения к природе». | Работают в малых группах (парах): читают, обсуждают, записывают на отдельные листочки свои предложения, а затем представители каждой группы друг за другом («цепочкой») называют свои предложения и с помощью магнитов прикрепляют на доску. -Не разводить огонь в лесу. -Не поджигать траву. -Не разорять гнёзда. -Делать для птиц кормушки, скворечники и т.д. | Учатся работать с текстом, высказывают собственное мнение, суждения. Получают опыт публичного выступления. | Познавательные УУД: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Учебник, стр.53-54. Приложение №1. «5 правил бережного отношения к природе». Распечатаны на отдельных жёлтых листах-памятках, можно сделать в виде закладок. | ||||||
Просмотр видеофиль-ма (2 минуты) | -Посмотрите видеофайл «Правила поведения в лесу». Какие правила вам запомнились в первую очередь? | Приложение 2. Видеофайл «Правила поведения в лесу» https://www.youtube.com/watch?v=2ReGWpKVMgg | |||||||||
3 этап | Заключительный (оценочно-рефлексивный) | ||||||||||
Итог урока 2 минуты | - Важно ли бережно относиться к природе? Почему? | Обобщают свои знания, выражают свои мысли, подводят итог. | Познавательные УУД: -учатся делать выводы. | ||||||||
Рефлексия 2 минуты | - Каждый из вас сегодня старательно работал на уроке. Оцените свою работу. | Одна часть доски поделена на три части:
Обучающиеся наклеивают или рисуют смайлики в соответствующей своему выбору колонке таблицы. Поработали на «хорошо» и «отлично»! Все довольны результатом своей работы на уроке. | Регулятивные УУД: -учатся контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||||||||
Домашнее задание (2 минуты) | Учитель задаёт домашнее задание. 1. Стр. 55, учебник. И. Шишкин. Корабельная роща. Почему художник так назвал свою картину? Кратко ответить на вопрос. 2. Проектно-исследовательская работа. Из списка заказников Томской области выбрать один заказник и подготовить рассказ о нём. | Записывают домашнее задание в дневники, если есть вопросы, задают их, слушают разъяснения учителя. (Презентация, слайд №13). |
Литература и источники Интернет:
1.Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2016.- 160 с.: ил.
2. http://blog.kob.tomsk.ru/wiki/images/5/5f/OOPT_TO.jpg http://trasa.ru/region/tomskaya_zapov.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/18246
http://luboznaiki.ru/opredelenie/zapovednik.html
https://sib.fm/news/2016/01/13/vasjuganskoe-boloto-stanet-zapovednikom
http://etnic.ru/etnic/narod/evenki.html
http://green.tsu.ru/oopt/?p=457
http://www.zoopicture.ru/stellerova-korova/
http://odyvanthic1.narod.ru/konsult1.html
https://ok.ru/korablik/topic/65240385811885
Приложение №1
5 правил бережного отношения к природе для детей
- Экономь воду.
Закрыть кран, пока чистишь зубы или мылишь руки, совсем не сложно. При рациональном использовании, среднестатистическая семья могла бы экономить количество воды, которого хватило бы на целый бассейн.
- Выключай электрические приборы.
Если ваши дети уже достаточно большие, чтобы самостоятельно пользоваться розетками, приучите их отключать то, чем они не пользуются. Это важно не только для экономии энергии и оплаты за нее, но и для безопасности.
3) Не мусорить.
Мусор - это не только неприятно, но и губительно для природы. Выкидывать нужно, только в специальные урны. Если вы отправляетесь туда, где нет урн и контейнеров для мусора, захватите с собой пакеты для отходов.
- Рисовать можно на двух сторонах листа.
Это касается и распечатывания докладов в школу. А оригами можно делать из страничек журналов или старых рисунков и записей. Бумага - это деревья, они производят кислород, которым мы все дышим.
- Береги природу.
Можно не отламывать ветки, а подобрать с земли сухие. Цветы не обрывать, а любоваться им на клумбе. Не надо обижать животных и птиц. Бережное отношение ко всему живому нужно прививать с раннего детства.
Приложение №2
Видеофайл «Правила поведения в лесу»
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=2ReGWpKVMgg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"
В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам. Это исходит, прежд...
Создание методики "Школа любования" с целью воспитания бережного отношения к природе
Традиционный однодневный поход экскурсия, который проводится в объединении - кукольный театр "Веселая компания" на протяжении более 10 лет, способствовал созданию методики "Школа любования...
Презентация по теме "Демонстрации, экспериментальные и практические работы на уроках физики общеобразовательной школы, как средства возбуждения интереса к предмету, развития материалистического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природе, обуч
В презентации представлен опыт применения на уроках физики демонстрационного эксперимента, проведения практических работ каксредства развития интереса к предмету, воспитания в обучающихся таких качест...
конспект занятия по ОДНКНР к учебнику ВиноградоваН.Ф., Власенко В.И. Урок-проект. "Бережное отношение к природе"
На уроке ребята создают устный журнал на тему "Будь природе другом"...
Проверочная работа По теме « Бережное отношение к природе» по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Тест к параграфу "Бережное отношение к природе" , базовый уровень. Рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 10 вопросов с одним вариантом ответа. Тест составлен на ...
Бережное отношение к природе. Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс
Урок заставляет размышлять над актуальным вопросом "Зачем нужно беречь природу?" Ученики могут вложить посильную лепту в эту важную проблему....
Презентация для 5 класса по ОДНКНР "Бережное отношение к природе"
Презентация для обучающихся 5 класса по учебному предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" по теме "Бережное отношение к природе"...