Аудирование- это сложно? или как научиться понимать на слух?
план-конспект по теме
Городская лекция по английскому языку "Аудирование- это сложно? или как научиться понимать на слух?" (03.03.17)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya.rar | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Добрый день участники лекции.
С вами сегодня работают Полудинцева Татьяна Викторовна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №2» и Сидорова Елена Александровна учитель английского языка МБОУ «СОШ №2».
2 слайд
План сегодняшней лекции:
1. Сложный вид речевой деятельности- аудирование;
2. Техники по улучшению навыка аудирования;
3. Аудирование в ЕГЭ;
4. Практика аудирования.
3 слайд
Аудирование – один из самых сложных видов речевой деятельности. Аудирование – это восприятие и понимание иностранной речи на слух. Так как усвоение иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через аудирование, то аудирование вызывает наибольшие трудности. Даже для тех, кто хорошо овладел устной речью, требуется определенный период пассивной адаптации, пассивного слушания, когда они попадают в страну изучаемого языка. Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором от лица его выполняющего, почти ничего не зависит.
Опыт показывает, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и слушающего.
Как научиться понимать английскую речь на слух?
Чтобы полноценно общаться на языке, важно не только уметь говорить, но и уметь понимать, что вам отвечают. Вам знакома ситуация, когда вы слушаете собеседника и можете уловить отдельные слова, но понять полностью, о чем идет речь, вы не можете? Или же не можете понять, что говорят актеры в фильмах, или о чем поется в песне?
4 слайд
Существует 3 основные причины, из-за которых вам трудно понимать речь на слух:
1. Не знаете английские слова Конечно, если вы не знаете значение слова, то понять вы его не сможете. Чем шире ваш словарный запас, тем легче вам понимать речь на слух.
2. Не знаете грамматику Связать отдельные слова в законченное предложение нам помогает английская грамматика. Только с ее помощью мы можем понять смысл, который вкладывает говорящий. Ведь небольшие изменения в предложении могут очень сильно поменять его смысл.
3. Нет навыка аудирования. Проблема заключается в том, что у вас нет навыка распознавания речи, и вы не можете воспринимать ее. Вспомните любой фильм: все актеры разговаривают там бегло, с большой скоростью. Точно также люди разговаривают и в жизни. Вы не можете понять их речь, потому что не привыкли к такому беглому звучанию. Из-за высокой скорости речи кажется, что все слова в предложении сливаются. Вы не можете распознавать (услышать) отдельные слова, из которых состоит предложение, поэтому не понимаете смысл сказанного.
Преодолеть все эти трудности можно только путем развития навыка восприятия речи на слух. Для этого вам необходимо слушать как можно больше на английском языке: радио, музыку, подкасты, сериалы, фильмы. Но вы не улучшите аудирование, просто включив фильм/музыку и занимаясь своими делами. Иначе все бы давно научились понимать английскую речь, так как мы слушаем иностранные песни каждый день. Для того чтобы улучшить понимание на слух, нужно приложить усилия. Рассмотрим шаги, которые помогут это сделать.
5 слайд
Начинать лучше всего с подкастов! На английском слово подкаст, так и пишется «Podcast» и состоит оно из сочетания двух слов «Pod» и «Cast». Сейчас уже нетрудно догадаться, что первая часть слова «Pod» произошла от названия «IPod» (Айпод).
Вторая часть Cast – это производная от английского слова «Broadcasting», что в переводе с английского означает, как «выпуск в эфир». Таким образом, что мы имеем?
Подкаст – это звуковое сообщение, как правило, в формате mp3, выпущенное в эфир Интернета. Оно может сопровождаться видоекартинкой, тогда подкаст будет представлять собой видеофайл в формате FLV. Но в любом случае, его основу составляет аудиосообщение на определенную тему и для определенной целевой аудитории.
Мы предлагаем вам 4 лучших сайта, которые дают возможность слушать онлайн подкасты на английском языке на различные интересные темы, начиная с повседневного разговорного языка, для начального уровня и заканчивая профессиональным английским языком.
6 слайд
1. AudioEnglish
Этот сайт — настоящая сокровищница подкастов. Человек с любым уровнем знания английского найдет здесь полезные для себя материалы.
