Тьюторство
статья на тему

Рогонова Елена Владимировна

Тьюторство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorstvo.docx103.16 КБ

Предварительный просмотр:

Должность

Цель работы

Методы и формы работы

Классный руководитель

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением
  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Учитель

Формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностного-ориентированного подхода к процессу воспитания и обучения.

Урок - наиболее распространенная организационная форма работы в нашей школе. Можно выделить следующие основные типы уроков: изучения нового материала; контроля знаний; обобщающий урок и зачет; лабораторно-практическая работа; комбинированный.

На уроках  достаточно эффективны следующие формы работы: фронтальная беседа; работа индивидуально и попарно; групповая работа, обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.

Классификация форм уроков

  • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
  • Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
  • Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
  • Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
  • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры. 
  • Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
  • Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

  • Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
  • Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
  • Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

Тьютор

персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве  образовательной организации. Разработка и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, формирования их личности (помогает  разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координация поиска информации обучающихся для их самообразования.

  Индивидуальные и групповые тьюторские консультации.

  Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.      Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника.

Форма занятия:

деловая игра;

ролевая игра;

тренинг;

мозговой штурм;

презентация;

анализ учебной ситуации;      

круглый стол;

конференция;

защита проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторство - как основной элемент управления профессиональным самоопределением личности обучающегося

Статья опубликована в сборнике "Непрерывное образование в Западной Сибири: материалы четвертой региональной научно-практической конференции (12-16 июля 2010 года)" [Текст] : сборник научных ...

Тьюторство в школе

Тьютор в предпрофильной и профильной школе, буклет...

Тьюторство в школе

Тьютор в предпрофильной и профильной школе, буклет...

«Тьюторство как средство решения современных требований образования »

«Тьюторство как средство решения современных требований  образования »-из опыта работы...

Статья ТЬЮТОРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, в ре...

Конспект урока по трудовому обучению в неделю нравственности в 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство)

Конспект урока по трудовому обучениюв неделю нравственностив 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство) метапредметные связи   Тема недели: Учи...

"Первые шаги" к тьюторству

Многие учителя и классные руководители (и мы в том числе) применяют в своей деятельности способы тьюторского сопрово­ждения. Конечно, для эффективного обучения нам необходимо выявлять индивидуальные о...