В разделе English for Beginners представлены аудиозаписи для новичков: вы выучите алфавит и лексику, соответствующую вашему уровню.
В разделе Practical English выложены самые полезные материалы для изучающих английский язык. Это диалоги на разные темы. По таким подкастам вы можете изучать фразы, которые пригодятся вам в простых жизненных ситуациях: в магазине, отеле, у врача и т. п. Не переживайте, что не расслышите какую-то фразу: к каждой записи на этом сайте прилагается текст (транскрипт).
Если вас интересуют аудиоматериалы по конкретным темам, выбирайте соответствующий раздел на сайте: Travel English, Telephone English, Banking English, Accounting English.
Некоторые подкасты доступны к прослушиванию только после платной подписки, однако бесплатных материалов также достаточно.
Главная «фишка» этого ресурса: Подкасты представляют собой живой диалог, из которого вы сможете выучить полезные фразы на английском языке. Авторы выбрали самые актуальные темы и оптимальную лексику: стиль изложения в меру формальный и современный. Подкасты из раздела Travel English просто must-listen для всех, кто собирается в поездку: вы научитесь заказывать билеты, брать машину напрокат, бронировать номер в гостинице и т. п.
Более того, каждая маленькая ситуация разбита на 2-3 аудиозаписи. Первая включает полный диалог, вторая (иногда и третья) представляют собой упражнение для тренировки памяти. Вы сможете проверить, насколько хорошо запомнили фразы.
7 слайд
Подкасты от BBC — отличный источник знаний для занятых людей и тех, кто не очень любит работать с аудиоматериалами. Эти аудиозаписи продолжительностью всего 6 минут помогут вам погрузиться в английский и приучить уши к звучанию английской речи.
Подкасты от BBC довольно легко воспринимать на слух: дикторы говорят внятно, в среднем темпе, у них правильная речь. В то же время в аудиозаписях используется довольно сложная лексика, поэтому мы рекомендуем слушать их с уровнем не ниже Intermediate.
К каждому подкасту прилагается краткий список слов на английском языке, а также транскрипт. Если вам пока сложно воспринимать английский на слух, используйте текст. Со временем вы привыкнете к звучанию речи диктора и сможете понять аудиозаписи без использования транскрипта.
Главная «фишка» этого ресурса: Длина каждого подкаста всего 6 минут. Так что если вы не очень любите работать с аудиоматериалами, но прочли об их пользе в нашей статье «Как учить английский по подкастам», то эти короткие записи — именно то, что вам нужно. Вы не успеете устать (или уснуть) во время прослушивания подкаста.
8 слайд
На открывшейся странице вы увидите список тем подкастов, которые предлагает знаменитая радиостанция «Голос Америки».
Начните прослушивание с раздела Learning English Broadcast: на этих аудиозаписях диктор говорит медленно, используется довольно простая лексика. Если же у вас хороший словарный запас, рекомендуем слушать аудиозаписи из других разделов. В этих подкастах используется более сложная лексика, диктор говорит в естественном темпе. Темы освещаются самые разные, вы обязательно сможете найти увлекательный для себя материал. Некоторые подкасты дополнены и видеозаписями.
Главная «фишка» этого ресурса: Подкасты на этом сайте уникальны своими транскриптами. После каждой аудиозаписи вы видите текст, в котором почти каждое слово кликабельно. После нажатия на любое незнакомое вам слово на сайте появляется всплывающее окно со справочной информацией из словаря Merriam-Webster. В окошке вы увидите указание части речи, определение слова на английском языке, пример его использования в предложении, а также сможете прослушать, как оно произносится. Таким образом, на этом сайте вы можете не просто слушать подкасты, но еще и учить новую лексику в контексте.
9 слайд
4. Daily ESL
Подкасты этого ресурса подойдут «слушателям» с уровнем Pre-Intermediate и выше. Речь диктора естественная, и понять ее довольно просто. К каждой аудиозаписи прилагается транскрипт и несколько заданий. Обратите внимание на текст, в котором жирным шрифтом выделены некоторые слова. Эту лексику вам предстоит изучить, причем значение большинства слов вы поймете из контекста, не прибегая к помощи словаря.
Стоит отметить и тщательный подбор тем для аудиозаписей на этом сайте. По подкастам вы изучите полезные фразы по важным темам «Путешествие», «Покупки», «Отдых» и т. п.
Главная «фишка» этого ресурса: Короткие подкасты длиной около 1 минуты — отличное подспорье для тех, кто не готов уделять много времени аудированию. К тому же вам не нужно думать о том, как лучше работать с аудиоматериалом. На сайте подробно расписаны все рекомендации и даны задания для самоконтроля.
10 слайд
Предлагаем послушать один из подкастов с сайта http://www.correctenglish.ru/podcasts/british/
Раздел подкасты:
Подкасты на британском английском
Подкасты на американском английском
Подкаст: "Getting married"
11 слайд
Как работать с подкастами?
Нужно выбрать подкаст по уровню
Шаг 1: Включаем и слушаем. Ваша задача попробовать уловить слова, разобрать и понять их. Не пытайтесь дословно переводить, старайтесь уловить хотя бы общий смысл. Скорее всего, при первом прослушивании вы поймете только отдельные слова и основную идею. Этот шаг достаточно сделать 1-2 раза.
Шаг 2: Разбираем текст. Далее вам понадобится текст того, что вы слушаете. Разберите его полностью, посмотрите перевод всех непонятных слов. Если вы выбрали подкаст по своему уровню, таких слов должно быть немного.
Шаг 3: Слушаем и следим по тексту Теперь включаем аудио и одновременно следим по тексту. Не старайтесь просто читать текст. Запоминайте, как звучат знакомые и незнакомые вам слова. Сделать это достаточно 1-2 раза. Когда вы привыкните к звучанию наиболее распространенных слов, этот пункт можно будет исключить.
Шаг 4: Откладываем текст и стараемся понять на слух. Если вы проделали все предыдущие шаги, то теперь вы должны без труда понимать то, что слушаете. Чем больше вы будете слушать, тем легче вам будет понимать английскую речь. Вначале вам покажется, что это требует много времени. Но, разобрав, например, 10-20 подкастов, ваше аудирование улучшится в разы. Скоро вы заметите, что можете без проблем разговаривать с людьми и понимать, что они говорят. Также есть несколько секретов, которые помогут вам лучше понимать английскую речь.
Таким образом, Подкасты - это отличный способ улучшить восприятие английской речи на слух, а также пополнить словарный запас
12 слайд
- Другой вариант развития навыка аудирования – это прослушивание аудиокниги.
- Если вы знаете английский не на высоком уровне, то не все книги будут одинаково полезны. Давайте посмотрим, какие материалы можно найти в Интернете и какую аудиокнигу послушать на английском языке.
- 13слайд
- Виды аудиокниг: По типу начитки
- Книги, озвученные профессиональным диктором (носителем английского языка), — такие книги идеально подходят для тех, кто хочет слушать грамотную английскую речь и учиться говорить, как носитель языка. Если вы собираетесь повторять слова за диктором, учить корректную интонацию и правильное произношение, то вам «показан» именно этот тип. Начитанные профессиональным диктором книги — универсальный материал, который подойдет для любой цели прослушивания. У них есть только один минус — их непросто найти в свободном доступе.
- Книги, озвученные обычными людьми (носителями английского языка), — такие книги хорошо подойдут людям с уровнем знания Intermediate и выше. Если вы хотите привыкнуть к разным акцентам в английском и желаете улучшить понимание речи на слух, сделайте выбор в пользу этих книг. Самое главное преимущество этого вида аудиокниг на английском языке — их легко найти в свободном доступе. Однако если ваш уровень знания ниже среднего, то воспринимать речь носителей языка будет сложно. К тому же аудиодорожка чаще всего записывается в обычной домашней обстановке, так что качество звука оставляет желать лучшего.
- Книги, озвученные русскоязычными преподавателями или лингвистами, — еще один хороший вариант для людей с невысоким уровнем знания. Аудио обычно записывается в профессиональных студиях, все слова произносятся четко, вам легко будет понять их. С другой стороны, интонация и произношение русскоязычного диктора все же немного отличаются от интонации и произношения носителя языка.
- Книги, созданные с помощью специальных компьютерных программ (Text-To-Speech), — не лучший вариант для изучения английского языка по аудиокнигам. Программа не в состоянии озвучить текст так, чтобы получилась естественная связная речь с интонацией, свойственной носителям языка.
По сложности
- Детские сказки и истории — самый простой материал, которым не стоит пренебрегать и взрослым людям. Детские книги, как правило, начитываются профессиональными дикторами в размеренном темпе. При этом тексты просты для понимания еще и за счет лексики: в детских книгах используется ограниченный набор наиболее часто употребляемых слов.
- Аудиокниги с опорным текстом — хороший материал для тех, кому сложно понимать иностранную речь на слух: вы можете слушать книгу и следить за текстом глазами. К тому же такие материалы удобно использовать, если вы собираетесь изучать новые слова: вы можете посмотреть их написание в тексте.
- Стандартные аудиокниги — материалы для людей с уровнем Intermediate и выше. Это обычные записи для носителей языка, поэтому они не всегда просты для понимания. С другой стороны, в Интернете можно легко найти тексты почти к любому аудио, и это поможет вам понять книгу.
Кроме того, мы советуем пробовать слушать аудиокнигу, текст которой вы не раз читали на русском языке. Наверняка у каждого человека есть любимое произведение англоязычного автора. Если на русском языке вы очень хорошо его помните, то вам будет легче понять аудиозапись на английском языке.
- 14 слайд
- Польза аудиокниг на английском языке
1. Вы улучшаете понимание английской речи на слух
Это главная причина, по которой аудиокниги на английском языке пользуются большой популярностью среди студентов. Чем больше мы слушаем, тем быстрее привыкаем к иностранной речи и начинаем ее понимать. А если учесть тот факт, что большинство бесплатных аудиокниг озвучено носителями языка, которые не являются профессиональными дикторами, то вы еще и сможете послушать людей с разным произношением. Кто-то будет шепелявить, кто-то — нечетко произносить звуки, кто-то — слишком быстро говорить — это отличная тренировка для вашего навыка аудирования.
2. Вы привыкаете к звучанию связной речи
Дикторы не делают паузы между словами и произносят каждую фразу с естественной интонацией. Вы будете постепенно привыкать к живой речи, и впоследствии вам будет легко понять, что говорит иностранный собеседник.
3. Вы учите новые слова и фразы в контексте
Если слова из подкастов или учебных текстов нам иногда лень находить и учить, то незнакомое слово, играющее важную роль, обязательно вызовет желание узнать, о чем же идет речь. Важные для понимания смысла слова будут легко запоминаться, ведь вы учите их в контексте и понимаете, как они употребляются.
4. Вы слушаете и запоминаете, как используется грамматика в живой речи
В теории вы прекрасно понимаете, когда нужно использовать Present Perfect, но когда дело доходит до использования этого времени в речи, то вы путаетесь и не знаете, уместно ли будет употребить его? Прослушивание аудиокниг на английском языке поможет вам понять, как «работает» любая грамматическая конструкция на практике. Если вы будете не просто пассивно слушать запись, но и задумываться над тем, как используется то или иное время, то поймете принцип работы грамматики английского не в теории, а на практике.
5. Вы занимаетесь английским там, где вам удобно
Аудиокниги на английском языке — это портативные учебные материалы. Вы можете взять их с собой куда угодно, загрузив в смартфон или планшет. Так что если по дороге на работу вам неинтересно слушать окружающих, послушайте аудиокнигу.
6. Вы развиваетесь
Те самые непрочитанные книги, которые могли вам отомстить, теперь не представляют опасности, ведь вы прослушаете их. Если чтению не всегда можно уделить время, то слушать аудиокнигу может позволить себе даже самый занятой человек. Причем вы можете читать не только художественную литературу, но и профессиональную или книги по саморазвитию, тогда вы будете еще и заниматься самообразованием, не тратя на это ни минуты свободного времени.
There is more treasure in books than in all the pirate's loot on Treasure Island.
В книгах больше богатства, чем во всех пиратских сундуках на Острове Сокровищ.
Уолт Дисней
7. Вы занимаетесь с удовольствием
Все мы понимаем, что надо «приучать» себя к звучанию иностранной речи, но подкасты нравятся не всем. Некоторым людям они неинтересны. Аудиокниги же вызывают привыкание не меньше, чем кофе по утрам. Если вы выберете интересную книгу, то увлечетесь сюжетом настолько быстро, что будете с нетерпением ждать возможности послушать очередной отрывок полюбившегося произведения.
- 15 слайд
- Как правильно слушать аудиокниги на английском языке
Аудиокнигу можно просто слушать и получать удовольствие, это подойдет тем, кто хорошо понимает английский на слух. А что делать тем, кому нелегко понимать английскую речь? Для них есть прием, который при регулярном использовании поможет значительно улучшить навыки аудирования. Как это делать? Воспользуйтесь простой техникой:
- Прослушайте небольшой отрывок из книги, например, возьмите одну главу. Ничего страшного, если вы не поймете каждое слово, на этом этапе постарайтесь уловить общий смысл сказанного.
- Возьмите текст книги и включите запись. Слушайте диктора и параллельно следите глазами за текстом. Не концентрируйте внимание на незнакомых словах, старайтесь угадывать их значения из контекста.
- Если вы хотите пополнить свой словарный запас, то выделяйте в тексте маркером незнакомые вам слова, затем выпишите их из текста и выучите.
- На следующий день после изучения новых слов прослушайте аудиозапись главы еще раз, не пользуйтесь текстом, старайтесь понять максимум информации на слух.
- Хотите совершенствовать произношение вместе с любимой книгой? Тогда слушайте диктора и повторяйте текст за ним, стараясь копировать все звуки и интонацию носителя языка. Если вы решили пользоваться этим приемом, вам нужно найти аудиозапись, начитанную профессиональным диктором с правильным произношением.
16слайд
- Где скачать аудиокниги на английском языке: 8 лучших сайтов
Мы нашли для вас лучшие сайты с бесплатными аудиокнигами на английском языке и хотим поделиться этой ценной находкой. Для вашего удобства мы рассортировали их по возрастанию сложности аудиоматериалов. Выбирайте понравившийся сайт и работайте с ним.
Детские аудиокниги
- Storynory.com — сайт с детскими историями на английском языке. Идеально подходит для тех, кто плохо воспринимает английский на слух: носитель языка с четкой дикцией начитывает простые детские истории. Текст записи расположен тут же, а все аудиофайлы можно бесплатно скачать.
- Bookbox.com — сайт с детскими сказками. Текстов к записям нет, возможности прослушивания онлайн тоже. Зато вы можете бесплатно скачать любую аудиоисторию и прослушивать в свободное время. В тексте используется простая лексика, которую вы легко поймете.
Аудиокниги с текстами
- Etc.usf.edu — один из самых удобных сайтов для работы с аудиокнигами. Каждое произведение удобно разбито на главы, а к аудиозаписям приложен текст. Вы можете слушать аудио и следить за текстом на сайте, а можно скачать Mp3-записи и текст в формате PDF. Следует отметить, что аудиозаписи представлены в профессиональном качестве, поэтому текст вам может и не понадобиться.
- Nikolledoolin.com — ресурс с небольшим выбором аудиокниг, зато ко всем из них есть текст, поэтому с ним удобно работать, если вам пока тяжело понимать аудиозапись без текста.
- lelang.ru – российский ресурс для изучения иностранного языка. Адаптированные аудиокниги разного уровня, бесплатное скачивание.
Аудиокниги на английском языке разных жанров
- Librivox.org — ресурс, благодаря которому бесплатных аудиокниг на английском языке с каждым днем становится все больше и больше. Перейдя по ссылке, вы увидите две кнопки: Volunteer и Catalog. Кнопка Volunteer приведет вас на страницу для волонтеров — людей, которые начитывают книги на английском языке и выкладывают их на этот сайт. Кнопка Catalog отправит вас в каталог книг. Вы можете легко найти нужную вам аудиозапись, воспользовавшись поиском по сайту. Любую книгу можно слушать онлайн или бесплатно скачать.
- Loyalbooks.com — ресурс, на котором можно найти более 7000 бесплатных аудиокниг на английском языке. Все аудиофайлы удобно разбиты на главы, их можно слушать онлайн или скачать. В большинстве своем записи начитаны профессиональными дикторами, качество звука хорошее, поэтому вам будет легко разобрать слова.
- Thoughtaudio.com — сайт с бесплатными аудиокнигами на английском языке. Записи представлены в хорошем качестве, разбиты по главам книги, их можно бесплатно скачать или слушать прямо на сайте.
17 слайд
Фильмы
Первая мысль, которая многим приходит в голову когда думаем об улучшении навыка аудирования на английском языке: «Буду смотреть фильмы на английском! И ещё буду слушать англоязычные песни! И полезно, и приятно! Чем не аудирование?!» Ничем не аудирование. Приятно вам, может быть, будет. Полезно – не очень. Впрочем, что вы приятно проведёте время – тоже не факт.
Само стремление вполне понятно: мы любим смотреть фильмы и любим слушать музыку. Желание быстрее познакомиться «с оригинальной версией» англоязычных фильмов возникает само собой. Но это именно тот случай, когда совместить приятное с полезным не всегда удаётся.
Почему? Ведь слушающий привыкает к речи на английском языке, привыкает к интонациям, усваивает их. Всё это так. И привычка, и интонации важны – тем более, что в английском языке интонирование устроено совсем иначе, чем в русском. Но для привычки и усвоения интонация вполне достаточно фонового слушания. А вот для активного аудирования, главная цель которого – понимание, фильмы не очень могут помочь, если у вас маленький словарный запас.
Простая аналогия: если первокласснику вместо арифметики подсунуть учебник по высшей математике, большой пользы ему это не принесёт. Может быть, ему будет любопытно, удастся «опознать» какие-то отдельные символы, но в изучении математики первоклашке не поможет учебник по высшей математике.
Аудирование «на фильмах» – как высшая математика для первоклассника. Конечно, фильмы бывают разные. Я имею ввиду в первую очередь художественные фильмы, рассчитанные на англоязычную аудиторию.
Тем не менее, в интернете довольно часто попадается рекомендация: если плохо понимаешь английскую речь на слух, нужно просто засесть за просмотр фильмов на языке, и всё «само собой поправится, да ещё и удовольствие получите». В реальности дело чаще всего заканчивается разочарованием.
18 слайд
Причины разочарования, на самом деле, просты:
1. Неадаптированная быстрая речь (частые сокращения, «съеденные» окончания и пр.). Такая скорость начинающему «не по зубам», точнее – «не по ушам». Вообще-то, в идеале нужно научиться понимать именно такую естественную речь. Но лучше начинать не с фильмов.
2. Слэнг, незнакомые идиомы и обороты. Здесь многое зависит от жанра фильма, но практически в любом фильме «что-то этакое» встретится, и скорее всего – немало. Потому что в разговорной речи таких оборотов много (и в этом прелесть живого языка).
3. Специфическая лексика. Она может вам встретиться даже в самых популярных фильмах и сериалах. Яркий пример – «Доктор Хаус» (House, M.D.). Обсуждая очередной «тяжёлый случай», герои шустро пересыпают речь тоннами медицинской терминологии.
4. Мы смотрим фильмы иначе, чем слушаем аудиоролики. Много информации мы получаем не столько через уши, сколько через визуальный ряд. Это порой даёт «эффект понимания», но не особо развивает восприятие речи на слух.
5. Если фильм смотрится с титрами (на английском или русском), то начинающий чаще берёт информацию оттуда, постепенно переставая обращать внимание на звучащую речь.
Мы не собираемся утверждать, что просмотр фильмов на языке совсем бесполезен для вас. Для дополнительного (я не случайно подчеркнула это слово) погружения в языковую среду и культуру – очень даже полезно. Но именно как дополнительный способ. Если вы ещё не добрались до аудирования на уровне Upper—Intermediate (в самом крайнем случае – на уровне уверенного Intermediate), не надо заменять активное аудирование просмотром фильмов. Потому что в этом случае навык аудирования формируется медленнее и не так эффективно, как при восприятии «чистого» аудиоматериала. Именно эта медленность и невысокая эффективность – главные проблемы.
Несколько аудиороликов длительностью от 2-3 до 10-15 минут каждый, разной тематики, разного уровня сложности, разнообразные по стилю и типу речи, принесут вам больше пользы, чем один полуторачасовой фильм. При этом вам придётся максимально сосредоточиться на речи: всю информацию придётся брать «через уши», а не из видеоряда, и не из титров (я сейчас не беру тот вариант, когда аудиоролик слушается параллельно с чтением текста).
Ситуация изменится, когда вы «наслушаете» приличный запас аудиоматериалов на английском и сами почувствуете, что стали воспринимать английскую речь более уверенно. Вот тут – самое время браться за фильмы.
19 слайд
Советы:
Выбирайте фильмы, которые вам интересны, плюс, пытайтесь выбрать фильмы соответствующего уровня. Если у вас Pre-Intermediate, мы бы советовали вам смотреть мультфильмы и легкие комедии, Intermediate — можете попробовать фильмы посложнее, Advanced — новости и передачи, которые придутся по вкусу (Top Gear, National Geographic, History Channel).
С субтитрами или без? С русскими субтитрами — однозначно нет. С английскими — зависит от уровня и сложности самого фильма. Pre-Intermediate — да, если фильм / мультфильм / сериал не адаптированы под уровень. Intermediate — если фильм/передача действительно содержит сложную лексику. Для уровней выше субтитры не рекомендую, так как субтитры мешают вам понимать речь на слух и расслабляют — читать легче, чем слушать.
Как вариант, можете выбрать не фильм, а сериал, особенно, из новых. В начале, каждая новая серия появляется на английском, а потом, через несколько дней с переводом, а поскольку перевод — любительский, то и качество там зачастую не очень. Вот вам и дополнительный стимул смотреть на английском.
20 слайд
Стратегии подготовки к ЕГЭ. Раздел «Аудирование»
Аудирование как раздел ЕГЭ включает 3 задания, каждое из которых проверяет тот или иной вид аудирования: понимание основного содержания текста (задание №1 – базовый уровень), понимание запрашиваемой информации (задание №2 – повышенный уровень), детальное понимание текста (задания №3-9 – высокий уровень).
21 слайд
Цель задания №1 проверить умение:
- понимать основное содержание или основную идею высказывания;
- отделять главное от второстепенного;
- игнорировать избыточную информацию;
- игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания высказывания.
Советы по эффективному выполнению задания:
1) до прослушивания текстов:
а) прочитать заголовки (темы или краткие утверждения) и попытаться определить:
- что их объединяет (тема, проблема, ситуация, ключевое слово и т.д.);
- чем они отличаются друг от друга (проблемой, отношением к проблеме и т.д.);
б) в процессе изучения заголовков (тем, кратких утверждений) подчерчивать в них ключевые слова, делать другие пометки, помогающие понять их смысл и отличия;
в) глядя на заголовки, попытаться предвосхитить основное содержание текста, который может подойти по смыслу, а также те слова, которые необходимы для раскрытия данной темы/проблемы/ситуации.
2) во время первого прослушивания:
а) по мере прослушивания каждого текста отмечать все возможные варианты ответа;
б) делать нужные исправления в ответах по ходу прослушивания остальных текстов, т.к. некоторые первоначальные варианты ответа могут отпадать методом исключения.
3) во время второго прослушивания:
а) обратить особое внимание на тексты, где изначально были выбраны несколько возможных соответствий;
б) слушая текст, записывать ключевые слова, которые помогают обосновать выбор того или иного соответствия.
4) после прослушивания:
а) определить лишний заголовок (тему, краткое утверждение)
22 слайд
Цель задания №2 проверить умение:
- понимать суть запрашиваемой информации и находить нужную информацию в звучащем тексте;
- определять наличие или отсутствие запрашиваемой информации в тексте;
- игнорировать избыточную информацию и незнакомые слова, не мешающие выполнению задания.
Советы по эффективному выполнению задания:
1) до прослушивания текстов:
а) определить общее содержание текста по первой строке установки;
б) бегло просмотреть все утверждения, а затем каждое утверждение последовательно, чтобы уточнить суть запрашиваемой информации. Мысленно сформулировать уточняющие вопросы. Они помогут сконцентрировать внимание на нужных моментах текста, игнорировать избыточную информацию, определить, есть ли запрашиваемая информация в тексте;
в) если в утверждении есть информация (чаще всего именно уточняющая деталь), которая отсутствует в тексте – это является основанием для выбора ответа «нет информации»;
г) если не успели изучить все утверждения, не расстраивайтесь, все задания идут последовательно по тексту, опережения на одно задание достаточно.
2) во время первого прослушивания:
а) по мере прослушивания текста отмечать все возможные варианты ответа, принимая во внимание уточняющие детали, вопросы, заданные ранее.
3) во время второго прослушивания:
а) обратить особое внимание на задания, где изначально были выбраны несколько возможных вариантов ответа. Слушая текст, записывать ключевые слова, позволяющие обосновать правильность выбора ответа.
4) после прослушивания:
а) проверить однозначность выбора ответа
23 слайд
Цель задания №3 проверить умение:
- полного понимания текста на уровне содержания и смысла;
- определить единицу проверяемого текста (слово, предложение, абзац, весь текст);
- различать мнение автора от его намерений; а также от мнений и намерений других лиц и т.д.
Советы по эффективному выполнению задания:
1) до прослушивания текстов:
а) определить примерное содержание текста по первой строке установки к заданию;
б) бегло просмотреть сначала все утверждения, а затем каждый вопрос/начало предложения без предложенных вариантов ответа или окончаний, чтобы уточнить суть запрашиваемой информации. Если без окончания суть предложения неясна, тогда просмотреть варианты концовок. Это поможет сконцентрировать внимание на запрашиваемой информации, игнорировать избыточную информацию в звучащем тексте;
в) просмотреть предложенные варианты ответа и определить их различия. Подчеркивать ключевые слова, делать иные пометки, которые помогут понять суть запрашиваемой информации и различия между вариантами.
2) во время первого прослушивания:
а) отмечать все возможные варианты ответа в задании, ориентируясь только на текст, а не на свой здравый смысл или общий кругозор по теме.
3) во время второго прослушивания:
а) обратить особое внимание на задания, где изначально были выбраны несколько возможных ответов. Слушая текст, записывать ключевые слова, которые помогают обосновать выбор.
4) после прослушивания:
а) проверить однозначность выбора ответа
24-25 слайд
- При подготовке к данному разделу можно рекомендовать:
- слушать аутентичные записи с разными голосами (мужскими и женскими) и разными вариантами английского языка (британским и американским);
- слушать тексты разных жанров (бытовые диалоги, репортажи, интервью, лекции и т.д.);
- развивать механизмы аудирования: фонематический слух, кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление, механизмы эквивалентных замен;
- научиться определять, какие умения проверяются в конкретных заданиях и какие стратегии выполнения следует применить;
- научиться правильно выделять ключевые слова и фразы в текстах, утверждениях и вопросах;
- стремиться сосредоточиться на главном в тексте и стараться запомнить главные блоки информации, используя разные приемы запоминания: рисунки, ключевые слова, ассоциативный ряд слов и т.д.;
- фиксировать основные положения сообщения в кратком виде письменно;
- научиться определять основную идею во время прослушивания, а после прослушивания текста ее сформулировать письменно или устно;
- пытаться предугадать, о чем будет идти речь дальше в тексте, а затем проверять свои прогнозы во время прослушивания;
- в процессе слушания проводить анализ и оценку сообщаемого;
- до прослушивания разобрать задание, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.
26 слайд
Практика аудирования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научиться понимать исходный текст
Конспект урока русского языка (10 класс)...
Как научиться понимать друг друга
Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. На занятии дети разбирают, что помогает в общении, а что мешает. Участники наблюдают за мимикой и жестами...
Родительское собрание"Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать подростка"
Целевая аудитория данного родительского собрания- родители учащихся 8 класса....
Исследовательский проект на тему «Как научиться понимать друг друга?»
Данный проект рассматривает причины возникновения конфликтов в школьном сообществе и пути их преодоления. Рассмотрение данного вопроса особенно актуально, так как совреме...
Как научиться понимать английскую речь?
Часто ли у вас так бывает, что слушая преподавателя или запись на английском языке, вы что-то не понимаете или вообще не улавливаете о чем идет речь?Частые трудности при аудировании:человек быстр...
Как научиться понимать современную молодёжь?
В любом языке существует свой сленг подростков. Им изобилуют фильмы, музыка, СМИ, социальные сети и Интернет. Жаргонные слова приходят в лексикон подростков из уст известных актеров, поп-исполнителей,...
Выступление на родительском собрании "Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?"
Данный материал может использоваться для выступления на родительских собраниях в 6-7 классах...